Инфоурок Информатика Другие методич. материалыТехнологическая карта урока "В мире кодов. Способы кодирования информации".

Технологическая карта урока "В мире кодов. Способы кодирования информации".

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Кодирование информации.docx

Технологическая карта урока. Босова. Информатика . 5 класс. ФГОС.

 

Тема урока

В мире кодов. Способы кодирования информации

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования

умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую

понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики

Решаемые учебные проблемы

1) закрепить знания об информационных процессах;

2) обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов;

3) сформировать общие представления о роли кодирования информации;

4) поупражняться в кодировании и декодировании информации с помощьюразличных кодов.

Основные понятия, изучаемые на уроке

код;кодирование;декодирование

Вид используемых на уроке средств ИКТ

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ПК учащихся.

 

Структура урока

1.                 Организационный момент – 1 мин.

2.                 Проверка домашнего задания – 3 мин

3.                 Повторение пройденного материала, постановка проблемы– 3 мин.

4.                 Изучение  нового материала и первичное закрепление – 15 мин

5.                 Физпауза – 1 мин.

6.                 Практическая работа – 10 мин.

7.                 Закрепление изученного материала – 7 мин.

8.                 Домашнее задание – 2 мин.

9.                   Подведение итогов – 3 мин.

 

 

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный момент

 

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Личностные УУД:

-  формирование навыков самоорганизации

- формирование навыков письма

2

Проверка домашнего задания

§6 Вопрос №8 на с. 45

РТ  с. 43,  №71, №75(1-7)

Дети читают вопросы и отвечают на них, рассказывают, как выполнили письменное задание;

Познавательные  УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска

Личностные УУД:

- развитие грамотной речи

3

Повторение пройденного материала, постановка проблемы

Прежде чем начать изучение новой темы, давайте вспомним основные определения, которые вы уже усвоили.  Наша задача разгадать кроссворд.(слайд 1)

Вопросы кроссворда:

По вертикали: 1. Сведения об окружающем мире.

По горизонтали: 2. Любой материальный объект, используемый для хранения информации. 3. Современное средство получения информации. 4. Это информация, хранящаяся в долговременной памяти как единое целое и обозначенная именем.

- Давайте обратим внимание на следующий слайд. Этот человек пытается нам сказать что-то, однако мы не можем его понять. Как вы думаете, что он хочет сообщить нам этим жестом?.(слайд 2)

 - Но мы не можем точно утверждать, что именно он нам хочет сказать, поскольку в разных странах одни и те же жесты означают совершенно разное. И что же следует предпринять, чтобы правильно понять людей этих стран?

 - Давайте подумаем и попробуем выяснить, что же самое главное в ваших ответах и определим тему урока

Участвуют в работе по повторению: разгадывают кроссворд. Один ученик работает с интерактивной доской.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 - Показывает число 0 или букву О, показывает, что всё хорошо.

 

 

 

 - знать жесты, знать, что они означают, какое действие, предмет, явление этими жестами закодировано.

 

 

 

- главное – жест может означать разные понятия, то – что под этим жестом закодировано.

Тема урока – кодирование информации.(слайд 3)

Регулятивные УУД:

- выделение и осознание того, что уже пройдено;структурирование знаний;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Познавательные  УУД:

-анализируют, аргументируют свою точку зрения;

- актуализация сведений из личного опыта;

-формирования навыков преобразования информации;

-формирование понятий «код», «кодирование», «декодирование»;

Личностные УУД:

- умение структурировать знания;

- применять навыки кодирования на практике

 

Коммуникативные УУД:

- формирование умения общения со сверстниками, уважительного отношения к одноклассникам;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Изучение  нового материала и первичное закрепление

- Информация, которую мы получаем из окружающего мира поступает к нам в виде условных знаков или сигналов разной физической природы. Это свет, звук, запах, это слова, значки, символы, жесты и движения.(слайд 4)

- Для того чтобы произошла передача информации, мы должны не только принять сигнал но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника, человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок - кому-то нужно с вами поговорить; звонок в дверь – кто-то пришел, школьный звонок сообщает о перемене.(слайд 5)

- Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.(слайд 6)

Код - это система условных знаков для представления информации.

Кодирование - формирование представления информации с помощью некоторого кода. (или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки).

Обратное преобразование называется декодированием.

Декодирование - это процесс восстановления содержания закодированной информации.

- Способ кодирования (слайд 7) (форма представления) информации зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование

- Как вы думаете, с какой целью кодируют информацию?

 

- Чаще всего применяют следующие способы кодирования информации(слайд 8):

·         числовой – с помощью чисел;

·         символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст;

·         графический – с помощью рисунков или значков.

Примеры кодировочных таблиц.(слайды 9-14)

 

- Воспользуйся кодировочной таблицей  и узнай, как в памяти компьютера хранится слово « Буква». (слайд 15):

- Воспользуйся кодировочной таблицей  и расшифруй закодированное слово. (слайд 16):

Наблюдают за материалом презентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 -Сокращение записи, засекречивание (шифровка) информации, удобство обработки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдают за материалом презентации.

 

Участвуют в работе. Один ученик работает с интерактивной доской.

 

Регулятивные УУД:

  структурирование знаний;

Познавательные  УУД:

-формирования навыков преобразования информации;

-формирование понятий «код», «кодирование», «двоичное кодирование», «декодирование»;

 Личностные УУД:

умение структурировать знания;

- применять навыки кодирования на практике

Коммуникативные УУД:

- формирование умения общения со сверстниками, уважительного отношения к одноклассникам

 

5

Физпауза

Давайте отдохнем. Электронная физминутка для глаз. (слайд 17):

Даёт возможность отдохнуть, получить положительный настрой на продолжение работы.

 

6

Закрепление

Отдохнули, а теперь выполним задания для закрепления. Выполни задания в рабочей тетради: с. 56-62, №83, 86(1, 2) (слайды 18-22):

Работают самостоятельно. Один ученик работает с интерактивной доской.

Личностные УУД:

-развитие логического мышления

Коммуникативные УУД:

- Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Регулятивные УУД:

- Умение слушать и вступать в диалог

- Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)

- Осуществление самоконтроля. Коррекция, оценка

7

Компьютерный практикум

В ГР Paint  создать рисунок «Бумажный змей» (слайд 23)

Работают за компьютерами в ГР Paint

Коммуникативные УУД:

- умение работать в парах,

- развитие диалогической речи

2

Запись домашнего задания.

§7 с. 46-49

 РТ: № 84, с. 55, №86 (3-10), с. 60, №96, с. 66, №98, с. 68 (слайд 24)

Работа с дневниками

Личностные УУД:

-  формирование навыков самоорганизации

- формирование навыков письма

 

8

Итоги урока, рефлексия

Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

Оценивают свою деятельность

Познавательные УУД:

 - Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме. Умение делать выводы.

Регулятивные УУД:

- Саморегуляция. Рефлексия.

Личностные УУД:

--рефлексия способов  и условий

действия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности

Коммуникативные УУД:

- Участие в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме.  Умение формулировать собственное мнение.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Технологическая карта урока "В мире кодов. Способы кодирования информации"."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по работе с молодежью

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Кодировнаие информации.pptx

Скачать материал "Технологическая карта урока "В мире кодов. Способы кодирования информации"."

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • По вертикали: 1. Сведения об окружающем мире.

По горизонтали: 2. Любой матер...

    1 слайд

    По вертикали: 1. Сведения об окружающем мире.

    По горизонтали: 2. Любой материальный объект, используемый для хранения информации. 3. Современное средство получения информации. 4. Это информация, хранящаяся в долговременной памяти как единое целое и обозначенная именем.
    Повторение

  • Что это значит?

    2 слайд

    Что это значит?

  • В мире кодов.Способы кодирования информации

    3 слайд

    В мире кодов.
    Способы кодирования информации

  • 4 слайд

  • Пора вставать, собираться в школуКому-то надо с вами поговоритьКто-то пришелН...

    5 слайд

    Пора вставать, собираться в школу
    Кому-то надо с вами поговорить
    Кто-то пришел
    Начало урока или перемены
    звонок
    Получить сигнал – расшифровать его

  • — правило (алгоритм) сопоставления каждому конкретному сообщению стр...

    6 слайд

    — правило (алгоритм) сопоставления каждому конкретному сообщению строго определённой комбинации символов (знаков) или сигналов. Кодом также называется отдельная комбинация таких символов (знаков) — слово.
    Кодирование информации
    — процесс преобразования некоторого сообщения в комбинацию символов в соответствии с кодом.
    КОД
    — процесс восстановления сообщения из комбинации символов.
    КОДИРОВАНИЕ
    ДЕКОДИРОВАНИЕ

  • Способы кодирования информацииОдна и та же информация может быть представлена...

    7 слайд

    Способы кодирования информации
    Одна и та же информация может быть представлена разными кодами (в разных формах).
    Способ кодирования информации зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование.
    Основные способы кодирования:
    графический (рисунки, значки)
    числовой
    символьный.

  • Способы кодирования текста Графический ЧисловойСимвольныйХранение информации...

    8 слайд

    Способы кодирования текста
    Графический
    Числовой
    Символьный
    Хранение информации в памяти компьютера в виде
    двоичного кода.
    С помощью специальных рисунков или значков (Артур Конан Дойл «Приключения Шерлока Холмса: Пляшущие человечки»)
    Использование символов того же алфавита, что и в исходном тексте, либо посредством специальных символов
    (Шифр Цезаря, шифр Виженера, Азбука Морзе)

  • Для кодирования сообщения используются два символа – «точка» и «тире»Символь...

    9 слайд

    Для кодирования сообщения используются два символа – «точка» и «тире»
    Символьный способ кодирования информации – это кодирование с помощью специальных символов.
    Символьное кодирование
    Азбука Морзе
    •--• --- -•• -• •• -- •• •-• ••- -•- ••- •--• --- •-•• ••- ---• •• •--• •-•- - -••- !

  • При шифровании каждый символ заменяется другим, отстоящим от него в алфавите...

    10 слайд

    При шифровании каждый символ заменяется другим, отстоящим от него в алфавите на фиксированное число позиций.
    Шифр Цезаря
    Оригинальный текст:
    Съешь же ещё этих мягких французских булок, да выпей чаю.

    Шифрованный текст получается путём замены каждой буквы оригинального текста соответствующей буквой шифрованного алфавита:

    Фэзыя йз зьи ахлш пвёнлш чугрщцкфнлш дцосн, жг еютзм ъгб.
    Пример: k=3

    Исходный алфавит: АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ Шифрованный: ГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯАБВ

  • Математическая модельПример: k=3

Исходный алфавит:    АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФ...

    11 слайд

    Математическая модель
    Пример: k=3

    Исходный алфавит: АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ Шифрованный: ГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯАБВ
    Шифр Цезаря
    y = ( x + k ) mod n
    x = ( y – k ) mod n
    Оригинальный текст:

    Съешь же ещё этих мягких французских булок, да выпей чаю.

    Шифрованный текст получается путём замены каждой буквы оригинального текста соответствующей буквой шифрованного алфавита:

    Фэзыя йз зьи ахлш пвёнлш чугрщцкфнлш дцосн, жг еютзм ъгб.

  • Кодирование чиселАрабские числаРимские числа

    12 слайд

    Кодирование чисел
    Арабские числа
    Римские числа

  • В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек н...

    13 слайд

    В памяти компьютера информация представлена
    в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц.

    Какие сведения вы храните в своей записной книжке? Как можно назвать записную книжку с точки зрения хранения информации?
    Перечислите достоинства и недостатки хранения информации в оперативной и долговременной памяти.
    Объясните своими словами, что такое носитель информации.
    Какие носители информации вам известны?
    Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего?

    А
    Б
    В
    254
    1000 0001
    0101 1010
    0010 0100
    0101 1010
    0101 1010
    0010 0100
    0101 1010
    1000 0001
    1100 0000
    1100 0001
    1100 0010
    1111 1110
    1 0 1 1
    Кодирование чисел

  • Графическое кодирование

    14 слайд

    Графическое кодирование

  • Воспользуйся кодировочной таблицей  и узнай, как в памяти компьютера хранится...

    15 слайд

    Воспользуйся кодировочной таблицей и узнай, как в памяти компьютера хранится слово « Буква».

  • Воспользуйся кодировочной таблицей  и расшифруй закодированное слово.ЧИСЛО

    16 слайд

    Воспользуйся кодировочной таблицей и расшифруй закодированное слово.
    Ч
    И
    С
    Л
    О

  • Зарядка для глазГалкина Инна АнатольевнаМОУ «Водоватовская СОШ», Арзамасского...

    17 слайд

    Зарядка для глаз
    Галкина Инна Анатольевна
    МОУ «Водоватовская СОШ», Арзамасского района, Нижегородской области

  • АБВМ№ 83УКЗКУБРИК

    18 слайд

    А
    Б
    В
    М
    № 83
    У
    К
    З
    К
    У
    Б
    Р
    И
    К

  • БВМ№ 83УУБРИКК  А  М  Б  У  ЗК

    19 слайд

    Б
    В
    М
    № 83
    У
    У
    Б
    Р
    И
    К
    К А М Б У З
    К

  • АБВМ№ 83УЛЗКУБСИКК  А  М  Б  У  ЗК  У  Б  Р  И  КЯН

    20 слайд

    А
    Б
    В
    М
    № 83
    У
    Л
    З
    К
    У
    Б
    С
    И
    К
    К А М Б У З
    К У Б Р И К
    Я
    Н

  • АБВМ№ 83УЛЗКОШРИКК  А  М  Б  У  ЗК  У  Б  Р  И  КС  К  Л  Я  Н  К  ИТНВЫ

    21 слайд

    А
    Б
    В
    М
    № 83
    У
    Л
    З
    К
    О
    Ш
    Р
    И
    К
    К А М Б У З
    К У Б Р И К
    С К Л Я Н К И
    Т
    Н
    В
    Ы

  • № 86 (1, 2)

    22 слайд

    № 86 (1, 2)

  • Компьютерный практикумВ графическом  редакторе Paint  закодировать словосочет...

    23 слайд

    Компьютерный практикум
    В графическом редакторе Paint закодировать словосочетание «Бумажный змей»

    Пример:

  • Домашнее задание§7 с. 46-49
 РТ: № 84, с. 55, №86 (3-10), с. 60, 
№96, с. 66,...

    24 слайд

    Домашнее задание
    §7 с. 46-49
    РТ: № 84, с. 55, №86 (3-10), с. 60,
    №96, с. 66, №98, с. 68

  • Спасибо за урок!

    25 слайд

    Спасибо за урок!

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Заявка.docx

Заявка

на участие в конкурсе профессионального мастерства

«Лучший преподаватель информатики и ИТК»

 

Фамилия, имя, отчество участника

(полностью)

Ширяева Мария Анатольевна

Дата и место рождения

 

03.11.1971

Специальность

(в соответствии с дипломом об образовании)

инженер-системотехник, учитель информатики и ИКТ

Место работы

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с уставными документами)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №17»

Должность

(должность участника в настоящий момент)

Учитель информатики и ИКТ

Номинация

(укажите номинацию, в которой Вы планируете принять участие)

 

 «Лучший учитель информатики и ИКТ общеобразовательной организации Кемеровской области»

Домашний адрес с индексом

652420, г. Березовский Кемеровской области, Комсомольский бульвар,

 д.7, кв.21

Контакты:

 

Рабочий телефон

(с указанием кода города)

(8-384-45) 3-14-70

Домашний телефон

(с указанием кода города)

(8-384-45) 5-88-26

Сотовый телефон

 

8-923-483-8673

Е-mail(личный)

 

pustovetova71@mail.ru

Паспортные данные

(серия, номер, кем и когда выдан)

паспорт 3201 № 254831 выдан 31.01.2002 Березовским ГОВД Кемеровской обл.

ИНН

420303564761

Страховое свидетельство

113-026-543-98

 

Подтверждаю правильность представленных мною данных.

                                                                                               ____________________

                                                                                                          (подпись участника)              

 

 

Согласен на участие в конкурсе профессионального мастерства «Лучший преподаватель информатики и ИТК» и внесение сведений, указанных в заявке в некоммерческих целях для размещения в Интернете, буклетах и периодических изданиях с возможностью редакторской обработки.                                                                   ____________________

                                                                                                          (подпись участника)                                 

 

Согласен на обработку моих персональных данных в порядке, установленном ФЗ от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных»

                                                                                               ____________________

                                                                                                          (подпись участника)              

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Технологическая карта урока "В мире кодов. Способы кодирования информации"."

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока

В мире кодов. Способы кодирования информации

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования

умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую

понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики

Решаемые учебные проблемы

1) закрепить знания об информационных процессах;

2) обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов;

3) сформировать общие представления о роли кодирования информации;

4) поупражняться в кодировании и декодировании информации с помощьюразличных кодов.

Основные понятия, изучаемые на уроке

код;кодирование;декодирование

Вид используемых на уроке средств ИКТ

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ПК учащихся.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 245 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по информатике "Перевод десятичных чисел в другие СС" (10 класс)
  • Учебник: «Информатика (углублённый уровень) (в 2 частях)», Семакин И.Г., Шеина Т.Ю., Шестакова Л.В.
  • Тема: 1.3.2. Перевод десятичных чисел в другие системы счисления
  • 01.10.2020
  • 1525
  • 66
«Информатика (углублённый уровень) (в 2 частях)», Семакин И.Г., Шеина Т.Ю., Шестакова Л.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 657
    • RAR 4 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ширяева Мария Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ширяева Мария Анатольевна
    Ширяева Мария Анатольевна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 16259
    • Всего материалов: 14

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по информатике и ИКТ в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 107 человек из 38 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Информатика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель информатики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 22 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Разработка и сопровождение требований и технических заданий на разработку и модернизацию систем и подсистем малого и среднего масштаба и сложности

Системный аналитик

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 33 регионов

Мини-курс

Интегративный коучинг: от теории к практике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 23 регионов

Мини-курс

Инновационные методы обучения и игровые практики для детей с ОВЗ

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 22 регионов

Мини-курс

Основы дизайна в Figma

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 20 регионов