Технологическая
карта урока
Искусство
ведения хозяйства
8. Цели
урока:
Умение
понимать связи между людьми в обществе – представление об
экономике, которая объединяет деятельность многих людей.
Умение
занимать свою позицию и строить отношения с людьми – понимание
значения основ экономики для планирования семейного бюджета и ведения домашнего
хозяйства.
Умение
действовать в рамках закона и нравственных норм – осознание того,
что при организации экономической деятельности нужно действовать с учётом
моральных норм и требований закона.
9.
Задачи:
- раскрыть особенности
семейного хозяйства как особой сферы совместной деятельности. Познакомить
учащихся с понятием ресурсы и их виды.
- создать условия
для совершенствования активной познавательной деятельности учащихся.
-
благоприятствовать воспитанию уважения к труду как необходимому элементу
организации быта.
10.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
11. Формы работы учащихся: индивидуальная,
групповая.
12.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, экран,
проектор.
13.
План урока:
Проблема урока.
Зачем нужна наука экономика?
Поиск решения проблемы:
1) как
научиться правильно распоряжаться деньгами;
2)
какие советы по вопросам расходов и доходов даёт экономика;
3)
как и где можно использовать знание экономики.
Освоение знаний и формирование (применение) учебных действий:
1) объяснение
того, как правильно распоряжаться деньгами;
2) сравнение
экономических рекомендаций о правильном ведении домашнего хозяйства;
3) преобразование
информации об экономических знаниях, используемых в повседневной жизни.
Вывод
по проблеме урока:
Экономика помогает людям наладить отношения между производителями
и потребителями, продавцами и покупателями. Даёт возможность лучше обустроить
своё хозяйство.
Комментирование
домашнего задания.
14.
Структура и ход урока:
I.
Этап урока: создание проблемной ситуации и формулирование проблемы
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Используемая информация и форма работы
|
Применяемые учебные действия
|
Время (в мин.)
|
Предлагает учащимся рассмотреть ситуацию:
– Допустим, у вас есть деньги на карманные расходы. Опишите свои
дальнейшие действия.
Записывает варианты ответов на доске.
|
Возможные ответы:
– потрачу на что-нибудь;
– отложу на нужную вещь, потом куплю её;
– куплю что-нибудь себе и другу;
– одолжу под проценты;
– буду копить и т.д.
|
Имеющиеся знания и опыт;
фронтальная.
|
Определение собственных действий.
|
5 мин.
|
– Разделите предложенные действия на две группы и назовите
признак, по которому их разделили.
Записывает варианты деления действий по
группам на доске.
|
Могут разделить так:
– деньги потрачены обдуманно/бездумно;
– деньги потрачены сразу/вначале накоплены;
– деньги потрачены для себя/для других и т.д.
|
Варианты ответов учащихся, записанные на доске;
фронтальная.
|
Систематизация
информации.
|
Просит учащихся прочитать диалог и
выделить информацию о том, как распорядился деньгами Антошка.
– Определите, в чём ваши действия оказались схожи с действиями
Антошки, а в чём – нет.
Записывает ответы на доске.
– К каким последствиям могут привести необдуманные расходы?
|
Читают диалог, выделяют искомую
информацию.
Сравнивают её со своими вариантами
действий.
Возможны такие ответы:
– сходство в том, что мы тоже предлагали потратить деньги на то,
что захотелось;
– различие в том, что мы предлагали вначале решить, как лучше
потратить деньги.
Вероятно, отметят, что это приведёт к
нехватке денег, к невозможности купить нужную вещь, к осложнению отношений с
родными, друзьями и т.д.
|
Учебник, с. 82–83, проблемный диалог;
индивидуальная.
|
Выбор необходимой информации.
Формулирование
суждений. Соотнесение информации.
|
– Какой проблемный вопрос можно задать на основании ваших
ответов?
Просит найти в тексте, какой вариант
решения возникшей у Антошки проблемы предложила его мама и как отнёсся к её
словам Антон.
– Какой проблемный вопрос можно задать на основании выделенной
вами информации?
Записывает варианты проблемных вопросов
на доске.
|
Могут задать вопросы:
– как научиться планировать свои расходы?
– как правильно распорядиться деньгами?
Находят необходимую информацию.
Определяют противоречие: мама сказала о
полезности экономики в домашнем хозяйстве, а Антон ответил, что у них и без
экономики всё хорошо.
Могут задать вопросы:
– поможет ли экономика правильно расходовать деньги?
– нужна ли экономика для семейного бюджета?
|
Учебник, с. 82–83, проблемный диалог;
фронтальная.
|
Выявление противоречий.
Формулирование проблемного вопроса.
|
2 мин.
|
Предлагает учащимся прочитать проблемные
вопросы и выявить их общую основу.
– Какую проблему вам предстоит решить сегодня на уроке?
|
Определяют, как взаимосвязаны проблемные
вопросы.
Возможен такой вариант проблемы:
Как экономика может помочь правильно распоряжаться
деньгам?
Записывают проблему в тетради.
|
Проблемные вопросы, записанные на доске.
|
Установление взаимосвязи.
Формулирование проблемы урока.
|
|
|
|
|
|
|
|
II.
Этап урока: выдвижение гипотез, актуализация знаний,
планирование собственной деятельности
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Используемая информация и форма работы
|
Применяемые учебные действия
|
|
– Вспомните, что вам известно о таких экономических понятиях,
как труд и деньги.
– Какие из предложенных вами пословиц, поговорок (или примеров
из литературных произведений) могли бы помочь в решении проблемы урока?
|
Отвечают на вопросы или выполняют
задание.
Определяют своими словами, что такое
труд, деньги, и выявляют различное отношение к ним людей.
Ответы будут зависеть от предложенной
ребятами информации, но в любом случае что-то подойдёт к решению проблемы, а
что-то – нет, поэтому придётся планировать поиск недостающей информации.
|
Учебник, с. 83, вопросы для повторения; Рабочая тетрадь, задание
1. Работа фронтальная или групповая.
|
Отбор и преобразование информации.
Формулирование суждений.
|
5-7 мин.
|
– Какую ещё информацию вам необходимо получить для решения
проблемы?
Записывает гипотезы на доске.
|
Предположения тоже будут зависеть от
предыдущих суждений, однако вполне вероятны гипотезы, связанные с тем, какие
полезные знания экономика может дать о доходах и расходах, а также о том, как
их правильно регулировать.
|
Проблема урока, записанная в тетрадях;
фронтальная.
|
Выдвижение гипотез.
|
|
Предлагает учащимся составить план для
решения проблемы урока.
|
Группы предлагают свои варианты, на
основе чего составляется общий план, например, такой:
– как научиться правильно распоряжаться деньгами;
– какие советы по вопросам расходов и доходов даёт экономика;
– как и где можно использовать знание экономики.
|
Проблема урока и выдвинутые учащимися гипотезы;
работа в малых группах.
|
Планирование своей деятельности.
|
2 мин.
|
|
|
|
|
|
|
III. Этап урока: открытие нового
знания и формулирование вывода
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Используемая информация и форма работы
|
Применяемые учебные действия
|
|
– Для получения ответа по первому пункту плана вам необходимо
выполнить задание.
Предлагает обменяться получившимися
ответами.
|
Выбирают уровень задания и выполняют
его.
Выявляют новое знание, например,
такое:
– каждый в семье должен уметь расходовать деньги без ущерба для
остальных;
– чтобы сэкономить деньги, надо правильно их тратить или
научиться что-то делать самому.
Записывают выявленную информацию в
тетради.
|
Рабочая тетрадь, задание 2, учебник, с. 83–84; индивидуальная.
|
Выбор необходимой информации.
Построение объяснения.
|
20 мин.
|
– Для поиска ответа на второй пункт плана вам потребуется
выполнить сравнение.
Предлагает изучить информацию о
сравнении, задаёт уточняющие вопросы, комментирует.
|
Читают раздел о выполнении сравнения.
Отвечают на вопросы учителя, задают
уточняющие вопросы.
Могут записать алго-ритм нового учебного
действия в тетради.
|
Рабочая тетрадь, раздел «Обучение учебному действию»;
индивидуальная и фронтальная.
|
Выделение главного.
Формулирование суждений.
|
– Теперь вы можете приступить к выполнению второго пункта плана.
|
Выбирают уровень, выполняют задание. Узнают,
что экономика была важна в разные времена и выполняла важные функции. Выявляют новое знание: при правильной
организации хозяйства (в том числе и домашнего) расходы и доходы должны
разумно сочетаться.
Делают запись в тетради.
|
Рабочая тетрадь, задание 3, учебник, с. 83–84, работа в парах.
|
Выполнение сравнения.
Выбор необходимой информации.
|
Предлагает учащимся поработать над
третьим пунктом плана.
Организует обсуждение результатов,
полученных группами.
|
Выбирают уровень задания, объединяются в
группы и выполняют его.
Выявляют экономические понятия, которые
можно использовать в повседневной жизни.
Получают новое знание:
экономические знания нужны всем, потому что каждый человек вовлечён в
экономическую деятельность.
Записывают выявленное знание в тетради.
|
Рабочая тетрадь, задание 4, учебник, с. 85–86;
возможна работа малыми группами.
|
Выделение главного.
Преобразование информации.
|
– Прочитайте новую информацию, выявленную вами в ходе урока, и
сформулируйте вывод по проблеме.
Предлагает сравнить полученный вывод с
авторским и внести необходимые дополнения в свои записи.
|
Могут предложить такой вариант вывода:
экономика учит планированию расходов и доходов, что помогает правильно
распорядиться своими средствами.
Записывают вывод в тетради, вносят в него
нужные дополнения.
|
Новая информация по теме и проблема урока, записанные в тетради;
фронтальная.
|
Обобщение информации.
Формулирование вывода.
|
|
IV. Этап урока: применение
нового знания, домашнее задание
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Используемая информация и форма работы
|
Применяемые учебные действия
|
|
– А теперь попробуйте применить полученные вами знания.
Предлагает выполнить задание из учебника
или Рабочей тетради.
|
Выполняют предложенное задание,
рассматривают пословицы и поговорки с экономической точки зрения, учатся
использовать в ответе экономические понятия.
|
Учебник, с. 87, учебное задание 1; Рабочая тетрадь, задание 5;
работа индивидуальная или в парах.
|
Определение смысла высказывания.
Построение доказательства.
|
7 мин.
|
Предлагает провести взаимопроверку
результатов выполнения задания.
– Как бы вы определили роль экономики в жизни человека? Ответ
представьте в форме суждения.
|
Проводят взаимопроверку, дополняют,
уточняют ответы друг друга, могут их сравнить и оценить, после чего можно
дать самооценку результатов выполнения своего задания.
Формулируют суждения о роли экономики.
Убеждаются в значимости экономической деятельности и знаний для жизни людей.
|
Рабочая тетрадь, выполненное задание 5; критерии оценивания
задания, записанные на доске.
|
Навык оценивания.
Самооценка.
Формулирование суждений.
|
|
Предлагает учащимся ознакомиться с
домашним заданием. Может кратко прокомментировать его.
Желательно обратить внимание учащихся на
учебные действия, необходимые для выполнения домашнего задания.
|
Просматривают задания, выбирают то, что
будут выполнять дома:
1) Сказка «Мороз Иванович» – сравнить Ленивицу и Рукодельницу;
задать к тексту вопросы разного вида;
2) решение жизненной задачи;
3) выполнение проекта.
|
1) Учебник, с. 89–90 (дополнительная информация);
2) учебник, с. 87–88;
3) учебник, с. 88–89.
|
Выполнение сравнения.
Формулирование вопросов разного вида к тексту.
Построение объяснения и доказательства.
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.