- Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
- Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
- 04.10.2020
- 2466
- 358
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Описание открытого урока «Полные и краткие прилагательные» 5 класс, учебник С.И. Львовой.
Данный открытый урок проводился в рамках школьной методической недели при подготовке условий для успешной подготовки педагогов «пилотной» школы к переходу на ФГОС ООО в следующем учебном году. Задача муниципального тьютора – показать технологию, которая соответствует системно-деятельностному подходу, поэтому была выбрана технология критического мышления и 5а класс, который вместе с учителем осваивает приёмы, формы, отвечающие идеям ФГОС ООО, хотя и не идущий по стандарту второго поколения.
Методические цели урока:
Деятельностная - формирование у учащихся умения выделять существенную информацию, систематизировать ее, представлять в графическом виде (в виде кластера), обобщать, анализировать, развивать творческое воображение.
Содержательная - формирование представлений о краткой форме имени прилагательного: грамматических особенностях, написании и употреблении в речи, формирование умения различать полную и краткую формы прилагательных.
Развивающая - развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация.
Цель, сформулированная обучающимися: научиться опознавать полную и краткую формы имен прилагательных и определять их синтаксическую роль;
Задачи:
- вспомнить порядок характеристики форм прилагательных;
- выявить грамматические особенности краткой формы через наблюдение за языковым материалом;
- закрепить выводы через работу с текстами о Родине.
Поставленные учителем цели и вытекающие из них задачи отражают системно-деятельностный подход, направленность урока на развитие учащихся и освоение не только предметных знаний, но и метапредметных результатов.
Личностные результаты: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.
Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.
Предметные результаты:
Научатся: различать краткую и полную формы прилагательного.
Получат возможность научиться: работать с различными источниками информации; использовать знания о кратких и полных формах прилагательных и их роли в художественном тексте.
Продумывая план урока и виды деятельности обучающихся учитель постарался, чтобы на уроке присутствовали все формы работы: фронтальная (на этапе вызова), индивидуальная, парная, групповая (на этапе осмысления материала) и индивидуальная (на этапе рефлексии). Во время закрепления нового материала и домашнего задания учащимся был предоставлен выбор вида работы в соответствии с дифференцированным обучением, в системе применяемым учителем при работе с классом: задания для тех, кто выбирает 1 вариант - это задания повышенного уровня сложности или творческие задания (в достаточном количестве предлагаемые УМК С.И.Львовой, который имеет ярко выраженную речеведческую направленность) и задания для тех, кто выбирает 2 вариант - это задания базового уровня сложности, что и позволяет на каждом уроке использовать всю систему универсальных учебных действий.
УУД личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
УУД регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме; контроль и оценка своих действий как по результату, так и по способу действия.
УУД познавательные: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
УУД коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
Групповую работу на уроках русского языка и литературы учитель применяет в системе: группы-четвёрки выработали правила работы в группе, распределены роли, которые по желанию группы могут меняться или остаются закреплёнными, давно известны функции, особенно координатора группы, в том числе и оценочная (урок проводится в конце года и является обобщением годового опыта работы учителя с классом).
Правила работы в группе.
Роли в команде – «четвёрке».
Координатор работы группы
- организация работы в группе;
- принятие решения (если хранитель времени предупреждает о том, что оно закончилось, а решения у группы нет, то выбор делает координатор);
- подведение итогов работы группы, организация самооценивания, взаимооценивания.
Генератор идей
Выдвигает и предлагает идеи
Хранитель времени
Строго следит за временем каждого этапа работы группы.
Секретарь, редактор (корректор)
- Фиксирует идеи, ведёт записи, оформляет работу.
- Проверяет черновик, устраняет орфографические, пунктуационные, речевые ошибки.
Используя приёмы технологии критического мышления (приём «толстые и тонкие» вопросы, чтение с пометами («инсерт»), кластер, синквейн) и технологии сотрудничества, учитель, в системе их применяющий, вместе с учениками на каждом уроке достигает планируемых результатов. Этот урок в УМК С.И.Львовой – первый урок при изучении темы «Полные и краткие прилагательные», поэтому и была поставлена задача: выявить грамматические и художественно-выразительные особенности полной и краткой формы прилагательных, а вопросы орфографии будут отработаны на следующем уроке, на котором и предусмотрен мониторинг, позволяющий оценить достижение результата. Данный урок проведен как интегрированный урок русского языка и литературы, что позволило обратить внимание на художественно-выразительные особенности полных и кратких форм прилагательных, обеспечивая внутреннюю связь с уроками литературы, где изучается тема «Поэты 20 века о Родине и природе», следующий урок внеклассного чтения будет посвящён поэту-земляку Н.М.Рубцову. И творческая работа обучающихся, которые выбрали 1 вариант, – своебразный переходный мостик к анализу стихотворений Н.М.Рубцова, который «разделял» взляды Н.И.Рыленкова на «всю прелесть застенчивой русской природы». Все тексты, которые отобраны учителем для работы на уроке, отражают поэтический образ родной природы и позволяют наблюдать за использованием словоформ прилагательных в художественных текстах, что отвечает ключевой идее УМК Львовых, когда каждый урок русского языка становится уроком развития речи.
Ход урока описан в форме технологической карты, где указаны и этапы технологии критического мышления через чтение и письмо, и их временные границы, и деятельность учителя, и что важнее, деятельность обучающихся в учебных ситуациях мотивирования, целеполагания, актуализации знаний, «открытия» новых знаний через самостоятельную работу с учебником в групповой работе, где каждый обучающийся работает в зоне ближайшего развития и отвечает за результат работы группы, первичного закрепления при выборе варианта сложности задания, рефлексии, где каждому обучающемуся предоставлена удобная для него форма и выбор домашнего задания на основе рефлексии.
6 661 650 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Шмыкова Надежда Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.