Главная / Начальные классы / Технологическая карта урока по теме: "Жизнь в воде и подо льдом" (1 класс)

Технологическая карта урока по теме: "Жизнь в воде и подо льдом" (1 класс)

Конспект урока

Тема урока: « Жизнь в воде подо льдом.» Цель: создать условия для ознакомления учащихся с многообразием подводного мира; с жизнью некоторых животных в воде подо льдом; закреплять умения определять рыб как класс по существенным признакам; повторить правилами безопасного поведения у водоемов.

Задачи урока: обучающие: ознакомить с многообразием подводного мира; с жизнью некоторых животных и растений в воде подо льдом; развивающие: развивать устную речь, формировать критическое мышление учащихся, умение ставить вопросы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения (уметь действовать по алгоритму), внимание, память; воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: научатся выделять существенные признаки рыб; получат возможность научиться называть и характеризовать условия, необходимые для жизни животных и растений в воде подо льдом ; называть и оценивать правила безопасного поведения в зимний период на водоеме.

Этап урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы контроля

УУД

1 Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Настрой на работу




Подготовка класса к работе.

Ф

Личностные: проявлять познавательные потребности и учебные мотивы; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация знаний учащихся.

Выявляет уровень знаний.

Сегодня мы отправляемся в новое путешествие по родному краю. Отгадав загадки, вы узнаете, о ком пойдет наш разговор.

1) У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыба.)

2) Приманку сорвала и, не сказав «спасибо», куда-то уплыла невежливая... (рыба).

3) Вильнет хвостом туда-сюда, и нет ее, и нет следа. (Рыба.)

4) В воде она живет, нет клюва, а клюет. (Рыба.)

Сегодня мы узнаем: есть ли жизнь в воде подо льдом?

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.


Ф

М-словестно-логический



Регулятивные: целеполагание; Познавательные: проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов; производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.

III. Открытие нового знания. Работа по учебнику с. 40 − 41.

Активизация знаний учащихся. Формирование новых знаний.

1. Работа по учебнику (с. 40–41).

Какие тайны зимы вы узнали на предыдущих уроках?

Какую роль выполняет снег в зимовке животных?

Дремлют животные под снегом, там им теплее, чем на холодном ветру, особенно когда разгуляется непогода.

В такую пору все животные – звери и птицы – ищут, где бы спрятаться от ледяного ветра. Многим из них глубокий снег служит хорошим укрытием. Под снегом не так донимают мороз и ветер.

От холода прячутся в снег тетерева и другие лесные птицы – рябчики, глухари.

Снег служит надежным укрытием также для различных зверей и зверюшек.

В наших лесах есть и такие звери, которые всю зиму спят, не вылезая из своего убежища. Зарывшись в опавшие листья, спит под снегом непробудным сном колючий ежик. Спит в глубокой норе барсук. А в самой чаще леса дремлет в своей берлоге медведь.

– Для наблюдательного человека немало интересного найдется зимой у реки, у озера. Рассмотрите центральный рисунок в учебнике.

Обратите внимание на толстый слой льда, сковавшего водоем. В средней полосе России лед появляется, как правило, в ноябре. Первый лед тонкий, прозрачный, он кажется черным. В декабре же «небо» обитателей водоема застывает и твердеет.

– Назовите изображенных в учебнике рыб. (Ответы учащихся.)

– Налим, окунь, щука, карп, карась различаются по форме и размерам. Но что их объединяет? (Ответы учащихся.)

Всех рыб объединяет чешуйчатый покров тела, жабры, наличие головы, хвоста и плавников вместо конечностей.

Отгадайте загадку:

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

(Рыбы.)

Что это за одежда? (Чешуя.)

2. Работа по хрестоматии.

Как же живут рыбы в воде подо льдом?

Учитель читает рассказ «Жизнь рыб подо льдом» с. 36

Что нового узнали из рассказа?

Что вы знаете о зимовке рыб в водоемах?

Рыба налим интересна тем, что чем холоднее вода, тем она бодрее и активнее. Налим зимой не спит. Он заядлый хищник. И в ночную зимнюю стужу, когда большинство рыб находятся в полусонном состоянии, приткнувшись в каком-нибудь затишке, он заглатывает все живое без разбора (улиток, червяков, личинок, лягушек, утонувших полевок). Но растительный корм налим не признает. А в конце декабря – январе у налима начинается нерест. Ночами он движется вверх по течению и, выбрав себе каменистое или песчаное дно, выметывает икру.

Рыбы, которые впадают в спячку, покрываются толстым слоем густой слизи – «шубой», которая защищает их от холодной воды. На дне рек и озер, спрятавшись в мягкий ил, сонные рыбы лениво шевелятся и разевают рты.

Физкультминутка

3. Работа по учебнику (с. 40–41).

Рассмотрите центральный рисунок. Какие животные, кроме рыб, здесь изображены? (На дне водоема зимуют раки, лягушки, улитки.)

– По рисунку расскажите, как «спят» рак и лягушка зимой в водоеме.

– Рак зарывается в ил. Лягушки устраиваются поудобнее: поджимают задние лапки под брюшко, а передние поднимают к глазам и выворачивают наружу «ладошками». Как вы думаете, почему лягушка спит в такой позе? (Предположения учащихся.)

Эта поза не случайна. Их кожа, особенно на «ладошках», пронизана кровеносными сосудами, через которые кислород поступает в организм. Во время спячки лягушки дышат только через кожу.

4. Работа по хрестоматии.

А как зимуют в воде улитки и насекомые?

Учитель читает рассказ «Искатели воздуха» с. 37

Что вы узнали о прудовике и жуке-плавунце?

– Рассмотрите центральный рисунок в книге. Зимуют ли растения в воде подо льдом?

Какое растение здесь изображено? (Элодея.)

Как зимуют растения в воде?

Учитель читает рассказ «Зимуют ли растения в воде подо льдом?» с. 40

Физкультминутка

5. Работа в печатной тетради (задание 29).

Знаете ли вы этих водных обитателей?

Напишите в кружках нужные номера.

Физкультминутка

Отвечают на вопросы учителя. Знакомятся с особенностями жизни животных и растений в воде подо льдом.

Ф

М-словестно-логический

























































































Регулятивные: контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоения; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач;

Логические - решение проблемы, их обоснование.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

IV. Первичное осмысление и закрепление.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Игра «Отгадай загадку».

1) В реках, старицах, озерах

Много зарослей, в которых

Эта рыба обитает,

И прудов не избегает

С промерзающей водой.

И серебряный бывает,

И бывает золотой. (Карась.)

2) Драчун и забияка

В речной воде живет

И маленьким рыбешкам

Проходу не дает.

Костлявый и колючий,

Не любит он шутить.

Его ведь даже щука

Не может проглотить.

Он весь в иголках, словно еж,

А как зовется рыба? (Ерш.)

3) На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

Он в самом омуте живет,

Хозяин глубины.

Имеет он огромный рот,

А глазки чуть видны. (Сом.)

4) У нее во рту пила,

Под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала,

А теперь – в котел попала.(Щука.)

5) Я рыба. Вся моя семья

Живет в морях, лишь в речке я! (Налим.)

Отвечают на вопросы.

Фронтальная


Регулятивные-принимают учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Личностные: осознают необходимость внимательного, вдумчивого и бережного отношения к природе.

V. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Итог урока.

Организует рефлексию.

Что нового вы узнали на уроке?

Есть ли жизнь в воде подо льдом?

Как зимуют рыбы подо льдом?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты.

Фронтальная


Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала



Технологическая карта урока по теме: "Жизнь в воде и подо льдом" (1 класс)
  • Начальные классы
Описание:

   Урок познакомит учащихся с многообразием подводного мира; с жизнью некоторых животных и растений в воде и подо льдом способствует развитию устной речи, формированию критического мышления, умение ставить вопросы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы.

   Обучающиеся научатся выделять существенные признаки рыб; получат возможность научиться называть и характеризовать условия, необходимые для жизни животных и растений в воде и подо льдом; называть и оценивать правила безопасного поведения в зимний период на водоёме. 

Автор Колганова Нина Вячеславовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 998
Номер материала 49085
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓