Главная / Начальные классы / Технологическая карта урока окружающего мира "Жуки и бабочки. Приглядись и удивись!" (1 класс) УМК "Гармония"

Технологическая карта урока окружающего мира "Жуки и бабочки. Приглядись и удивись!" (1 класс) УМК "Гармония"

Никульникова Людмила Вячеславовна,

МБОУ СОШ №4 г. Ливны


Технологическая карта урока


Предмет: окружающий мир.

Класс: 1

Тип урока: урок усвоения новых знаний (УМК «Гармония»)


Тема урока

Жуки и бабочки. Пригляди и удивись!

Цель изучения темы

Создать условия для формирования представлений о жуках и бабочках, их разнообразии

Количество учебных часов

1 час

Задачи

Образовательные: формировать представление о жуках и бабочках, их разнообразии; обратить внимание на красоту редких видов жуков и бабочек, занесённых в Красную книгу.

Развивающие: развивать творческие способности учащихся, умение добывать информацию из разных источников.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к редким насекомым и окружающему миру.

Решаемые на уроке проблемы

Чем жуки и бабочки отличаются от других насекомых?

Чем полезны жуки и бабочки природе?

Почему стали редкими некоторые насекомые?

УУД

Личностные УУД: (Л)

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;

- осознавать личный смысл учения и интерес к изучению окружающего мира;

- осваивать нормы общения и коммуникативного взаимодействия, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, уметь находить выходы из спорных ситуаций;

- спокойно относиться к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекции;

- развивать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе изучения разных видов насекомых.

Метапредметные УУД:

  • Регулятивные УУД: (Р)

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать оценку учителя.

  • Познавательные УУД: (П)

- осуществлять поиск необходимой информации из разных источников;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

  • Коммуникативные УУД: (К)

- работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Предметные УУД:

- сравнивать жуков и бабочек на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию;

- проводить несложные наблюдения, используя лупу;

- объяснять роль насекомых в природе и жизни человека;

- воспитывать бережное отношение к редким видам насекомых.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать строение жука, бабочки, отличие насекомых от паука.

  • Уметь приводить примеры представителей насекомых.

  • Описывать, характеризовать виды насекомых, называя их существенные признаки.

  • Сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира.

  • Использовать дополнительную литературу с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни насекомых.

  • Уметь экологически грамотно вести себя в природе, бережно относиться к насекомым.

Личностные: наблюдать, выделять отличительные признаки насекомых, сравнивать и объединять их в группы.

Метапредметные: планировать свою работу; находить необходимую информацию из разных источников; осмысливать ее и делать выводы; участвовать в работе пары; договариваться друг с другом

Основной тезаурус урока

Энтомология, санитары леса, бабочка – адмирал, бабочка – агриппина, жук дровосек – титан, жук голиаф, жук – геркулес, скарабей.

Организация пространства

Межпредметные связи

Ресурсы, оборудование

Формы работы

Литературное чтение, русский язык

Учебник Поглазовой О. Т. «Окружающий мир», ч.. 2., с. 48 – 51.

Рабочая тетрадь Поглазовой О. Т. №2, с. 21 – 23.

Тест.

Лупы для каждого ученика.

Коллекция насекомых.

Карточки для самостоятельной работы в парах.

Карточки – подсказки.

Книги о насекомых.

Красная книга.

Презентация к уроку.

Компьютер, проектор, экран.

Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа

Основные

этапы

учебной

деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД: личностные (эмоционально – положительный настрой на урок, создание ситуации успеха), регулятивные (обеспечение учащимися организации их учебной деятельности)

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Создание доброжелательной атмосферы.

Вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности.

Слайд 2


Учитель эмоционально настраивает детей на работу. Создает эмоционально – положительный настроя на урок, ситуацию успеха, доверия с помощью вопросов: «Каким бы вы хотели видеть наш урок? Что бы вы хотели пожелать друг другу?»



Проверяют готовность к уроку (Л)

Планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками (Р)

Отвечают на вопросы учителя, желают друг другу прочных знаний, правильных ответов, дружной работы (К)

Формируемые УУД: регулятивные (целеполагание, саморегуляция), познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, постановка проблемы, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов, анализ объектов с целью выделения признаков) 

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.


Организация подготовки обучающихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия. Фиксация индивидуального затруднения.


1. Беседа о насекомых. Игра «Найди лишнее».


Слайд 3


Учитель предлагает детям выбрать среди насекомых на слайде лишние по разным признакам.

  • Организует работу обучающихся.

  • Вовлекает класс в работу.

  • Подводит обучающихся под понятие «общественные насекомые».






Дети выделяют группу общественных насекомых. Других насекомых, которые не относятся к общественным, называют в любой последовательности, и они исчезают на слайде по щелчку.

  • Анализируют, сравнивают, обобщают (П)

  • Строят произвольные речевые высказывания (К)

  • Доказывают свой ответ научными сведениями (П)

  • Находят решение в ситуации затруднения (Р)

  • Учитывают разные мнения (К)

  • Аргументируют свое мнение и позицию (К)

2. ТРИЗ.

Учитель предлагает детям продолжить фразы: «Гусеница ползает, а бабочка … летает», «Комар пищит, а кузнечик … стрекочет».


  • Дети строят речевые высказывания, дополняя предложения (К)

  • Аргументируют свой ответ (К)



3. Игра «Узнай животных по описанию».


Слайд 4


  • Учитель читает описание насекомых: кузнечик, пчела, муравей.

  • Знакомит детей с дополнительными сведениями об этих насекомых.

  • Рассказывает о вреде и пользе, которые они приносят.





Дети угадывают, о ком идет речь. Находят в классе изображение этого насекомого и прикрепляют на доску (методика Базарного).

  • Выполняют учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р)

  • Осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (П)

Физкультминутка для глаз (1 мин 30 с)


Слайды 5 - 11

Формируемые УУД: личностные (мотивационная основа учебной деятельности, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности), познавательные (ориентация на разнообразие способов решения задач, построение логических рассуждений).

III. Выявление места и причины затруднения.

Организация выявления обучающимися места и причины возникшего затруднения на основе анализа проблемной ситуации.

1. Беседа.

  • Учитель спрашивает у детей, о ком пойдет речь на уроке.

  • Просит детей рассказать, что им известно о жизни насекомых, чем удивительная их жизнь.

  • Предлагает детям найти ответ на проблемный вопрос «Чем же жизнь насекомых так удивительна?»


Дети предполагают, что они будут изучать жизнь насекомых: жуков, бабочек. Возможно, затруднятся с ответом о жизни насекомых, так как у них еще недостаточно знаний по данной теме урока.

  • Осуществляют поиск необходимой информации (П)

  • Задают вопросы (К)

  • Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности (К)

2. Слайд-шоу «Жуки».


Слайды 12 - 21


Учитель читает стихотворение В. Берестова «Жуки», которое сопровождается показом слайдов.





Дети слушают стихотворение. Узнают новые сведения о жуках.

  • Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе стихотворения (Л)

Формируемые УУД: регулятивные (принятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей), коммуникативные (формулировка собственного мнения и позиции).

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Обдумывание проекта будущих учебных действий: постановка цели, формулировка темы, выбор способа, построение плана достижения цели и определение средств.


1. Формулировка темы и целей урока.

Учитель помогает детям сформулировать тему и цели урока с помощью вопросов: «Какова роль насекомых? Можно ли без них обойтись? Что можно сделать, чтобы лучше узнать мир насекомых?»


Дети формулируют тему и цели урока. Планируют свою работу на уроке. Предлагают разные способы получения информации по теме урока: чтение учебника, дополнительной литературы, поиск информации в сети Интернет.

  • Принимают учебную задачу (Р)

  • Различают способ и результат действия (Р)

  • Осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения учебной проблемы на уроке (П)

2. Сравнение ответов детей с эталоном.


Слайд 22

Формируемые УУД: регулятивные (самостоятельное учитывание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале), познавательные (построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях).

V. Реализация построенного проекта.

Осуществление реализации построенного проекта: обсуждение различных вариантов, предложенных обучающимися, выбор оптимального варианта, Построение способа действий. Уточнение общего характера нового знания, и фиксация преодоления возникшего затруднения.

1. Возникновение проблемной ситуации. Ситуация поиска.

Учитель спрашивает у детей, как называется наука, которая занимается изучением насекомых.


Слайд 23


  • Обращает внимание детей на выставку книг.

  • На основе вопросов формулируется понятие «отряд жесткокрылых».

  • Предлагает детям с помощью лупы рассмотреть насекомых, которые изображены у учебнике на с. 49 и которые лежат у них на партах.

  • Задает вопрос «Почему жуки относятся к насекомым?»



Дети предлагают варианты названия науки, изучающей насекомых. Сравнивают свои ответы с эталоном – энтомология. С помощью лупы рассматривают жуков. Объясняют, почему они относятся к насекомым.

  • Осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (П)

  • Устанавливают причинно-следственные связи (П)

  • Строят понятные для партнера высказывания (К)

2. Работа в парах. Формирование представления о жуках.

Учитель предлагает детям поработать в парах и ответить на вопросы (Карточка №1).



Дети читают текст учебника. Находят ответы на поставленные вопросы. Работают в парах.

  • Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы (П)

  • Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности (К)



3. Проверка работы в парах.

Учитель предлагает детям воспользоваться подсказкой в Карточке №1.


Дети рассказывают о вредных жуках. Приводят свои примеры.

  • Строят монологическое высказывание (К)

  • Проявляют учебно-познавательных интерес к новому учебному материалу (Л)

  • Адекватно понимают причины успешности (неуспешности) своей работы (Л)

Физкультминутка (двигательная)


Слайд 24



4. Самостоятельная работа в парах. Рассказ об удивительных жуках. С. 50.


Слайд 25


Учитель предлагает обучающимся посмотреть видеофрагмент о жуках.






Дети просматривают видеофрагмент и используют полученную информацию при выполнении работы в парах. Пользуются дополнительной информацией о жуках, работая с Карточкой №2 «Жуки – великаны». Готовят рассказ об одном из жуков по выбору. Самостоятельно изучают материал учебника, используя прием «инсерт».

  • Формирование понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов (Л)

  • Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (Р)

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (П)

  • Контролировать действия партнера (К)

Формируемые УУД: личностные (формирование чувства прекрасного и эстетических чувств), познавательные (осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной, научно-познавательной литературы), коммуникативные (адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач).

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Решение типовых заданий в форме коммуникативного взаимодействия в парах.


1. Проверка работы в парах.


Слайды 26 – 31


  • Учитель предлагает детям рассказать, что они узнали нового о жуках.

  • Обращает внимание на то, что многие животные попадают в Красную книгу по разным причинам.

  • Читает стихотворение И. Плохих «Жуки».





Дети в парах решают, кто из них будет рассказывать о жуках. Дополняют ответы друг друга.

  • Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности (К)

  • Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (К)

2. Знакомство с отрядом чешуекрылых – бабочек.


Слайд 32


  • Учитель рассказывает о природе как неисчерпаемом источнике красоты, о бабочках.

  • Задает детям вопрос «Почему бабочку называют летающим цветком?»

  • Читает стихотворение М. Яснова «Бабочка».






Дети отвечают на вопрос. Рассказывают, что они узнали из стихотворения – о превращении куколки в бабочку.

  • Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств при слушании стихотворения (Л)

  • Построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте (П)

3. Работа с текстом. С. 51.

  • Учитель после прочтения текста предлагает детям ответить на вопрос «Что интересного вы узнали о бабочках?»

  • Просмотр видеофрагмента о бабочках.


Слайд 33


  • Ответ на вопрос «Что вас особенно поразило и удивило?»


Дети смотрят видеофрагмент о превращении куколки в бабочку. Отвечают на поставленные учителем вопросы.

  • Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий (П)

  • Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе просмотра видеофрагмента (Л)



4. Насекомые – чемпионы.


Слайд 34


Учитель предлагает детям угадать:

  • Кто из насекомых самые красивые?

  • Кто лучший прыгун?

  • Какая бабочка самая крупная?

  • Кто чемпион по скорости полета?

  • Какое насекомое самое тяжелое?

  • Какое насекомое самое крупное?





Дети на слайде угадывают насекомых.

  • Осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (П)

  • Формулируют собственное мнение и позицию (К)

Формируемые УУД: регулятивные (учитывание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самостоятельное выполнение задания нового типа и осуществление их самопроверки, пошаговое сравнение с эталоном.

Учитель предлагает детям проверить полученные знания и выполнить работу в печатной тетради с последующей самопроверкой по эталону.

Дети выполняют работу в тетрадях. Проверяют свои работы, сравнивая ответы с эталоном.

  • Произвольное и осознанное владение новым материалом (П)

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (Р)

Формируемые УУД: личностные (положительная адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»)

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Выявление границы применимости нового знания и выполнение заданий, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Формирование навыка применения изученных способов действий, введение в будущем следующих тем.

1. Выполнение теста. С. 23


Слайды 35 – 36


Учитель контролирует выполнение теста учениками.







Дети выполняют тест, после завершения работы встают возле своей парты.

  • Выполняют учебные действия (Р)

2. Самооценка.

Учитель предлагает детям оценить свою работу на уроке по критериям: «красиво», «быстро», «правильно».


Оценивают свою работу по предложенной шкале.

  • Оценивают правильность выполнения работы (Р)

  • Осуществляют самоконтроль (Р)

  • Адекватное понимание причин успешности (неуспешности) учебной деятельности (Л)

Формируемые УУД: регулятивные (внесение необходимых коррективов в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок), коммуникативные (использование речи для регуляции своего действия).

IX. Рефлексия учебной деятельности.

Организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности. Соотношение поставленной цели и результата, фиксирование степени их соответствия, планирование дальнейших целей деятельности.

Слайд 37


Учитель задает вопросы:

  • Над какой темой работали?

  • Что вас особенно удивило и поразило на уроке?

  • С какими трудностями встретились?

  • О чем самом главном должны помнить?

Читает стихотворение Ю. Капотова «Мы любим луга…»



Дети отвечают на поставленные вопросы.

  • Формулируют собственное мнение и позицию (К)

  • Строят понятные для партнера высказывания (К)

X. Задание на дом (по желанию).

Предоставление выбора действий обучающимся.

  • Учитель предлагает детям по желанию взять книгу о насекомых с выставки книг, в библиотеке, прочитать о насекомых дополнительные сведения.

  • Благодарит детей за дружную совместную работу.

  • Осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета (П)



Технологическая карта урока окружающего мира "Жуки и бабочки. Приглядись и удивись!" (1 класс) УМК "Гармония"
  • Начальные классы
Описание:

Тема урока: «Жуки и бабочки. Приглядись и удивись».

Цель урока: создание условий для формирования представления о жуках и бабочках, их разнообразии через исследовательскую деятельность обучающихся.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;

- осознавать личный смысл учения и интерес к изучению окружающего мира;

- осваивать нормы общения и коммуникативного взаимодействия, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, уметь находить выходы из спорных ситуаций;

- спокойно относиться к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекции;

- развивать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе изучения разных видов насекомых.

 

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать оценку учителя.

 

Познавательныеуниверсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации из разных источников;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

 

Коммуникативныеуниверсальные учебные действия:

- работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

 

Предметные результаты:

- сравнивать жуков и бабочек на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию;

- проводить несложные наблюдения, используя лупу;

- объяснять роль насекомых в природе и жизни человека;

- воспитывать бережное отношение к редким видам насекомых.

 

Оборудование:

·      медиапроектор;

·      ноутбук;

·      интерактивная доска;

·      презентация к уроку.

 

Дидактические материалы: учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь №2 (авторы О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин); лупы на каждого обучающегося; коллекция насекомых; карточки для самостоятельной работы в парах; карточки-подсказки; книги о насекомых; Красная книга; сигнальные карты.

Автор Никульникова Людмила Вячеславовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1904
Номер материала 35865
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓