Главная / Русский язык и литература / Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Слово как часть речи. Морфология – основной раздел лингвистики. Принципы классификации частей речи". (5 класс)

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Слово как часть речи. Морфология – основной раздел лингвистики. Принципы классификации частей речи". (5 класс)

Учебный предмет: русский язык

Класс: 5А

Тема урока: Слово как часть речи. Морфология – основной раздел лингвистики. Принципы классификации частей речи.

Тип урока: изучение новых знаний.

Цели урока: 1) сформировать представление о морфологии как разделе лингвистики, изучающем слово;

2) повторить и систематизировать сведения о классификации частей речи в русском языке: принципы классификации; различия между самостоятельными (знаменательными) и служебными (незнаменательными) частями речи; различия между склоняемыми и спрягаемыми частями речи.



Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности


Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности


Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности


1

2

3

4

5

6

7

  1. этап –постановка цели и задачи

1.Называет тему урока

2.Читает эпиграф к теме урока

3.Просит поразмышлять над словами С.Я. Маршака

4.Организует беседу о словах грамматика и грамота

-подумайте и скажите, как вы понимаете это высказывание

-как это слово связано со словом грамота?

-какие значения слова грамота вы знаете?

-что же изначально обозначало слово грамматика

-проверим себя по этимологическому словарю


5.Подводит итог беседы

Размышляют над эпиграфом урока.

Слушают вопросы учителя

Отвечают на вопросы учителя

Выделять существенную информацию из текста эпиграфа.

Выдвигать предположения и обосновывает их

Взаимодействуют с учителем во время опроса во фронтальном режиме

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания

Контролируют правильность ответов обучающихся

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнят, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

2 этап – повторение и углубление сведений о морфологии как разделе лингвистики

1.Организует работу по первичному чтению текста

2.Просит составить вопросы и подготовить ответы по первой части текста.

3.Предлагает задание по тексту

-определите те признаки, которые являются предметом изучения лексикологии и морфологии, на примере слова тяжеловатый

-укажите в слове ту часть, которая будут предметом изучения лексикологии, и ту, которые будут предметом пристального изучения морфологии

4.оценивает по результатам ответов

Один обучающийся читает первую часть текста.

Составляют вопросы.

Отвечают во фронтальном режиме.

Запоминают и воспроизводят важную информацию

Анализировать содержание лингвистического текста.

Выделять существенную информацию из текста

Доказывать, аргументировать свою точку зрения

Весь класс во фронтальном режиме слушает лингвистический текст.

Участвуют в обсуждении

Понимать на слух текст.

Осознанно строить речевое высказывание

Слушать собеседника

Осуществляют самоконтроль понимания информации

Осуществлять самопроверку

Принимать и сохранять учебную задачу

3 этап – повторение и систематизация сведений о классификации частей речи в русском языке(совместное составление схемы)

1.Организует работу по составлению схемы

2. Организует деление класса на группы

3. Регулирует работу групп

4. Организует обсуждение получившихся схем

Участвуют в составлении схемы

Слушают вопросы учителя

Отвечают на вопросы учителя

Осуществлять актуализацию ранее полученных знаний

Выделять существенную информацию

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Обосновывать свое мнение

В группах кооперируют усилия по решению учебной задачи

Слушать собеседника

Согласовывать усилия по решению учебной задачи.

Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Учитывать другие мнения

Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания.

Прослушивают ответы представителей групп

Принимать и сохранять учебную задачу

Обнаруживать отклонения от эталона

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

4 этап - формирование представления о различиях самостоятельных и служебных частей речи

1.Организует работу по чтению текста

2.Регулирует работу по выполнению упр. 517

Один обучающийся читает лингвистический текст и задание к упражнению

Запоминают важную информацию

Один обучающийся выполняет упражнение у доски, остальные в тетради



Анализировать содержание лингвистического текста.

Выделять существенную информацию из текста

Осуществлять актуализацию ранее полученных знаний


Весь класс участвует в выполнении упражнения

Понимать на слух ответ обучающегося.

Уметь формулировать собственное мнение и позицию

Контролируют правильность выполнения упражнения

Принимать и сохранять учебную задачу

Осуществлять взаимоконтроль

Осуществлять самоконтроль

5 этап - формирование умения использовать знание языковых признаков слов для определения их частеречной принадлежности и отработка умения различать грамматические омонимы путём определения их морфемного состава

1.Организует выполнение упр. 518

2.Оценивает по результатам ответов

3.Организует прочтение лингвистического текста

4.Подводит с помощью вопросов к обобщающему выводу

Два обучающихся выполняют упражнение у доски, остальные в тетради

Запоминают и воспроизводят важную информацию

Анализировать содержание лингвистического текста.

Выделять существенную информацию из текста


Весь класс выполняет упражнение

Весь класс слушает лингвистический текст

Понимать на слух текст.

Осознанно строить речевое высказывание

Слушать собеседника

Осуществляют самоконтроль понимания информации

Контролируют правильность выполнения упражнения

Принимать и сохранять учебную задачу

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок

Осуществлять взаимоконтроль


6 этап - подведение итогов урока и определение домашнего задания

1.Организует обсуждение обобщающего вывода

-назовите предмет изучения морфологии

-назовите принципы, которые лежат в основе классификации частей речи

2.Объясняет сущность домашнего задания.

- подробный пересказ текстов на стр. 52-54;

-записать 2-3 строфы одного из любимых стихотворений и указать части речи.



Участвуют в беседе по обсуждению обобщающего вывода

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Обосновывать свое мнение

Озвучивают вывод о предмете изучения морфологии и принципах, которые лежат в основе деления частей речи

Строить высказывания, понятные для обучающихся.

Понимать на слух ответы обучающихся

Рефлексия своих действий(полное отображение предметного содержания)


Прослушивают ответы

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

















Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Слово как часть речи. Морфология – основной раздел лингвистики. Принципы классификации частей речи". (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема урока: Слово как часть речи. Морфология – основной раздел лингвистики. Принципы классификации частей речи.

Тип урока: изучение новых знаний.

Цели урока: 1) сформировать представление о морфологии как разделе лингвистики, изучающем слово;

                           2) повторить и систематизировать сведения о классификации частей речи в русском языке: принципы классификации; различия между самостоятельными (знаменательными) и служебными (незнаменательными) частями речи; различия между склоняемыми и спрягаемыми частями речи.

Автор Малясова Елена Дмитриевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 947
Номер материала 25577
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓