Главная / Русский язык и литература / Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Лексика. Закрепление"

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Лексика. Закрепление"

Латыпова Светлана Равильевна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МБОУ гимназии №7



Тема урока: «Лексика. Закрепление»






















Цель урока: обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы «Лексика»


Планируемые результаты:

Личностные:

  • осознание эстетической ценности русского языка;

  • уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

  • потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

  • стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • владение всеми видами речевой деятельности;  адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли, основной и дополнительной информации);

  •  владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;

  • способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств, умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.


Метапредметные:

Регулятивные:

  • осуществлять саморегуляцию и самоконтроль;

  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения;

  • совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

  • выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.



Коммуникативные:

  • слушать и понимать речь учителя и одноклассников;

  •  уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

  • владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;

  • владение монологической речью.

Познавательные:

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

  • свободное восприятие текста.


Предметные:


Образовательные:

  • развить умение формулировать определение понятий;

  • развить умение находить синонимы, омонимы, антонимы, метафоры в тексте;

  • формировать умение подбирать синонимы, антонимы к словам;

  • развить умение определять прямое и переносное значение слов, различать однозначные и многозначные слова;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать умение работать со словарями разных типов;

  • совершенствовать орфографические умения.


Развивающие:

  • развитие критического мышления обучающихся;

  • развитие внимания обучающихся;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных);

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • развитие навыков групповой и парной работы.


Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе, воспитание уважения друг к другу.


Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, выставка «В мире словарей».

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.


Технологическая карта урока




Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности


1 мин.

Приветственное слово учителя (на фоне аудиозаписи из м/ф «Крошка Енот» - «От улыбки…»):

Учитель предлагает улыбнуться соседу по парте и другим одноклассникам

Приветствие

учащихся

Принцип психологической комфортности

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивации на учёбу, ситуации успеха

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний



7 мин.






Учитель задаёт вопросы ученикам:

1. Из чего состоит наша речь?

2. Что могут обозначать слова?

3. Какие высказывания о слове, о языке вы знаете?

4. Что образуют все слова, которые есть в языке?

5. Как произошло слово «лексика»?

6. Что такое лексикон?

7. Что такое лексическое значение слова?


Приложение 1


Учитель читает эпиграф к уроку слова К. Г. Паустовского: «Тот народ, который создал такой язык, - поистине великий и счастливый народ». Учитель предлагает поразмышлять над высказыванием, интерпретировать его, подумать, почему русский язык так богат и выразителен.

Чтение стихотворения А. Барто


Приложение 2


Обучающиеся устно отвечают на вопросы, выстраивая правильное речевое высказывание,

озвучивают предположения, обсуждают их с одноклассниками,

называют тему урока,

обсуждают содержание стихотворения А. Барто

Коммуникативные и регулятивные УУД.

Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности



3 мин.

Учитель предлагает задание: найти «третье лишнее» слово в предложенных строках, записать в тетрадь оставшиеся слова, составить с ними словосочетания


Приложение 3


Учащиеся ставят цели урока:

научиться опознавать синонимы, антонимы, омонимы,

метафору, различать однозначные и многозначные слова, находить прямое и переносное значение слова.

Научиться использовать эти слова в своей речи


Познавательные и регулятивные УУД

4. Первичное закрепление знакомой ситуации (типовые задания) или в изменённой ситуации (конструктивные задания)



7 мин.



Учитель направляет и консультирует, предлагая вспомнить и дать полное определение метафоре, синонимам, омонимам, антонимам, прямому и переносному значению слова, привести примеры, затем сопоставить с определениями из учебника


Приложения 4,5




Обучающиеся самостоятельно дают устные определения, затем сравнивают их с материалами учебника.


Ученики устно выполняют задание в парах, в случае затруднения обращаются к подсказке

Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД


5. Лингвистическая физминутка


3 мин.

Приложение 6

Ученики выполняют физические упражнения, повторяя лингвистический материал

Регулятивные УУД

6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)


17 мин.

Учитель консультирует в случае необходимости



Приложение 7



Учитель предлагает составить текст-описание,

оценивает работу с карточками

Ученики работают в группах. Задание выполняется устно и письменно.


Ученики

пишут творческую работу, затем читают её в классе, оценивая и рецензируя работы одноклассников

Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД








7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


1 мин.

Выписать из художественных произведений примеры использования синонимов, антонимов, метафоры и доказать их необходимость


Учащиеся записывают домашнее задание

Познавательные, регулятивные УУД

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)


5 мин.

Учитель предлагает ученикам оценить свою работу и работу соседа по парте, оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока с помощью рисунков.

Далее отмечаются наиболее активные учащиеся


Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках


Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам. Самооценка


Улыбающееся лицо 8Улыбающееся лицо 7















Приложение


  1. Ответы на вопросы:

1. Из чего состоит наша речь? (Из слов).

2.Что могут обозначать слова? (Предметы, действия, эмоции, признаки предметов или действий и т.д.).

3. Какие высказывания о слове, о языке вы знаете? (Высказывания Пушкина А.С., Тургенева И.С. и др.).

4. Что образуют все слова, которые есть в языке? (Лексику, его словарный запас).

5. Как произошло слова «лексика»? ( От греческого слова «lexikos» - относящийся к слову).

6. Что такое лексикон? (Словарный запас).

7. Что такое лексическое значение слова? (Это то, что слово обозначает. Лексическое значение слова разъясняется в толковых словарях.)


  1. Использование мультимедийного проектора.

Заранее, заранее всё было решено:

У школьников собрание, потом у них кино.

Домой придёт мой старший брат,

Он мне расскажет всё подряд,

Он объяснит мне, что к чему,

А я большая! Я пойму.

И вот он начал свой рассказ:

- Они ползут, а он им – раз!

А тут как раз она ползла.

А он как даст ему со зла!

Они ей – раз! Она им – раз!

Но тут как раз её он спас.

Он был с нею заодно…

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я ещё мала:

Я ничего не поняла!

А. Барто


Вывод: Мы тоже ничего не поняли. У этого мальчика бедный словарный запас. Ведь чем богаче словарный запас человека, тем богаче его внутренний мир.


3. Использование мультимедийного проектора.

Третий лишний

Земля, игла, тетрадь (однозначное слово).

Газета, кнопка, утро (многозначное слово).

Золотой, морозный, холодный (слово с прямым значением).

Овсянка, парта, молоко (овсянка – омоним: название птицы и каши).

Бросать, кидать, ловить (бросать, кидать – синонимы).

Тогда, теперь, вечером (тогда, теперь – антонимы).

Привести примеры употребления данных синонимов, антонимов, омонимов, переносного и прямого значения слов.



4. Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

Однозначные слова – слова, имеющие одно лексическое значение.

Многозначные слова слова, имеющие несколько лексических значений.

Метафора – слово или выражение, употреблённое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.



5. Использование мультимедийного проектора.

а). Найдите многозначное слово и приведите примеры употребления:

1) звезда

2) самолёт

3) компьютер.

б). Какие слова употреблены в переносном значении? Докажите примером употребления.

1) каменное сердце

2) каменное здание

3) золотые серьги

4) ледяной взгляд

5) бархатный голос.

в). Подберите синонимы:

маленький (карликовый, крохотный, небольшой, крошечный, миниатюрный, малюсенький, мизерный, микроскопический и др.);

большой (великий, внушительный, гигантский, громадный, большущий, огромный, колоссальный, объёмистый, громоздкий, безмерный, значительный и др.).

Выпишите антонимы из высказывания Б. Черкасова: «Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалёкие, здоровые и больные, весёлые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые».

Продолжи пословицы:

Молод годами, да стар летами.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Не было счастья, да несчастье помогло.

Не верь началу, верь концу.

Какое средство выразительности использует автор для создания образного восприятия?

- Лес стоит под шапкой тёмною, в золотом огне купается.

- Лента шоссе проходила возле дома Никиты.

- Корабли облаков уплывали за горизонт.

- Одеяло снега покрывало все окрестные поля. (Метафору).



6. Лингвистическая физминутка

Мягкий знак

Если в названных словах мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного, выполняйте приседание, для разделения согласного и гласного — рывки руками: царь, гладенький, льдина, волчьи, варенье, радость, сентябрь, соловьи, здоровье, ученье, неученье, тьма.

Из какой пословицы три последних слова?

При выполнении гимнастики для глаз используется мультимедийный проектор.



7. Метафора часто лежит в основе такого произведения устного народного творчества, как загадка. Прочитайте загадки, отгадайте и найдите метафоры.

1. Одеяло белое

Не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось (Снег).

2. Стоят в поле сестрички-

Жёлтый глазок,

Белые реснички (Ромашки).

3. Где березняк рябой и редкий,

Где тает дымка лозняка,

Он, в серой курточке, на ветке

Сидит и держит червячка (Воробей).

Загадки, составленные учениками.

1.Ивашка зелёный

В солнце влюблённый,

До того он довисел,

Что от солнца посинел (Слива).

2.От дождя такой цветок

Быстро раскрывается,

Дождь прошёл, он не промок –

Просто закрывается (Зонтик).


Метафоры часто встречаются в стихотворениях.
Прочитайте, вставьте пропущенные буквы, подумайте, как объяснить написание слов, закончите стихотворение, подчеркните метафоры.
Использование мультимедийного проектора.

Карточки:

1. В танце круж…тся … (снежинки),

Но в гл…зах у нас грустинки.

2. Ведь св…ркает не сегодня

Яркий праз…ник … (новогодний).

3. Но и этот день январский

Словно ог…нёк … (бенгальский).

4. П…крывалом белым-белым

Землю зимушка … (одела).

5. Добрый он, январь с…дой,

С белой, пышн…й … (бородой).

6. Зерк…лом св…ркает лёд –

Там хоккей п…рой … (идёт).

7. На в…твях б…рёз св…тло

Вновь с…яет … (серебро).

8. Мчатся тучи-кор…бли,

Д…ставая до … (земли).

9. А сн…жинок хоровод

Нас на улиц… … (зовёт).

10. Вот и свечки – ф…нари

Свет оранж…вый … (зажгли).

11. Это к нам пр…шла сама

Фея белая – … (зима).


Отгадайте загадки. О каких словах в них говорится? (об омонимах):

- Какую строчку не сможет прочитать ни один учёный?

- Всякий ли цилиндр – шляпа?

- У каких башмаков не бывает каблуков?

- Любая мода не вечна.

Не изменяюсь я одна.

И девочки всегда и всюду

Меня носить, конечно, будут (коса).

- Сейчас я, правда, устарела.

А прежде было много дела –

Как выйду на зелёный луг,

Так забываю про досуг (коса).

- Хоть и всякий полуостров

Более меня раз в сто.

Я водою, как и он,

Омываюсь с трёх сторон (песчаная коса).

- Одинаково нас слышат.

Одинаково нас пишут (омонимы).

- Чем отличаются омонимы от многозначных слов? (У многозначных слов присутствует общий компонент значения, а омонимы – совершенно разные по лексическому значению слова).


Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Лексика. Закрепление"
  • Русский язык и литература
Описание:

Данный урок отвечает требованиям, предъявляемым к современному уроку новыми ФГОС. Он может служить образцом при составлении технологической карты урока и поможет учителю реализовать рекомендации образовательных стандартов второго поколения. Среди ни- умения проектировать и организовать уроки на основе системно-деятельностного подхода. Урок может быть использован в классах с разным уровнем подготовленности обучающихся, так как материал, содержащийся в нём, подобран в соответствии с дифференциацией знаний и умений. Возможности урока позволяют достигнуть высоких результатов в обучении русскому языку.

Автор Латыпова Светлана Равильевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1328
Номер материала 18011
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓