Организационный
|
Фронтальная
|
Словесный
|
Приветствует
обучающихся, проверяет их готовность к уроку (внешний вид, наличие тетрадей и
т.д.). Использует прием обратной связи "Корзина с мандаринами".
Смотреть на эти плоды одно удовольствие, яркие «оранжевые
мячики» дарят нам ощущение радости, восторга и душевного подъема!
|
Приветствуют
преподавателя, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу.
|
Проверка готовности
обучающихся, их настроя на работу.
|
Мотивация
обучающихся
|
Фронтальная
|
Словесный, частично-поисковый,
наглядный
|
1. Читает эпиграф «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему
не удается связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые»
Д. Хевеши
и предлагает
ответить им на вопрос «Как Вы понимаете эти слова?»
2. Приём
«Корзина идей»
Предлагает
обучающимся почистить мандарин.
Вопрос: «Что
изменилось в аудитории?»
Вопрос: «А почему
это произошло?»
Вопрос: «А как Вы думаете, какое явление лежит в основе этих
процессов?»
Ответы обучающихся
преподаватель складывает (образно) в «корзину идей»
Подводит итог.
|
|
1. Воспринимают
задание. Слушают эпиграф занятия, анализируют его, рассуждают, обсуждают. В
процессе обсуждения обучающиеся приходят к выводу, что человек знает и
наблюдает много разных фактов и явлений, но показать взаимосвязь между ними
не всегда может.
2. «Корзина идей» Обучающиеся
выдвигают гипотезы, идеи и «сбрасывают идеи в корзину». Основное условие –
не повторять то, что уже было сказано другими.
|
|
Повышение мотивации
обучения, познавательного интереса к данному занятию
|
Целеполагание
|
Фронтальная,
индивидуальная.
|
Словесный,
частично-поисковый
|
Корректирует
тему занятия: «Диффузия – основа жизни».
Помогает
обучающимся с формулировкой цели занятия.
Формулирует
задачи занятия: расширить знания о строении, свойствах и функциях
цитоплазматической мембраны, показать взаимосвязь таких дисциплин, как
«Физика» и «Биология» на данном уроке, и доказать, что диффузия – это основа
жизни.
|
Записывают
тему занятия. Слушают преподавателя.
|
Обучающиеся
формулируют тему занятия.
Формулируют цель
занятия.
|
|
Формулирование
темы и целей урока.
|
Актуализация
знаний
|
Фронтальная,
индивидуальная
|
Словесный,
репродуктивный
|
Сообщает обучающимся, что материал темы
сегодняшнего занятия базируется на знаниях, полученных ими ранее при изучении
биологии.
Кроссворд на повторение ранее изученного материала (кроссворд
изображён на слайде мультимедийной презентации)
Кроссворд
«Основные клеточные структуры»
Последнее слово в
кроссворде «оболочка».
Вопрос: «А какая
клеточная структура расположена под оболочкой?»
|
Показывают основные
части клетки на схеме «Строение клетки». Формулируют выводы, что,
действительно, знания, полученные ими ранее на уроках биологии, пригодятся
для изучения новой темы.
|
Разгадывают
кроссворд.
|
|
Актуализация
опорных знаний.
|
Изучение нового
материала
|
Фронтальная
Групповая
|
Словесный,
репродуктивный, частично-поисковый, наглядный.
|
1. Задаёт вопрос: «Вспомните, какие вещества входят в состав плазматической
мембраны?»
2. Рассказ о
строении плазматической мембраны (схема строения мембраны показана на слайде)
3. Вопросы: «Чем объясняется, с точки зрения физики, одно из
свойств жидкости – текучесть?», «В каком случае наблюдается это явление?»
4. Объяснение свойств мембраны.
Предлагает обучающимся заполнить схему по ходу объяснения материала и
демонстрации опытов обучающимся
5.Проблемный вопрос: «Почему
мы взяли мыльный пузырь?»
Демонстрация схемы строения мыльного пузыря
Помогает
обучающимся демонстрировать опыты.
Вопрос: «В каком
случае, с точки зрения физики, наблюдается взаимное притяжение между
молекулами?»
6. Физкультминутка
(здоровьесберегающие
технологии)
7. Демонстрация
опыта “Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза растительной клетки” (видеофрагмент)
Вопросы:
- Что такое плазмолиз?
- Какое явление называют деплазмолизом?
- Что такое осмос?
Делает
выводы вместе с обучающимися.
8. Функции
мембраны
Вопрос: Опарин Александр Иванович сказал, что после того как появились
мембраны…из супа, варившегося в морях могли сформироваться первые живые
организмы. На основании чего ученый пришел к такому утверждению?
Вопрос: «Вспомните, какие основные функции
выполняет мембрана клетки?»
Показ флеш
анимации «Функции мембраны»
Организация
работы обучающихся в группах
Задание 1. Представьте,
что вы подошли к стене, к забору, к преграде, которую вам необходимо
преодолеть. Каким способом вы будете пытаться попасть внутрь? Группе
дается 2 минуты на размышление. Студенты должны предложить как можно больше
способов проникновения и записать их в левый столбик листка.
Задание 2. Представьте, что преодолеть преграду
необходимо не человеку, подошедшему к забору или стене, а веществу,
находящемуся рядом с живой клеткой. Ему необходимо попасть внутрь клетки.
Попытайтесь найти аналогии к каждому из способов, предложенных вами для
преодоления препятствий. Запишите их в правой части листа бумаги.
Подводит итоги
работы групп и объясняет вместе с обучающимися механизмы транспорта через
мембрану.
Видеофрагмент «Диффузия в мембране»
9. Вопрос: «Мы
говорим в опытах о диффузии. Я вас опять возвращаю в неживую природу и прошу
вспомнить, а что же такое диффузия с точки зрения физики?»
Вопрос: «Каковы особенности протекания диффузии в
живой и неживой природе? От чего зависит скорость протекания диффузии?»
Вопрос: «Итак, Вы
считаете, что скорость протекания диффузии зависит от температуры и от
агрегатного состояния вещества? Почему?»
Проверка гипотезы
на опыте.
Наблюдает за
проведением опыта обучающимися.
|
Слушают,
записывают, отвечают на вопросы. Смотрят презентацию, видеофрагменты. Наблюдают
за процессами, происходящими при демонстрации опытов. Делают выводы.
Анализируют, рассуждают.
Физкультминутка
|
Отвечают на
проблемные вопросы. Приводят примеры.
Заполняют схему
«Свойства мембраны».
Работа обучающихся
в группах, выполнение заданий.
Обсуждают,
выдвигают гипотезы.
|
Демонстрация опыта (один оучающийся): демонстрирует перетекание
жидкости в стенке мыльного пузыря, висящего на пластмассовой трубочке.
Демонстрация опыта
(один оучающийся): демонстрирует, как при протыкании мыльного пузыря и
последующего извлечения иглы целостность его стенки сразу же восстанавливается
Проверяют
гипотезу на опыте.
|
Показать взаимосвязь
дисциплин «Физика» и «Биология», углубить и расширить знания обучающихся о строении,
свойствах и функциях плазматической мембраны; активизация мышления
обучающихся. Развитие логического мышления.
|
Первичная
проверка понимания изученного материала
|
Фронтальная
|
Словесный,
частично-поисковый.
|
Возвращается к вопросу,
заданному в начале занятия: «Скажите, так почему же запах мандарина, после
того, как мы стали его чистить, распространился по всей аудитории?»
Вопрос: «Какое физическое явление лежит в основе
механизма транспорта веществ в клетку через цитоплазматическую мембрану?»
|
Отвечают на
вопрос.
|
Рассуждают,
размышляют, делают выводы.
|
|
Проверить
понимание изученного материала; активизировать умение самостоятельно
формулировать выводы.
|
Закрепление
|
Индивидуальная,
групповая (работа в парах)
|
Словесный,
наглядный
|
Предлагает
обучающимся выполнить тестовое задание (используя мультимедийную
презентацию) на закрепление изученного материала.
1. Выберите основные функции
плазматической мембраны
а) транспортная, барьерная, рецепторная
б) транспортная, энергетическая,
барьерная
в) транспортная, энергетическая,
каталитическая
2. Какие вещества входят в состав плазматической
мембраны?
а) углеводы и белки
б) белки и липиды
в) белки и нуклеиновые кислоты
3. Какой процесс изображён на данном
рисунке?
а) осмос
б) диффузия
в) плазмолиз
4. Какой процесс
изображен на данном рисунке?
а) плазмолиз
б) деплазмолиз
в) митоз
5. Обратимся к бобам фасоли,
которые лежат у вас на столах. Одну фасоль мы заранее замочили в горячей
воде, другая оставалась сухой. Думаю, что разница в размерах фасоли видна.
Какой процесс Вы здесь наблюдаете?
а) плазмолиз
б) осмос
в) рост
Взаимопроверка тестового задания
|
|
Выполняют тестовое
задание.
Взаимопроверка
тестового задания
|
|
Закрепить знания,
полученные обучающимися на данном уроке.
|
Анализ
|
Фронтальная
|
Словесный,
частично-поисковый.
|
Обращается к эпиграфу
занятия «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым,
пока ему не удается связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые».
Задаёт
вопрос: «Как Вы думаете, правильно ли я подобрала эпиграф к нашему занятию?
Объясните, почему?»
Возвращается
к теме занятия и задаёт вопрос: «Так почему же диффузия – это основа жизни?»
Какое
явление связывает дисциплины «Физика» и «Биология» при изучении свойств и
функций плазматической мембраны?
Вопрос:
"Как вы думаете, где (в жизни, в профессии) вам
пригодятся знания о диффузии?"
Делает выводы.
|
|
Рассуждают,
отвечают на вопросы, формулируют выводы.
Доказывают, что
диффузия – это основа жизни. Показывают взаимосвязь физики и биологии.
|
|
Определить,
достигнута ли цель сегодняшнего урока
|
Рефлексия
|
Фронтальная,
индивидуальная
|
Словесный,
творческий.
|
Предлагается
обучающимся «нарядить» дерево мандаринами:
- если занятие
понравилось, узнал много нового и интересного, то на дерево прикрепляется
оранжевый мандарин;
- если занятие не
понравилось, было скучно и неинтересно, то на дерево прикрепляется белый
мандарин.
Предлагает обучающимся
назвать самого активного студента урока, этому студенту вручается корзина
мандаринов за активную работу на интегрированном занятии «Диффузия – основа
жизни»
|
Подводят итоги
урока.
|
«Наряжают»
мандариновое дерево.
|
|
Подведение итогов
урока
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.