Главная / Обществознание / Технологическая карта урока по обществознанию "Искусство ведения хозяйства" (5 класс)

Технологическая карта урока по обществознанию "Искусство ведения хозяйства" (5 класс)

Технологическая карта урока

Искусство ведения хозяйства


ФИО (полностью)

Голуб Инна Вахтанговна

Место работы

МБОУ СОШ №1 г. Энгельса

Должность

Учитель истории и обществознания

Предмет

Обществознание

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Искусство ведения хозяйства. Урок №19

Базовый учебник

Учебник «Обществознание. Зачем изучать общество» (авторы: Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, М. Е. Турчина)



8. Цели урока:


Умение понимать связи между людьми в обществе – представление об экономике, которая объединяет деятельность многих людей.

Умение занимать свою позицию и строить отношения с людьми – понимание значения основ экономики для планирования семейного бюджета и ведения домашнего хозяйства.

Умение действовать в рамках закона и нравственных норм – осознание того, что при организации экономической деятельности нужно действовать с учётом моральных норм и требований закона.


9. Задачи:

- раскрыть особенности семейного хозяйства как особой сферы совместной деятельности. Познакомить учащихся с понятием ресурсы и их виды.

- создать условия для совершенствования активной познавательной деятельности учащихся.

- благоприятствовать воспитанию уважения к труду как необходимому элементу организации быта.

10. Тип урока: урок «открытия» нового знания.

11. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

12. Необходимое техническое оборудование: компьютер, экран, проектор.

13. План урока:

Проблема урока.

Зачем нужна наука экономика?

Поиск решения проблемы:

  1. как научиться правильно распоряжаться деньгами;

  2. какие советы по вопросам расходов и доходов даёт экономика;

  3. как и где можно использовать знание экономики.

Освоение знаний и формирование (применение) учебных действий:

  1. объяснение того, как правильно распоряжаться деньгами;

  2. сравнение экономических рекомендаций о правильном ведении домашнего хозяйства;

  3. преобразование информации об экономических знаниях, используемых в повседневной жизни.

Вывод по проблеме урока:

Экономика помогает людям наладить отношения между производителями и потребителями, продавцами и покупателями. Даёт возможность лучше обустроить своё хозяйство.

Комментирование домашнего задания.


14. Структура и ход урока:

I. Этап урока: создание проблемной ситуации и формулирование проблемы


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и форма работы

Применяемые учебные действия

Время (в мин.)


Предлагает учащимся рассмотреть ситуацию:

Допустим, у вас есть деньги на карманные расходы. Опишите свои дальнейшие действия.

Записывает варианты ответов на доске.

Возможные ответы:

потрачу на что-нибудь;

отложу на нужную вещь, потом куплю её;

куплю что-нибудь себе и другу;

одолжу под проценты;

буду копить и т.д.

Имеющиеся знания и опыт;

фронтальная.

Определение собственных действий.


5 мин.





Разделите предложенные действия на две группы и назовите признак, по которому их разделили.

Записывает варианты деления действий по группам на доске.

Могут разделить так:

деньги потрачены обдуманно/бездумно;

деньги потрачены сразу/вначале накоплены;

деньги потрачены для себя/для других и т.д.

Варианты ответов учащихся, записанные на доске;

фронтальная.

Систематизация

информации.

Просит учащихся прочитать диалог и выделить информацию о том, как распорядился деньгами Антошка.

Определите, в чём ваши действия оказались схожи с действиями Антошки, а в чём – нет.

Записывает ответы на доске.






К каким последствиям могут привести необдуманные расходы?

Читают диалог, выделяют искомую информацию.

Сравнивают её со своими вариантами действий.

Возможны такие ответы:

сходство в том, что мы тоже предлагали потратить деньги на то, что захотелось;


различие в том, что мы предлагали вначале решить, как лучше потратить деньги.

Вероятно, отметят, что это приведёт к нехватке денег, к невозможности купить нужную вещь, к осложнению отношений с родными, друзьями и т.д.


Учебник, с. 82–83, проблемный диалог;

индивидуальная.

Выбор необходимой информации.

Формулирование

суждений. Соотнесение информации.


Какой проблемный вопрос можно задать на основании ваших ответов?




Просит найти в тексте, какой вариант решения возникшей у Антошки проблемы предложила его мама и как отнёсся к её словам Антон.




Какой проблемный вопрос можно задать на основании выделенной вами информации?

Записывает варианты проблемных вопросов на доске.

Могут задать вопросы:

как научиться планировать свои расходы?

как правильно распорядиться деньгами?

Находят необходимую информацию.

Определяют противоречие: мама сказала о полезности экономики в домашнем хозяйстве, а Антон ответил, что у них и без экономики всё хорошо.

Могут задать вопросы:

поможет ли экономика правильно расходовать деньги?

нужна ли экономика для семейного бюджета?

Учебник, с. 82–83, проблемный диалог;

фронтальная.

Выявление противоречий.

Формулирование проблемного вопроса.

2 мин.

Предлагает учащимся прочитать проблемные вопросы и выявить их общую основу.

Какую проблему вам предстоит решить сегодня на уроке?

Определяют, как взаимосвязаны проблемные вопросы.

Возможен такой вариант проблемы:

Как экономика может помочь правильно распоряжаться деньгам?

Записывают проблему в тетради.


Проблемные вопросы, записанные на доске.

Установление взаимосвязи.

Формулирование проблемы урока.





II. Этап урока: выдвижение гипотез, актуализация знаний,

планирование собственной деятельности


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и форма работы

Применяемые учебные действия


Вспомните, что вам известно о таких экономических понятиях, как труд и деньги.


Какие из предложенных вами пословиц, поговорок (или примеров из литературных произведений) могли бы помочь в решении проблемы урока?

Отвечают на вопросы или выполняют задание.

Определяют своими словами, что такое труд, деньги, и выявляют различное отношение к ним людей.

Ответы будут зависеть от предложенной ребятами информации, но в любом случае что-то подойдёт к решению проблемы, а что-то – нет, поэтому придётся планировать поиск недостающей информации.

Учебник, с. 83, вопросы для повторения; Рабочая тетрадь, задание 1. Работа фронтальная или групповая.

Отбор и преобразование информации.

Формулирование суждений.

5-7 мин.

Какую ещё информацию вам необходимо получить для решения проблемы?

Записывает гипотезы на доске.

Предположения тоже будут зависеть от предыдущих суждений, однако вполне вероятны гипотезы, связанные с тем, какие полезные знания экономика может дать о доходах и расходах, а также о том, как их правильно регулировать.

Проблема урока, записанная в тетрадях;

фронтальная.

Выдвижение гипотез.



Предлагает учащимся составить план для решения проблемы урока.

Группы предлагают свои варианты, на основе чего составляется общий план, например, такой:

как научиться правильно распоряжаться деньгами;

какие советы по вопросам расходов и доходов даёт экономика;

как и где можно использовать знание экономики.


Проблема урока и выдвинутые учащимися гипотезы;

работа в малых группах.

Планирование своей деятельности.

2 мин.


III. Этап урока: открытие нового знания и формулирование вывода


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и форма работы

Применяемые учебные действия


Для получения ответа по первому пункту плана вам необходимо выполнить задание.

Предлагает обменяться получившимися ответами.

Выбирают уровень задания и выполняют его.

Выявляют новое знание, например, такое:

каждый в семье должен уметь расходовать деньги без ущерба для остальных;

чтобы сэкономить деньги, надо правильно их тратить или научиться что-то делать самому.

Записывают выявленную информацию в тетради.

Рабочая тетрадь, задание 2, учебник, с. 83–84; индивидуальная.

Выбор необходимой информации.

Построение объяснения.


20 мин.








Для поиска ответа на второй пункт плана вам потребуется выполнить сравнение.

Предлагает изучить информацию о сравнении, задаёт уточняющие вопросы, комментирует.

Читают раздел о выполнении сравнения.

Отвечают на вопросы учителя, задают уточняющие вопросы.

Могут записать алго-ритм нового учебного действия в тетради.

Рабочая тетрадь, раздел «Обучение учебному действию»; индивидуальная и фронтальная.

Выделение главного.

Формулирование суждений.

Теперь вы можете приступить к выполнению второго пункта плана.

Выбирают уровень, выполняют задание. Узнают, что экономика была важна в разные времена и выполняла важные функции. Выявляют новое знание: при правильной организации хозяйства (в том числе и домашнего) расходы и доходы должны разумно сочетаться.

Делают запись в тетради.


Рабочая тетрадь, задание 3, учебник, с. 83–84, работа в парах.

Выполнение сравнения.

Выбор необходимой информации.

Предлагает учащимся поработать над третьим пунктом плана.

Организует обсуждение результатов, полученных группами.

Выбирают уровень задания, объединяются в группы и выполняют его.

Выявляют экономические понятия, которые можно использовать в повседневной жизни.

Получают новое знание: экономические знания нужны всем, потому что каждый человек вовлечён в экономическую деятельность.

Записывают выявленное знание в тетради.


Рабочая тетрадь, задание 4, учебник, с. 85–86;

возможна работа малыми группами.

Выделение главного.

Преобразование информации.

Прочитайте новую информацию, выявленную вами в ходе урока, и сформулируйте вывод по проблеме.

Предлагает сравнить полученный вывод с авторским и внести необходимые дополнения в свои записи.

Могут предложить такой вариант вывода: экономика учит планированию расходов и доходов, что помогает правильно распорядиться своими средствами.

Записывают вывод в тетради, вносят в него нужные дополнения.

Новая информация по теме и проблема урока, записанные в тетради; фронтальная.

Обобщение информации.

Формулирование вывода.



IV. Этап урока: применение нового знания, домашнее задание


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и форма работы

Применяемые учебные действия


А теперь попробуйте применить полученные вами знания.

Предлагает выполнить задание из учебника или Рабочей тетради.

Выполняют предложенное задание, рассматривают пословицы и поговорки с экономической точки зрения, учатся использовать в ответе экономические понятия.


Учебник, с. 87, учебное задание 1; Рабочая тетрадь, задание 5; работа индивидуальная или в парах.

Определение смысла высказывания.

Построение доказательства.

7 мин.

Предлагает провести взаимопроверку результатов выполнения задания.






Как бы вы определили роль экономики в жизни человека? Ответ представьте в форме суждения.

Проводят взаимопроверку, дополняют, уточняют ответы друг друга, могут их сравнить и оценить, после чего можно дать самооценку результатов выполнения своего задания.

Формулируют суждения о роли экономики. Убеждаются в значимости экономической деятельности и знаний для жизни людей.

Рабочая тетрадь, выполненное задание 5; критерии оценивания задания, записанные на доске.

Навык оценивания.

Самооценка.

Формулирование суждений.


Предлагает учащимся ознакомиться с домашним заданием. Может кратко прокомментировать его.

Желательно обратить внимание учащихся на учебные действия, необходимые для выполнения домашнего задания.

Просматривают задания, выбирают то, что будут выполнять дома:

  1. Сказка «Мороз Иванович» – сравнить Ленивицу и Рукодельницу; задать к тексту вопросы разного вида;

  2. решение жизненной задачи;

  3. выполнение проекта.


  1. Учебник, с. 89–90 (дополнительная информация);

  2. учебник, с. 87–88;

  3. учебник, с. 88–89.

Выполнение сравнения.

Формулирование вопросов разного вида к тексту.

Построение объяснения и доказательства.




Технологическая карта урока по обществознанию "Искусство ведения хозяйства" (5 класс)
  • Обществознание
Описание:

 Цели урока:

Умение понимать связи между людьми в обществе – представление об экономике, которая объединяет деятельность многих людей.

Умение занимать свою позицию и строить отношения с людьми – понимание значения основ экономики для планирования семейного бюджета и ведения домашнего хозяйства.

 

Умение действовать в рамках закона и нравственных норм – осознание того, что при организации экономической деятельности нужно действовать с учётом моральных норм и требований закона.

Задачи урока:

- раскрыть особенности семейного хозяйства как особой сферы совместной деятельности. Познакомить учащихся с понятием ресурсы и их виды.

- создать условия для совершенствования активной познавательной деятельности учащихся.

- благоприятствовать воспитанию уважения к труду как необходимому элементу организации быта.

Автор Голуб Инна Вахтанговна
Дата добавления 12.02.2015
Раздел Обществознание
Подраздел Конспекты
Просмотров 1342
Номер материала 56224
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓