Главная / Информатика / Технологическая карта урока "В мире кодов. Способы кодирования информации" 5 класс

Технологическая карта урока "В мире кодов. Способы кодирования информации" 5 класс

Название документа Кодирование информации.ppt

Задания низкого уровня сложности. Источник: учебник; приемник: школьник; исто...
Кодирование информации В мире кодов Способы кодирования информации
В мире кодов Информация может поступать от источника к приёмнику с помощью ра...
Код – это система условных знаков для представления информации. Кодирование –...
Действия по восстановлению первоначальной формы представления принято называт...
В мире кодов КНИГА – русский язык BOOK – английский язык BUCH – немецкий язык...
В мире кодов
Луи Брайль придумал способ представления информации для слепых. Проводя пальц...
В простейшей кодовой таблице каждой букве поставлен в соответствие её порядко...
Каждую букву исходного текста можно заменить следующей после неё буквой в алф...
В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек ну...
Способы кодирования информации Одна и та же информация может быть представлен...
Разнообразие кодов
Декодируйте информацию: Задание 1 Только смелым покоряются моря Проверка
Декодируйте информацию, зная что каждой букве соответствует пара чисел, где п...
Самое главное Передаваемая информация может поступать от источника к приёмник...
Домашнее задание Учебник – пункт 7(1), читать и выучить определения Рабочая т...
Какие знаки используются для представления информации при: а) записи арифмет...
Закодированное настроение Какие сведения вы храните в своей записной книжке? ...
1 из 21

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 Задания низкого уровня сложности. Источник: учебник; приемник: школьник; источни
Описание слайда:

Задания низкого уровня сложности. Источник: учебник; приемник: школьник; источник: письмо; приемник: бабушка; источник: будильник; приемник: мальчик; источники: Оля и Лена; приемники: Оля и Лена. Задания среднего уровня сложности. Источник: учитель; приемники: ученики класса; двусторонний; источник: регулировщик; приемники: пешеходы, водители машин; двусторонний; источник: дорожный знак; приемники: водители машин; односторонний; источник: билет; приемник: мальчик; односторонний. Задания высокого уровня сложности. Бабушка смотрит телепередачу. Два друга общаются на перемене.

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4 Кодирование информации В мире кодов Способы кодирования информации
Описание слайда:

Кодирование информации В мире кодов Способы кодирования информации

№ слайда 5 В мире кодов Информация может поступать от источника к приёмнику с помощью разли
Описание слайда:

В мире кодов Информация может поступать от источника к приёмнику с помощью различных сигналов. Чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.

№ слайда 6 Код – это система условных знаков для представления информации. Кодирование – эт
Описание слайда:

Код – это система условных знаков для представления информации. Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода. В мире кодов !

№ слайда 7 Действия по восстановлению первоначальной формы представления принято называть д
Описание слайда:

Действия по восстановлению первоначальной формы представления принято называть декодированием. Декодирование информации Звуковой сигнал Электрический сигнал Звуковой сигнал !

№ слайда 8 В мире кодов КНИГА – русский язык BOOK – английский язык BUCH – немецкий язык LI
Описание слайда:

В мире кодов КНИГА – русский язык BOOK – английский язык BUCH – немецкий язык LIVRE – французский язык 12 – число, записанное вавилонской клинописью Текстовая информация Числовая информация – число, записанное арабскими цифрами – число, записанное римскими цифрами

№ слайда 9 В мире кодов
Описание слайда:

В мире кодов

№ слайда 10 Луи Брайль придумал способ представления информации для слепых. Проводя пальцами
Описание слайда:

Луи Брайль придумал способ представления информации для слепых. Проводя пальцами по выступам, незрячие люди различают буквы и могут читать. В мире кодов

№ слайда 11 В простейшей кодовой таблице каждой букве поставлен в соответствие её порядковый
Описание слайда:

В простейшей кодовой таблице каждой букве поставлен в соответствие её порядковый номер в алфавите. Узнайте скороговорку: 16 20 20 16 17 16 20 01 12 16 17 29 20 17 29 13 30 17 16 17 16 13 32 13 06 20 10 20 Пример кода - 1 ОТТОПОТАКОПЫТ ПЫЛЬПОПОЛЮЛЕТИТ Проверка А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 К Л М Н О П Р С Т У Ф 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

№ слайда 12 Каждую букву исходного текста можно заменить следующей после неё буквой в алфави
Описание слайда:

Каждую букву исходного текста можно заменить следующей после неё буквой в алфавите. Такой код называют шифром замены. Закодированный текст: БМ ЧГЁУ НКМ ОБ ГЁТЭ ТГЁУ А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Б А Пример кода - 2 Исходный текст: АЛ ЦВЕТ МИЛ НА ВЕСЬ СВЕТ

№ слайда 13 В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей
Описание слайда:

В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц. Какие сведения вы храните в своей записной книжке? Как можно назвать записную книжку с точки зрения хранения информации? Перечислите достоинства и недостатки хранения информации в оперативной и долговременной памяти. Объясните своими словами, что такое носитель информации. Какие носители информации вам известны? Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего? В мире кодов 1000 0001 0101 1010 0010 0100 0101 1010 0101 1010 0010 0100 0101 1010 1000 0001 1100 0000 1100 0001 1100 0010 1111 1110 1 0 1 1

№ слайда 14 Способы кодирования информации Одна и та же информация может быть представлена р
Описание слайда:

Способы кодирования информации Одна и та же информация может быть представлена разными кодами (в разных формах). Способ кодирования информации зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование. Основные способы кодирования: графический (рисунки, значки) числовой символьный.

№ слайда 15 Разнообразие кодов
Описание слайда:

Разнообразие кодов

№ слайда 16 Декодируйте информацию: Задание 1 Только смелым покоряются моря Проверка
Описание слайда:

Декодируйте информацию: Задание 1 Только смелым покоряются моря Проверка

№ слайда 17 Декодируйте информацию, зная что каждой букве соответствует пара чисел, где перв
Описание слайда:

Декодируйте информацию, зная что каждой букве соответствует пара чисел, где первое число – номер столбца, а второе число – номер строки в кодовой таблице: (5, 3) (2, 2) (5, 2) (8, 3) (2, 3) (1, 3) ДРУЖБА Задание 2 Проверка

№ слайда 18 Самое главное Передаваемая информация может поступать от источника к приёмнику с
Описание слайда:

Самое главное Передаваемая информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов, то есть в закодированном виде. Код – это система условных знаков для представления информации. Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода. Выбор способа кодирования зависит от цели, ради которой оно осуществляется. Чтобы декодировать закодированное сообщение, необходимо знать код.

№ слайда 19 Домашнее задание Учебник – пункт 7(1), читать и выучить определения Рабочая тетр
Описание слайда:

Домашнее задание Учебник – пункт 7(1), читать и выучить определения Рабочая тетрадь - №№87, 92-95 (письменно)

№ слайда 20 Какие знаки используются для представления информации при: а) записи арифметиче
Описание слайда:

Какие знаки используются для представления информации при: а) записи арифметических выражений; б) записи мелодий; в) записи звуков речи; г) оформлении календаря погоды; д) управлении движением транспорта? ?

№ слайда 21 Закодированное настроение Какие сведения вы храните в своей записной книжке? Как
Описание слайда:

Закодированное настроение Какие сведения вы храните в своей записной книжке? Как можно назвать записную книжку с точки зрения хранения информации? Перечислите достоинства и недостатки хранения информации в оперативной и долговременной памяти. Объясните своими словами, что такое носитель информации. Какие носители информации вам известны? Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего?

Название документа Приложение 1.docx

hello_html_532ba7a3.gifhello_html_m2f1272ec.gifПриложение 1.



Задания

Ответы

Задания низкого уровня сложности.

Определите источник и приемник информации:

  1. Школьник читает текст в учебнике;

  2. Бабушка читает письмо;

  3. Мальчик просыпается от звонка будильника;

  4. Разговаривают подруги Оля и Лена.

Задания среднего уровня сложности.

Определите источник и приемник информации, а также характер передачи информации:

  1. Учитель объясняет новый материал классу;

  2. Регулировщик управляет потоками машин и пешеходов;

  3. Вывешен знак, запрещающий проезд по улице;

  4. Мальчик получил пригласительный билет на ёлку.

Задания высокого уровня сложности.

Придумайте примеры передачи информации, соответствующие схемам:

Приемник

Источник

1)


Приемник

Источник

2)



Задания низкого уровня сложности.

  1. Источник: учебник; приемник: школьник;

  2. источник: письмо; приемник: бабушка;

  3. источник: будильник; приемник: мальчик;

  4. источники: Оля и Лена; приемники: Оля и Лена.

Задания среднего уровня сложности.

  1. Источник: учитель; приемники: ученики класса; двусторонний;

  2. источник: регулировщик; приемники: пешеходы, водители машин; двусторонний;

  3. источник: дорожный знак; приемники: водители машин; односторонний;

  4. источник: билет; приемник: мальчик; односторонний.

Задания высокого уровня сложности.

  1. Бабушка смотрит телепередачу.

  2. Два друга общаются на перемене.




Название документа Приложение 2.docx

Приложение 2.hello_html_27e58066.png

















hello_html_m4ccdc802.png































hello_html_m74e9d843.png







































hello_html_7856e362.png









hello_html_2c229898.png

Название документа Технологическая карта урока.docx

hello_html_m3619c7ef.gifhello_html_m2ed22f0f.gifhello_html_35a5c143.gif

Технологическая карта урока.

Учебный предмет: информатика Учитель: Гришина Людмила Вячеславовна

Класс: 5 МБОУ СОШ №12

УМК:

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 5 класса/ Л.Л.Босова, А.Ю.Босова.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.-184с.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса/ Л.Л.Босова, А.Ю.Босова.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.-144с.

Тема урока: В мире кодов. Способы кодирования информации.

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)

Цель урока: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление понимания процесса кодирования информации, различных видов кодирования.

Планируемый результат: понять и уметь применять на бытовом уровне понятие "код", приводить простые примеры кодирования в повседневной жизни и деятельности человека. Уметь кодировать информацию с помощью различных кодов, придумывать свой собственный код, рассмотреть связи со школьными дисциплинами, использующими кодирование (например: математика, география, физическое воспитание и т.д.).

Задачи урока:

предметные:

  • сформировать представление о кодах и кодировании;

  • сформировать умение кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;

  • умение перекодировать информацию из одной пространственно - графической или знаково - символической формы в другую;

метапредметные:

  • регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; внесение коррективов в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; развитие навыков самоконтроля;

  • коммуникативные УУД: умение осознанно строить речевые высказывания, слушать и понимать речь других, вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками при работе в группе и парах;

  • познавательные УУД: умение структурировать знания; анализировать и делать выводы; умение работать с текстом и находить в нём нужную информацию;


личностные:

  • понимание значения кодов в жизни человека;

  • формирование умений управлять своей учебной деятельностью, осуществлять контроль и самоконтроль;

  • формирование интереса к информатике;

  • развитие культуры речи, логического мышления путём совместной и самостоятельной работы на уроке;


Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Используемые на уроке средства ИКТ и материалы:

  • персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

  • ПК учащихся;

  • Карточки с заданиями;

  • Учебник

Электронные ресурсы:

  1. презентация «Кодирование информации»;

  2. интерактивное задание «расшифруй слово» ( №170362);

  3. Видеоролик «Азбука Морзе» в составе CD «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине “Информатика”», часть 1 «Теоретические основы информатики», раздел «Информация в цифровом виде, кодирование» (№215485).

















Этап урока

Используемые

ЦОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Мотивация



Организационный этап


Слайд 1

Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей.


Приветствуют учителя, организуют рабочее место.




Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Личностные:

психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение.





Регулятивные: осуществление самоконтроля.

Познавательные: умение анализировать и делать выводы






Проверка домашнего задания


Слайд 2

«Прежде чем мы познакомимся с темой урока, проверим как вы усвоили тему прошлого урока. Необходимо выбрать «сигнальную кнопку» и вспомнить пройденный материал»

На столе у каждого ученика три кружка: зелёный, желтый, красный, которые соответствуют уровням заданий (базовый, повышенный, высокий). Ученик выбирает свой уровень задания и поднимает кружок:

  • зелёный – задания низкого уровня сложности;

  • жёлтый – задания средней сложности;

  • красный – задания высокого уровня сложности.



Учитель даёт задания обучающимся (Приложение 1). Следит за самостоятельностью выполнения заданий. Выводит на экран правильное решение задач. Выборочно проверяет несколько тетрадей учащихся. Выставляет оценки в журнал.


Выбирают уровень сложности задания, решают задачи.



Осуществляют самопроверку по ответам на слайде. Диктуют оценки учителю.


2

Актуализация знаний, формулирование темы и целей урока.

Слайд 3







































































Слайд 4





Слайд 5,6,7

Как вы думаете, достаточно ли нам источника, приёмника и информационного канала для осуществления передачи информации? Если учащиеся сразу ответили, что недостаточно, то учитель подтверждает это невозможность прочитать сообщение.



Если же учащиеся ответили, что приёмник и источник – это достаточные условия для передачи информации, то учитель ставит проблему – Можем ли мы прочитать сообщение ОКООДИОРООВАОНИОЕ ОИНОФООРМОАЦОИИ?



А может мы сможем понять, о чём нам хочет сказать этот человек? http://www.fld.mrsu.ru/wp-content/uploads/2013/01/1356003828_surdoperevod-1.jpg











Следовательно, что необходимо нам знать для понимания смысла полученной информации?



Итак, сформулируем открытие: что необходимо источнику и приёмнику кроме информационного канала?



Сформулируем тему урока: «Кодирование информации»



Попробуем вместе сформулировать, что же является кодом?





Какое действие называется кодированием, декодированием?


Участвуют в беседе.

































Нет.



Нет, так как мы не знаем значения этих жестов.













Надо знать правила и значения знаков, с помощью которых составлено сообщение.



Для передачи информации источник должен не только получить, но и понять полученное сообщенное. Нужен шифр или код.











Записывают определение в тетрадь

Регулятивные: определение темы и постановка целей урока.

Коммуникативные: умение строить речевые высказывания, аргументировано отстаивать своё мнение, сотрудничать, слушать других.



Познавательные: умение анализировать и делать выводы; постановка и формулирование проблемы; подведение под понятие.

3

Первичное усвоение новых знаний

Демонстрация ЭОР «Азбука Морзе»





ЭОР «Разгадай слово»

Рассказывает о наиболее известных кодах. На уроке важно подчеркнуть многообразие окружающих нас кодов.



Давайте сами потренируемся в кодировании.

Занимают свои места за компьютерами включаются в практическую работу.



Выполняют интерактивное задание «Разгадай слово»

Предметные: понятие о кодах, умение перекодировать информацию из одной пространственно - графической или знаково - символической формы в другую.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: формирование интереса к предмету и ИКТ - компетентности.

4

Первичная проверка понимания

Слайд 8, 9,10,11,12,

13, 14, 15, 16, 17

В нашей жизни существует множество разнообразных кодов. Откройте учебник на странице 47 и в парах с соседом поработайте над ответом на вопрос: «С какими способами кодирования информации мы встречаемся в жизни?»


Отвечают на поставленный вопрос соседу по парте, затем фронтально отвечают учителю.

Предметные: формирование понятия кодирования и способов кодирования.

Регулятивные: планирование своей деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, построение речевых высказываний.

Познавательные: умение работать с текстом и находить нужную информацию.

Личностные: формирование интереса к информатике.

5

Динамическая пауза

Видео «Физкультминутка»

Проведение физкультминутки и контроль за выполнением учащимися упражнений.

Выполняют упражнения физкультминутки.

Коммуникативные: взаимодействие с одноклассниками.

Личностные: формирование здорового образа жизни.

6

Первичное закрепление


Выполним задания в рабочей тетради: №83, 84, 86, 98

(Приложение 2).



Контролирует правильность решения задач


Выполняют задания в тетради на печатной основе, участвуют в обсуждении ответов во фронтальном режиме.

Предметные: умение кодировать и декодировать по заданным правилам; извлечение из текста необходимой информации

Регулятивные: планирование и корректировка своих действия, самоконтроль.

Коммуникативные: умение аргументировать своё мнение и высказывать его с достаточной полнотой и точностью, умение сотрудничать.

Познавательные: постановка и решение проблем.

Личностные: понимание моральных норм (взаимопомощь).

7

Включение в систему знаний повторения.

Слайд 18

Учитель обращается к ученикам: «Что такое код, кодирование и декодирование? Какие способы кодирования мы рассмотрели? Можем ли мы придумать свой способ кодирования?


Повторяют изученный материал. Фронтально участвуют в обсуждении вопроса.

Предметные: представление о кодах и способах кодирования; построение логической цепи рассуждений; извлечение информации.

Коммуникативные: умение правильно строить речевые высказывания, слушать и понимать речь других.

Познавательные: умение структурировать знания.

Личностные: умение уважительно относиться к одноклассникам и их мнению.

8

Домашнее задание

Слайд 19

На дом:

п.7(1) – читать, выучить определения. В рабочей тетради письменно выполнить номера 87, 92-95.


Записывают в дневник

Регулятивные: умение планировать свою деятельность


9

Рефлексия.

Слайд 20, 21

С какой целью люди кодируют информацию? На каких уроках, кроме информатики, вы встречаетесь с кодированием?

Используете ли вы кодирование в жизни?



Давайте в конце урока закодируем своё настроение с помощью картинок.




На математике, естествознании, физкультуре.





При записи.





Выходят к доске и изображают соответствующий «смайлик»

Предметные: рефлексия способов и условий действия;

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; самооценка на основе критерия успешности.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; планирование учебного сотрудничества.

Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.





Технологическая карта урока "В мире кодов. Способы кодирования информации" 5 класс
  • Информатика
Описание:

Тема урока: В мире кодов. Способы кодирования информации.

Тип урока:открытие нового знания (ОНЗ)

 

Цель урока: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление понимания процесса кодирования информации, различных видов кодирования.

Используемые на уроке средства ИКТ и материалы:

          персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

          ПК учащихся;

          Карточки с заданиями;

          Учебник

Электронные ресурсы:

1)     презентация «Кодирование информации»;

2)     интерактивное задание «расшифруй слово» ( №170362);

 

3)     Видеоролик «Азбука Морзе» в составе CD «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине “Информатика”», часть 1 «Теоретические основы информатики», раздел «Информация в цифровом виде, кодирование» (№215485).

Автор Гришина Людмила Вячеславовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 1126
Номер материала 37187
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓