Главная / Информатика / Технологическая карта урока "В мире кодов. Способы кодирования информации".

Технологическая карта урока "В мире кодов. Способы кодирования информации".

Название документа Заявка.docx

Заявка

на участие в конкурсе профессионального мастерства

«Лучший преподаватель информатики и ИТК»


Фамилия, имя, отчество участника

(полностью)

Ширяева Мария Анатольевна

Дата и место рождения


03.11.1971

Специальность

(в соответствии с дипломом об образовании)

инженер-системотехник, учитель информатики и ИКТ

Место работы

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с уставными документами)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №17»

Должность

(должность участника в настоящий момент)

Учитель информатики и ИКТ

Номинация

(укажите номинацию, в которой Вы планируете принять участие)


«Лучший учитель информатики и ИКТ общеобразовательной организации Кемеровской области»

Домашний адрес с индексом

652420, г. Березовский Кемеровской области, Комсомольский бульвар,

д.7, кв.21

Контакты:


Рабочий телефон

(с указанием кода города)

(8-384-45) 3-14-70

Домашний телефон

(с указанием кода города)

(8-384-45) 5-88-26

Сотовый телефон


8-923-483-8673

Е-mail(личный)


pustovetova71@mail.ru

Паспортные данные

(серия, номер, кем и когда выдан)

паспорт 3201 № 254831 выдан 31.01.2002 Березовским ГОВД Кемеровской обл.

ИНН

420303564761

Страховое свидетельство

113-026-543-98


Подтверждаю правильность представленных мною данных.

____________________

(подпись участника)



Согласен на участие в конкурсе профессионального мастерства «Лучший преподаватель информатики и ИТК» и внесение сведений, указанных в заявке в некоммерческих целях для размещения в Интернете, буклетах и периодических изданиях с возможностью редакторской обработки. ____________________

(подпись участника)


Согласен на обработку моих персональных данных в порядке, установленном ФЗ от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных»

____________________

(подпись участника)


Название документа Кодирование информации.docx

В мире кодов. Способы кодирования информации Дата урока__________

Учитель: Ширяева Мария Анатольевна, учитель информатики и ИКТ МБОУ «Лицей №17», г.Березовский

Технологическая карта урока. Босова. Информатика . 5 класс. ФГОС.


Тема урока

В мире кодов. Способы кодирования информации

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования

умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую

понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики

Решаемые учебные проблемы

1) закрепить знания об информационных процессах;

2) обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов;

3) сформировать общие представления о роли кодирования информации;

4) поупражняться в кодировании и декодировании информации с помощьюразличных кодов.

Основные понятия, изучаемые на уроке

код;кодирование;декодирование

Вид используемых на уроке средств ИКТ

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ПК учащихся.


Структура урока

  1. Организационный момент – 1 мин.

  2. Проверка домашнего задания – 3 мин

  3. Повторение пройденного материала, постановка проблемы– 3 мин.

  4. Изучение нового материала и первичное закрепление – 15 мин

  5. Физпауза – 1 мин.

  6. Практическая работа – 10 мин.

  7. Закрепление изученного материала – 7 мин.

  8. Домашнее задание – 2 мин.

  9. Подведение итогов – 3 мин.



Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный момент


Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

- формирование навыков письма

2

Проверка домашнего задания

§6 Вопрос №8 на с. 45

РТ с. 43, №71, №75(1-7)

Дети читают вопросы и отвечают на них, рассказывают, как выполнили письменное задание;

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска

Личностные УУД:

- развитие грамотной речи

3

Повторение пройденного материала, постановка проблемы

Прежде чем начать изучение новой темы, давайте вспомним основные определения, которые вы уже усвоили. Наша задача разгадать кроссворд.(слайд 1)

Вопросы кроссворда:

По вертикали: 1. Сведения об окружающем мире.

По горизонтали: 2. Любой материальный объект, используемый для хранения информации. 3. Современное средство получения информации. 4. Это информация, хранящаяся в долговременной памяти как единое целое и обозначенная именем.

hello_html_m7ead3202.png

- Давайте обратим внимание на следующий слайд. Этот человек пытается нам сказать что-то, однако мы не можем его понять. Как вы думаете, что он хочет сообщить нам этим жестом?.(слайд 2)

- Но мы не можем точно утверждать, что именно он нам хочет сказать, поскольку в разных странах одни и те же жесты означают совершенно разное. И что же следует предпринять, чтобы правильно понять людей этих стран?

- Давайте подумаем и попробуем выяснить, что же самое главное в ваших ответах и определим тему урока

Участвуют в работе по повторению: разгадывают кроссворд. Один ученик работает с интерактивной доской.





































- Показывает число 0 или букву О, показывает, что всё хорошо.







- знать жесты, знать, что они означают, какое действие, предмет, явление этими жестами закодировано.







- главное – жест может означать разные понятия, то – что под этим жестом закодировано.

Тема урока – кодирование информации.(слайд 3)

Регулятивные УУД:

- выделение и осознание того, что уже пройдено;структурирование знаний;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Познавательные УУД:

-анализируют, аргументируют свою точку зрения;

- актуализация сведений из личного опыта;

-формирования навыков преобразования информации;

-формирование понятий «код», «кодирование», «декодирование»;

Личностные УУД:

- умение структурировать знания;

- применять навыки кодирования на практике



Коммуникативные УУД:

- формирование умения общения со сверстниками, уважительного отношения к одноклассникам;




































4

Изучение нового материала и первичное закрепление

- Информация, которую мы получаем из окружающего мира поступает к нам в виде условных знаков или сигналов разной физической природы. Это свет, звук, запах, это слова, значки, символы, жесты и движения.(слайд 4)

- Для того чтобы произошла передача информации, мы должны не только принять сигнал но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника, человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок - кому-то нужно с вами поговорить; звонок в дверь – кто-то пришел, школьный звонок сообщает о перемене.(слайд 5)

- Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.(слайд 6)

Код - это система условных знаков для представления информации.

Кодирование - формирование представления информации с помощью некоторого кода. (или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки).

Обратное преобразование называется декодированием.

Декодирование - это процесс восстановления содержания закодированной информации.

- Способ кодирования (слайд 7) (форма представления) информации зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование

- Как вы думаете, с какой целью кодируют информацию?



- Чаще всего применяют следующие способы кодирования информации(слайд 8):

  • числовой – с помощью чисел;

  • символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст;

  • графический – с помощью рисунков или значков.

Примеры кодировочных таблиц.(слайды 9-14)



- Воспользуйся кодировочной таблицей и узнай, как в памяти компьютера хранится слово « Буква». (слайд 15):

hello_html_6d1391ef.png

- Воспользуйся кодировочной таблицей и расшифруй закодированное слово. (слайд 16):

hello_html_m788d1256.png

Наблюдают за материалом презентации.



































































-Сокращение записи, засекречивание (шифровка) информации, удобство обработки.



















Наблюдают за материалом презентации.



Участвуют в работе. Один ученик работает с интерактивной доской.


Регулятивные УУД:

структурирование знаний;

Познавательные УУД:

-формирования навыков преобразования информации;

-формирование понятий «код», «кодирование», «двоичное кодирование», «декодирование»;

Личностные УУД:

- умение структурировать знания;

- применять навыки кодирования на практике

Коммуникативные УУД:

- формирование умения общения со сверстниками, уважительного отношения к одноклассникам


5

Физпауза

Давайте отдохнем. Электронная физминутка для глаз. (слайд 17):

Даёт возможность отдохнуть, получить положительный настрой на продолжение работы.


6

Закрепление

Отдохнули, а теперь выполним задания для закрепления. Выполни задания в рабочей тетради: с. 56-62, №83, 86(1, 2) (слайды 18-22):

Работают самостоятельно. Один ученик работает с интерактивной доской.

Личностные УУД:

-развитие логического мышления

Коммуникативные УУД:

- Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Регулятивные УУД:

- Умение слушать и вступать в диалог

- Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)

- Осуществление самоконтроля. Коррекция, оценка

7

Компьютерный практикум

В ГР Paint создать рисунок «Бумажный змей» (слайд 23)

Работают за компьютерами в ГР Paint

Коммуникативные УУД:

- умение работать в парах,

- развитие диалогической речи

2

Запись домашнего задания.

§7 с. 46-49

РТ: № 84, с. 55, №86 (3-10), с. 60, №96, с. 66, №98, с. 68 (слайд 24)

Работа с дневниками

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

- формирование навыков письма


8

Итоги урока, рефлексия

Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

Оценивают свою деятельность

Познавательные УУД:

- Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме. Умение делать выводы.

Регулятивные УУД:

- Саморегуляция. Рефлексия.

Личностные УУД:

--рефлексия способов и условий

действия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности

Коммуникативные УУД:

- Участие в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме. Умение формулировать собственное мнение.



Название документа Кодировнаие информации.pptx

По вертикали: 1. Сведения об окружающем мире. По горизонтали: 2. Любой матери...
Что это значит?
В мире кодов. Способы кодирования информации www.themegallery.com
Пора вставать, собираться в школу Кому-то надо с вами поговорить Кто-то прише...
— правило (алгоритм) сопоставления каждому конкретному сообщению строго опре...
Способы кодирования информации Одна и та же информация может быть представлен...
Способы кодирования текста Графический Числовой Символьный Хранение информац...
Для кодирования сообщения используются два символа – «точка» и «тире» Символ...
При шифровании каждый символ заменяется другим, отстоящим от него в алфавите...
Математическая модель Пример: k=3 Исходный алфавит: АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦ...
Кодирование чисел Арабские числа Римские числа
В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек ну...
Графическое кодирование
Воспользуйся кодировочной таблицей и узнай, как в памяти компьютера хранится ...
Воспользуйся кодировочной таблицей и расшифруй закодированное слово. Ч И С Л ...
Зарядка для глаз Галкина Инна Анатольевна МОУ «Водоватовская СОШ», Арзамасско...
А Б В М № 83 У К З К У Б Р И К
Б В М № 83 У У Б Р И К К А М Б У З К
А Б В М № 83 У Л З К У Б С И К К А М Б У З К У Б Р И К Я Н
А Б В М № 83 У Л З К О Ш Р И К К А М Б У З К У Б Р И К С К Л Я Н К И Т Н В Ы
№ 86 (1, 2)
Компьютерный практикум В графическом редакторе Paint закодировать словосочета...
Домашнее задание §7 с. 46-49 РТ: № 84, с. 55, №86 (3-10), с. 60, №96, с. 66, ...
 Спасибо за урок! www.themegallery.com
1 из 25

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 По вертикали: 1. Сведения об окружающем мире. По горизонтали: 2. Любой материаль
Описание слайда:

По вертикали: 1. Сведения об окружающем мире. По горизонтали: 2. Любой материальный объект, используемый для хранения информации. 3. Современное средство получения информации. 4. Это информация, хранящаяся в долговременной памяти как единое целое и обозначенная именем. Повторение         1                       2                                                             3                                                     4                                                                                        

№ слайда 2 Что это значит?
Описание слайда:

Что это значит?

№ слайда 3 В мире кодов. Способы кодирования информации www.themegallery.com
Описание слайда:

В мире кодов. Способы кодирования информации www.themegallery.com

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5 Пора вставать, собираться в школу Кому-то надо с вами поговорить Кто-то пришел Н
Описание слайда:

Пора вставать, собираться в школу Кому-то надо с вами поговорить Кто-то пришел Начало урока или перемены звонок Получить сигнал – расшифровать его

№ слайда 6 — правило (алгоритм) сопоставления каждому конкретному сообщению строго определ
Описание слайда:

— правило (алгоритм) сопоставления каждому конкретному сообщению строго определённой комбинации символов (знаков) или сигналов. Кодом также называется отдельная комбинация таких символов (знаков) — слово. Кодирование информации — процесс преобразования некоторого сообщения в комбинацию символов в соответствии с кодом. КОД — процесс восстановления сообщения из комбинации символов. КОДИРОВАНИЕ ДЕКОДИРОВАНИЕ

№ слайда 7 Способы кодирования информации Одна и та же информация может быть представлена р
Описание слайда:

Способы кодирования информации Одна и та же информация может быть представлена разными кодами (в разных формах). Способ кодирования информации зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование. Основные способы кодирования: графический (рисунки, значки) числовой символьный.

№ слайда 8 Способы кодирования текста Графический Числовой Символьный Хранение информации
Описание слайда:

Способы кодирования текста Графический Числовой Символьный Хранение информации в памяти компьютера в виде двоичного кода. С помощью специальных рисунков или значков (Артур Конан Дойл «Приключения Шерлока Холмса: Пляшущие человечки») Использование символов того же алфавита, что и в исходном тексте, либо посредством специальных символов (Шифр Цезаря, шифр Виженера, Азбука Морзе)

№ слайда 9 Для кодирования сообщения используются два символа – «точка» и «тире» Символьны
Описание слайда:

Для кодирования сообщения используются два символа – «точка» и «тире» Символьный способ кодирования информации – это кодирование с помощью специальных символов. Символьное кодирование •--• --- -•• -• •• -- •• •-• ••- -•- ••- •--• --- •-•• ••- ---• •• •--• •-•- - -••- ! Азбука Морзе

№ слайда 10 При шифровании каждый символ заменяется другим, отстоящим от него в алфавите на
Описание слайда:

При шифровании каждый символ заменяется другим, отстоящим от него в алфавите на фиксированное число позиций. Шифр Цезаря Оригинальный текст: Съешь же ещё этих мягких французских булок, да выпей чаю. Шифрованный текст получается путём замены каждой буквы оригинального текста соответствующей буквой шифрованного алфавита: Фэзыя йз зьи ахлш пвёнлш чугрщцкфнлш дцосн, жг еютзм ъгб. Пример: k=3 Исходный алфавит: АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ Шифрованный: ГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯАБВ

№ слайда 11 Математическая модель Пример: k=3 Исходный алфавит: АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ
Описание слайда:

Математическая модель Пример: k=3 Исходный алфавит: АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ Шифрованный: ГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯАБВ Шифр Цезаря y = ( x + k ) mod n x = ( y – k ) mod n Оригинальный текст: Съешь же ещё этих мягких французских булок, да выпей чаю. Шифрованный текст получается путём замены каждой буквы оригинального текста соответствующей буквой шифрованного алфавита: Фэзыя йз зьи ахлш пвёнлш чугрщцкфнлш дцосн, жг еютзм ъгб.

№ слайда 12 Кодирование чисел Арабские числа Римские числа
Описание слайда:

Кодирование чисел Арабские числа Римские числа

№ слайда 13 В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей
Описание слайда:

В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц. Какие сведения вы храните в своей записной книжке? Как можно назвать записную книжку с точки зрения хранения информации? Перечислите достоинства и недостатки хранения информации в оперативной и долговременной памяти. Объясните своими словами, что такое носитель информации. Какие носители информации вам известны? Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего? 1000 0001 0101 1010 0010 0100 0101 1010 0101 1010 0010 0100 0101 1010 1000 0001 1100 0000 1100 0001 1100 0010 1111 1110 1 0 1 1 Кодирование чисел А Б В 254

№ слайда 14 Графическое кодирование
Описание слайда:

Графическое кодирование

№ слайда 15 Воспользуйся кодировочной таблицей и узнай, как в памяти компьютера хранится сло
Описание слайда:

Воспользуйся кодировочной таблицей и узнай, как в памяти компьютера хранится слово « Буква». А Б В Г Д Е Ё Ж З 000001 000010 000011 000100 000101 000110 000111 001000 001001 И Й К Л М Н О П Р 001010 001011 001100 001101 001110 001111 010000 010001 010010 С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ 010011 010100 010101 010110 010111 011000 011001 011010 011011 Ъ Ы Ь Э Ю Я . , Пробел 011100 011101 011110 011111 100000 100001 100100 100101 100110 Б У К В А

№ слайда 16 Воспользуйся кодировочной таблицей и расшифруй закодированное слово. Ч И С Л О А
Описание слайда:

Воспользуйся кодировочной таблицей и расшифруй закодированное слово. Ч И С Л О А Б В Г Д Е Ё Ж З 000001 000010 000011 000100 000101 000110 000111 001000 001001 И Й К Л М Н О П Р 001010 001011 001100 001101 001110 001111 010000 010001 010010 С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ 010011 010100 010101 010110 010111 011000 011001 011010 011011 Ъ Ы Ь Э Ю Я . , Пробел 011100 011101 011110 011111 100000 100001 100100 100101 100110 011001 001010 010011 001101 010000

№ слайда 17 Зарядка для глаз Галкина Инна Анатольевна МОУ «Водоватовская СОШ», Арзамасского
Описание слайда:

Зарядка для глаз Галкина Инна Анатольевна МОУ «Водоватовская СОШ», Арзамасского района, Нижегородской области

№ слайда 18 А Б В М № 83 У К З К У Б Р И К
Описание слайда:

А Б В М № 83 У К З К У Б Р И К

№ слайда 19 Б В М № 83 У У Б Р И К К А М Б У З К
Описание слайда:

Б В М № 83 У У Б Р И К К А М Б У З К

№ слайда 20 А Б В М № 83 У Л З К У Б С И К К А М Б У З К У Б Р И К Я Н
Описание слайда:

А Б В М № 83 У Л З К У Б С И К К А М Б У З К У Б Р И К Я Н

№ слайда 21 А Б В М № 83 У Л З К О Ш Р И К К А М Б У З К У Б Р И К С К Л Я Н К И Т Н В Ы
Описание слайда:

А Б В М № 83 У Л З К О Ш Р И К К А М Б У З К У Б Р И К С К Л Я Н К И Т Н В Ы

№ слайда 22 № 86 (1, 2)
Описание слайда:

№ 86 (1, 2)

№ слайда 23 Компьютерный практикум В графическом редакторе Paint закодировать словосочетание
Описание слайда:

Компьютерный практикум В графическом редакторе Paint закодировать словосочетание «Бумажный змей» Пример:

№ слайда 24 Домашнее задание §7 с. 46-49 РТ: № 84, с. 55, №86 (3-10), с. 60, №96, с. 66, №98
Описание слайда:

Домашнее задание §7 с. 46-49 РТ: № 84, с. 55, №86 (3-10), с. 60, №96, с. 66, №98, с. 68

№ слайда 25  Спасибо за урок! www.themegallery.com
Описание слайда:

Спасибо за урок! www.themegallery.com

Технологическая карта урока "В мире кодов. Способы кодирования информации".
  • Информатика
Описание:

Тема урока

В мире кодов. Способы кодирования информации

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования

умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую

понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики

Решаемые учебные проблемы

1) закрепить знания об информационных процессах;

2) обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов;

3) сформировать общие представления о роли кодирования информации;

4) поупражняться в кодировании и декодировании информации с помощьюразличных кодов.

Основные понятия, изучаемые на уроке

код;кодирование;декодирование

Вид используемых на уроке средств ИКТ

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ПК учащихся.

Автор Ширяева Мария Анатольевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 783
Номер материала 45191
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓