Открытый урок по окружающему миру
:.
Технологическая
карта урока
Тема
|
Страницы
истории XIX века
|
Класс
|
4
|
Учебник
|
«Мир вокруг нас» (II
часть), авторы: А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова
|
Цели:
|
- формировать представления учащихся о жизни
в 19 веке;
- познакомить с реформами Александра II;
- совершенствовать умение работать с
исторической картой;
- развивать интерес к истории
|
Оборудование
|
кроссворд, лента времени, портрет Александра II,
домино, карточки с именами знаменитых людей, компьютер, проектор,
слайд-программа.
|
Тип урока
|
комбинированный
|
План урока
|
- Организационный момент
- Повторение изученного материала. Сообщение
темы урока
- Изучение нового материала
Физкультминутка
- Изучение нового
материала
- Закрепление изученного
материала
- Итог урока. Домашнее
задание
|
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Повторение изученного материала. Сообщение
темы урока.
- Перед нами
книга «История России . 19 век».
- На прошлом уроке
вы уже узнали об одном важном событие в начале этого века. Хотели бы вы
перелистать страницы этой книги дальше? 19 век был насыщен различными событиями
и в политической, и в культурной жизни страны. С ними вы будете знакомиться в
старших классах. Сегодня, перелистав лишь некоторые страницы этой книги, вы
узнаете:
- о новом царе;
- о ряде его реформ;
- о некоторых изобретениях 19 века.
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Задания все выполнять.
- У вас на столах
лежит карточка. Прочитайте, что на ней написано. (Екатерина II, Михаил Илларионович Кутузов, Петр I, Иван III, А.В. Суворов, Иван Грозный).
- На какие 2 группы
вы разделите эти имена? (правители нашей страны и полководцы).
- Что объединяет
Суворова и Кутузова? (Суворов-генералиссимус – наивысшее воинское звание
в русской армии. Умер в 1800 г. Кутузов- главнокомандующий русской
армии).
·
Сражались с французскими войсками.
·
Кутузов был учеником Суворова.
·
У них одна судьба. Цари удаляли их из армии, когда
не было войн, и снова призывали, когда России угрожала опасность.
- Какая опасность угрожала России
в 1812 году? (Вторглась французская армия, чтобы «…раздавить» Россию).
- У М.Ю. Лермонтова
есть такие строки:
Недаром помнит
вся Россия
Про день
Бородина!
- Как вы думаете,
почему про этот день помнит вся Россия? (Потери до 50 тыс. в этом ужасном
побоище).
(Наполеон писал:
«Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы
показали себя в ней достойными одержать победу, а русские стяжали (добыли,
приобрели) право быть непобедимыми»).
- Расскажите о
Бородинском сражении, используя схему.
3 человека разгадывают кроссворд, задача:
найти ключевое слово.
|
|
|
|
4
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
7
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
я
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Ученик А.В. Суворова.
|
|
|
|
|
|
|
2. Село, близ которого произошло
сражение с французами
|
|
3. Прозвище Петра I.
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Русский ученый XVIII
века, внесший большой
|
|
вклад
в развитие науки.
|
|
|
|
5.
Титул,
который присваивается правителям.
|
6.
Место
постройки и ремонта судна.
|
|
|
|
7. Название реки, на берегах
которой расположился Санкт - Петербург.
|
8.
Император
Франции.
|
|
|
|
|
|
|
III. Изучение
нового материала.
1. – А сейчас нас ждет игра: «Неотосланная депеша». (Депеша –
письменное сообщение).
- На разрезанной
карточке письменное сообщение. Узнайте, кто его мог отправить.
Екатерина
II
|
А.В.
Суворов
|
«Если
я посмею сказать, что крепостные такие же люди, как мы, то я рискую тем, что
потеряю трон».
|
«Я
был хилым и болезненным ребенком,
но
стал великим полководцем».
|
Петр
I
|
Иван
Грозный
|
«Морским
судам быть!».
|
«Та
курица умерла, которая несла
татарам
золотые яйца».
|
М.И.
Кутузов
|
Иван
III
|
«Ну,
как с такими молодцами и не побить французов?!»
|
«И
повел я войско навстречу Ахмату».
|
- Проверка.
Переверните карточки. Если получится портрет, значит задание выполнено
правильно.
-
Чей портрет у вас получился? (На доске появляется портрет)
-
Интересна личность Александра II. Когда он был еще ребенком, его отец, император
Николай I предложил известному поэту Василию Андреевичу Жуковскому
стать воспитателем маленького наследника. До нас дошли те наставления, которые
давал поэт своему воспитаннику: «Люби свой народ: без любви царя к народу нет
любви народа к царю». Александр II вступил на российский престол в 1855 году в 36
лет. (1855-1881)
Он много ездил по России и
1-м из царской семьи побывал в Сибири. В глазах многих он был добрым и
справедливым.
2. -
Этот ребус поможет узнать, как называли царя Александра II.
- Почему в русскую
историю Александр II вошел как царь-освободитель?Кого и от
чего он освободил?
- Вам поможет
ключевое слово из кроссворда, который разгадывали ребята.
- Какое ключевое
слово получилось? (Крестьяне).
- Какой была жизнь
крестьян?
- От чего, как вы
думаете, царь освободил крестьян? (От крепостного права).
- Что же такое
крепостное право? Какой была жизнь крестьян в то время? (Крепостное право –
такой закон, по которому большинство русских крестьян не могли покинуть своих
господ-помещиков).
- Как вы думаете,
почему необходимо было отменить крепостное
право? А) Позорный и унизительный порядок.
Б) На протяжении многих столетий
крепостное право являлось тормозом развития страны. Основную массу населения
составляли крестьяне.
В) Александр II 30 марта 1856 года выступил перед московским дворянством с речью:
«Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда
оно само собою начнет отменяться снизу».
Для такого
заявления были все основания. Большинство крестьян перебивались с хлеба на
квас.
На доске появляется:
Реформы - отмена крепостного права
Александра II
IV. Физкультминутка.
- Посмотрите на
ленту времени «Исторические события». (На доске).
1
2 3 4 5 6
- На ленте времени
записаны года, когда произошли знаменитые события в нашей стране.
- Все ли года,
записанные на ленте, вам известны? (Нет. 1861
г).
- А остальные года?
(Да).
- Проведем игру:
«Сопоставь события с датой». Вам нужно будет по рисунку или фотографии
вспомнить запечатленное на ней событие и посмотреть, под какой цифрой
записана
дата.
·
Освоение С-Петербурга. 1703
г. (4) – правая вверху
·
Крещение Руси.
988 г. (1) – руки в стороны, хлопок
·
Ледовое побоище. 1242
г. (2) - прыжки
·
Бородинское сражение. 1812
г. (5) - наклоны
·
Куликовская битва. 1380
г. (-) - приседание
-
С каким событием связан 1480 г.? (Падение ордынского ига. Битва на р. Угре.
Ахмат).
V. Изучение нового.
1) - Что же
произошло в 1861 году?
-
Прочитайте статью «Царь-освободитель» на стр. 122 и вы найдете ответ на этот
вопрос. (Подписан манифест - письменное обращение верховной власти к
народу. Манифест 19 февраля 1861 года даровал крестьянам личную свободу).
- В России
перестали торговать людьми. «Все ты был чей-то, а теперь вот, слава Богу, и
свой стал»,- говорили между собой мужики.
2) - С именем
Александра II связано много изменений в жизни страны. Появлялись и
развивались города, быстро стало расти городское население.
-
Что явилось главной причиной роста городского населения? (Крестьяне
переселяются в города в поисках лучшей доли или устраиваются в городе на
временную работу).
-
Появлялись заводы:
·
Механический
·
машиностроительный
·
металлообрабатывающий
·
стекольный
·
цементный
текстильные
мануфактуры (прекрасные ткани)
фабрики
(кондитерская, суконная)
-
Александр II большое внимание уделял образованию. Создавались новые
учебные заведения. Создавались начальные школы (Срок обучения не
превышал 3 лет), гимназии. Одних учебных училищ при Александре II возникло более
20 тыс., появляются женские учебные заведения (гимназии).
-
Возникло более 700 газет и журналов.
-
Были созданы земства – местные выборные органы.
-
Судебные процессы велись с адвокатами и присяжными заседателями.
-
Строились новые железные дороги.
(1-я пассажирская ж/д открылась в 1837
г. между Петербургом и Царским селом).
-
Строилась Транссибирская магистраль – Великий Сибирский путь.
-
Найдите Транссибирскую магистраль на карте. Через какие города она
проходит?
-
Почему строительство ж/д имело большое значение?
·
Строительство Транссибирской
магистрали дало возможность связать центр страны с Сибирью и Дальним Востоком.
·
Освоение новых земель позволило
начать переселение крестьян из центра России.
·
Железные дороги стали
важнейшим видом транспорта. Быстрые перевозки ускорили развитие многих отраслей
хозяйства.
·
Благодаря Транссибирской
магистрали резко повысилась обороноспособность дальневосточных рубежей.
-
Какие еще технические новшества появились в 19 веке? Прочитайте статью на стр.
124-125. (Электрическое освещение, телефон, конная ж/д – КОНКА, трамваи, 1-й легковой
автомобиль (1899), 1-й русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания –
работал на горючем(1896), лифты).
-
Можайский Александр Федорович с 1856 года работал над созданием летательного
аппарата. Он изучал полет птиц, воздушных змеев, проводил исследования. Ему
отвели участок на военном поле под Петербургом, где и началась постройка
самолета с 2-мя паровыми двигателями и 3-мя винтами. Самолет Можайского впервые
поднял человека в воздух.
На доске появляется:
Реформы - отмена крепостного права
Александра II - развитие городов
- развитие
образования
- развитие печати
- создание
земств
- строительство железной дороги
- увеличение
территории страны
-
Много изменений в жизни страны произошло во время царствования Александра II. Несмотря на
это личная судьба этого царя была трагична. На его жизнь было совершено
несколько покушений, от одного из них он погиб 1 марта 1881 года в Санкт -
Петербурге. (Появились люди, которые считали, возможным изменить
государственный строй при помощи убийства неугодных им правителей).
-
На том месте, где был убит Александра II , построена церковь Воскресения Христова.
Разноцветные
купола, каменные узоры. Церковь – дань памяти царю, оттого и называют ее иначе
– Спас на крови. Когда солнечные лучи падают на красный камень ее стен,
чудится, будто они обрызганы кровью.
VI. Закрепление изученного.
- Вот мы и перелистали некоторые страницы истории 19 века.
Игра «Домино».
Генералисси-
мус
|
Александр
II
|
Царь
–
освободитель
|
1
ноября
1851
года
|
Первая
железная
дорога
|
Екатерина
II
|
Великая
|
1861
год
|
Отмена
крепостного права
|
Петр I
|
Великий
|
1812
год
|
Отечественная
война
|
Ф.Ф.
Ушаков
|
Флотоводец
|
А.В.Суворов
|
-
Почему в русскую историю Александр II вошел как царь-освободитель?
-
Когда крепостные получили свободу?
VII. Итог урока. Домашнее задание.
- Из дополнительной литературы узнайте о технических новшествах, которые
появились в 19 веке.
-
Придумай рассказ о судьбе семьи бывших крепостных крестьян после получения
воли.
·
Выставление оценок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.