Главная / Русский язык и литература / Технологическая карта урока по русскому языку на тему

Технологическая карта урока по русскому языку на тему

hello_html_6caed3c0.gifhello_html_4057bdad.gifhello_html_5160660d.gifhello_html_6caed3c0.gifhello_html_4057bdad.gifhello_html_5160660d.gifhello_html_5160660d.gifhello_html_6caed3c0.gifhello_html_4057bdad.gifhello_html_5160660d.gifhello_html_5160660d.gifhello_html_m61882354.gifhello_html_6caed3c0.gifhello_html_4057bdad.gifhello_html_5160660d.gifhello_html_5160660d.gifhello_html_m61882354.gifhello_html_m61703edf.gifhello_html_m51eb1d11.gif

hello_html_m4fb63ad7.gifКамбулова Марина Александровна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ гимназии №7 БМР РТ


Тема урока: «Орфоэпия»


Цель урока: знакомство с термином “орфоэпия”, формирование навыков правильной речи (нормы ударения и произношения), обогащение словарного запаса учащихся; развитие логического мышления; воспитание положительного отношения к знаниям, любви к языку.


Планируемые результаты:

Личностные:

  • стремление к речевому эталону;

  • бережное отношение к родному языку;

  • совершенствование различных видов речевой деятельности;  

  • владение разными видами решения поставленных задач;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной

форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность,

связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к

фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному,

услышанному, увиденному.


Метапредметные:

Регулятивные:

  • осуществлять саморегуляцию и самоконтроль;

  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения;

  • совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

  • выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Познавательные:

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

  • свободное восприятие текста.

Коммуникативные:

  • слушать и понимать речь учителя и одноклассников;

  •  уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с

задачами и условиями коммуникации;

  • планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

  • владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и

синтаксическими нормами русского языка;

  • владение монологической речью.



Предметные:

Образовательные:

  • развить умение формулировать определение понятий;

  •  формировать навыки правильной речи (нормы ударения и произношения);

  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие:

  • развитие критического мышления;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных);

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.

Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и

сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.



Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Средства обучения: ПК, выставка словарей, рисунки.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.





Технологическая карта урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута)

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь громко скажем друг другу: «Добрый день!» Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.



Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.


2. Актуализация и пробное учебное действие

(4 минуты)



На доске написано стихотворение.

Жил на свете человек

Золотые руки.

Много видел он в свой век

И муки, и муки.

Вот однажды на поляне

Замок встретил он большой,

Но беда одна – селяне

Унесли замок с собой.

Чем закрыть дворец, не знает,

Может, гвоздики забить,

Только вот цветы мешают:

Как гвоздики не сгубить?

К нему прикреплены 6 рисунков. Почему? Ведь слова одинаково пишутся?

(Каждое слово имеет своё лексическое значение. Хотя и пишутся они одинаково, но произносятся по-разному, т.к. ударение в этих словах может падать на разные слоги: мука (сыпучий продукт), мука (страдания), замок (здание), замок (приспособление для запирания двери), гвоздики (железные стержни) – гвоздики (цветы).

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=2608875-15-72&n=21http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=151587551-47-72&n=21


Рассматривают рисунки, подбирают к ним слова, отвечают на вопросы.



Формулирование собственных ожиданий, активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему.

УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные (проблемная подача учебного материала).




3. Выявление места и причины затруднения в проблемном учебном действии

(1минута)

- Мы видим, что очень важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого может поменяться его лексическое значение.

- Откройте тетради, запишите число. Классная работа.

Какой раздел науки о языке изучает правильное постановку ударения?

(Правильную постановку ударения изучает орфоэпия).

Давайте посмотрим, из каких частей состоит это слово. Каково значение каждой части?

(«Орфо» - правильный, «эпос» - речь. Правильная речь).

Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?


аучиться правильно ставить ударение). 


Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока.







Формулируют цель урока.

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование).

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

4. Построение проекта выхода из затруднения Цель этапа:

Зафиксировать причину затруднения у учащихся, организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового материала; организовать фиксацию преодоления затруднения

(4 минуты)


Откройте учебник. Прочитайте материал на с. 143-144. Что нового вы узнали? Что вызвало у вас затруднение? Приведите примеры.


(Мы узнали, что, помимо орфографических и пунктуационных правил, есть ещё специальные нормы, которые называются орфоэпическими. Они учат нас, как правильно произносить слова).


Давайте прочитаем в учебнике, что такое орфоэпия.

По ходу знакомства с новым материалом мы составим кластер. Это слово обозначает «кисть», «гроздь». В наш кластер должны войти те сведения, которые мы получили на разных этапах нашего урока.


Сегодня на уроке мы познакомимся с принципами орфоэпии: научимся правильно ставить ударение и произносить звуки в словах. В случае затруднения мы обратимся к словарю. А помогут нам сегодня: Словарь в учебнике “Произноси правильно”, Школьный орфографический словарь, Орфоэпический словарь.

- Давайте вспомним, как работать со словарем. По какому принципу расположены слова в словаре?

(Слова в словаре расположены по алфавиту. Каждое слово имеет словарную статью, в которой содержится информация о слове).

Что мы с вами уже узнали? Составление кластера.

ОРФОЭПИЯ



Изучает постановку Изучает произношение

ударения слов

Ударение зависит от

лексического значения слова

Осознание целей и задач обучения, восприятие, осмысление, запоминание учебного материала и основных вопросов; развитее умения получать информацию из текста и строить сообщение в устной форме; развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям.

Принцип деятельности.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).


5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(10 минут)

Задание 1.Я загадаю вам загадки, отгадать которые поможет вам правильная постановка ударения:

1) Я травянистое растение
C цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.

(В слове «ирис» ударение ставится на первый слог. Это название цветка. А в слове «ирис» – на второй, и обозначает оно конфету).

2) Я сборник карт: от ударения
Зависят два моих значения,
Захочешь – превращусь в название
Блестящей шелковистой ткани я.

(Атлас – это географическая карта, ударение в этом слове ставится на первый слог. А в слове «атлас» ударение на втором слоге, это материал, из которого что-нибудь шьют).

Какой вывод мы можем сделать?

(От ударения зависит лексическое значение слова).

А теперь отгадаем загадки и поставим правильное ударение в словах.

Буквы – значки,
Как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все…

(Алфавит. Ударение ставится на третий слог).

2) Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с давних пор,
Называюсь я…

(Фарфор. Ударение ставится на второй слог).

3) Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный…

(Каталог. Ударение ставится на третий слог).

Молодцы, все справились с заданием. Но орфоэпия изучает не только постановку ударения, но и правильное произношение слов.

Задание 2

Вечный – скучно

Сердечный - пустячный

Почта – чтобы

Фанера – кашне

Тема – теннис

Мечта – яичница

Что - свитер

Сделаем вывод.

(Не все слова пишутся так, как произносятся).

Дополняем кластер.

ОРФОЭПИЯ



Изучает постановку Изучает произношение

ударения слов

Ударение зависит от Сочетания букв

лексического значения слова чн в ряде слов звучит,

как шн. Буква е не

всегда смягчает

предыдущий согласный

Учащиеся отгадывают загадки, проговаривают слова, ставя в них правильное ударение и объясняя различия в лексическом значении.
































Работают со словами, записывают в тетрадь и проговаривают.

(Задание выполняется в парах)

















Задание выполняется индивидуально, затем проговаривается устно.

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

УДД: личностные, коммуникативные.

6. Физминутка

(2 минуты)

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Три - нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.


Физкультминутка

Упражнения направлены на активизацию внимания одновременно левого и правого полушарий.

Позволяют переключить внимание с одного вида деятельности на другой, отдохнуть.


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(8 минут)

Характерной чертой русского ударения является его подвижность. В начале урока мы убедились в том, что от ударения может зависеть значение слова. 

Задание 3 Прочитайте правильно слова, записанные на доске, объясните значения. Составьте словосочетания или предложения. (Задание выполняется в парах)

Дорогой, замок, кружки, ирис, гвоздики, полки, хлопок

(С каждым словом можно составить два словосочетания. Например: дорогой друг – лесной дорогой;воздушный замок – большой замок;синие кружки – желтые кружки;

красивый ирис – вкусный ирис;маленькие гвоздики - красные гвоздики;деревянные полки – военные полки;белый хлопок – громкий хлопок)

В чем мы убедились, выполнив это задание?

(Важно правильно поставить ударение в слове, так как от этого зависит его лексическое значение)

А сейчас мы проведем орфоэпический диктант.

Спишите с доски слова, расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю. Обозначьте орфограммы в словах.

Алфавит, фарфор, каталог, библиотека, красивее, звонит, приговор, средства, километр, документ, свекла, начал, досуг, процент, магазин.

Молодцы!


Проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности, запоминание материала; самоконтроль выполнения заданий, взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность.


Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

УДД: личностные, регулятивные, познавательные.

8. Включение в систему знаний и повторение

(10 минут)

  1. А теперь весёлый урок Радионяни.

(Кто с правилами дружит, тот твёрдо убеждён,

Фарфор нам очень нужен, а фарфор не нужён.

Нельзя сказать алфавит, а можно алфавит.

Кто говорит алфавит, неверно говорит.

Не говори каталог, а только каталог.

А творог? Можно творог, а можно и творог.

А если в магазин вдруг портфели завезли,

То не ходи в магазин, не купишь портфели.

Когда мы на машине летим во весь опор,

То нас везёт не шофер, а нас везёт шофёр.

Шофёр, он любит дело, профессию свою,

А с шофером мы сразу влетим в аварию.

И пусть теперь не будет секретом для ребят,

Что в парке не статуи, а статуи стоят.

А если вы в театр придёте, например,

То вас не пустят в партер,

Пожалуйте в партер.

Ты, школьник, с удареньем внимательнее будь

И наши наставленья, мы просим, не забудь.

А будешь несерьёзно их ставить кое-как,

Рано или поздно ты попадёшь впросак).

Запишите слово, в котором возможна двоякая постановка ударения.

(Это слово «творог». В нём можно поставить ударение как на первый, так и на второй слог).

Дополняем кластер.

ОРФОЭПИЯ



Изучает постановку Изучает произношение

ударения слов

Ударение зависит от Сочетания букв

лексического значения слова чн в ряде слов звучит,

как шн. Буква е не

всегда смягчает

предыдущий согласный

В некоторых словах воз-

можна двоякая постановка

ударения


  1. Закрепление изученного материала.

Задание 4

Лексический диктант. Отгадайте слово по лексическому значению, правильно произнесите его, запишите, объясняя орфограммы.

1. Мастерская по пошиву одежды. (Это слово «а[тэ]лье». Звук [т] в нём произносится твёрдо).

2. Раздел науки, изучающий звуки речи. (Это слово «фо[нэ]тика». Звук [н] в нём произносится твёрдо).

3. Широкая асфальтированная дорога. (Это слово «шос[сэ]». Звук [с] в нём произносится твёрдо).

4. Знак препинания. ( Это слово «ти[рэ]». Звук [р] в нём произносится твёрдо).

5. Плавучая гора, отколовшаяся от родника. (Это слово «айс[б`э]рг». Звук [ б`] в нём произносится мягко).

6. Высшее достижение мастерства. ( Это слово «и[д`э]ал». Звук [ д`] в нём произносится мягко).

7. Нижние места для зрителей в театре. ( Это слово «пар[тэ]р». Звук [т] в нём произносится твёрдо).

8. Спортивная игра с мячиком. ( Это слово «[тэ]ннис». Звук [т] в нём произносится твёрдо).

9. Название научного понятия. (Это слово «[т`э]рмин». Звук [ т`] в нём произносится мягко).

10. Шарф, шейный платок. ( Это слово «каш[нэ]». Звук [н] в нём произносится твёрдо).

11. Гостиница. ( Это слово «о[тэ]ль». Звук [т] в нём произносится твёрдо).

Эталон: чтобы правильно произнести слово, нужно обратить внимание на его лексическое значение, затем проверить, есть ли в нём сочетание букв, произносящихся не так, как пишутся. Исходя из этого, ставим ударение и выбираем правильное произношение.

Чему мы учились, выполняя задание? Куда можем обратиться в случае затруднения?

(Мы учились правильно произносить слова. В случае затруднения мы можем обратиться к Орфоэпическому словарю).

А теперь запишем в тетрадь метаграммы. Кто скажет, что это такое?

(Метаграмма — это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путем замены

одной буквы другой, получается новое слово).


  • Когда меня ты открываешь,
    Обычно воду наливаешь.
    Но н на б смени скорей -
    И обитатель я морей.
    (Получились слова «кран – краб»).

  • С буквой щ - на самом деле
    Я на службе у Емели.
    м поставь на это место:
    Без меня не будет теста.

( Получились слова «щука – мука»).

  • Не найдёшь ли ты такого
    Удивительного слова:
    Если буква в нём меняется,
    Птица в рыбу превращается.
    ( Получились слова «фазан – сазан»).

  • С з - нужна в бильярде я,
    С ж я - след после дождя,
    С п - я видеть помогаю,
    С н - путь ночью освещаю.
    ( Получились слова «луза - лужа - лупа – луна»).


2. Спишите, поставьте ударение в выделенных словах. Укажите, в каких примерах перенос ударения создает новое слово, а в каких – только изменяет их форму (падеж, число).

Столяр сделал книжные полки. 
По дороге двигались вооруженные полки.
Открыты все окна. Я стою у окна.
Я мою руки. Дай мою книжку.

(В словах «полки» и « полки», «мою» и «мою» ударение создаёт новые слова, а в паре «окна – окна» меняется лишь форма слова).

3. Произнесите правильно выделенные слова. Спишите, обозначьте правильное произношение звуков.

На выставке в музее мы видели модель нового самолета. Портрет Пушкина работы художника Кипренского. С самолета был выброшен парашютный десант. Мечта каждого – иметь персональный компьютер. Детектив исследовал место происшествия.

Чтобы не ошибиться в постановке ударения, можно использовать весёлые подсказки. (Свёкла- Фёкла)
Тётка Фёкла ела свёклу.


(ЦемЕнт- инструмент) 
Я беру свой инструмент, 
Быстро развожу цемЕнт.


(КвартАл - устал) 
Брёл я долго и устал, 
Перешёл седьмой квартАл. 

Что за странный носорог 
Ел и твОрог , и творОГ.

Слышен в классе диалог: 
Обсуждают каталОг.

Детей не нужно баловАть, 
Чтоб зубки не пломбировАть.

ДремОта и зевОта уходят за ворота. 
(потягивание) 
Если прикоснёшься к иве, 
Станешь ты ещё красИвей.( наклоны) 
У меня в ушах звенит, 
Телефон опять звонИт. 

Дополняем кластер.

ОРФОЭПИЯ



Изучает постановку Изучает произношение

ударения слов

Ударение зависит от Сочетания букв

лексического значения слова чн в ряде слов звучит,

как шн. Буква е не

всегда смягчает

предыдущий согласный

В некоторых словах воз-

можна двоякая постановка

ударения


Чтобы не ошибиться в Для правильного

постановке ударения, можно произношения можно

использовать весёлые под- использовать словарь

сказки


СЦЕНКА.

Стоит мальчик. Он держит в руках бутылочку с лекарством. Читает: «Три раза в неделю по столовой ложке. После приёма пищи».

Начинает пищать. Вбегает мама.

- Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?

- А я лекарство принял. А здесь написано…(читает)

- Ах ты, глупыш. Ведь ты неверно прочитал. Три раза после приёма пИщи, а не пищИ.

- Ой, мамочка. Нам в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл, а я об этом забыл…


Что же случилось от перестановки ударения?

(Изменился смысл слова, и с мальчиком произошла смешная история).


Работают в рабочих листах.


Проверяют.




Делают вывод.


Пишут под

диктовку, проверяют на слайдах по эталону.






























Ответы учащиеся могут проверить по эталону, расположенному на слайде.







































Проверяем по эталону.











































Заранее подготовлена группой учащихся.


















Применение на практике полученных знаний и последующее повторение.

УДД: личностные, регулятивные, познавательные.

9. Рефлексия

(3 минуты)

Ребята, какова была цель нашего сегодняшнего урока?

(Целью нашего урока было научиться правильно ставить ударение и произносить слова).

Достигли мы этой цели?

(Мы научились правильному произношению слов, теперь мы знаем, что от постановки ударения может меняться смысл слова, поэтому цели нашего урока мы достигли).

Какой алгоритм работы мы составили, чтобы правильно ставить ударение?

(Чтобы правильно поставить ударение в слове, нужно сначала посмотреть на его смысл в предложении или словосочетании. Если возникли затруднения, за помощью можно обратиться к Орфоэпическому словарю).

В листке самооценки поставьте себе оценку за работу на уроке. Если остались вопросы или есть трудности по данной теме, то напротив этапа урока поставьте знак вопроса.

А сейчас выставим оценки в журнал и в дневники.

На следующем уроке мы продолжим работу по данной теме.

Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу.


Оценка и самооценка учебной деятельности, обобщение и систематизация знаний, учащиеся.

Формирование умений точно и полно выражать свои мысли.

УДД: коммуникативные


10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(2 минут)

1 уровень. Расставить ударение в словах. Проверить себя по Орфоэпическому словарю в случае возникновения затруднения. (Каталог, квартал, обеспечение, звонит, торты, пуловер, щавель, жалюзи, углубленный, ходатайство, красивее, творог, баловать, свекла).

2 уровень. Записать слова в транскрипции, обозначив их произношение. (Скворечник, яичница, партер, свитер, фонетика, тире, депо, легче, мягкий, булочная, нечто, чтобы).

3 уровень. Составить предложения со словами в зависимости от ударения в них. (Атлас, белки, клубы, орган, стрелки, паром, пили, уже, уха).

4 уровень. Составить сказку со словами, которые прозвучали сегодня на нашем уроке.

Учащиеся записывыают задание в дневники, выражают свои эмоции по поводу урока.


Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно–познавательной деятельности, применение методов информационного поиска.

УДД: познавательные.





Технологическая карта урока по русскому языку на тему
  • Русский язык и литература
Описание:

Данная разработка простроена в соответствии с новым ФГОС. Она может быть использована как образец для составления технологических карт урока. Конспект урока позволяет учителю провести занятие практически без подготовки. Задания, подобранные в разработке, дифференцированные, что даёт возможность использовать материал урока в классах с разным уровнем подготовки. В ход урока введено задание "Составление кластера", что способствует развитию умения систематизировать и обобщать знания. В целом урок отвечает всем современным требованиям к уроку, предъявляемым  новым стандартом.

Автор Камбулова Марина Александровна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1088
Номер материала 17971
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓