Главная / Начальные классы / Технологическая карта урока по окружающему миру «Страницы истории XIX века» 4 класс

Технологическая карта урока по окружающему миру «Страницы истории XIX века» 4 класс

Открытый урок по окружающему миру


:.

Технологическая карта урока



Тема



Страницы истории XIX века


Класс

4

Учебник

«Мир вокруг нас» (II часть), авторы: А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова

Цели:

  • формировать представления учащихся о жизни в 19 веке;

  • познакомить с реформами Александра II;

  • совершенствовать умение работать с исторической картой;

  • развивать интерес к истории


Оборудование

кроссворд, лента времени, портрет Александра II, домино, карточки с именами знаменитых людей, компьютер, проектор, слайд-программа.


Тип урока

комбинированный

План урока

  • Организационный момент

  • Повторение изученного материала. Сообщение темы урока

  • Изучение нового материала

Физкультминутка

  • Изучение нового материала

  • Закрепление изученного материала

  • Итог урока. Домашнее задание




Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Повторение изученного материала. Сообщение темы урока.

- Перед нами книга «История России . 19 век».

- На прошлом уроке вы уже узнали об одном важном событие в начале этого века. Хотели бы вы перелистать страницы этой книги дальше? 19 век был насыщен различными событиями и в политической, и в культурной жизни страны. С ними вы будете знакомиться в старших классах. Сегодня, перелистав лишь некоторые страницы этой книги, вы узнаете:

  • о новом царе;

  • о ряде его реформ;

  • о некоторых изобретениях 19 века.

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Задания все выполнять.

- У вас на столах лежит карточка. Прочитайте, что на ней написано. (Екатерина II, Михаил Илларионович Кутузов, Петр I, Иван III, А.В. Суворов, Иван Грозный).

- На какие 2 группы вы разделите эти имена? (правители нашей страны и полководцы).

- Что объединяет Суворова и Кутузова? (Суворов-генералиссимус – наивысшее воинское звание в русской армии. Умер в 1800 г. Кутузов- главнокомандующий русской армии).

  • Сражались с французскими войсками.

  • Кутузов был учеником Суворова.

  • У них одна судьба. Цари удаляли их из армии, когда не было войн, и снова призывали, когда России угрожала опасность.

- Какая опасность угрожала России в 1812 году? (Вторглась французская армия, чтобы «…раздавить» Россию).

- У М.Ю. Лермонтова есть такие строки:

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

- Как вы думаете, почему про этот день помнит вся Россия? (Потери до 50 тыс. в этом ужасном побоище).

(Наполеон писал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в ней достойными одержать победу, а русские стяжали (добыли, приобрели) право быть непобедимыми»).

- Расскажите о Бородинском сражении, используя схему.

3 человека разгадывают кроссворд, задача: найти ключевое слово.






4

5







 










8








 

 

6



 



 





 

 

 



 



 



2


 

 

 



 



 



 

3

 

 

 



 



 


1

 

 

 

 

 


7

 



 


 

 

 

 

 

 

я

 

 



 


 

 

 

 

 



 

 



 


 

 

 

 

 



 

 



 


 

 

 





 




 


 

 

 









 


 

 

 









 


 











 












 

1. Ученик А.В. Суворова.






 

2. Село, близ которого произошло сражение с французами

 

3. Прозвище Петра I.







 

4. Русский ученый XVIII века, внесший большой


вклад в развитие науки.



 

5. Титул, который присваивается правителям.

6. Место постройки и ремонта судна.



 

7. Название реки, на берегах которой расположился Санкт - Петербург.

8. Император Франции.






 


III. Изучение нового материала.

1. – А сейчас нас ждет игра: «Неотосланная депеша». (Депеша – письменное сообщение).

- На разрезанной карточке письменное сообщение. Узнайте, кто его мог отправить.

Екатерина II

А.В. Суворов

«Если я посмею сказать, что крепостные такие же люди, как мы, то я рискую тем, что потеряю трон».

«Я был хилым и болезненным ребенком,

но стал великим полководцем».

Петр I

Иван Грозный

«Морским судам быть!».


«Та курица умерла, которая несла

татарам золотые яйца».

М.И. Кутузов

Иван III

«Ну, как с такими молодцами и не побить французов?!»

«И повел я войско навстречу Ахмату».

- Проверка. Переверните карточки. Если получится портрет, значит задание выполнено правильно.

- Чей портрет у вас получился? (На доске появляется портрет)

- Интересна личность Александра II. Когда он был еще ребенком, его отец, император Николай I предложил известному поэту Василию Андреевичу Жуковскому стать воспитателем маленького наследника. До нас дошли те наставления, которые давал поэт своему воспитаннику: «Люби свой народ: без любви царя к народу нет любви народа к царю». Александр II вступил на российский престол в 1855 году в 36 лет. (1855-1881)

Он много ездил по России и 1-м из царской семьи побывал в Сибири. В глазах многих он был добрым и справедливым.

2. - Этот ребус поможет узнать, как называли царя Александра II.


- Почему в русскую историю Александр II вошел как царь-освободитель?Кого и от чего он освободил?

- Вам поможет ключевое слово из кроссворда, который разгадывали ребята.

- Какое ключевое слово получилось? (Крестьяне).

- Какой была жизнь крестьян?

- От чего, как вы думаете, царь освободил крестьян? (От крепостного права).

- Что же такое крепостное право? Какой была жизнь крестьян в то время? (Крепостное право – такой закон, по которому большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков).

- Как вы думаете, почему необходимо было отменить крепостное право? А) Позорный и унизительный порядок.

Б) На протяжении многих столетий крепостное право являлось тормозом развития страны. Основную массу населения составляли крестьяне.

В) Александр II 30 марта 1856 года выступил перед московским дворянством с речью: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу».

Для такого заявления были все основания. Большинство крестьян перебивались с хлеба на квас.

На доске появляется:

Реформы - отмена крепостного права

Александра II


IV. Физкультминутка.

- Посмотрите на ленту времени «Исторические события». (На доске).


988 г 1242 г 1480 г 1703 г 1812 г 1861 г


1 2 3 4 5 6

- На ленте времени записаны года, когда произошли знаменитые события в нашей стране.

- Все ли года, записанные на ленте, вам известны? (Нет. 1861 г).

- А остальные года? (Да).

- Проведем игру: «Сопоставь события с датой». Вам нужно будет по рисунку или фотографии вспомнить запечатленное на ней событие и посмотреть, под какой цифрой

записана дата.



  • Освоение С-Петербурга. 1703 г. (4) – правая вверху

  • Крещение Руси. 988 г. (1) – руки в стороны, хлопок

  • Ледовое побоище. 1242 г. (2) - прыжки

  • Бородинское сражение. 1812 г. (5) - наклоны

  • Куликовская битва. 1380 г. (-) - приседание

- С каким событием связан 1480 г.? (Падение ордынского ига. Битва на р. Угре. Ахмат).

V. Изучение нового.

1) - Что же произошло в 1861 году?

- Прочитайте статью «Царь-освободитель» на стр. 122 и вы найдете ответ на этот вопрос. (Подписан манифест - письменное обращение верховной власти к народу. Манифест 19 февраля 1861 года даровал крестьянам личную свободу).

- В России перестали торговать людьми. «Все ты был чей-то, а теперь вот, слава Богу, и свой стал»,- говорили между собой мужики.

2) - С именем Александра II связано много изменений в жизни страны. Появлялись и развивались города, быстро стало расти городское население.

- Что явилось главной причиной роста городского населения? (Крестьяне переселяются в города в поисках лучшей доли или устраиваются в городе на временную работу).

- Появлялись заводы:

  • Механический

  • машиностроительный

  • металлообрабатывающий

  • стекольный

  • цементный

текстильные мануфактуры (прекрасные ткани)

фабрики (кондитерская, суконная)

- Александр II большое внимание уделял образованию. Создавались новые учебные заведения. Создавались начальные школы (Срок обучения не превышал 3 лет), гимназии. Одних учебных училищ при Александре II возникло более 20 тыс., появляются женские учебные заведения (гимназии).

- Возникло более 700 газет и журналов.

- Были созданы земства – местные выборные органы.

- Судебные процессы велись с адвокатами и присяжными заседателями.

- Строились новые железные дороги.



(1-я пассажирская ж/д открылась в 1837 г. между Петербургом и Царским селом).

- Строилась Транссибирская магистраль – Великий Сибирский путь.



- Найдите Транссибирскую магистраль на карте. Через какие города она проходит?

- Почему строительство ж/д имело большое значение?

  • Строительство Транссибирской магистрали дало возможность связать центр страны с Сибирью и Дальним Востоком.

  • Освоение новых земель позволило начать переселение крестьян из центра России.

  • Железные дороги стали важнейшим видом транспорта. Быстрые перевозки ускорили развитие многих отраслей хозяйства.

  • Благодаря Транссибирской магистрали резко повысилась обороноспособность дальневосточных рубежей.


- Какие еще технические новшества появились в 19 веке? Прочитайте статью на стр. 124-125. (Электрическое освещение, телефон, конная ж/д – КОНКА, трамваи, 1-й легковой автомобиль (1899), 1-й русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания – работал на горючем(1896), лифты).

- Можайский Александр Федорович с 1856 года работал над созданием летательного аппарата. Он изучал полет птиц, воздушных змеев, проводил исследования. Ему отвели участок на военном поле под Петербургом, где и началась постройка самолета с 2-мя паровыми двигателями и 3-мя винтами. Самолет Можайского впервые поднял человека в воздух.




На доске появляется:

Реформы - отмена крепостного права

Александра II - развитие городов

- развитие образования

- развитие печати

- создание земств

- строительство железной дороги

- увеличение территории страны


- Много изменений в жизни страны произошло во время царствования Александра II. Несмотря на это личная судьба этого царя была трагична. На его жизнь было совершено несколько покушений, от одного из них он погиб 1 марта 1881 года в Санкт - Петербурге. (Появились люди, которые считали, возможным изменить государственный строй при помощи убийства неугодных им правителей).

- На том месте, где был убит Александра II , построена церковь Воскресения Христова.








Разноцветные купола, каменные узоры. Церковь – дань памяти царю, оттого и называют ее иначе – Спас на крови. Когда солнечные лучи падают на красный камень ее стен, чудится, будто они обрызганы кровью.

VI. Закрепление изученного.

- Вот мы и перелистали некоторые страницы истории 19 века.


Игра «Домино».

Генералисси-

мус

Александр II

Царь –

освободитель

1 ноября

1851 года

Первая железная

дорога

Екатерина II


Великая

1861 год

Отмена крепостного права

Петр I

Великий

1812 год

Отечественная

война

Ф.Ф. Ушаков

Флотоводец

А.В.Суворов


- Почему в русскую историю Александр II вошел как царь-освободитель?

- Когда крепостные получили свободу?

VII. Итог урока. Домашнее задание.

- Из дополнительной литературы узнайте о технических новшествах, которые появились в 19 веке.

- Придумай рассказ о судьбе семьи бывших крепостных крестьян после получения воли.

  • Выставление оценок.



Технологическая карта урока по окружающему миру «Страницы истории XIX века» 4 класс
  • Начальные классы
Описание:

 

Тема

 

 

Страницы истории XIX века

 

Класс

4

Учебник

«Мир вокруг нас» (II часть), авторы: А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова

Цели:

  • формировать представления учащихся о жизни в 19 веке;
  • познакомить с реформами Александра II;
  • совершенствовать умение работать с исторической картой;
  • развивать интерес к истории

 

Оборудование

кроссворд, лента времени, портрет Александра II, домино, карточки с именами знаменитых людей, компьютер, проектор, слайд-программа.

 

Тип урока

комбинированный

План урока

  • Организационный момент
  • Повторение изученного материала. Сообщение темы урока
  •  Изучение нового материала

      Физкультминутка

  • Изучение нового материала
  • Закрепление изученного материала
  •  Итог урока. Домашнее задание

 

Автор Котюшева Валентина Никандровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 3220
Номер материала 29877
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓