Главная / Информатика / Технологическая карта урока по информатике 5 класс

Технологическая карта урока по информатике 5 класс

Технологическая карта урока информатики в 5 классе

Тема урока: Передача информации.

Цели урока:

Создание условий формирования представления об информационном процессе передачи информации;

ввести понятия «источник», «приёмник», «информационный канал связи»; познакомить со схемой передачи информации;

закрепить у обучающихся полученные знания при выполнении практических заданий.

Образовательные

Передача учащимся системы знаний о передачи информации

Развивающие


Развитие алгоритмического, критического, логического стилей мышления

Воспитательные


Воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих силах. Ответственность за принятие решения, за результат

Тип урока

Урок «открытия» нового знания (ОНЗ).

Форма урока

Комбинированный

Опорные понятия, термины


  • Источник информации.

  • Приёмник информации.

  • Информационный канал связи.

  • Помехи.

УУД

Личностные:

  • самоопределение (система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми),

  • смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом),

  • нравственно-этическая ориентация ( нормы поведения, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор).

Регулятивные:

1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности:

  • Способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД.

  • Умение действовать по плану и планировать свою Д.

  • Преодоление импульсивности.

  • Умение контролировать процесс и результаты УД.

  • Умение адекватно воспринимать оценки и отметки.

  • Умение различать объективную трудность и субъективную сложность задачи.

  • Умение взаимодействовать в УД.

  1. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей.

Общеучебные действия:

  • Поиск и выделение необходимой информации;

  • Умение структурировать знание;

  • Умение осознанно строить речевое высказывание устно и письменно;

  • Выбор наиболее эффективных способов решения задачи;

  • Чтение;

Логические действия:

  • Анализ объектов с целью выделения признаков;

  • Синтез;

  • Выбор критериев для сравнения и классификации;

  • Построение логической цепи рассуждения;

  • Доказательство;

  • Выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • Формулирование проблемы;

  • Самостоятельное создание способов решения проблем.

Коммуникативные

Коммуникация как взаимодействие (учет позиции собеседника или партнера по деятельности).

Коммуникация как кооперация:

  • согласование усилий по достижению общей цели, предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности;

  • умение договариваться, находить общее решение.

Планируемые

результаты


  1. Предметные:

  2. Личностные:

  3. Метапредметные:


Личностные: целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы; формирование ответственного отношения к учению;

Метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи;

познавательные: узнавать, называть, сравнивать и характеризовать объекты окружающей действительности;

коммуникативные: строить монологические высказывания; обсуждать и анализировать.

Предметные:

знать схему передачи информации, иметь представление о канале связи между получателем и передающим.

Формы контроля

Фронтальный опрос, тестирование.

Оборудование

  • Мультимедийный проектор

  • Презентация «Передача информации»

  • Приложение 1 (жетоны -«биты» для оценивания знаний учащихся на уроке).

  • Приложение 2 (вопросы теста).

  • Приложение 3 (ключи теста).

  • Приложение 4 .Карточки для парной работы учащихся (ситуации передачи информации)

  • Приложение 5 (карточки-таблицы для домашнего задания).

  • Приложение 6. Рефлексия.

  • Книга «А.С. Пушкин - детям».

Здоровьесберегающие технологии

Динамическая пауза, физкультминутка



Этап урока

Деятельность учителя

Действия учащихся

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)


мин

I. Организационный момент.

Приветствие. Отметить отсутствующих. Объявляет этапы, цели и задачи урока:

- Сегодня на уроке мы рассмотрим еще одно информационное действие, узнаем об участниках этого информационного процесса и о схеме его выполнения.

-. Чтобы результат урока был хорошим, и вы освоили новые знания, повторим материал прошлого урока. Ведь повторение – мать учения!

hello_html_50478278.gif(слайд 1)

- Вы знаете, что такое «бит»? (Бит – это единица измерения информации).

- Я сегодня буду измерять ваши знания в «битах», которые буду вам вручать за каждый правильный ответ (приложение 1). Чем больше битов вы получите, тем выше будет оценка за урок.



Внимательно слушают

Фронтальные опрос

Беседа

Личностные: эмоционально-нравственную отзывчивость.



Настрой на начало урока, на сотрудничество

7 мин


II. Повторение и актуализация опорных знаний.

- О чем мы говорили с вами на прошлом уроке?


- Сейчас 5 ребят проверят свои знания по изученной теме с помощью теста (приложение 2), а с остальными ребятами поработаем коллективно. hello_html_m368cc3a9.png (слайд 2)

Работа с классом:

1.Какие информационные действия вы знаете? Назовите их.

2.Как человек хранит информацию?

3. Что использует для хранения информации?

4. Объясните своими словами, что такое носители информации.

Оценить правильные ответы в «1 бит»


Отвечают:

«О действии хранения информации и о информационных носителях»

Приглашаю учащихся, которые не имеют оценок за прошлый урок.

5 учащихся тестируются.







Отвечают на вопросы.

Метод: проблемный

Форма: коллективная, индивидуальная.











Фронтальный опрос



Личностные: эмоционально-нравственную отзывчивость.


Регулятивные: подвести под понятие на основе распознавания.


Познавательные: формировать собственное мнение.


Коммуникативные: адекватно оценивать речь.

Сформулированная тема урока.

Определена цель и задачи урока.



Проверка домашнего задания.

- Покажите носители информации, которые вы нарисовали дома.

- Посмотрите рисунки друг у друга.

- Молодцы. Спасибо.

Дать по 1-2 бита всем, кто нарисовал носители(1-2 шт).

Дети показывают свои носители


Личностные:

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже известно учащимся

Познавательные: формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация Коммуникативные: умение слышать и слушать



- Посмотрите на экран. Вам предложен набор предметов.

Назовите предметы, которые являются носителями информации?

- Молодец «Ваня»!

- Кто не согласен с выбором «Вани»?

- Молодцы! hello_html_m879b67.png

(слайд 3)

(2 бита, если без ошибок, 1 бит если были ошибки)

Ученики называют предметы, являющиеся носителями информации.


коммуникативные:

Участвовать в коллективном обсуждении проблемы



Физ. пауза для глаз:

  • Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите спокойно, медленно считая до 5.

  • Повторите 3 раза.

Выполняют упражнения





Сегодня мы продолжаем изучать раздел «Информация вокруг нас». В начальной школе вы изучали понятия информации и действия с информацией. По этому, мы сегодня должны обобщить данные знания и углубить их. Разгадайте ребус и вы узнаете тему нашего урока hello_html_6759e109.png

(слайд 4)







Ребята разгадывают ребусы




13 мин


III. Объяснение нового материала.

hello_html_51a1abd5.png

(слайд 5)

Откройте тетради, запишите число и тему урока «Передача информации ».

- Как вы думаете, что мы должны выяснить о процессе передачи информации?

*Если назовут по отдельности – попросить 1 учащегося обобщить сказанное. Дать 1 бит за обобщение.

*Если не скажут дети, то скажет учитель.

Вывод: мы должны определить: как происходит процесс передачи информации, кто является участниками данного процесса, а так же, какие способы и средства передачи информации при этом используются.

- Люди постоянно участвуют в действиях, связанных с передачей информации.

1. Приведите, пожалуйста, примеры из жизни, когда вы или вам передавали информацию? hello_html_297db9b0.png (слайд 6)

Молодцы.



Тема урока «Передача информации»
















Предполагаемые ответы учащихся:

Нам нужно узнать, кто передает информацию, кто получает информацию, как можно передать информацию










Дети отвечают на вопросы учителя.

Предполагаемые ответы:

Общение людей (по телефону), на уроках в школе, слушаем новости по ТВ или радио и т.д.

Метод: частично – поисковый, объяснительно- иллюстративный

Форма: беседа,

коллективная,

групповая

















Фронтально – вопросы



Личностные: ценностное отношение к окружающему миру.

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата.

Познавательные: определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

Понимание как происходит процесс передачи информации


2. Сколько сторон участвует в процессе передачи информации? hello_html_1bb1bb56.png (слайд 7)

*Если не скажут: запомните, что в передачи информации участвуют только 2 стороны:

Источник информации и её приёмник.

Должны ответить

«Две стороны»



Усвоить правило: в процессе передачи информации участвуют две стороны


3. Кто такой Источник информации?

4. Кто такой Приёмник информации

Тот, кто передает информацию.

Тот, кто ее получает





5. А с помощью чего можно передать информацию? hello_html_20b2a21c.png (слайд 8)

С помощью писем, книг, записок. Телефона, ТВ, и т.п.





  1. Верно, все эти средства передачи информации будем называть информационными каналами связи

- На экране даны изображения участников передачи информации.

-Подумайте, как можно представить схему передачи информации, используя эти изображения?

- «Катя» пойдет и изобразит схему на доске, а остальные зарисуйте эту схему в тетрадь.

Смотрят на экран, думают.



«Катя» на доске составляет схему. Остальные в тетради.

(1 бит)





- Теперь сравните свой вариант схемы с правильным. hello_html_m4e23d28d.png (слайд 9)

- У кого схема получилась такая же, как на экране? Молодцы. Другого варианта быть не может.

Сравнивают свои варианты схемы с правильным





Вывод: Итак, мы выяснили, что процесс передачи информации происходит по данной схеме, в которой:

  • Источник – объект, который передает информацию.

  • Приёмник – это объект, который получает информацию.

Информационный канал – это средство передачи информации.


Смотрят на экран, слушают учителя и запоминают определения.





Раздать карточки с ситуациями перед уроком.

- Работаем в парах (5 минут). Возьмите карточки на парте (приложение 4). Приведите примеры из жизни, из сказок или м/ф, где информация передается в предложенной схеме.

Впишите свои варианты в карточку.

Источник: - Приёмник:

Источники:– Приёмники:

Источники: - Приёмник:

hello_html_m55fecc65.png (слайд 10)

Передайте свою информацию классу – назовите свои примеры.

Какой вывод можно сделать из работы о возможном количестве источников и приёмников при передаче информации?

* Если не скажут дети – ещё раз скажет учитель.

(2 бита тому, кто озвучил правильно свои примеры, остальным по 1 биту)

Берут на парте карточки с заданием. Слушают объяснение учителя.





Ребята работают парами, затем приводят свои примеры.



Отвечают на вопрос:

1 источник –

1 приёмник

1 источник – несколько приёмников

несколько источников – 1 приёмник


Личностные:

владение умениями организации собственной учебной деятельности

Регулятивные: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу

Познавательные:

умение подводить под понятия

Коммуникативные:

интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие



Физ. пауза.

hello_html_74761ccd.png

(слайд 11)

1. Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Пошевелите пальчиками.

2. С помощью жестов передайте мне информацию о том:

а) как вы прощаетесь с провожающими (помашем им ручками).

б) как вы смотрите вдаль.

в) что вам холодно.

г) о том, что вы победили в соревнованиях.

Молодцы, спасибо. Присаживайтесь.






Делают физические упражнения





-Важно, чтобы в процессе передачи информация она передавалась быстро, без искажений и помех. Приведите примеры жизненных ситуаций, когда передача информации происходила с помехами.

hello_html_674856d8.png(слайд 12)





Приводят примеры




15 мин


IV. Первичное осмысление и закрепление полученных знаний.

Учитель показывает книгу «А.С. Пушкин - детям».

1. Чем является эта книга?

2. Послушайте отрывок одной из сказок:

Шлет с письмом она гонца,

чтоб порадовать отца.

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Извести ее хотят,

Перенять гонца велят;

Сами шлют гонца другого …

3. Назовите источник информации, ее приемник и информационный канал.

4. Кто в данной ситуации создавал помехи для качественной передачи информации?

hello_html_m6bac8f69.png

(слайд 13)

- Скажите, из какой сказки этот фрагмент? Назовите (полное) точное название этой сказки.

hello_html_364247f3.png (слайд 14)









Предполагаемые ответы:

Это носитель информации.

Если читаем книгу, то она источник информации.





Источник – царица

Приёмник – царь Салтан

Каналы связи – гонец

Помехи – ткачиха, повариха, Бабариха

(1 бит)

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (2 бита тому, кто назовет)

Метод: практический, самоконтроль.

Форма: беседа, групповая, фронтальный опрос


Личностные:

владение первичными навыками анализа

Регулятивные:

умение определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата

Познавательные:

умение самостоятельно создавать способ решения проблемы

Коммуникативные:

Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками



Практическая работа.

hello_html_6322d3ec.png

(слайд15)

1. Встаем и проходим за компьютеры.

2. Повернитесь все ко мне.

- Сейчас вы будете обмениваться информацией с компьютером.

- Вам необходимо выполнить тренировочные задания по сегодняшней теме из рабочей тетради №7 (1-4) стр.13, а передавать информацию в процессе выполнения этих заданий вы будете компьютеру.

- . У кого возникнут трудности – поднимите руку. - Приступайте к работе.

  • Учитель во время практической работы контролирует процесс выполнения заданий, оказывает помощь и проверяет тест (приложение 3-ключи теста), выполненный 5 учениками. Объявляет их оценки.

Все получают по 1 биту за работу на ПК. Кто вперед всех – 2 бита.

Проходят за ПК.


Слушают объяснение

учителя.







Выполняют задание №7 (1-4) стр.13 из рабочей тетради.






Вопросы: 1. Какой информационный процесс мы разбирали сегодня на уроке?

2. Назовите участников этого процесса?

3. Как называются средства передачи информации?

Молодцы.

hello_html_555e34dc.png (слайд 16)

Передача информации


Источник, приёмник

Информационные каналы связи

Фронтальный опрос




1 мин


V. Итог урока

1. Сегодня за урок каждый получил биты. Три ученика с наибольшим количеством бит получат «5».

2. Запишите в тетрадь полученное число своих битов. Я переведу ваши биты в оценки за урок.

3. Биты положите в тетрадь.





1

мин

VI. Постановка домашнего задания:

hello_html_2371c7f.png (слайд 17)

1. Знать определения источника, приёмника, информационного канала связи.

2. Работа с учебником:

§ 1.5 стр. 20

  1. Заполнить таблицу:

(приложение 5:таблица роздана всем ученикам)

Носитель – Как его сделать источником – Вид воспринимаемой информации.

4. Дополнительно (кто желает)

hello_html_8f7a28.png (слайд 18)

§3.4 и 3.5 стр.116 – 118. Материал для любознательных (как передавали информацию в прошлом)

Рабочая тетрадь: стр. 15 № 9. Разгадайте кроссворд «Передача информации».



Дети записывают домашнее задание






















Понимание домашнего задания.

1

мин

  1. Рефлексия

Оцените себя, как вы поняли материал сегодняшнего урока.

- Обведите смайлик (приложение 6-смайлики), в соответствии с образцом: Понял все, Понял, но не все, Ничего не понял. Карту со смайликами тоже положите в тетрадь и передайте мне.

hello_html_608c4122.png (слайд 19)

- Спасибо за урок. Желаю успехов в дальнейшей работе!

hello_html_4f31b53f.png

(слайд 20)





Обводят выбранный смайлик



Осмысление учащимся информации, полученной на уроке.





Технологическая карта урока по информатике 5 класс
  • Информатика
Описание:

Технологическая карта урока информактики в 5 классе на тему: "Передача информации". Сценарий составлен по новым требования ФГОС, с применение учебных универсальных действий и с планируемыми результатами. 

Цели урока:Создание условий формирования представления об информационном процессе         передачи информации;

         ввести понятия «источник», «приёмник», «информационный канал связи»;  познакомить со схемой передачи информации; 

        закрепить у обучающихся полученные знания при выполнении практических заданий.

Автор Леснова Елена Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел Конспекты
Просмотров 1358
Номер материала 31826
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓