Активизация знаний учащихся.
Формирование новых знаний.
1.
Работа по учебнику (с. 40–41).
–
Какие тайны зимы вы узнали на предыдущих уроках?
–
Какую роль выполняет снег в зимовке животных?
– Дремлют животные под снегом, там им теплее, чем на холодном
ветру, особенно когда разгуляется непогода.
В такую пору все животные – звери и птицы – ищут, где бы
спрятаться от ледяного ветра. Многим из них глубокий снег служит хорошим
укрытием. Под снегом не так донимают мороз и ветер.
От холода прячутся в снег тетерева и другие лесные птицы –
рябчики, глухари.
Снег служит надежным укрытием также для различных зверей и
зверюшек.
В наших лесах есть и такие звери, которые всю зиму спят,
не вылезая из своего убежища. Зарывшись в опавшие листья, спит под
снегом непробудным сном колючий ежик. Спит в глубокой норе барсук. А в самой
чаще леса дремлет в своей берлоге медведь.
– Для
наблюдательного человека немало интересного найдется зимой у реки, у озера.
Рассмотрите центральный рисунок в учебнике.
–
Обратите внимание на толстый слой льда, сковавшего водоем. В средней полосе
России лед появляется, как правило, в ноябре. Первый лед тонкий,
прозрачный, он кажется черным. В декабре же «небо» обитателей водоема
застывает и твердеет.
– Назовите
изображенных в учебнике рыб. (Ответы учащихся.)
– Налим,
окунь, щука, карп, карась различаются по форме и размерам. Но что их
объединяет? (Ответы учащихся.)
–
Всех рыб объединяет чешуйчатый покров тела, жабры, наличие головы, хвоста и
плавников вместо конечностей.
–
Отгадайте загадку:
У родителей и деток
Вся
одежда из монеток.
(Рыбы.)
–
Что это за одежда? (Чешуя.)
2. Работа по хрестоматии.
–
Как же живут рыбы в воде подо льдом?
Учитель
читает рассказ «Жизнь рыб подо льдом» с. 36
–
Что нового узнали из рассказа?
–
Что вы знаете о зимовке рыб в водоемах?
–
Рыба налим интересна тем, что чем холоднее вода, тем она бодрее и активнее.
Налим зимой не спит. Он заядлый хищник. И в ночную зимнюю стужу, когда
большинство рыб находятся в полусонном состоянии, приткнувшись в
каком-нибудь затишке, он заглатывает все живое без разбора (улиток, червяков,
личинок, лягушек, утонувших полевок). Но растительный корм налим не признает.
А в конце декабря – январе у налима начинается нерест. Ночами он движется
вверх по течению и, выбрав себе каменистое или песчаное дно, выметывает икру.
Рыбы,
которые впадают в спячку, покрываются толстым слоем густой слизи – «шубой»,
которая защищает их от холодной воды. На дне рек и озер, спрятавшись в мягкий
ил, сонные рыбы лениво шевелятся и разевают рты.
Физкультминутка
3.
Работа по учебнику (с. 40–41).
–
Рассмотрите центральный рисунок. Какие животные, кроме рыб, здесь изображены?
(На дне водоема зимуют раки, лягушки, улитки.)
– По
рисунку расскажите, как «спят» рак и лягушка зимой в водоеме.
– Рак
зарывается в ил. Лягушки устраиваются поудобнее: поджимают задние лапки под
брюшко, а передние поднимают к глазам и выворачивают наружу «ладошками». Как
вы думаете, почему лягушка спит в такой позе? (Предположения учащихся.)
–
Эта поза не случайна. Их кожа, особенно на «ладошках», пронизана кровеносными
сосудами, через которые кислород поступает в организм. Во время спячки
лягушки дышат только через кожу.
4.
Работа по хрестоматии.
– А как зимуют в
воде улитки и насекомые?
Учитель
читает рассказ «Искатели воздуха» с. 37
–
Что вы узнали о прудовике и жуке-плавунце?
– Рассмотрите
центральный рисунок в книге. Зимуют ли растения в воде подо льдом?
–
Какое растение здесь изображено? (Элодея.)
–
Как зимуют растения в воде?
Учитель
читает рассказ «Зимуют ли растения в воде подо льдом?»
с. 40
Физкультминутка
5.
Работа в печатной тетради (задание 29).
–
Знаете ли вы этих водных обитателей?
–
Напишите в кружках нужные номера.
Физкультминутка
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.