Главная / Другое / Технологическая карта урока "Мортлӧн ортсы"

Технологическая карта урока "Мортлӧн ортсы"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


1. Ф.И.О. учителя:Сметанина Анна Федоровна, учитель коми языка МАОУ «Гимназия им. А.С. Пушкина» г. Сыктывкар.

2. Класс: __5__. Дата: 13 ноября . Предмет: коми язык . № урока по календарно-тематическому плану: 19. № урока по расписанию: 6.

3. Тема урока: «Внешность человека» ("Мортлӧн ортсы").

4. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме «Внешность и характер человека» («Мортлӧн ортсы да сям»).

5. Цель урока: изучение качественных прилагательных, образованных от существительных с помощью суффикса –а, использование существительных с суффиксом –ЛӦН. Создание ситуаций, при которых необходим выбор суффиксов –ЛӦН или –А.

6. Задачи:

а) познавательные: научить сравнивать на коми языке внешние качества людей с помощью прилагательных, образованных от существительных, представлять информацию по теме «внешность человека» в виде текста; сформировать умение создавать словесную модель с выделением существенных признаков внешнего облика человека.

б) регулятивные: научить самостоятельно определять и формулировать проблему, выдвигать версии, в том числе при работе в группе; продолжить формировать умения составлять в группах план ответа на примере описания сказочного героя; оценивать свои знания, умения.

в) коммуникативные: научить кратко излагать свое мнение, аргументируя его; научить самостоятельно создавать тексты в устном и письменном виде по теме урока; отстаивать свое мнение, понимать позицию другого; использовать речевые средства и грамматические основы в соответствии с коммуникативной задачей; развивать умение работать в паре, в группе при составлении плана, сообщения.

г) личностные: формирование толерантного отношения к внешности людей.

7. Методы:

а) эвристический метод: анализ, сравнение, сопоставление, направленные на переработку информации с целью выявления возникающих проблем, а так же на поиск путей решения проблем и анализ результатов;

б) наглядный метод: объяснение материала происходит с использованием портретов детей и героев коми сказок,

в) методы контроля: самостоятельная работа, контроль со стороны учителя и одноклассников, самоконтроль;

г) словесные методы: чтение, хоровое чтение, аудирование, диалог, монолог, письмо, позволяющие выражать полученные знания в различных видах;

д) репродуктивный метод, который предполагает кроме восприятия информации её практическое использование (создание описательного текста по различным портретам). Педагог предлагает различные задачи и упражнения, а так же искусственно создает ситуации, требующие применения на практике полученных знаний.




ОПИСАНИЕ СЦЕНАРИЯ УРОКА

Этап урока

Задачи

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Виды формируемых УУД

Организационный

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

Ф

Приветствует обучающихся, посредством диалога проверяет их готовность к уроку (для введения в языковую среду).

- Видза оланныд!

-Кутшӧм талун поводя?

- Кутшӧм ӧні урок?

- Кутшӧм тіян ру?

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, участвуют во фронтальной беседе.

-участие в диалоге с использованием речевых средств, знакомых учащимся на начало урока.

Постановка лексической темы и цели урока.

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы.

Ф

Учитель создает ситуацию обсуждения с помощью вывешенных на доску портретов разных людей.

(приложение №1).

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует тему урока «внешность человека», совместно с обучающимися. Совместно с учащимися формулирует некоторые задачи урока и составляется план урока.

- Видзӧдлӧй пӧв вылӧ!

- Мый аддзанныд?

- Мый йылысь кутам сёрнитны?

- Мый миян колӧ тӧдны, медым висьтасьны портретъяс серти?


Сравнивают портреты, выделяют основные черты внешности. Объясняют, какие знания необходимы для обсуждения данной темы. Формулируют тему и задачи урока.



На доске записывают план урока:

1.Слова (существ., прилагат.)

2.Словосочетания ;

3.Предложения (грамматически правильно построенные)

4. Текст-описание.

-анализ и сравнение портретов,

- определение цели урока,

- выдвижение версий темы урока,

-составление плана работы на уроке,

-прогнозирование результата,

- участие в диалоге с учителем


Первичное закрепление новой лексической темы

Активизация уже имеющихся знаний к теме урока.

Ф

Активизация имеющихся знаний, посредством диалога, В ходе диалога вывешиваются к портретам имена и словосочетания (прил.+существ.)

-Что мы должны знать и уметь, чтобы составить описание?

-Сетам портретъяслы нимъяс.

- Кывберд – тайӧ мый?

- Кутшӧм признакъяс тӧданныд?

-Кутшӧм признакъяс серти позьӧ висьтавны юрси йылысь, синъяс йылысь?

- Вайӧдӧй словосочетаниеяс тайӧ портретъяс дорӧ!

Анализируют портреты, составляют их описание, используя знания предыдущих уроков посредством подбора к портретам Имен и словосочетаний (прил.+сущ.)




-повторяют стандартную процедуру: устанавливают аналогии, вырабатывают общую классификацию особенностей внешности человека, составляют схему или алгоритм описания портрета;

- выдвижение версии классификации или схемы описания;

- изложение своего мнения, участие в диалоге.


Постановка грамматической темы и цели урока

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

И

Создание проблемной ситуации: нехватка знаний грамматических основ при составлении предложений с прилагательными, образованными от существительных. Организует работу, в ходе которой дети составляют предложение – описание к одному из портретов.

- Гижам сёрникузя, какого цвета Настины волосы?

- Лыддям, мый артмис?



Учитель выводит детей на формулировку проблемы:

- В чем затруднения?

- Получились ли у нас предложения?

- Построены ли они грамматически правильно?

- Что необходимо знать?

Составляют предложение с использованием одного из имеющихся портретов, имени, словосочетаний, читают получившиеся варианты, называют трудности при их составлении:

- незнание грамматических форм,

- незнание условий выбора суффиксов для правильного составления предложений.

- устанавливают причину создавшейся проблемной ситуации,

- обобщают знания в краткой форме

-определение проблемы урока,

- оценка степени и способов достижения цели в учебных ситуациях;

- проектируют варианты ответов

- изложение своего мнения,

его корректировка;

- участие в диалоге,

- понимание позиции другого,

- использование речевых средств в соответствии с ситуацией.

Освоение нового материала

Условие выбора грамматических форм в предложениях.

Выявление обучающимися условий выбора грамматических основ, развитие умения составлять правильно построенные словосочетания, предложения.

Ф



















П

Организует работу обучающихся с предложениями, записанными на доске с выделением существенных признаков для написания суффиксов:

У Настеньки черные волосы.

Настенька с черными волосами.:

- Лыддьой, вуджӧдӧй!

-Какой суффикс используем в словах, отвечающих на вопрос – у кого?

- Какой суффикс мы используем при образовании из существительного прилагательного с наличием признака?



После выявления проблемы и обоснования ее решения происходит закрепления первичных знаний через парную работу.

-Лӧсьӧдам ёрта сёрни.


Называют существительные в не именительном падеже,

















Учащиеся парами составляют диалог из 4-5 реплик: один из учащихся загадывает имя одноклассника, второй, задавая вопросы на коми языке (Девочка или мальчик? Какие волосы? Глаза?), пытается угадать, о ком идет речь.

- определение проблемы, выдвижение версий.

-установка причинно-следственных связей использования суффиксов,

- изложение своего мнения при работе в паре,

его корректировка;

участие в диалоге,

- выполнение работы по алгоритму


Способы составления предложений-описаний.

Подведение детей к самостоятельному выбору способа составления предложений.


И

Организует подводящий диалог, уточняет правило, проводит рефлексию.

- Бӧръямкажитчана портрет.

- Лӧсьӧдамнекымынсёрникузякажитчанаспособӧн, суффикс пасъям. Гижамтетрадьӧ.

Записывают предложения в тетрадь, выделяют суффиксы, делают вывод, сравнивают с правилом в учебнике на стр.31.

Определяют на каком этапе плана работы находятся

- систематизация знаний с помощью учебника,

- работа по плану и сверка с планом работы

- самостоятельное создание письменного текста по правилу урока


Проверка понимания способа выбора суффиксов.

Ф

Дает образец короткого доказательства по предложениям, записанным на доске на русском языке.


Читают предложения, объясняют свой выбор, вносят предложения

-умение конкретизировать знания,

-самооценка выполненной работы; корректировка результата.

Первичное закрепление нового материала

Освоение способа проверки

Г

- Для чего нам нужны эти знания?

- Где мы можем использовать знания о внешности человека?

Проводит инструктаж обучающихся о работе в группах. Организует выступление групп, обмен мнениями.



На доску учитель вывешивает портреты Зарань (http://www.detikomi.com/content/creation/35/Zaran.jpg ), Перы (http://www.gumilev-center.ru/wp-content/uploads/2012/07/перу-300x206.jpg ), Яг Морта(http://www.kraevidenie.ru/content/photos/336/17_w470_h343_c.jpg ), Йиркапа (http://foto11.com/photo/zr/arts/yirk3.jpg), Гундыра (http://www.komi.com/Folk/myth/img/h/162-1.jpg),

Ёма Бабы (http://img3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/2000000/1403000/1402219-fe82bb0994e1cfc5.jpg )

-Кто изображен на портретах?

-Что мы с вами сейчас сможем сделать?

-Что необходимо для составления словесного портрета?

- Обсудите план ответа в группе создайте письменный текст и выступите.

(1. явные, отличительные черты (рост, 3 головы, хвост, борода, золотые волосы, сильные руки;

2. мелкие черты внешности ( форма носа, цвет и форма глаз)



Критерии устного ответа:

«5» - Текст полный: внешность героя охарактеризована по 2-м критериям, без грамматических ошибок.

«4» - Текст полный с 1 грамматической ошибкой.

«3» - Текст полный с 2-3 грамматическими ошибками.

«2» - В тексте слова не связаны грамматически.


Самостоятельно в группе составляют план. По плану распределяют роли в группе. Выбирают одного ученика для чтения описание портрета у доски. Производят взаимопроверку при выступлении групп



Письменный текст сдается учителю (учитель к следующему уроку на их основе печатает тексты с типичными ошибками для проверки их детьми – закрепление изученного)


- установление аналогий,

- определение плана работы, выдвижение версий использования полученных знаний, планирование работы в группе,

-составление письменного текста, участие в диалоге, работа в группе, распределение ролей в группе, использование речевых средств,

- осознание личных мотивов, умение работать с другими людьми, воспринимать их мнение.

- самоконтроль и взаимоконтроль устного ответа


Г

- Чтобы ваши словесные портреты были более разнообразными, используйте опорные конспекты с новыми словосочетаниями .(приложение №2)

Опорный конспект дома вклеивают в словарь.


Самопроверка

Осознание каждым обучающимся степени овладения способа выбора суффиксов.

И

Диктует предложения на русском языке:



1.У Зарань длинные золотые волосы.

2. Пера с сильными руками .

3.Гундыр с тремя головами.

4. У ЯгМорта черные глаза.



Критерии оценивания (вывешиваются во время проверки на доске):

«5» - Предложения составлены грамматически правильно.

«4» - В предложениях допущена одна грамматическая ошибка.

«3» - В предложениях допущены две грамматические ошибки.

«2» - В предложениях три и более грамматические ошибки.

Производят предварительную оценку работы. Записывают предложения на коми языке, сверяют с записями на доске, сами себе ставят констатирующую оценку.

(объективность выставления оценки за письменную работу проверяется учителем при проверке тетради)

- установка причинно-следственных связей: выбор грамматических основ

- умение объективно оценить полученные результаты.

Подведение итогов

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.

Ф

По плану на доске, составленному в начале урока, определяет степень выполненности поставленных в начале урока задач совместно с учащимися.



Д/з найти коми загадки про внешность человека.

http://foto11.com/komi/vocabular/riddles.shtml





Выставляется итоговая оценка за урок:

- учитывается умения использовать суффиксы;

- умение составлять связный текст;

- умение работать в группе и т.д.;

+ самоконтроль и корректировка знаний.



Таблица полученных результатов см. ниже


Проговаривают по плану достигнутые результаты, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения, какое д/з могут выполнить, какая будет тема следующего урока .

Проводят рефлексию по уроку на карточках.(приложение №3)

П: анализ деятельности на уроке по достижению результата,

Р: дают рекомендации по ликвидации пробелов знаний ,

К: участие в диалоге;





Таблица полученных результатов

Критерии оценивания

Баллы от 1 до 5

Умею составлять словосочетания


Могу с помощью словосочетаний описать внешность человека


Могу правильно использовать суффикс -А


Могу правильно использовать суффикс -ЛӦН


Могу составить устный текст с использованием новых знаний


Могу составить письменный текст с использованием новых знаний


Могу составить план ответа на поставленную задачу урока


Могу проанализировать ее выполнение


Могу провести самопроверку выполненной работы











ПРИЛОЖЕНИЕ №1

http://www.soroka-beloboka.ru/soroka/i/t/19a1ede.jpg http://www.kidland.ru/f/products_new/505150.jpg



C:\Users\SAMSUNG\Desktop\ДИСТАНЦИОНКА\картинки\19a1ede.jpgC:\Users\SAMSUNG\Desktop\ДИСТАНЦИОНКА\картинки\505150.jpg


C:\Users\SAMSUNG\Desktop\ДИСТАНЦИОНКА\картинки\377pr-500x500.jpg

C:\Users\SAMSUNG\Desktop\ДИСТАНЦИОНКА\картинки\200009_00-2.jpg

http://jili-bili.ru/files/smoby/big/200009_00-2.jpg

http://prostokvashino.in.ua/image/cache/data/kinderclub/Paola%20Reina/377pr-500x500.jpg

C:\Users\SAMSUNG\Desktop\ДИСТАНЦИОНКА\картинки\200009_00-2.jpgC:\Users\SAMSUNG\Desktop\ДИСТАНЦИОНКА\картинки\efbb572b01dec1096a9c3b2f88ac56c2.jpg

http://www.moiigrushki.ru/published/publicdata/U67056MIGRUSHKI/attachments/SC/products_pictures/3607_enl.jpg

http://md5.rf-sp.ru/ef/bb/57/2b/efbb572b01dec1096a9c3b2f88ac56c2.jpg



«Мортлӧн ортсы» -

«Внешность человека»


  1. Туша – рост; Мыгӧр – форма, черты ;

  2. Кияс – руки, Кокъяс – ноги;

  3. Юрси – волосы;

  4. Чужӧм – лицо; Бандзиб – щёки;

  5. Ус-тош – усы, борода;

  6. Синъяс – глаза; Синкым – брови; Синлыс – ресницы;

  7. Ныр – нос, Вом – рот, Пельяс – уши…


Катялӧнкузь, мичаюрси.

Катя кузь, мичаюрсиа.


Веськыд – прямой

Гӧгрӧс – круглый

Кузь, кузьмӧс – длинный

Дженьыд - короткий

Латшкӧст – коренастый

Статя – станый, стройный

Паськыд - широкий

Шӧркодь – средний

Лӧсталысь – блестящий

Сӧдз – чистый, прозрачный, ясный

Сувтса – стоячий, торчащий

Сук – густой

Дзор – седой

Гӧрд - рыжий

Читкыль - кудрявый

Шыльыд – гладкий

Шабдіюрси – волосы цвета льна

Чангыльныра – курносый

Чӧдлачсинма – с глазами цвета голубики

Сьӧдсэтӧрсинма- глазами цвета черн. смородины

Дзугсьӧмюрсиа – взъерошенный

Дзортошка – с седой бородой

ПРИЛОЖЕНИЕ №2.


«Мортлӧн ортсы» -

«Внешность человека»


  1. Туша – рост; Мыгӧр – форма, черты ;

  2. Кияс – руки, Кокъяс – ноги;

  3. Юрси – волосы;

  4. Чужӧм – лицо; Бандзиб – щёки;

  5. Ус-тош – усы, борода;

  6. Синъяс – глаза; Синкым – брови; Синлыс – ресницы;

  7. Ныр – нос, Вом – рот, Пельяс – уши…


Катялӧнкузь, мичаюрси.

Катя кузь, мичаюрсиа.


Веськыд – прямой

Гӧгрӧс – круглый

Кузь, кузьмӧс – длинный

Дженьыд - короткий

Латшкӧст – коренастый

Статя – станый, стройный

Паськыд - широкий

Шӧркодь – средний

Лӧсталысь – блестящий

Сӧдз – чистый, прозрачный, ясный

Сувтса – стоячий, торчащий

Сук – густой

Дзор – седой

Гӧрд - рыжий

Читкыль - кудрявый

Шыльыд – гладкий

Шабдіюрси – волосы цвета льна

Чангыльныра – курносый

Чӧдлачсинма – с глазами цвета голубики

Сьӧдсэтӧрсинма- глазами цвета черн. смородины

Дзугсьӧмюрсиа – взъерошенный

Дзортошка – с седой бородой



«Мортлӧн ортсы» -

«Внешность человека»


  1. Туша – рост; Мыгӧр – форма, черты ;

  2. Кияс – руки, Кокъяс – ноги;

  3. Юрси – волосы;

  4. Чужӧм – лицо; Бандзиб – щёки;

  5. Ус-тош – усы, борода;

  6. Синъяс – глаза; Синкым – брови; Синлыс – ресницы;

  7. Ныр – нос, Вом – рот, Пельяс – уши…


Катялӧнкузь, мичаюрси.

Катя кузь, мичаюрсиа.


Веськыд – прямой

Гӧгрӧс – круглый

Кузь, кузьмӧс – длинный

Дженьыд - короткий

Латшкӧст – коренастый

Статя – станый, стройный

Паськыд - широкий

Шӧркодь – средний

Лӧсталысь – блестящий

Сӧдз – чистый, прозрачный, ясный

Сувтса – стоячий, торчащий

Сук – густой

Дзор – седой

Гӧрд - рыжий

Читкыль - кудрявый

Шыльыд – гладкий

Шабдіюрси – волосы цвета льна

Чангыльныра – курносый

Чӧдлачсинма – с глазами цвета голубики

Сьӧдсэтӧрсинма- глазами цвета черн. смородины

Дзугсьӧмюрсиа – взъерошенный

Дзортошка – с седой бородой


ПРИЛОЖЕНИЕ №3.




ФИО__________________________РАБОТАЛ(А)

УСТНО

ПИСЬМЕННО

В ГРУППЕ

ПОНЯЛ(А)

ТЕМУ «ОРТСЫ»

СУФФИКС –ЛӦН

СУФФИКС -А

ПОНРАВИЛОСЬ

______________________________




ФИО__________________________


РАБОТАЛ(А)

УСТНО

ПИСЬМЕННО

В ГРУППЕ

ПОНЯЛ(А)

ТЕМУ «ОРТСЫ»

СУФФИКС –ЛӦН

СУФФИКС -А


ПОНРАВИЛОСЬ




ФИО__________________________РАБОТАЛ(А)

УСТНО

ПИСЬМЕННО

В ГРУППЕ

ПОНЯЛ(А)

ТЕМУ «ОРТСЫ»

СУФФИКС –ЛӦН

СУФФИКС -А


ПОНРАВИЛОСЬ


______________________________




ФИО__________________________


РАБОТАЛ(А)

УСТНО

ПИСЬМЕННО

В ГРУППЕ

ПОНЯЛ(А)

ТЕМУ «ОРТСЫ»

СУФФИКС –ЛӦН

СУФФИКС -А


ПОНРАВИЛОСЬ





ФИО__________________________РАБОТАЛ(А)

УСТНО

ПИСЬМЕННО

В ГРУППЕ

ПОНЯЛ(А)

ТЕМУ «ОРТСЫ»

СУФФИКС –ЛӦН

СУФФИКС -А


ПОНРАВИЛОСЬ


______________________________




ФИО__________________________


РАБОТАЛ(А)

УСТНО

ПИСЬМЕННО

В ГРУППЕ

ПОНЯЛ(А)

ТЕМУ «ОРТСЫ»

СУФФИКС –ЛӦН

СУФФИКС -А


ПОНРАВИЛОСЬ



ФИО__________________________РАБОТАЛ(А)

УСТНО

ПИСЬМЕННО

В ГРУППЕ

ПОНЯЛ(А)

ТЕМУ «ОРТСЫ»

СУФФИКС –ЛӦН

СУФФИКС -А


ПОНРАВИЛОСЬ


______________________________




ФИО__________________________


РАБОТАЛ(А)

УСТНО

ПИСЬМЕННО

В ГРУППЕ

ПОНЯЛ(А)

ТЕМУ «ОРТСЫ»

СУФФИКС –ЛӦН

СУФФИКС -А


ПОНРАВИЛОСЬ



Технологическая карта урока "Мортлӧн ортсы"
  • Другое
Описание:

 Урок составлен для  5 классов по рабочей учебной программе по коми языку как государственному, составленной на основе программы «Коми язык как государственный. 5-9 классы», допущенной Министерством образования и высшей школы Республики Коми (2007г.).

Для закрепления правила используется учебник Ватамановой Г.И., Сизевой Ж.Г., Ярошенко Е.Н.  «Шонді нюм» (2009).

Наглядный материал: портреты детей, портреты героев коми сказок (Йиркапа, Перы Богатыря, Зарань, Ёма Бабы, Гундыра, Вӧрса), Презентация Microsoft Office PowerPoint .

Данный урок будет интересен для учителей коми языка, работающих в школах с преподаванием коми языка как государственного. Cодержание учебного материала на данном уроке представляет собой изучение качественных прилагательных, образованных от существительных с помощью суффикса –А,  использование существительных с суффиксом –ЛӦН в лексической теме «Внешность человека».  Создание ситуаций, при которых необходим выбор суффиксов  –ЛӦН или  –А.

На уроке используются следующие методы обучения: 1. эвристический метод: анализ,  сравнение, сопоставление, направленные на переработку информации с целью выявления возникающих проблем, а так же поиск путей решения проблем и анализ результатов; 2. наглядный метод: объяснение материала происходит с использованием портретов детей и героев коми сказок,          3.  методы контроля: самостоятельная работа, контроль со стороны учителя и одноклассников, самоконтроль; 3. словесные методы: чтение, хоровое чтение, аудирование, диалог, монолог, письмо, позволяющие выражать полученные знания в различных видах; 4. репродуктивный метод, который  предполагает кроме восприятия информации её практическое использование (создание описательного текста по различным портретам. Педагог предлагает различные задачи и упражнения, а так же искусственно создает ситуации, требующие применения на практике полученных знаний.

В процессе урока для организации познавательной деятельности используются фронтальная, индивидуальная, а так же парная и групповая формы работы, которые способствуют скорости решения задач и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и, пожалуй, самое важное, в формировании рефлексивных способностей.

70%  материала учащиеся  могут усвоить сами 30%  материала потребует помощи учителя при его усвоении. Детям на уроке необходимо прочно запомнить правило использования суффикса  -А для образования прилагательного из существительного, и для сравнения использовать суффикс существительного –ЛӦН. Из ранее изученного необходимо повторить качественные прилагательные, названия частей тела и опираться на них при постижении нового материала. Вновь изученное закрепляется посредством составления словосочетаний, предложений, введения их в описательную речь.  Интересным для детей на уроке будет составление описания внешности разных портретов, в том числе героев коми сказок, использование ресурсов Интернет для выполнения домашнего задания (найти загадку про внешность человека). Легким будет составление словосочетаний, а трудным окажется выбор суффиксов в зависимости от ситуаций.

 

Если учитель планирует обеспечить формирование данных теоретических знаний на уроке, то ученики научатся различать суффиксы существительных и прилагательных, смогут составлять с ними словосочетания и употреблять их в письменной и устной речи в зависимости от ситуации. А так же научатся планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу. 

Автор Сметанина Анна Федоровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 482
Номер материала 30967
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓