Главная / Информатика / Технологическая карта урока: "Деловая графика. Построение графиков и диаграмм в среде табличного процессора Microsoft Excel"

Технологическая карта урока: "Деловая графика. Построение графиков и диаграмм в среде табличного процессора Microsoft Excel"

Название документа Приложение 5.docx

Практическая работа

Тема: «Построение графиков и диаграмм в среде табличного процессора Microsoft Excel».

Цель: приобрести практические навыки построения диаграмм на основе данных, содержащихся в ячейках электронных таблиц.

Задание 1

Представьте в графическом виде динамику отгрузки со склада продукции трёх фирм-производителей, построив диаграмму по таблице «Отгрузка продукции со склада по кварталам». Отобразите также доли товаров каждой фирмы в общем объёме отгруженной продукции.

Порядок выполнения

  1. Создайте новую книгу и сохраните её. На первом листе постройте таблицу по образцу, приведённому ниже

hello_html_m36774960.png



  1. Для того, чтобы сравнить динамику отгрузки продукции со склада, необходимо построить объёмную гистограмму по всем четырём кварталам для всех трёх фирм. Такую гистограмму строят тогда, когда необходимо изобразить зависимость одной величины от двух других. По условию у нас имеется количество отгруженной продукции, которая зависит от фирмы-производителя и от номера квартала. Для этого выделите диапазон А2:Е5, запустите мастер диаграмм и выберите вид диаграммы – объёмная гистограмма; во втором окне мастера диаграмм задайте источник данных – в строках; разместите диаграмму на отдельном листе.



  1. В ячейках диапазона F3:F5 вычислите общее количество продукции, отгруженной со склада в каждом квартале.



  1. Чтобы определить, какую долю от общего объёма отгруженной продукции составляют товары каждой фирмы, самостоятельно постройте круговую диаграмму по диапазонам А3:А5 и F3:F5.



Задание 2

Выберите диаграмму, наиболее приемлемую для отображения данных, приведённых в таблицах. Постройте и отформатируйте её, добавьте названия и легенду.

2.1.

Структура населения г.Евпатории по трудоустройству

Категория населения

Количество, тис.жит.

Безработные

0,5

Пенсионеры

14

Работники образования и медицины

0,7

Работники сферы обслуживания

40

Работники транспорта

0,2

Работники сферы торговли

20

Работники промышленности

7



2.2.

Время

Потребляемая мощность электроэнергии, МВт

18:15

100

18:45

109

19:15

117

19:45

131

20:15

137

20:45

138

21:15

129

21:45

112





Название документа деловая графика.docx

Технологическая карта урока по предмету «Информатика и ИКТ»

9 класс

Учебник «Информатика» для 9 класса. Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Разработала учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11 г. Евпатории» Макаренко Светлана Олеговна.



Тема: Деловая графика. Построение графиков и диаграмм в среде табличного процессора Microsoft Excel.

Цели:

Образовательные

  • Ознакомить обучающихся с графическими возможностями табличного процессора.

  • Познакомить с основными видами и типами диаграмм.

  • Познакомить с основными элементами диаграммы.

  • Научить строить, редактировать и форматировать диаграммы.


Развивающие

  • Формировать ИКТ-компетенции.

  • Развивать коммуникативные навыки учащихся.

  • Формировать умение самостоятельно планировать пути достижения цели.

  • Формировать умения формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей.

Воспитательные

  • Способствовать развитию потребности в безопасном и здоровом способе жизни.

  • Развивать интерес к предмету.



Тип урока: комбинированный.

Оборудование и материалы: мультимедийный комплекс; компьютеры учащихся с инсталлированным пакетом Microsoft Office; раздаточный материал; учебник «Информатика» для 9 класса. Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012; ЕК ЦОР 9 класс. Глава 4, § 21, ЦОР №№ 1, 2, 5, 6, 9.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний.

3.Мотивация учебной деятельности учащихся.

4.Изучение нового материала.

5.Физминутка.

6.Практическая работа.

7. Рефлексия.

8.Итоги урока.

9.Домашнее задание.



Ход урока:


Учитель

Обучающиеся

Хронометраж

1.Организационный момент

Приветствует учащихся.

Отмечает отсутствующих.

Приветствуют учителя.

1 мин

2.Актуализация опорных знаний

Предлагает учащимся карточки, на которых записаны возможности прикладных программ пакета Microsoft Office.

Приложение 1.

Выбирают и прикрепляют на доске с помощью магнитов те из них, которые относятся к табличному процессору Microsoft Excel.

2 мин

Акцентирует внимание обучающихся на то, что табличный процессор представляет возможности для графического анализа данных.


Вопрос: Когда целесообразно проводить графический анализ данных содержащихся в ячейках электронной таблицы?

Предлагают свои варианты ответа на вопрос.

3.Мотивация учебной деятельности

После создания электронных таблиц часто возникает потребность в сравнении табличных данных, установлении характеристик определённых процессов, выявлении закономерностей изменения величин.

Чаще всего в таких случаях использую способы наглядного представления данных – графики и диаграммы.


2 мин

Тема сегодняшнего урока: Деловая графика. Построение графиков и диаграмм в среде табличного процессора Microsoft Excel.

Записывают дату урока и тему в тетради.

Вопрос: Ребята, какие цели работы на этом уроке вы бы поставили перед собой?

Формулируют цели своей учебной деятельности.

4. Изучение нового материала

Излагает новый материал, одновременно проводя демонстрацию с помощью мультимедийного оборудования:

Диаграмма – способ представления данных таблицы в графическом виде.

В программе Microsoft Excel термин «диаграмма» используется для обозначения всех видов графического представления числовых данных.

Диаграммы создаются с помощью Мастера диаграмм, вызываемой из меню Вставка или с помощью соответствующей кнопки на панели инструментов Стандартная.

На первом шаге Мастера диаграмм происходит выбор типа диаграммы.

Слушают пояснения учителя, составляют опорный конспект.

20 мин

Учитель предлагает обучающимся разделиться на группы. Каждой из групп необходимо, используя программу Microsoft Excel, доступ к сети Интернет, раздаточный материал познакомиться с одним из предложенных типов диаграмм, определить и кратко сформулировать назначение и целесообразность использования в том или ином случае указанного типа диаграммы.

Работа в малых группах (2-3 человека): каждая из групп знакомиться с предложенным им видом диаграммы и определяет её назначение:

  1. Гистограмма.

  2. График.

  3. Круговая.

  4. Линейчатая.

  5. С областями.

  6. Точечная.

  7. Другие (биржевая, поверхность, пузырьковая, кольцевая, лепестковая).



Резюмирует ответы учащихся (можно заранее подготовить таблицу и продемонстрировать её после ответов учащихся по данному вопросу).

Приложение 2.


Проводят анализ своих ответов и ответов других обучающихся.



Вопрос: Ребята, как вы думаете, как правильно выбрать тот или иной тип диаграммы?

Метод «Мозговой штурм»: разработка алгоритма выбора типа диаграммы.

Работа в группах по методу «Мозговой штурм» по разработке алгоритма выбора типа диаграммы.



Учитель подводит итоги работы учащихся, совместно анализируют предлагаемые алгоритмы, выбирают оптимальный вариант (например, приложение 3).

Записывают в опорный конспект алгоритм выбора типа диаграммы.


Учитель демонстрирует диаграмму и называет её основные элементы:

  1. Область построения диаграммы – содержит саму диаграмму.

  2. Ряд данных – набор связанных между собой элементов данных, которые отображены на диаграмме. Диаграмма связана с данными, на основе которых она создана, и автоматически обновляется в случае изменения данных.

  3. Маркер данных – полоса, область, точка, сегмент или другой объект на диаграмме, которые соответствуют одному значению одной ячейки листа.

  4. Оси диаграммы – линии, предназначенные для обрамления области построения диаграммы, нанесения разметки (шкал), которым соответствуют основные значения элементов данных и категории.

  5. Легенда – подпись определяющая узор или цвет рядов или категорий данных на диаграмме.

Составляют опорный конспект.



Далее учитель предлагает учащимся ознакомиться с работой мастера диаграмм по инструктивной карте и заполнить опорный конспект.

Приложение 4.

Индивидуальная работа учащихся.



Учитель выясняет у обучающихся, удалось ли им справиться с работой, какие затруднения и вопросы возникли в ходе выполнения задания. Отвечает на вопросы учащихся.

Задают вопросы учителю, слушают ответы. Корректируют опорный конспект.



Продолжает изложение нового материала:

Диаграммы можно редактировать. Редактирование осуществляется при помощи пункта главного меню Диаграмма панели инструментов Диаграмма или контекстного меню. Пункты меню позволяют возвратиться к любому из четырёх шагов создания диаграммы и внести необходимые изменения:

- изменить тип и формат диаграммы;

- изменить исходные данные (диапазон ячеек, на основе которых построена диаграмма; переопределить ориентацию рядов и их название; изменить данные, используемые для подписей осей; изменить параметры диаграммы; изменить размещение диаграммы)

Оформляют опорный конспект.


5.Физминутка

Предлагает учащимся выполнить упражнения для снятия усталости глаз и снятия мускульного напряжения.

Выполняют комплекс упражнений для снятия мускульного напряжения, усталости глаз.

3 мин

6.Практическая работа

Предлагает учащимся выполнить практическую работу «Построение графиков и диаграмм в среде табличного процессора Microsoft Excel».

Приложение 5.

Выполняют практическую работу по инструктивным картам.

15 мин

7.Рефлексия

Вопросы:

  1. Что нового вы узнали на уроке?

  2. Все ли поставленные цели достигнуты?

  3. Что осталось не изученным?

  4. Как полученные знания могут пригодиться вам в повседневной жизни или будущей профессиональной деятельности?

Проводят самооценку своей образовательной деятельности на уроке.

1 мин

8.Домашнее задание.

Прочитать § 21, выполнить упражнение 3 к параграфу.

hello_html_m6281112a.gif

ЦОР № 8. Тренировочный тест № 5

Самостоятельно познакомиться со способами форматирования диаграмм.

Записывают домашнее задание.

1 мин





Приложение 1

Ввод и редактирование текста

Создание и редактирование таблиц

Анимация объектов

Работа с таблицами как с базами данных

Форматирование текста

Ввод данных в ячейки таблицы

Построение диаграмм, их модификация и решение задач с помощью графических методов

Создание запросов и отчётов

Обработка табличных данных с помощью формул и встроенных функций

Создание итоговых и сводных таблиц

Создание форм

Сортировка данных

Печать данных, содержащихся в таблицах

Оформление текста «в колонки»

Импорт и экспорт данных из других документов

Фильтрация данных

Хранение больших объёмов текстовой информации



Приложение 2

  1. Гистограмма – демонстрация изменения определённых значений во времени, сравнение данных или выяснение тенденций. Гистограмму лучше использовать, если нужно оценить или обратить внимание на смену данных за конечный период времени.

  2. График – демонстрация изменений значений в группе за продолжительные промежутки времени, особенно если необходимо акцентировать внимание на изменениях во времени или темпах.

  3. Круговая – служит для изображения составных частей какой-либо величины или определённых пропорций и соотношений.

  4. Линейчатая – отображает соотношения отдельных компонентов, служит для демонстрации или сравнения отдельных числовых значений в определённое время.

  5. С областями – изображает изменение значений ряда со временем. Диаграмма с областями с накоплением отображает как изменение общей суммы, так и вклада отдельных значений.

  6. Точечная – такую диаграмму целесообразно выбирать тогда, когда используют два набора числовых данных, но ни в одном из них данные не упорядочены и не распределены равномерно. Например, такие данные могут быть получены в результате статистических исследований.

  7. Другие:

  • Биржевая – отображает наборы из трёх значений (например, самый высокий курс, самый низкий курс, курс закрытия).

  • Поверхность – поиск наилучшего в двух наборах данных; определяет зависимость между непрерывными величинами.

  • Пузырьковая – отображение на плоскости наборов из трёх значений; аналогична точечной, но третья величина отображает размер пузырька.

  • Кольцевая – можно использовать для отображения нескольких рядов данных: первый ряд образует кольцо в центре диаграммы, а каждый следующий ряд – внешнее кольцо в относительно предыдущего.

  • Лепестковая – аналог графика в полярной системе координат. Отображает распределение значений относительно начала координат.





































































Название документа приложение 3.ppt

Есть зависимость между двумя величинами? Изображаемая величина непрерывна? До...
1 из 2

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Есть зависимость между двумя величинами? Изображаемая величина непрерывна? Доля
Описание слайда:

Есть зависимость между двумя величинами? Изображаемая величина непрерывна? Доля значений в общей сумме важна? График Гистограмма Круговая диаграмма Да Нет Да Да Нет Нет

№ слайда 2
Описание слайда:

Название документа приложение 4.docx

Ознакомьтесь с Мастером создания диаграмм и запишите названия шагов мастера в опорном конспекте.

  1. Откройте файл, указанный учителем (в нём содержится подготовленная таблица с данными).

  2. Выделите таблицу.

  3. В разделе меню Вставка выберите Диаграмма. Определите, как выглядит кнопка запуска мастера диаграмм, расположенная на панели инструментов Стандартная.

  4. Шаг 1. Тип диаграммы. Выбор типа и вида диаграммы.

  5. Шаг 2. Источник данных диаграммы. Выбор и указание диапазона данных для построения диаграммы.

  6. Шаг 3. Параметры диаграммы. Задание параметров диаграммы в окнах вкладок Подписи данных, Заголовки, Оси, Линии сетки, Легенда, Таблица данных.

  7. Шаг 4. Размещение диаграммы. Выбор места расположения диаграммы.

  8. В конце работы Мастера нажмите кнопку Готово.





Технологическая карта урока: "Деловая графика. Построение графиков и диаграмм в среде табличного процессора Microsoft Excel"
  • Информатика
Описание:

Данная разработка соответсвует ФГОС. Может быть использована при проведении уроков информатики в 8-9 классах. 

Урок построен таким образом, чтобы максимально включить обучающихся в образовательную деятельность и  побуждать их к самостоятельному получению новых знаний. В разработке имеются задания для индивидуальной и групповой работы школьников.

В ходе урока учащиеся должны получить основные сведения о возможностях табличного процессора Microsoft Office по графическому анализу данных, содержащихся в таблицах, а также научиться правильно выбирать тип диаграммы для анализа тех или иных данных.

В приложении предложена практическая работа для закрепления полученных знаний.

 

Автор Макаренко Светлана Олеговна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 1018
Номер материала 41539
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓