Главная / Начальные классы / Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Склонение имён существительных" (3 класс)

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Склонение имён существительных" (3 класс)






Склонение имён существительных


Гузель Ибрагимова,

учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №171»













Тема урока: «Склонение имён существительных».

Цель урока: познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонение.

Задачи:

1.Создать условия для «открытия» учащимися понятия склонение имён существительных и наличие у существительных

трёх склонений.

2.Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.

3.Формировать универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу

осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;

Регулятивные УУД:

умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД:

умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение;

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре, в группе,

формулировать собственное мнение.

Ожидаемые результаты: умение определять тип склонения имён существительных.

Тип урока - урок изучения нового материала

Основные методы - объяснительно-иллюстрированный, наглядный ,самостоятельная работа.

Формы организации познавательной деятельности- индивидуальная, работа в парах, в группах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.

Средства обучения - учебник, презентация.

Оборудование: ноутбук, SMART доска

Характеристика этапов урока

Этап урока

Цель

Содержание учебного

материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация

к учебной

деятельности

Цель: создать эмоциональный

настрой на урок, мотивировать обучающихся на работу.

Я улыбнусь вам, и вы улыбнётесь друг другу. И подумайте как хорошо мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны, приветливы и ласковы. Глубоко вдохните и со вздохом выдохните вчерашнюю обиду, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть первого снега, теплоту солнечных лучей, чистоту рек. Взгляните на партнёра по плечу, приложите ладошки друг другу и пожелайте хорошего дня. Встретились глазами с партнёром по лицу, состыкуйтесь кулачками, улыбнулись друг другу.

Пожелаем друг другу успехов в учении.

Мы умные, мы дружные,

Мы внимательные, мы старательные!

Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу

Приветствует обучающихся,

создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку

Приветствуют учителя, гостей, партнёров по плечу, по лицу, настраиваются на урок.






Актуализация знаний

Цель: создание условий для регулятивных УУД.

На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока.

Ребята, попробуйте сформулировать тему урока по опорным словам.

( Одушевл. -неодуш ,кто? что? падежи, ....)

Да, действительно, мы сегодня продолжим работу над именем существительным. Углубим знания об этой части речи.

Но сначала повторим всё, что знаем о существительном. Для повторения используем Модель Фрейера-командная модель

Озвучьте определение существительного, признаки, примеры, противоположные примеры

У вас на столах листы с вопросами. Вы должны обсудить ответы на эти вопросы за определённое время. Вопрос, который вызовет у вас затруднение, обведите фломастером

1стол

1. Что такое склонение?

2. Сколько падежей в русском языке?

3. На какие вопросы отвечают имена существительные в именительном падеже?

4. На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?

2стол:

1. На какие вопросы отвечают имена существительные в дательном падеже?

2. На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже?

3. На какие вопросы отвечают имена существительные в творительном падеже?

4. Сколько склонений в русском языке?

3стол

1. На какие вопросы отвечают имена существительные в предложном падеже?

2. В каком падеже всегда стоит подлежащее?

3. Что такое склонение?

4. Что такое начальная форма имени существительного?

4стол

1. В каком падеже имена существительные никогда не употребляются с предлогами?

2. Как отличить имя существительное в И.п. от существительного в В.п.?

3. В каком падеже употребляются предлоги К, ПО.?

4. Как определить тип склонения слова «газета»?

5стол

1. Что такое склонение?

2. Сколько падежей в русском языке?

3. На какие вопросы отвечают имена существительные в именительном падеже?

4. На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?

6стол:

1. На какие вопросы отвечают имена существительные в дательном падеже?

2. На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже?

3. На какие вопросы отвечают имена существительные в творительном падеже?

4. Сколько склонений в русском языке?

Давайте проверим, как вы выполнили задание?

На какой вопрос не смогли ответить?

Сформулируйте проблему.

Верно. Сегодня мы познакомимся с ещё одним признаком существительных Склонение.

Учитель называет опорные слова











Партнёры № _ взяли лист А4 , сделайте Модель Фрейера





Стол №_ партнёр №_ озвучь определение существительного











После работы

учитель задаёт эти вопросы вразброс

Стол №_ патнёр №_ и т.д.



























































Выдвигает проблему.




Дети отвечают(Имя существительное, узнаём что-то новое об имени сущ-ом)







Партнёр №_ из листа А4 делает Модель Фрейера









Дети отвечают на заданные вопросы















Дети отвечают на вопросы

Был вопрос на который не смогли ответить





































Сколько склонений у имён существительных?

Как определить тип склонения «газета» и т.д.

Что такое склонения?

Как определить тип склонения имени существительного?

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Цель:создать условия для развития личностных УУД, через анализ и синтез; формулирование регулятивных УУД через самоконтроль.

На основе

соотнесения

своих знаний и поставленной проблемой выявить и определить причину затруднения подвести к теме урока.

Что же такое склонение существительных вы узнаете, прослушав стихотворение



В рощах пусто

А в классе- тишина

Проходим мы склонение

Склоняется зима



Склоняем вслух зима, зимы

А за окном белым- бело

На парте не сидится мне

А тут зима, зимы, зиме



Зима, зимы, зиме, зиму

Зимою, о зиме

Гуляет зайчик по окну

Как солнце по стене

Сколько типов склонения в русском языке мы узнаем , выполнив упражнение 106 на странице 114

Упражнение 106

Распределите и запишите эти существительные в три группы по родам. Выделите у каждого слова окончание.

Используя структуру Таймд Пэ-Шэ проговорите свои ответы.

Кто хочет поделиться, какие слова вы записали в 1группу? Во 2группу? В 3 группу?

Существительные каких двух родов имеют в И.п. окончания –а, -я?

У существительных каких двух родов в И.п. нулевое окончание?

У существительных какого рода в И.п. окончание –о, -е?

А теперь распределите эти же слова в другие три группы так, чтобы:

-в первой группе были слова м.р. и ж.р. с окончанием –а, -я;

Во второй группе – слова ср.р. с окончанием –о, -е и слова м.р. с нулевым окончанием;

-в третьей группе- слова ж.р. с нулевым окончанием. Запишите их столбиками. Окончание опять везде выдели

- По каким признакам вы сгруппировали существительные?

- С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его ТИП СКЛОНЕНИЕ. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения

Над каждым столбиком напиши с помощью римских цифр: 1скл., 2 скл., 3 скл.(склонение сокращённо скл.)

- Сделайте вывод: какие существительные относятся 1-му склонению, ко 2-му и 3-му?

Как определим склонение существительного в начальной форме?

1шаг Определяем склонение

2шаг Выделяем окончание

2 шаг Определяем склонение



Сравните свои выводы с правилами из учебника на стр.115 и на стр.118

Учитель читает стихотворение

























































Стол №_ патнёр №_ и т.д.










Изменение по падежам.





Дети выполняют упражнение 106.





















































По роду и окончанию

К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончанием –а, -я. Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –о,-е. К 3-му склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце.

Динамическая пауза


Микс Фриз Груп

Сколько родов у им.сущ-ых

Сколько гл.членов предл.

Сколько падежей у сущ-ых

Сколько склонений у им.сущ-ых

Учитель включает музыку, и в определённый момент выключает. Учитель даёт команду «Замри» и задаёт вопросы и т.д


Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Цель: формирование личностных УУД через учебную ситуацию « что я знаю» и закрепление знаний о склонениях; развитие познавательных УУД через знакомство с понятием «склонение»; формирование регулятивных УУД через самоконтроль

Работа в Рабочих тетрадях на стр.74 упр.80

Прочитай скороговорки. Подчеркни имена существительные. Напиши над ними род.



Слепень(м.р., 2скл.) сел на пень,(м.р.,2скл.)

Просидел весь день(м.р. 2скл.)

И улетел под плетень,(ж.р. 3скл.)

Где есть тень.(ж.р. 3скл)



Хлещет дождь(м.р. 2скл)

На хмель(м.р. 2скл) и хвощ(м.р. 2скл)


Читают текст, находят существительные, определяют род, выделяют окончание, определяют склонение.

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.

Цель: выявить уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию(познавательные УУД); развивать устную и письменную речь учащихся (коммуникативные УУД); развивать орфографическую зоркость,внимание, мышление, воображение, формировать навыки самоконтроля(личностные УУД).

Научить самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, используя литературу и учебник.

-Посмотрите, на рисунок и запишите сущ-ые 2 склонения.(2мин)



Проверка( используя структуру ОЛ РАЙТ РОБИН РАУНД) (1мин+2мин на ответы)

Все пишут, проговаривают по кругу ,записывают слова партнёров)



Ребята, наступила зима и мы должны помнить о своих пернатых друзьях.

Как вы им помогаете?








Записывают существительные 2 склонения, по кругу проговаривают свои слова, записывают слова партнёров.


Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД

Проверить уровень приобретённых знаний.








Рафт(3мин)

Давайте представим, что нужно составить памятку для будущих 3классников по теме Склонение попробуйте, обсудив в команде , нарисовать или записать эту памятку.

P.S (если останется время)

Организует коллективную работу


Выполняют проектную работу.

Рефлексия учебной деятельности

Цель: формирование регулятивных УУД через анализ и оценку успешности достижения цели. Наметить перспективу последующей работы.

У вас на столах стикеры

Структура «Парковка» Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями спрвились уверенно возьмите зел.стикер

Если вы затруднялись при выполнения заданий, чувствовали себя неуверенно-

жёл.стикер

Кому на уроке было очень трудно, с заданиями не справлялись крас.стик.

Какие отношения помогли вашей команде выполнить работу успешно?



Осуществляют самооценку;

Выходят к доске и приклеивают стикеры









Уважение, сотрудничество, терпение ит.д.




Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Д.з. придумать по 5 слов к каждому склонению.


Ученики записывают дом. зад.



Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Склонение имён существительных" (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Склонение имён существительных" в 3 классе. ТЦель урока: познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонение.

 

Задачи:

 

1.Создать условия для «открытия» учащимися понятия склонение имён существительных и наличие у существительных

 

трёх склонений.

 

2.Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.

 

3.Формировать универсальные учебные действия:

 

Личностные УУД:

 

 формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу

 

осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная   самооценка;

 

Регулятивные УУД:

 

умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

 

Познавательные УУД:

 

умение строить устные высказывания;  формулирование проблемы и её решение;

 

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

 

 Коммуникативные УУД:

 

умение слушать и слышать учителя, ученика;  вступать в диалог;  сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач;  адекватно оценивать себя, работу в паре, в группе,

 

формулировать собственное мнение.

 

Ожидаемые результаты: умение определять тип склонения имён существительных.

 

Тип урока - урок изучения нового материала

 

Основные методы - объяснительно-иллюстрированный, наглядный ,самостоятельная работа.

Формы организации познавательной деятельности- индивидуальная, работа в парах, в группах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.

Автор Ибрагимова Гузель Тальгатовна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 3097
Номер материала 2841
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓