Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыТехнологическая карта урока по окружающему миру

Технологическая карта урока по окружающему миру

Скачать материал

Технологическая карта урока

учителя начальных классов

МБОУ СОШ №10

Попковой Марии Юрьевны

УМК: Образовательная система «Школа России».

Предметная область: окружающий мир (автор Плешаков А.А.)

Класс : 2

Тип урока: урок «открытия» нового знания

 

Тема урока: «Как построить дом»

Цель урока для учителя:

формирование образовательных компетенций

(учебно – познавательных, информационных, коммуникативных, рефлексивных)

учащихся через их включение в интерактивные и частично - поисковые формы деятельности в предметной области

«окружающий мир» по теме «Как построить дом».

Задачи урока:

  1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- воспитание чувства любви к природе и интереса к культуре людей;

- формирование доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости;

- формирование положительного отношения к учению;

- формирование уважительного отношения к собеседнику,  к его мнению, к его точке зрения.

 

  1. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

 -  овладение способностью принимать и сохранять учебные задачи;

              - формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

              -  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

             - оценивать правильность выполнения действия своего, группы, класса (регулятивные УУД);

             - формирование умения работать с информацией, овладение операциями мышления:

                         анализ, синтез, сравнение, классификация, группировка, обобщение, выделение лишнего;

 - формирование умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания;   находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД);

- формирование умения слушать и слышать собеседника, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, распределять    роли в паре и группе, выполнять соответствующие ролям функции;

            - формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

 - формирование умения  работать в подготовленной предметно-развивающей и информационной среде, осуществлять выбор  (партнёра, материала, учебные карточки);

             - формирование умения работать в статичных  группах;

            - развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе коллективной работ (коммуникативные УУД).

 

  1. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- развитие иследовательских навыков в работе со строительными материалами;

- формирование умения называть профессии людей и машин, работающих на стройке, называть строительные материалы;

              - изучение особенностей строения жилищ у разных народов;

 

 

Ключевые вопросы для учащихся?

Что нужно, чтобы построить дом?

Что нужно освоить?

Что служило стройматериалом? Из чего строили дома?

Современные строительные материалы.

Из чего мы построим дом?

Какие машины работают на стройке?

 

 

Оборудование:

  • ноутбук,
  • мультимедиа – проектор,
  • презентации учителя длядоски (ИАД) «СМАРТ»;
  • видеофрагмент мультфильма;
  • фотографии уссурийского тигра;
  • магнитофон с музыкальным диском;
  • музыкальный диск;
  • учебник  «Мир вокруг нас» 2 класс, часть 1 Плешакова А.А.,
  • рабочая тетрадь «Мир вокруг нас» 2 класс, часть 1 Плешакова А.А.,
  • конструкторы разных видов,
  • карточки-задания для групповой и индивидуальной работы,

 

 

Вспомогательные предметы:

v плакат «дом – многоэтажка с окошками» для рефлексии урока;

v квадратики – наклейки жёлтого, зелёного и красных цветов.

 

Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

 

Методы: частично – поисковые, словесные (дискуссия, диалог), наглядные, практические.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание взаимодействия педагога и учащихся.

 

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

(формируемые УУД)

 Примечания

1

 Самоопределение

 деятельности.

(Организационный

  момент).

Учитель проверяет готовность детей к уроку.

 

 

Эмоциональное  настраивание учащихся на еще не озвученную проблему.

Ученики эмоционально настраиваются на урок. Приветственный танец.

 

Смотрят фрагмент мультфильма.

Коммуникативные:

Дружеское приветствие перед началом работы.

 

Личностные действия:

Мотивация к учению.

 

 

Песня «С тобою друг» 

Фрагмент мультфильма «Тигренок из подсолнуха»

2

Актуализация знаний, выход на тему, цель, учебные задачи в сотворчестве с детьми.

Учитель организует эвристическую  беседу. Подводит обучающихся к выводу темы урока.

Совместное целеполагание.

Какие мысли возникли при просмотре мультфильма?

Выдвигается проблема: тигренку нужен дом. Что захотелось сделать?

 

 

Уточняет понимание детьми поставленных учебных  задач.

 

 

 

 

 

 

Ребята, это все хорошо, но разве мы только знания будем приобретать?

Подумайте, чему еще мы будем учиться на уроке?

 

 

Фронтальная работа.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

 Выдвигаем тему урока: «Как построить дом»

Что нужно, чтобы построить дом?

Выдвигаем цель урока: построить

Тигренку дом.

Для этого надо решить задачи:

1. Уметь называть строительные профессии.

2. Знать и различать строительные материалы.

3. Определять строительные машины и их действия.

 

Общаться друг с другом, решать вместе трудные вопросы, помогать, быть взаимовежливыми, слушать и слышать друг друга.

Коммуникативные:  

Свободно и без боязни выражают свое мнение и свои эмоции, аргументируя свои ответы

 

Познавательные:

(Общеучебные)

Постановка и формулирование проблемы.

Формулирование познавательной цели,  постановка задач.

 

Регулятивные:

Целеполагание.

Постановка вопросов, требующих поиска ответов, определение дальнейшего хода урока.

 

 

Личностные действия:

Принятие нравственно – этической позиции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Плакаты – тема, цель, задачи урока.

3

Построение проекта решения учебных задач урока

(организация взаимодействия

учителя

с учащимися

 по теме урока).

 

1.       Дидактическая игра «Разведчики»

   (интерактивная     игра)



Учитель организует игру «Разведчики». Выдаёт карточки с названиями профессий, относящихся к строительству и не относящихся.

Осуществляет контроль, побуждает детей к объяснению значений некоторых профессий.

Подводит к выводу: Чтобы построить  дом, надо освоить…(Приём «Доскажи фразу»

 

Подводит  к выводу: каждый человек на стройке очень важен.

У каждого своя работа, но цель одна – построить надежный дом.

 

Учащиеся работают с карточками, высказывают свои предположения, правильно ли «командиры» взяли их в свою команду. Определение слов – «ловушек», которые не подходят в обе группы.

Договаривают фразу: «строительные профессии».

 

Удерживание интереса к уроку.

 

Коммуникативные: управление поведением партнёров, умение точно выражать свои мысли

 

 

Познавательные:  

логические (классификация и анализ объектов)

 

Личностные:  

Ориентация на профессиональное жизненное самоопределение

 

 

 

 Карточки для игры «Разведчики»

 

 

2.      Просмотр презентации: «Дома разных народов»

Организует просмотр презентации:

«Дома разных народов»

Мотивирует на просмотр:

 «Кормила людей, одевала охота,

Но стало в пещере им жить неохота.

 Там холодно было и старым, и малым,

И шли на охоту за стройматериалом.»

– А что же служило стройматериалом? Из чего строили дома?

После прослушивания спрашивает: «Почему не поднял руку? Не запомнил? Не услышал?

Группа учащихся – «историки»  - озвучивают презентацию

 

 

 

 

 

 

 

Работа с интерактивной доской:

«Проверь себя»

Учащиеся соединяют

Названия жилищ с их материалами.

Познавательные:

Осознанное построение речевого высказывания.

 

Коммуникативные:

Умение слушать и принимать речь другого

Учитель:

Слайды: № 1 – 7

«Историки»:

Слайды №8 – 15

 

3. Организация деятельности учащихся в группах.

«Дома строят их самых разных материалов,  в том числе и из новых, современных. Предлагаю вам непростую работу – определить строительные материалы, для этого лучше вам объединиться в группы.»

Учитель напоминает детям о правилах работы в группах.

 Учитель дает комментарий к исследовательской работе:«На столе в коробочке у каждой группы строительные материалы. Внимательно посмотрите, потрогайте и подберите по описанию названия этих материалов. Поставьте в таблице крестик рядом с теми материалами, которые вы узнали».

Подумайте, почему исследователей было много? Научные работы должны проверяться и этим занимаются эксперты. Вы проделали серьезную работу и она должна быть подтверждена экспертом. Кого бы вы предложили в качестве эксперта и почему?

Пригласите в свою группу гостей. Пусть они сегодня побудут экспертами.

Какими словами, жестами вы пригласили экспертов?

Дети озвучивают правила. Работают в группе, распределяют роли (вытягивают карточку  с ролью): чтец, исследователи, секретарь, хранитель времени, докладчик.

Самостоятельно исследуют строительные материалы. Фиксируют знания в таблице.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагают учителя, серьезного ученика, возможно догадаются выбрать гостей.

 

 

Слушают мнение экспертов.

 

Отвечают на вопрос.

 

Познавательные:

исследуют строительные материалы,

анализируют, сравнива -

ют, делают выводы.

Осознанное построение речевого высказывания.

 

Регулятивные:

Контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные: Учет разных мнений. Умение взаимодействовать со взрослыми. Привлечение взрослых к сотрудничеству.

Распределяют роли, сотрудничают, договариваются.

Разрешение конфликтов.

Личностные:

осмысливают практическую значимость и полезность приобретенных знаний в исследовательской работе.

 

Плакатные правила и правила висят в классе на стене на виду учеников.

 

 4. Индивидуальная работа с учебником с последующей взаимопроверкой со случайным партнером

 

 

 

 

 

 

 

Организует индивидуальную работу с картинным материалом с последующей взаимопроверкой.

 

«Ребята, вы учились распознавать строительный материал. Группы отлично справились с заданием, а теперь предлагаю поработать по одному».

 «Узнайте строительный материал и напишите рядом с цифрой его название, кто выполнил – встаёт и ждет случайную пару – обмениваетесь листочками и проверяете друг у другу. Заработанные баллы запишите на листке.»

 

Подводит к выводу: Чтобы построить  дом, надо освоить…(Приём «Доскажи фразу»

 Индивидуальная работа на карточке. Обмен карточками со случайной парой. Вход и выход из диалога. Осуществляют взаимопроверку.

 

 

 

 

 

Договаривают фразу: «нужен строительный материал».

Коммуникативные:  

Общение со «случайным» партнером, вход и выход из диалога.

Осуществление взаимопроверки.

 

Познавательные:

логические( узнавание, сравнение, сопоставление),

распознавание объектов

 

Регулятивные :

волевая саморегуляция

( способность к мобилизации сил и энергии)

Карточка для индивидуальной работы

 

 

 

5. Работа с учебником С.114 – 115.

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует работу с текстом: Инструкция: «прочитайте текст на стр.114 – 115 в учебнике, выпишите в таблицу названия строительных машин и для чего они нужны. Если возникнут вопросы – разрешается обратиться к сидящему рядом.  Карточки вы сдадите, я проверю их после урока.

 

-заполняют таблицу,

-готовятся отвечать.

 

 

 

 

Коммуникативные:  

Поиск, выделение и фиксация в таблице необходимой информации

 

Познавательные:

 Получение информации из текста о строительных машинах, соотнесение знаний с личным опытом, узнавание новой информации о строительных машинах

 Учебник

 

 

Карточка с таблицей для работы в паре

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

6. Фронтальная работа с классом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель предлагает из предложенных машин выбрать строительные.

 

«Почему убрали эти машины?»

 

 

Подводит к выводу: Чтобы построить  дом, надо освоить…(Приём «Доскажи фразу»

Ученики выбирают нужные карточки и обосновывают свой ответ.

 

Договаривают фразу: «нужны строительные машины ».

 

Коммуникативные:  

Четкая аргументация выбора.

Точное выражение своих мыслей.

 

Познавательные:

Осознанное построение речевого высказывания.

Логические (выведение следствий , построение логической цепи рассуждений .  

 

 

Карточки  с транспортом разного рода

 

 

 

Этап закрепления новых знаний и способов деятельности.

 

Учитель сообщает ребятам, что они разобрали, что необходимо, что бы построить дом, но мы еще не решили проблему Тигренка. Нашему мультяшному герою нужен дом. Из каких строительных материалов вы бы построили дом?

Ребята, фрагмент мультфильма  был познавательным. Мы увидели, как зимуют некоторые животные в холодной тайге. А как же зимует настоящий уссурийский тигр?

Послушайте и запомните. Рассказ учителя.

Показывает фото тигра.

 А можно построить дом и для нашего классного тигра. Вы приготовили отличные конструкторы и после обеда вам будет, чем заняться – устроим конкурс на лучший дом. Выход на  работу во внеурочной деятельности. (ФГОС)

 

 

 

 

 

Учащиеся слушают научную информацию.

Смотрят фото тигра.

Коммуникативные:  

Учет разных мнений.

 

Регулятивные:

планирование дальнейшего  сотрудничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

Умение слушать и принимать речь другого

 

 

 

 

Разные виды конструкторов для детского творчества

5

 Получение домашнего задания.

 Учитель объясняет дифференцированное домашнее задание:

«Исследователь» - узнать, в чем отличия в строительстве деревенского дома от  городского.

«Репортёр» - подготовить сообщение о любой профессии человека, работающего на стройке.

«Ученик» - работа в п/т

С.71 - 73

 

 Дети слушают и запоминают.

 

 Коммуникативные:

Умение слушать и принимать речь другого

 

6

Подведение итогов урока в личностном, академическом и эмоциональном плане. Рефлксия.

 

Учитель акцентирует внимание на конечный результат  учебной деятельности уч-ся на уроке. Возвращает уч-ся к учебным задачам урока.

 

 

 Дети осуществляют  самооценку работы на уроке. (Дом – многоэтажка.)

 Познавательные универсальные действия:

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

 

 

 

Прогнозируемый результат:

В ходе урока учащиеся вспомнят названия профессий, познакомятся с особенностями жилищ разных народов.

В ходе групповой работы проведут исследовательскую работу, научатся определять по таблице и внешним свойствам строительные материалы, посоветуются с  «приглашенными экспертами» и услышат оценку своих исследований.

На интерактивной доске СМАРТ смогут распределить машины на строительные и не строительные, а также проверить и внести корректировку, если будут допущены  ошибки.

Будут учиться  дружелюбно взаимодействовать в статичных группах, с учителем, с незнакомыми людьми, а также работать в предметно-развивающей и информационной среде. Прорефлексируют своё настроение, свои достижения и работу группы.

 

Приложение 1:

Игра: «Разведчики».

Два капитана собирают профессии – связанные со строительством и не связанные со строительством.

Из конвертов на столах учащиеся достают себе по слову с названием профессии.

связанные со строительством

не связанные со строительством

крановщик

врач

экскаваторщик

продавец

плотник

библиотекарь

маляр

учитель

бульдозерист

таксист

каменщик

повар

кровельщик

ветеринар

архитектор

швея

 

молоток

пила

гвоздь

иголка

указка

книга

градусник

касса

 

Строительные профессии вывешиваются на доску.

Учащиеся объясняют, что должен делать каждый.

Значения каких слов не понятны?(кровельщик, например)

Как узнать, что он делает? (Посмотреть в толковый словарь)

 

 

 

Приложение 2:

Карточка для работы в группе

Исследовательская работа: «Узнай строительный материал».

Инструктаж.

Внимательно посмотрите, потрогайте и подберите по описанию названия этих материалов.

Поставьте в таблице крестик рядом с теми материалами, которые вы узнали.

Исследуемый материал

Описание строительного материала

х

 

1

 

Песок

Измельчённый, перетертый природою камень, мелкие

каменные зёрна. Применяется в строительстве и в

стеклянной промышленности.

 

2

Железо

Блестящий серебристо – белый металл. На воздухе

ржавеет. Применяется для покрытия крыш.

 

3

                 Пакля

Грубое короткое спутанное волокно, получаемое как

отход (мусор) от обработки растений (льна и конопли).

Отличный утеплительный материал.

 

4

                Доска

Плоский с двух сторон, не очень толстый кусок дерева,

выпиленный из бревна.

 

5

 

Цемент

Порошкообразное сыпучее вещество серого цвета,

при смешивании с водой твердеет. Применятся для

изготовления бетона, для скрепления кирпичей.

 

6

               Кирпич

Прямоугольный брусок из обожженной глины,

Строительный материал.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Технологическая карта урока по окружающему миру"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Руководитель образовательной организации

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

УМК: Образовательная система «Школа России».

Предметная область: окружающий мир (автор Плешаков А.А.)

Класс : 2

Тип урока: урок «открытия» нового знания

 

Тема урока: «Как построить дом»

Цель урока для учителя:

формирование образовательных компетенций

(учебно – познавательных, информационных, коммуникативных, рефлексивных)

учащихся через их включение в интерактивные и частично - поисковые формы деятельности в предметной области

«окружающий мир» по теме «Как построить дом».

Задачи урока:

  1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- воспитание чувства любви к природе и интереса к культуре людей;

- формирование доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости;

- формирование положительного отношения к учению;

- формирование уважительного отношения к собеседнику,  к его мнению, к его точке зрения.

 

  1. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

 -  овладение способностью принимать и сохранять учебные задачи;

              - формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

              -  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

             - оценивать правильность выполнения действия своего, группы, класса (регулятивные УУД);

             - формирование умения работать с информацией, овладение операциями мышления:

                         анализ, синтез, сравнение, классификация, группировка, обобщение, выделение лишнего;

 - формирование умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания;   находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД);

- формирование умения слушать и слышать собеседника, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, распределять    роли в паре и группе, выполнять соответствующие ролям функции;

            - формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

 - формирование умения  работать в подготовленной предметно-развивающей и информационной среде, осуществлять выбор  (партнёра, материала, учебные карточки);

             - формирование умения работать в статичных  группах;

            - развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе коллективной работ (коммуникативные УУД).

 

  1. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- развитие иследовательских навыков в работе со строительными материалами;

- формирование умения называть профессии людей и машин, работающих на стройке, называть строительные материалы;

              - изучение особенностей строения жилищ у разных народов;

 

 

Ключевые вопросы для учащихся?

Что нужно, чтобы построить дом?

Что нужно освоить?

Что служило стройматериалом? Из чего строили дома?

Современные строительные материалы.

Из чего мы построим дом?

Какие машины работают на стройке?

 

 

Оборудование:

  • ноутбук,
  • мультимедиа – проектор,
  • презентации учителя длядоски (ИАД) «СМАРТ»;
  • видеофрагмент мультфильма;
  • фотографии уссурийского тигра;
  • магнитофон с музыкальным диском;
  • музыкальный диск;
  • учебник  «Мир вокруг нас» 2 класс, часть 1 Плешакова А.А.,
  • рабочая тетрадь «Мир вокруг нас» 2 класс, часть 1 Плешакова А.А.,
  • конструкторы разных видов,
  • карточки-задания для групповой и индивидуальной работы,

 

 

Вспомогательные предметы:

v  плакат «дом – многоэтажка с окошками» для рефлексии урока;

v  квадратики – наклейки жёлтого, зелёного и красных цветов.

 

Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

 

 

Методы: частично – поисковые, словесные (дискуссия, диалог), наглядные, практические.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 898 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 436
    • DOCX 165 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Попкова Мария Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Попкова Мария Юрьевна
    Попкова Мария Юрьевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2564
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по физической культуре у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 176 человек

Курс повышения квалификации

Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 335 человек

Курс профессиональной переподготовки

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Учитель начальных классов

600 ч.

9500 руб. 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 71 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Мини-курс

Управление техническими ресурсами и экономикой предприятия

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

От Зейгарника до Личко: путь к пониманию человеческой психологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов

Мини-курс

Творчество и технологии в медиакоммуникациях

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Консультация эксперта в сфере высшего образования. Как подготовиться к поступлению в вуз: простые ответы на сложные вопросы

Перейти к трансляции