Главная / Русский язык и литература / Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс

hello_html_m2a7690f7.gif
Сложное предложение


Предмет: Русский язык.

Класс: 5.

Тема урока: «Сложное предложение».

Форма работы: групповая.


Цели урока:

  • Восстановить в памяти учащихся прием распознавания простых и сложных предложений;

  • основные признаки сложного предложения;

  • познакомить с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное;

  • обратить внимание учащихся на интонационное единство сложного предложения, помогающее определить его границы;

  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся.


Оборудование:

  • Текст из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; А.Н. Толстой;

  • схемы сложного предложения.


Технологическая карта урока


Этап урока

Цели

на каждом этапе

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Педагогические приемы

Система

ожидаемых умений

Целеполагание


Сообщение темы и цели урока (Слайд 1).

Цель урока:

  • научиться распознавать простые и сложные предложения;

  • определить основные признаки сложного предложения;

  • познакомиться с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное;

  • определять его границы, строить сложные предложения.



Уметь различать сложное и простое предложения, ставить запятую между частями сложного предложения типа: [], О или О, П, определять его границы, строить сложные предложения.

Подготовка учащихся к усвоению материала


Сегодня мы изучаем сложное предложение, несколько уроков назад изучали простое предложение.

  • Скажите, что такое предложение вообще?

  • А что такое, по вашему мнению, сложное предложение?

  • Было высказано много мнений, нам предстоит определить, какое из них верное?

Ответы на вопросы.

Беседа по вопросам.


Усвоение

новых знаний

Распознавать простые и сложные предложения.

Зачитайте речь Тортилы из сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Вопросы.

  • Почему Тортила назвала Буратино «безмозглым мальчишкой с коротенькими мыслями»?

  • В каких предложениях Буратино выражал свои «коротенькие мысли»? (В коротких.)

  • А Тортила? Зачитайте эти предложения.

  • Так в каких предложениях выражает свои мысли Тортила. (В длинных.)

  • Давайте сравним, по каким признакам различны предложения Буратино и Тортилы?

Чтение отрывков из сказки заранее подготовленными учениками.

Речь Тортилы (Слайд 2).

«Ах ты, безмозглый, доверчивый мальчишка с коротенькими мыслями! Если бы ты сидел дома и хорошо учился, то не оказался бы без денег в Стране Дураков. Деньги твои украли кот и лиса. Они пробегали мимо пруда, остановились попить, и я слышала их разговор. Но ты не горюй, человечек, я помогу тебе.

Этот ключ обронил человек с такой бородой, что он засовывал ее в карман, чтобы она ему не мешала. Ах, как он просил, чтобы я отыскала на дне золотой ключик!»

Речь Буратино (Слайд 3).

«Я хороший и благоразумный. Что я теперь буду делать? Ой-ой-ой! Как я вернусь к папе Карло? Ай-ай-ай!»

Беседа по содержанию текста. Учащиеся зачитывают предложения.


Сравнительный анализ предложений по наличию

в них грамматических основ

Определить основные признаки сложного предложения – количество грамматических основ.

Сравните (Слайд 4).

Как я вернусь к папе Карло?

Они пробегали мимо пруда, остановились попить, и я слышала их разговор.

Вывод.

  • Теперь, когда оказалось, что в предложении, сказанном черепахой Тортилой, две грамматические основы, а в предложении Буратино – одна, подумайте и решите: какое предложение мы будем называть простым, а какое – сложным?

Учащиеся должны подчеркнуть подлежащее и сказуемое в предложениях и сказать о смысловой связи.

Отвечают на вопрос.




Уметь формулировать правило.

  • Сформулируйте правило: что такое сложное предложение?

Работа с учебником «Русский язык. Теория», § 24. Чтение учащимися формулировки синтаксического понятия «сложное предложение».



Закрепление

новых знаний

Самоконтроль.

А сейчас проведем небольшой эксперимент.

  • Какие это предложения? Составьте их схемы. (Слайд 5).

Дождь кончился.

[– =].

Дети пошли гулять.

[– =].

Составляют схемы и записывают в тетрадь.




Познакомить со средствами связи простых предложений в составе сложного.

  • Составьте предложения по данным семам и запишите их в тетрадь (Слайд 6).

[– =], [– =].

Дождь кончился, дети пошли гулять.

[– =], и [– =].

Дождь кончился, и дети пошли гулять.

(Когда – =), [– =].

Когда дождь кончился, дети пошли гулять.

Вывод.

  • Если между частями этих предложений смысловая связь?

  • Какие это предложения и какие средства связи простых предложений в составе сложного?

Составляют предложения по данным схемам и записывают их в тетрадь.

Проверь себя (Слайд 7).

Отвечают на вопросы.




Уметь находить сложные предложения в тексте.

Откройте учебник на стр. 100 и выполните упр. 325. Запишите только грамматические основы.

  • Назовите гр. основы простых предложений.

  • Назовите гр. основы сложных предложений.

Продолжают работу с §24.




РР уметь употреблять сложные предложения в речи.

  • Вернемся к тексу из сказки. Права ли Тортила, называя Буратино «безмозглым мальчишкой с коротенькими мыслями»?

Творческое задание (Слайд 8).

Употребляя сложные предложения, составьте по тексту или свою сказку, или только сложные предложения, или дайте советы Буратино.

Сочиняют свою сказку или конструируют сложные предложения по тексту.



Домашнее задание. Продолжите дома работу по сочинению сказки.

Рефлексия

Проверка усвоения материала

Тест (Слайд 9-12).

I. Выбрать определение сложного предложения.

  1. Сложные предложения – это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых.

  2. Все сложные предложения можно разделить на самостоятельные простые предложения.

  3. Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.


II. Выбрать способ связи простых предложений в сложное.

  1. С помощью обобщающих слов.

  2. С помощью союзов.

  3. С помощью порядка слов.


III. Выбрать схему сложного предложения.

  1. [– =], [– =].

  2. [– =].

  3. .[– =, =,].


IV. Найти сложные предложения.

  1. Отлётные птицы одни за другими собираются в дальний путь.

  2. Первые подымают тревогу ласточки, и ещё в конце августа они вдруг исчезают.

  3. Сверху моросит мелкий, холодный дождик; с мокрых блестящих крыш каплет вода.

(К. Ушинский)

Работают с тестами с последующей проверкой.

Ответы (Слайд 13).

Задание

Ответ

I

3

II

2

III

1

IV

2,3






1

http://www.bankportfolio.ucoz.ru/

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА

                                                                      СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ                                                      5 КЛАСС

Учитель:  Валиулова Т.Н.                                                                                                                                            .

Цель урока:

 предметные: формировать умение различать простые и сложные предложения, виды сложных предложений; правильно ставить знаки между частями сложного предложения; читать схемы простых и сложных предложений, составлять предложения по указанным схемам.

метапредметные: способствовать овладению навыком принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формированию умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

личностные: развивать мотивы учебной деятельности;  навыки конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Продолжительность урока: 40 минут

Методы обучения:

- по источнику знаний: словесный, наглядный;

- по уровню познавательной активности: частично-поисковый;

- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Межпредметные связи: литература

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку,  карточки с теоретическим материалом по теме урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1. Организа-ционный момент

Создает эмоциональный настрой на работу. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

 

 

Готовность к уроку

Слушать собеседника

Записывают в рабочую тетрадь: «Четырнадцатое ноября. Классная работа»

Способность к мобилизации сил и энергии

2. Мотива-ция  учебной деятель-ности

1. Формулирует задание: распределить слова на группы. Задает вспомогательные вопросы.

 

 

2. Загадывает загадку о карандаше.

3. Организует беседы, выявляющую представление обучающихся о сложном предложении.

4. Просит выдвинуть предположение о теме урока.

5. Предлагает сформулировать учебные задачи.

Распределяют слова на 4 группы, объясняют принцип распределения правилом написания ь после шипящих.

Отгадывают загадку.

 

 

Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

Формулируют тему урока и учебные задачи.

 

Выбирать основания и критерии для классификации слов.

 

 

 

 

Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

 

 

 

 

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания.

Контролируют правильность ответов обучающихся

 

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

3. Учебно-познава-тельная деятель-ность

1. Организует работу по изучению материала урока

 

2. Проводит работу по составлению алгоритма «Виды сложных предложений».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Физминутка. Организует обучающихся на выполнение упражнений для снятия общего и локального утомления

 

Работая в парах, читают материал по одному из видов сложных предложений. Работа проводится с целью понимания обучающимися содержания научного текста по теме урока. Трое обучающихся поочередно выходят и формулируют свои наблюдения по теме урока, используя материал карточки.

Слушают и повторяют движения за учителем.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Уметь представлять информацию в виде схемы, опорного конспекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

Осознанно выполнять упражнения.

Организовывают учебное взаимодействие в паре.

Весь класс дописывает оставшиеся предложения в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействуют с учителем при выполнении упражнений.

Понимать на слух ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь использовать речь для регуляции своего действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

В ходе заслушивания ответов обучающихся осуществляют самоконтроль. По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют озвученный материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют прыжки на месте.

Встают на носочки и тянутся руками вверх
Показывают руками окно, крышу - смыкают руки над головой.
Указательным жестом вытягивают руки вперед.
Приседают

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Осуществлять самоконтроль.

 

 

Способность к мобилизации сил и энергии.

 

 

 

4. Обобще-ние и закрепле-ние знаний.

1. Организует работу по анализу предложений- загадок с целью формирования умений:

- расставлять знаки препинания в сложном предложении;

- соотносить схемы предложений;.

- определять вид сложного предложения по способу связи.

2. Организует работу по выполнению схематического диктанта, без записи предложений. Диктует загадки.

Организует коллективную проверку выполнения задания.

Читают предложения, записывают, расставляют знаки препинания, соотносят предложение со схемой, объясняя свой выбор.

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывают загадки. Определяют на слух вид сложного предложения, отличая от простого. Строят схемы.

Уметь осуществлять анализ, сравнивать, классифицировать сложные предложения по видам, соотносить их со схемами.

 

 

 

 

 

 

Уметь осуществлять анализ, сравнивать, классифицировать сложные предложения по видам, строить схемы.

По вызову учителя поочередно озвучивают последовательность действий при выполнении заданий с опорой на составленный алгоритм.

 

 

 

 

 

 

 

По вызову учителя поочередно у доски демонстрируют свою запись. Комментируют.

Класс: понимать на слух ответы обучающихся.

Отвечающие: осознанно строить речевое высказывание. Уметь использовать речь для регуляции своего действия.

 

 

 

 

Понимать на слух ответы обучающихся.

Полно и точно выражать свои мысли.

 

В ходе работы и заслушивания ответов обучающихся осуществляют самоконтроль выполненного задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В ходе заслушивания ответов у доски осуществляют контроль и самоконтроль соответствия схемы предложению

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Осуществлять самоконтроль.

 

 

 

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Обнаруживать отклонения от эталона.

5. Контроль и оценка результа-тов деятель-ности. Рефлек-сия.

Организует беседу по формулированию вывода по уроку: о достижении учебных задач.  Предлагает выбрать и продемонстрировать смайлик, соответствующий настроению

 

Делают обобщающий вывод о видах сложных предложений, о достижении поставленных  учебных задач.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Формулируют конечный результат.

Строить высказывания, понятные для партнеров. Рефлексия своих действий. Понимать на слух ответы обучающихся.

Выбирают подготовленный заранее смайлик, соответствующий настроению, демонстрируют его.

 

Выделять и осознавать то, что уже усвоено. Осознавать качество и уровень усвоения материала.

6. Домашнее задание

Объясняет сущность домашнего задания:

1. Придумать свою загадку в форме сложного предложения, записать, найти грамматические основы и средства связи. Составить схему. Выучить теоретический материал.

2. Подобрать в сборнике загадок 2 загадки в форме сложных предложений, записать, выделить грамматические основы, составить схемы. Выучить теоретический материал.

Записывают задание в дневник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Валиулова Татьяна Николаевна
Дата добавления 27.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1292
Номер материала 13048
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓