Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыТехнологическая карта урока по окружающему миру «Страницы истории XIX века» 4 класс

Технологическая карта урока по окружающему миру «Страницы истории XIX века» 4 класс

Скачать материал

Открытый урок по окружающему миру

 

:.

Технологическая карта урока

 

 

Тема

 

 

Страницы истории XIX века

 

Класс

4

Учебник

«Мир вокруг нас» (II часть), авторы: А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова

Цели:

  • формировать представления учащихся о жизни в 19 веке;
  • познакомить с реформами Александра II;
  • совершенствовать умение работать с исторической картой;
  • развивать интерес к истории

 

Оборудование

кроссворд, лента времени, портрет Александра II, домино, карточки с именами знаменитых людей, компьютер, проектор, слайд-программа.

 

Тип урока

комбинированный

План урока

  • Организационный момент
  • Повторение изученного материала. Сообщение темы урока
  •  Изучение нового материала

      Физкультминутка

  • Изучение нового материала
  • Закрепление изученного материала
  •  Итог урока. Домашнее задание

 

 

 

Ход урока

                   I.      Организационный момент.

                II.      Повторение изученного материала. Сообщение темы урока.

     - Перед нами книга «История России . 19 век».

 

- На прошлом уроке вы уже узнали об одном важном событие в начале этого века. Хотели бы вы перелистать страницы этой книги дальше? 19 век был насыщен различными событиями и в политической, и в культурной жизни страны. С ними вы будете знакомиться в старших классах.  Сегодня, перелистав лишь некоторые страницы этой книги, вы узнаете:

      • о новом царе;
      • о ряде его реформ;
      • о некоторых изобретениях 19 века.

Хотите об этом  узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Задания все выполнять.

- У вас на столах лежит карточка. Прочитайте, что на ней написано. (Екатерина II, Михаил Илларионович Кутузов, Петр I, Иван III, А.В. Суворов, Иван Грозный).

- На какие 2 группы вы разделите эти имена? (правители нашей страны и полководцы).

- Что объединяет Суворова и Кутузова? (Суворов-генералиссимус – наивысшее воинское звание в русской армии. Умер в 1800 г. Кутузов- главнокомандующий русской армии).

·         Сражались с французскими войсками.

·         Кутузов был учеником Суворова.

·         У них одна судьба. Цари удаляли их из армии, когда не было войн, и снова призывали, когда России угрожала опасность.

             - Какая опасность угрожала России в 1812 году? (Вторглась французская армия, чтобы «…раздавить» Россию).

- У М.Ю. Лермонтова есть такие строки:

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

- Как вы думаете, почему про этот день помнит вся Россия? (Потери до 50 тыс. в этом ужасном побоище).

(Наполеон писал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в ней достойными одержать победу, а русские стяжали (добыли, приобрели) право быть непобедимыми»).

- Расскажите о Бородинском сражении, используя схему.

 3 человека  разгадывают  кроссворд,  задача: найти  ключевое слово.

 

 

 

 

 

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Ученик А.В. Суворова.

 

 

 

 

 

 

2. Село, близ которого произошло сражение с французами

 

3. Прозвище Петра I.

 

 

 

 

 

 

 

4. Русский ученый XVIII века, внесший большой

 

вклад в развитие науки.

 

 

 

5. Титул, который присваивается правителям.

6. Место постройки и ремонта судна.

 

 

 

7. Название реки, на берегах которой         расположился Санкт - Петербург.

8. Император Франции.

 

 

 

 

 

 

 

III. Изучение нового материала.

   1. – А сейчас нас ждет игра: «Неотосланная депеша». (Депеша – письменное сообщение).

- На разрезанной карточке письменное сообщение. Узнайте, кто его мог отправить.

Екатерина II

А.В. Суворов

«Если я посмею сказать, что крепостные такие же люди, как мы, то я рискую тем, что потеряю трон».

«Я был хилым и болезненным ребенком,

но стал великим полководцем».

Петр I

Иван Грозный

«Морским судам быть!».

 

«Та курица умерла, которая несла

татарам золотые яйца».

М.И. Кутузов

Иван III

«Ну, как с такими молодцами и не побить французов?!»

«И повел я войско навстречу Ахмату».

- Проверка. Переверните карточки. Если получится портрет, значит задание выполнено правильно.

- Чей портрет у вас получился? (На доске появляется портрет)

- Интересна личность  Александра II. Когда он был еще ребенком, его отец, император Николай I предложил известному поэту Василию Андреевичу Жуковскому стать воспитателем маленького наследника. До нас дошли те наставления, которые давал  поэт своему воспитаннику: «Люби свой народ: без любви царя к народу нет любви народа к царю».  Александр II вступил на российский престол  в 1855 году в 36 лет. (1855-1881)        

Он много ездил по России и 1-м из царской семьи побывал в Сибири. В глазах многих он был добрым и справедливым.

              2. - Этот ребус поможет узнать, как называли царя Александра II.

 

- Почему в русскую историю Александр II вошел как царь-освободитель?Кого и от чего он освободил?

- Вам поможет ключевое слово из кроссворда, который разгадывали ребята.                 

- Какое ключевое слово получилось? (Крестьяне).

- Какой была жизнь крестьян?

- От чего, как вы думаете, царь освободил крестьян? (От крепостного права).

- Что же такое крепостное право? Какой была жизнь крестьян в то время? (Крепостное право – такой закон, по которому большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков).

- Как вы думаете, почему необходимо было отменить крепостное право?                                 А) Позорный и унизительный порядок.

             Б) На протяжении многих столетий крепостное право являлось тормозом развития страны. Основную массу населения составляли крестьяне.

             В) Александр II 30 марта 1856 года выступил перед московским дворянством с речью: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу».

Для такого заявления были все основания. Большинство крестьян перебивались с хлеба на квас.

На доске появляется:

Реформы                           - отмена крепостного права

Александра II

 

IV. Физкультминутка.

- Посмотрите на ленту времени «Исторические события». (На доске).

                       1            2           3            4           5            6

- На ленте времени записаны года, когда произошли знаменитые события в нашей стране.

- Все ли года, записанные на ленте, вам известны? (Нет. 1861 г).

- А остальные года? (Да).

- Проведем игру: «Сопоставь события с датой». Вам нужно будет по рисунку или фотографии вспомнить запечатленное на ней событие и посмотреть, под какой цифрой

записана дата.       

 

 

·         Освоение С-Петербурга.   1703 г.   (4) – правая вверху

·         Крещение Руси.                  988 г.     (1) – руки в стороны, хлопок

·         Ледовое побоище.              1242 г.    (2) - прыжки

·         Бородинское сражение.      1812 г.   (5) - наклоны

·         Куликовская битва.            1380 г.    (-) - приседание

- С каким событием связан 1480 г.? (Падение ордынского ига. Битва на р. Угре. Ахмат).

V. Изучение нового.

1) - Что же произошло в 1861 году?

- Прочитайте статью «Царь-освободитель» на стр. 122 и вы найдете ответ на этот вопрос. (Подписан манифест - письменное обращение верховной власти к народу. Манифест 19 февраля 1861 года даровал крестьянам личную свободу).

-  В России перестали торговать людьми. «Все ты был чей-то, а теперь вот, слава Богу, и свой стал»,- говорили между собой мужики.

2) - С именем Александра II связано много изменений в жизни страны. Появлялись и развивались города, быстро стало расти городское население.

- Что явилось главной причиной роста городского населения? (Крестьяне переселяются в города в поисках лучшей доли или устраиваются в городе на временную работу).

- Появлялись заводы:

·         Механический

·         машиностроительный

·         металлообрабатывающий

·         стекольный

·         цементный

текстильные мануфактуры (прекрасные ткани)

                       фабрики (кондитерская, суконная)

- Александр II большое внимание уделял образованию. Создавались новые учебные заведения. Создавались начальные школы (Срок обучения не превышал 3 лет), гимназии. Одних учебных училищ при Александре II возникло более 20 тыс., появляются женские учебные заведения (гимназии).

- Возникло более 700  газет и журналов.

- Были созданы земства – местные выборные органы.

- Судебные процессы велись с адвокатами и присяжными заседателями.

 - Строились новые железные дороги.

 

 

 (1-я пассажирская ж/д открылась в 1837 г. между Петербургом и Царским селом).

- Строилась Транссибирская магистраль – Великий Сибирский путь.

 

 

- Найдите Транссибирскую магистраль на карте. Через какие города она проходит?

- Почему строительство ж/д имело большое значение?

·         Строительство Транссибирской магистрали дало возможность связать центр страны с Сибирью и Дальним Востоком.

·         Освоение новых земель позволило начать переселение крестьян из центра России.

·         Железные дороги  стали важнейшим видом транспорта. Быстрые перевозки ускорили развитие многих отраслей хозяйства.

·         Благодаря Транссибирской магистрали резко повысилась обороноспособность дальневосточных рубежей.

 

- Какие еще технические новшества появились в 19 веке? Прочитайте статью на стр. 124-125. (Электрическое освещение, телефон, конная ж/д – КОНКА, трамваи, 1-й легковой автомобиль (1899), 1-й русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания – работал на горючем(1896), лифты).

 - Можайский Александр Федорович с 1856 года работал над созданием летательного аппарата. Он изучал полет птиц, воздушных змеев, проводил исследования. Ему отвели участок на военном поле под Петербургом, где и началась постройка самолета с 2-мя паровыми двигателями и 3-мя винтами. Самолет Можайского впервые поднял человека в воздух.

 

 

 

На доске появляется:

Реформы                           - отмена крепостного права

Александра II                  - развитие городов

                                            - развитие образования

                                            - развитие печати

                                            - создание земств

                                            - строительство железной дороги

                                            - увеличение территории страны

 

- Много изменений в жизни страны произошло во время царствования Александра II. Несмотря на это личная судьба этого царя была трагична. На его жизнь было совершено несколько покушений, от одного из них он погиб 1 марта 1881 года в Санкт - Петербурге. (Появились люди, которые считали, возможным изменить государственный строй при помощи убийства неугодных им правителей).

- На том месте, где был убит Александра II , построена церковь Воскресения Христова.

 

 

 

 

 

 

 

Разноцветные купола, каменные узоры. Церковь – дань памяти царю, оттого и называют ее иначе – Спас на крови. Когда солнечные лучи падают на красный камень ее стен, чудится, будто они обрызганы кровью.

VI. Закрепление изученного.

  - Вот мы и перелистали некоторые страницы истории 19 века.

 

Игра «Домино».

Генералисси-

мус

Александр II

Царь –

освободитель

1 ноября

1851 года

Первая железная

дорога

Екатерина II

 

Великая

1861 год

Отмена крепостного права

Петр I

Великий

1812 год

Отечественная

война

Ф.Ф. Ушаков

Флотоводец

А.В.Суворов

 

- Почему в русскую историю Александр II вошел как царь-освободитель?

- Когда крепостные получили свободу?

VII. Итог урока. Домашнее задание.

  - Из дополнительной литературы узнайте о технических новшествах, которые появились в 19 веке.

- Придумай рассказ о судьбе семьи бывших крепостных крестьян после получения воли.

·         Выставление оценок.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Технологическая карта урока по окружающему миру «Страницы истории XIX века» 4 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Маркетолог

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

Тема

 

 

Страницы истории XIX века

 

Класс

4

Учебник

«Мир вокруг нас» (II часть), авторы: А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова

Цели:

  • формировать представления учащихся о жизни в 19 веке;
  • познакомить с реформами Александра II;
  • совершенствовать умение работать с исторической картой;
  • развивать интерес к истории

 

Оборудование

кроссворд, лента времени, портрет Александра II, домино, карточки с именами знаменитых людей, компьютер, проектор, слайд-программа.

 

Тип урока

комбинированный

План урока

  • Организационный момент
  • Повторение изученного материала. Сообщение темы урока
  •  Изучение нового материала

      Физкультминутка

  • Изучение нового материала
  • Закрепление изученного материала
  •  Итог урока. Домашнее задание

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 674 600 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 1723
    • DOCX 30.6 кбайт
    • 23 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Котюшева Валентина Никандровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 35
    • Всего просмотров: 313372
    • Всего материалов: 26

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Курс повышения квалификации

Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 257 человек из 52 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 267 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации на уроках по продуктивно-творческой деятельности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 134 человека

Мини-курс

Дизайн-проектирование: практические и методологические аспекты

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Жизненный цикл продукта и методология управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансы и управление в медиакоммуникациях

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе