Главная / Начальные классы / Технологическая карта урока по теме: «Повторяем состав слова» 2 класс

Технологическая карта урока по теме: «Повторяем состав слова» 2 класс

hello_html_2befd29d.gifhello_html_2befd29d.gifhello_html_2befd29d.gifhello_html_2befd29d.gifhello_html_6df2328b.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_5b6ca6d5.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m97ee529.gifhello_html_29834a3b.gifhello_html_m68bf57b4.gifТехнологическая карта урока по теме:

«Повторяем состав слова» 2 класс


Тема

Повторяем состав слова

Цель:

закрепление знаний обучающихся о составе слова, родственных словах и формах слова.

Задачи:

воспитательные: формирование норм нравственно-этического поведения в разных формах работы;

метапредметные: развитие навыка работы с учебником; развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения; уточнение и расширение словарного запаса учащихся при использовании терминологии;

предметные: расширить знания обучающихся о родственных словах; повторить состав слова; учить пользоваться разными видами словарей;

формировать умение видеть красоту в простом, создать условия для успешного закрепления изученного материала.

Планируемый результат

Познавательные умения:

объяснять отличительные особенности родственных слов и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание в соответствии с правилом.

Коммуникативные умения:

формулировать понятные высказывания, используя термины.

Предметные умения:

- Знать и уметь применять общее правило написания корней родственных слов.

- Уметь разбирать слова по составу.

- Уметь находить в тексте родственные слова.

- Уметь решать проблемные ситуации.

Основные понятия

Понятия: состав слова; родственные слова;

корень;

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение.

Ресурсы:


Учебник Н.Ф.Виноградова « Русский язык» 2 класс, 2 часть.

Тема: «Повторяем состав слова».

  • Методическое пособие,

  • рабочая тетрадь;

  • компьютер,

  • проектор,

  • презентация;

  • карточки-задания №1, №2 (разноуровневые: средний и повышенный уровни);

  • карточки-памятки;

  • оценочные листы;

  • сигнальные карточки;

  • ёлочка;

  • подарки (ёлочные игрушки).


Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах


Технология проведения

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

I. Организацион

ный момент

Цель: 1) мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

2) определить содержательные рамки урока.

Проверяют готовность рабочего места, приветствуют учителя и гостей. Настраиваются на работу.

Настраивает детей на работу, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе.

Снег летает и сверкает

В золотом сиянии дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег – снежок,

Начинаем наш урок.

Мы сегодня снова будем читать, писать, делать выводы и рассуждать.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. В гости к нам спешит сказка. А какая - догадайтесь сами.

Закройте глаза, послушайте...
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.

- Что вы представили, услышав эти строки?

- Молодцы, я думаю, вам не составит труда отгадать, в какую сказку мы попали?

(зимнюю)

- Кто сможет ответить, чьи строки так красиво нарисовали картины зимы?

- Вспомните сказки А.С. Пушкина и скажите, как они заканчиваются?

- Я думаю, что и у нашей сказки будет счастливый конец. У нас с вами всё обязательно получится.

Личностные УУД

II Актуализация знаний.

Цель: актуализировать знания обучающихся;

сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке;

упражняться в умении работать со словарной статьей развивать орфографическую зоркость;

-обогащать словарный запас, развивать речь.


Работать с информацией,



участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать фронтальную работу по нахождению орфограмм в разных частях слова,

создать условия для повторения признаков родственных слов; включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов;

организовать работу с различными видами словарей (пиши правильно, словарь происхождения слов, толковый словарь)


- Итак, сказка начинается...

В дружном школьном государстве
Жил да был 2 Г класс.
Слышите, ребята, я про вас.
Царь - учитель строгий был,
Он всему ребят учил
И в конце первого полугодия он захотел,
Подвести итог всех дел.
И во все концы страны
Были посланы гонцы.
Разузнать и доложить:
Хорошо ли в царстве жить?
Все ли правила в нём знают
И как в жизни применяют?
Много времени проходит,
С донесеньями гонцы
Воротились, молодцы.
Царь собрал все донесенья
для скорейшего прочтенья.
(по щелчку переход на слайд 4)
В донесениях как раз
Все задания для вас,
Кто заданье выполняет,
Приз - снежинку получает.

Чистописание.

Посмотрите внимательно на донесения и скажите, чем мы сегодня будем заниматься?(минуткой чистописания; орфографической работой, работой в группах, самостоятельной работой)

- Но прежде, чем приступить к выполнению заданий, запишите число.

- Посмотрите на доску, зимний февральский ветер надул в зимнем лесу большие сугробы, и, чтобы нам двигаться вперёд, мы должны эти сугробы преодолеть. Я попрошу вас написать эти буквы, изображающие зимний узор.

Ззз Зве Зим

- Повторим правильное написание заглавной и строчной буквы З, з

Познавательные УУД


III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.






























1. - Запишем слова: зима, зимний, зимняя, зимушка

- Где образовались однокоренные слова, а изменилась форма слова? Докажите.

2. Игра «Снежинки».

К нам на землю спустились снежинки. На обратной стороне есть значок, обозначающий часть слова. Нужно назвать его и дать определение.

NA00826_ NA00826_ NA00826_ NA00826_ NA00826_









Свободные высказывания детей.

3.Решение проблемной ситуации.

- Послушайте сказку «Родственница».

- Вы кто такие?

- Я гусь. Это гусыня, это наши гусята. А ты кто?

- А я ваша родственница – гусеница.

- Права ли гусеница?

- Назовите 2 признака родственных слов. (однокоренные слова имеют общий корень и общее основное значение)

- Как вы думаете, ребята, что мы сегодня будем повторять на уроке? (части слова)

- Правильно, сегодня на уроке мы повторяем состав слова.

- С этим заданием все ребята справились очень хорошо, все получают первый приз.


IV.Первичное закрепление:

в знакомой ситуации (типовые)

в изменённой ситуации (конструктивные)



Цель: закреплять знания о родственных словах и корне слова;

-развивать орфографическую зоркость, творческое воображение;


Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе).

Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.


Организовать работу в группах;

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.


-- Следующее задание - орфографическая работа

Перед вами предложение, прочитайте его. Как вы считаете, что мы должны сделать в этом предложении.

М(о/а)ро(з/с) и со(л/-)це; день чудес(-/т)ный!

- Какая ещё орфограмма встретилась в этом предложении? (чу - щу пиши с буквой "у")

- А теперь запишите это предложение, подчеркнув все разобранные орфограммы.

- Выделите ту часть слова, в которой встретились опасные места?

- Обменяйтесь с соседом по парте тетрадками и проверьте его работу.

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

V.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Цель – развивать умение находить родственные слова; создать условия для успешного закрепления изученного материала.


Участвовать в практической работе по нахождению родственных слов в предложении

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).

Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.


Организовать практическую самостоятельную работу по нахождению и выделению корня в родственных словах.



Организовать работу в парах

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.



Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов













































Физминутка для глаз.

Вот метель гулять пустилась.
Сюда снежинка прилепилась.
Вот она летает, порхает,
Следите за ней глазками.

Работа в группах.

Для каждой группы приготовлены конверты - кейсы с документами:

  • для 1 группы конверт- кейс с корнем " зим";

  • для 2 группы - с корнем "лёд";

  • для 3 группы - с корнем "мороз";

  • для 4 группы -с корнем "снег";

- Приступим к выполнению задания, поднимите глазки на экран.

- Вы найдёте в конверте слова - подсказки, которые спрятались в карточках - заданиях №1 . Также в кейсе находятся сигнальные карточки, для того чтобы оценить ответы других групп. Если группа ответила правильно - показываем зелёную карточку, если вы заметили ошибки, то сигнализируем красной карточкой.

- А вот и вопросы, на которые каждая группа должна дать ответ (вопросы для всех групп одинаковые):

1. Подберите и запишите родственные слова, используя данный корень.

2. Подберите и назовите слово, которое состоит только из корня и окончания (может быть нулевое)

3. Подберите и назовите слово, которое образовано с помощью суффикса

4. Подберите и назовите слово, которое образовано при помощи приставки и суффикса одновременно.

http://festival.1september.ru/articles/620666/img1.gif

Отчёт групп и оценка.

Проверка: взаимоконтроль.

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

IV.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Цель – развивать умение находить родственные слова; создать условия для успешного закрепления изученного материала.


































- Закройте глаза и шепотом произнесите: «Зима…». Какое чувство возникло?

(Стало холодно и грустно. А мне стало радостно, я люблю зиму и т.д.).

- Зиму можно представить по-разному. Посмотрите, как представлена зима в работах известных художников. Очень ярко изобразил красоту зимнего леса известный русский художник, живописец Иван Иванович Шишкин в своей картине «Зима».

- Что можно сказать об этой работе художника?

- Иван Иванович Шишкин воспевал былинное величие русского леса.

- Художник для описания использует краски. А вот писатель при помощи слов описывает зиму.

- Давайте прочитаем отрывок из рассказа Григория Скребицкого.

- Стр. 23 учебника упражнение 1.

- Как писатель описывает зиму? Какая она у него?

3.Работа в парах.

- Выпишите слова в два столбика: в первый - слова, образованные при помощи суффикса, во второй – слова, образованные при помощи приставки).

- Как называется первый способ образования? (Суффиксальный).

- Как называется способ образования во втором столбике? (Приставочный).

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

Регулятивные УУД


III. Динамическая пауза.

Цель: соблюдение санитарно-гигиенических норм,

мотивировать к изучению темы.






III. Динамическая пауза.

А сегодня у зимы – новоселье,

Мы с вами приглашены на веселье.

Дом построен из сугроба

Вот такой вышины.

Белый коврик у порога

Вот такой ширины.

Погляди-ка потолки – ледяные

Высоки-превысоки – кружевные!

Мы по лестницам шагаем.

Выше ноги, топ-топ.

Двери комнат отворяем,

Справа – хлоп, слева – хлоп.





4. Самостоятельная работа

- Следующее задание - самостоятельная работа. Перед вами два пакета с материалами: на синих листах - карточки - задания №2 с четырьмя звёздочками (средний уровень); на зелёных листах - карточки - задания №2 с пятью звёздочками (повышенный уровень). Выберите, пожалуйста, для себя ту карточку, которую вы пожелаете. На эту работу вам отводится _____ минут.

- Кто справится с заданием раньше остальных, может выполнить дополнительное задание.

Дополнительное задание (средний уровень)

1. Отметь "+ " слова, в которых первая буква о является приставкой.

  1. осина

  2. осмотреть

  3. овраг

  4. ослабить

  5. олень

2. Запиши слово, в котором правильно выделен корень.


Речушка, побелить, высокая, ручной

___________________

Дополнительное задание (повышенный уровень)

1. Отметь "+ " слова, в которых сочетание букв до является частью корня?

  1. достирать

  2. дожди

  3. дошкольник

  4. дорога

  5. доктор

2. Каждое словосочетание замени одним словом с подходящим суффиксом. Выдели суффикс.

Тот, кто любит мечтать, - :

Участок, где растёт виноград, - :

Стебелёк соломы - :

(по щелчку на конверте "самостоятельная работа" переход на слайд 12)

- Перед вами ключи к вашим заданиям. Проверьте сами себя.

Ключи:

задания

****

*****

1.

4

4

2.

1,2,4

2,5

3.

лестница

смешивать

4.

домик, гномик

заморозки



Проверка: самоконтроль

- Поднимите руки, кто выполнил работу без ошибок. Молодцы!



V. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель: подвести итог проделанной работе на уроке; формировать

личную ответственность за результаты своего труда.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.





- Кто доволен своей работой на уроке?





знаю

Я запомнил

смог



- Вот и сказочке конец,
Кто работал - молодец!

- Как вы себя ощущаете в конце урока?

- Какие задания вам больше всего понравились?

- Были ли какие-то затруднения?

- Наш урок к концу подходит,

Сказка отдыхать уходит,

Поделиться каждый рад,

Сколько получил наград.

- В благодарность за хорошую работу на уроке я приготовила для вас подарок - новогоднюю песню.

- Урок закончен.



Личностные УУД

Коммуникативные УУД



Домашнее задание:




















Технологическая карта урока по теме: «Повторяем состав слова» 2 класс
  • Начальные классы
Описание:

           Урок, входит в блок « Как устроен наш язык», тема «Повторяем состав слова» проведен в не-

     стандартной форме урок-сказка.   На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в учебной и учебно-исследовательской деятельности. На уроке реализованы  основные принципы образования, положенные в основу работы с младшими школьниками: принцип адаптивности (каждый ребёнок работал на своём уровне сложности, в зоне своего развития - дифференцированные задания, работа в группах, работа в парах.);

- принцип развития реализовывался на разных этапах урока (содержание материала подобрано на «сильного» и «среднего» учеников);

- принцип целостности содержания образования ( на уроке прослеживалась связь с темами предыдущих уроков, это такие темы: « Текст», « Родственные слова»);

- принцип ориентированной функции знаний (ученики осознавали необходимость приобретённого знания);

- принцип психологической комфортности (учителем создана атмосфера творчества и доверия.);

- принцип личностно-ориентированного подхода к ребёнку: дифференцированный подбор заданий при индивидуальном опросе; создание ребёнку ситуации успеха, формирование положительной установки к процессу обучения, заинтересованности; разнообразие форм и методов организации работы (пословица, частичное исследование, проблемные вопросы, работа в группах) позволяли раскрыть и расширить содержание субъективного опыта каждого ребёнка;

- принцип индивидуального и личностного подхода: осознание своего «Я», максимальный учёт индивидуальных особенностей ребёнка;

- принцип гуманистичности: ребёнок активный, субъективный в совместной деятельности с педагогом, основанной на сотрудничестве, на взаимном уважении.   

 

Автор Перикова Альбина Юнировна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 2257
Номер материала 1781
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓