Цели урока:
|
Создание условий формирования представления об информационном
процессе передачи информации;
ввести понятия «источник», «приёмник», «информационный
канал связи»; познакомить со схемой передачи информации;
закрепить у обучающихся полученные знания при выполнении
практических заданий.
|
Образовательные
|
Передача
учащимся системы знаний о передачи информации
|
Развивающие
|
Развитие
алгоритмического, критического, логического стилей мышления
|
Воспитательные
|
Воспитание
в учениках средствами урока уверенности в своих силах. Ответственность за
принятие решения, за результат
|
Тип урока
|
Урок
«открытия» нового знания (ОНЗ).
|
Форма урока
|
Комбинированный
|
Опорные понятия,
термины
|
·
Источник информации.
- Приёмник информации.
- Информационный
канал связи.
- Помехи.
|
УУД
|
Личностные:
- самоопределение
(система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях,
своем месте в мире и в отношениях с другими людьми),
- смыслообразование
(установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее
мотивом),
- нравственно-этическая
ориентация ( нормы поведения, исходя из социальных и личностных
ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор).
Регулятивные:
1.
Умение учиться и способность к организации своей деятельности:
- Способность
принимать, сохранять цели и следовать им в УД.
- Умение
действовать по плану и планировать свою Д.
- Преодоление
импульсивности.
- Умение
контролировать процесс и результаты УД.
- Умение
адекватно воспринимать оценки и отметки.
- Умение
различать объективную трудность и субъективную сложность задачи.
- Умение
взаимодействовать в УД.
- Формирование целеустремленности и настойчивости в
достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению
трудностей.
Общеучебные действия:
·Поиск и выделение
необходимой информации;
·Умение структурировать
знание;
·Умение осознанно
строить речевое высказывание устно и письменно;
·Выбор наиболее
эффективных способов решения задачи;
·Чтение;
Логические действия:
·Анализ объектов с
целью выделения признаков;
·Синтез;
·Выбор критериев для
сравнения и классификации;
·Построение логической
цепи рассуждения;
·Доказательство;
·Выдвижение гипотез и
их обоснование.
Постановка и решение
проблемы:
·Формулирование
проблемы;
·Самостоятельное создание способов решения
проблем.
Коммуникативные
Коммуникация как взаимодействие (учет позиции собеседника
или партнера по деятельности).
Коммуникация как кооперация:
·согласование усилий по достижению общей цели, предпосылкой для этого служит
ориентация на партнера по деятельности;
·умение договариваться,
находить общее решение.
|
Планируемые
результаты
- Предметные:
- Личностные:
- Метапредметные:
|
Личностные:
целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы; формирование
ответственного отношения к учению;
Метапредметные:
регулятивные:
соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи;
познавательные:
узнавать, называть, сравнивать и характеризовать объекты окружающей
действительности;
коммуникативные:
строить монологические высказывания; обсуждать и анализировать.
Предметные:
знать схему передачи информации, иметь представление о канале
связи между получателем и передающим.
|
Формы контроля
|
Фронтальный
опрос, тестирование.
|
Оборудование
|
- Мультимедийный
проектор
- Презентация
«Передача информации»
- Приложение
1 (жетоны -«биты» для оценивания знаний учащихся на уроке).
- Приложение
2 (вопросы теста).
- Приложение
3 (ключи теста).
- Приложение
4 .Карточки для парной работы учащихся (ситуации передачи информации)
- Приложение
5 (карточки-таблицы для домашнего задания).
- Приложение
6. Рефлексия.
- Книга
«А.С. Пушкин - детям».
|
Здоровьесберегающие
технологии
|
Динамическая
пауза, физкультминутка
|
|
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Действия учащихся
|
Используемые методы, приемы, формы
|
Формируемые УУД
|
Результат взаимодействия
(сотрудничества)
|
мин
|
I. Организационный
момент.
Приветствие. Отметить отсутствующих. Объявляет этапы, цели и
задачи урока:
- Сегодня на уроке мы рассмотрим еще одно информационное
действие, узнаем об участниках этого информационного процесса и о схеме его
выполнения.
-. Чтобы результат урока был хорошим, и вы освоили новые
знания, повторим материал прошлого урока. Ведь повторение – мать учения!
(слайд 1)
- Вы знаете, что такое
«бит»? (Бит – это единица измерения информации).
- Я сегодня буду
измерять ваши знания в «битах», которые буду вам вручать за каждый правильный
ответ (приложение 1). Чем больше битов вы получите, тем выше будет
оценка за урок.
|
Внимательно
слушают
|
Фронтальные опрос
Беседа
|
Личностные: эмоционально-нравственную
отзывчивость.
|
Настрой на начало
урока, на сотрудничество
|
7 мин
|
II.
Повторение и актуализация опорных знаний.
- О чем мы говорили с
вами на прошлом уроке?
- Сейчас 5 ребят
проверят свои знания по изученной теме с помощью теста (приложение 2), а с
остальными ребятами поработаем коллективно. (слайд 2)
Работа с классом:
1.Какие информационные действия вы знаете? Назовите их.
2.Как человек хранит информацию?
3. Что использует для хранения информации?
4. Объясните своими словами, что такое носители информации.
Оценить правильные ответы в «1 бит»
|
Отвечают:
«О действии хранения информации и о информационных носителях»
Приглашаю учащихся, которые не имеют оценок за прошлый урок.
5 учащихся тестируются.
Отвечают на
вопросы.
|
Метод: проблемный
Форма: коллективная, индивидуальная.
Фронтальный опрос
|
Личностные: эмоционально-нравственную
отзывчивость.
Регулятивные: подвести
под понятие на основе распознавания.
Познавательные: формировать
собственное мнение.
Коммуникативные:
адекватно оценивать речь.
|
Сформулированная тема
урока.
Определена цель и
задачи урока.
|
|
Проверка домашнего задания.
- Покажите носители
информации, которые вы нарисовали дома.
- Посмотрите рисунки друг у друга.
- Молодцы. Спасибо.
Дать по 1-2 бита всем, кто
нарисовал носители(1-2 шт).
|
Дети показывают свои носители
|
|
Личностные:
способность
увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом
Регулятивные: выделение
и осознание того, что уже известно учащимся
Познавательные: формирование
представления об основных изучаемых понятиях: информация Коммуникативные: умение
слышать и слушать
|
|
|
- Посмотрите на экран. Вам предложен набор предметов.
Назовите предметы, которые являются носителями информации?
- Молодец «Ваня»!
- Кто не согласен с выбором «Вани»?
- Молодцы!
(слайд 3)
(2 бита, если без ошибок, 1
бит если были ошибки)
|
Ученики называют
предметы, являющиеся носителями информации.
|
|
коммуникативные:
Участвовать в
коллективном обсуждении проблемы
|
|
|
Физ.
пауза для глаз:
·
Быстро поморгайте, закройте
глаза и посидите спокойно, медленно считая до 5.
·
Повторите 3 раза.
|
Выполняют упражнения
|
|
|
|
|
Сегодня мы продолжаем
изучать раздел «Информация вокруг нас». В начальной школе вы изучали понятия
информации и действия с информацией. По этому, мы сегодня должны обобщить
данные знания и углубить их. Разгадайте ребус и вы узнаете тему нашего урока
(слайд 4)
|
Ребята
разгадывают ребусы
|
|
|
|
13 мин
|
III.
Объяснение нового материала.
(слайд 5)
Откройте
тетради, запишите число и тему урока «Передача информации ».
- Как вы
думаете, что мы должны выяснить о процессе передачи информации?
*Если
назовут по отдельности – попросить 1
учащегося обобщить сказанное. Дать 1 бит за обобщение.
*Если не
скажут дети, то скажет учитель.
Вывод: мы должны определить: как происходит процесс передачи
информации, кто является участниками данного процесса, а так же, какие
способы и средства передачи информации при этом используются.
- Люди постоянно
участвуют в действиях, связанных с передачей информации.
1. Приведите, пожалуйста, примеры из жизни, когда вы или вам
передавали информацию? (слайд
6)
Молодцы.
|
Тема урока
«Передача информации»
Предполагаемые
ответы учащихся:
Нам нужно
узнать, кто передает информацию, кто получает информацию, как можно передать
информацию
Дети отвечают на вопросы учителя.
Предполагаемые ответы:
Общение
людей (по телефону), на уроках в школе, слушаем новости по ТВ или радио и
т.д.
|
Метод: частично – поисковый, объяснительно- иллюстративный
Форма: беседа,
коллективная,
групповая
Фронтально – вопросы
|
Личностные:
ценностное отношение к окружающему миру.
Регулятивные: предвидеть
возможности получения конкретного результата.
Познавательные: определять
общую цель и пути ее достижения.
Коммуникативные: оказывать
в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.
|
Понимание как
происходит процесс передачи информации
|
|
2. Сколько сторон участвует в процессе передачи информации? (слайд 7)
*Если не скажут: запомните,
что в передачи информации участвуют только 2 стороны:
Источник
информации и её приёмник.
|
Должны ответить
«Две стороны»
|
|
|
Усвоить правило: в
процессе передачи информации участвуют две стороны
|
|
3. Кто такой Источник информации?
4. Кто
такой Приёмник информации
|
Тот, кто передает информацию.
Тот, кто ее получает
|
|
|
|
|
5. А с
помощью чего можно передать информацию? (слайд 8)
|
С помощью писем, книг, записок. Телефона, ТВ, и т.п.
|
|
|
|
|
1. Верно, все эти средства передачи информации будем называть
информационными каналами связи
- На экране даны
изображения участников передачи информации.
-Подумайте, как можно представить схему передачи информации, используя
эти изображения?
- «Катя» пойдет и изобразит схему на доске, а остальные зарисуйте эту
схему в тетрадь.
|
Смотрят на экран, думают.
«Катя» на доске составляет схему. Остальные в тетради.
(1 бит)
|
|
|
|
|
- Теперь сравните свой вариант схемы с правильным. (слайд
9)
- У кого
схема получилась такая же, как на экране? Молодцы. Другого варианта быть не
может.
|
Сравнивают свои варианты
схемы с правильным
|
|
|
|
|
Вывод: Итак, мы
выяснили, что процесс передачи информации происходит по данной схеме, в
которой:
· Источник – объект, который передает информацию.
· Приёмник – это объект, который получает информацию.
Информационный
канал – это средство передачи информации.
|
Смотрят на экран, слушают
учителя и запоминают определения.
|
|
|
|
|
Раздать карточки с ситуациями перед уроком.
- Работаем в парах (5 минут). Возьмите карточки на парте (приложение 4). Приведите примеры из
жизни, из сказок или м/ф, где информация передается в предложенной схеме.
Впишите свои варианты в карточку.
Источник: - Приёмник:
Источники:– Приёмники:
Источники: - Приёмник:
(слайд 10)
Передайте свою информацию классу – назовите свои примеры.
Какой вывод можно
сделать из работы о возможном количестве источников и приёмников при передаче
информации?
* Если не скажут дети – ещё раз скажет учитель.
(2 бита
тому, кто озвучил правильно свои примеры, остальным по 1 биту)
|
Берут на парте карточки с заданием. Слушают объяснение учителя.
Ребята работают парами, затем приводят свои примеры.
Отвечают на вопрос:
1 источник –
1 приёмник
1 источник – несколько приёмников
несколько источников – 1 приёмник
|
|
Личностные:
владение
умениями организации собственной учебной деятельности
Регулятивные: умение
осуществлять действие по образцу и заданному правилу
Познавательные:
умение
подводить под понятия
Коммуникативные:
интегрироваться
в группу и строить продуктивное взаимодействие
|
|
|
Физ. пауза.
(слайд 11)
1. Встанем, надо
отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Пошевелите пальчиками.
2. С помощью жестов передайте мне информацию о том:
а) как вы прощаетесь с провожающими (помашем им ручками).
б) как вы смотрите вдаль.
в) что вам холодно.
г) о том, что вы победили в соревнованиях.
Молодцы,
спасибо. Присаживайтесь.
|
Делают физические упражнения
|
|
|
|
|
-Важно,
чтобы в процессе передачи информация она передавалась быстро, без искажений и
помех. Приведите примеры жизненных ситуаций, когда передача информации
происходила с помехами.
(слайд
12)
|
Приводят примеры
|
|
|
|
15 мин
|
IV. Первичное
осмысление и закрепление полученных знаний.
Учитель показывает книгу «А.С. Пушкин - детям».
1. Чем является эта книга?
2. Послушайте отрывок одной из сказок:
… Шлет с письмом она гонца,
чтоб порадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого …
3. Назовите источник информации, ее приемник и информационный
канал.
4. Кто в данной ситуации создавал помехи для качественной
передачи информации?
(слайд 13)
- Скажите, из какой сказки этот фрагмент? Назовите (полное)
точное название этой сказки.
(слайд 14)
|
Предполагаемые ответы:
Это носитель
информации.
Если читаем книгу, то она источник
информации.
Источник – царица
Приёмник – царь Салтан
Каналы связи – гонец
Помехи – ткачиха, повариха,
Бабариха
(1 бит)
«Сказка о царе Салтане, о
сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной
царевне Лебеди» (2 бита тому, кто назовет)
|
Метод: практический, самоконтроль.
Форма: беседа, групповая, фронтальный опрос
|
Личностные:
владение
первичными навыками анализа
Регулятивные:
умение определять последовательность
промежуточных целей с учётом конечного результата
Познавательные:
умение
самостоятельно создавать способ решения проблемы
Коммуникативные:
Умение
сотрудничать со взрослыми и сверстниками
|
|
|
Практическая
работа.
(слайд15)
1. Встаем и проходим за компьютеры.
2. Повернитесь все ко мне.
- Сейчас вы будете обмениваться информацией с компьютером.
- Вам необходимо выполнить тренировочные задания по
сегодняшней теме из рабочей тетради №7 (1-4) стр.13, а передавать информацию
в процессе выполнения этих заданий вы будете компьютеру.
- . У кого возникнут трудности – поднимите руку. - Приступайте
к работе.
- Учитель
во время практической работы контролирует процесс выполнения заданий,
оказывает помощь и проверяет тест (приложение 3-ключи теста),
выполненный 5 учениками. Объявляет их оценки.
Все получают
по 1 биту за работу на ПК. Кто вперед всех – 2 бита.
|
Проходят за ПК.
Слушают объяснение
учителя.
Выполняют задание №7 (1-4)
стр.13 из рабочей тетради.
|
|
|
|
|
Вопросы: 1. Какой информационный процесс мы разбирали сегодня на
уроке?
2. Назовите участников этого процесса?
3. Как называются средства передачи информации?
Молодцы.
(слайд 16)
|
Передача информации
Источник, приёмник
Информационные каналы связи
|
Фронтальный опрос
|
|
|
1 мин
|
V. Итог урока
1. Сегодня за урок каждый получил биты. Три ученика с наибольшим
количеством бит получат «5».
2. Запишите в тетрадь полученное число своих битов. Я переведу
ваши биты в оценки за урок.
3. Биты положите в тетрадь.
|
|
|
|
|
1
мин
|
VI.
Постановка домашнего задания:
(слайд 17)
1. Знать определения
источника, приёмника, информационного
канала связи.
2. Работа с учебником:
§ 1.5 стр. 20
2.
Заполнить таблицу:
(приложение 5:таблица роздана всем ученикам)
Носитель – Как его сделать источником – Вид воспринимаемой
информации.
4. Дополнительно (кто желает)
(слайд 18)
§3.4 и 3.5 стр.116 – 118. Материал для любознательных (как
передавали информацию в прошлом)
Рабочая тетрадь: стр. 15 № 9. Разгадайте кроссворд
«Передача информации».
|
Дети записывают домашнее задание
|
|
|
Понимание домашнего
задания.
|
1
мин
|
I.
Рефлексия
Оцените себя, как вы поняли материал сегодняшнего урока.
- Обведите смайлик (приложение 6-смайлики), в соответствии с
образцом: Понял все, Понял, но не все, Ничего не понял. Карту со смайликами
тоже положите в тетрадь и передайте мне.
(слайд 19)
- Спасибо за урок. Желаю успехов в дальнейшей работе!
(слайд 20)
|
Обводят выбранный смайлик
|
|
|
Осмысление учащимся
информации, полученной на уроке.
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.