Главная / Начальные классы / Технологическая карта урока окружающего мира "Проблемы современного города" (2 класс) УМК "Гармония"

Технологическая карта урока окружающего мира "Проблемы современного города" (2 класс) УМК "Гармония"

Никульникова Людмила Вячеславовна,

МБОУ СОШ №4 г. Ливны


Технологическая карта урока


Предмет: окружающий мир.

Класс: 2

Тип урока: урок усвоения новых знаний (УМК «Гармония»)


Тема урока

Проблемы современного города

Цель изучения темы

Создать условия для формирования представления об устройстве старинных и современных городов, об экологических проблемах, существующих в городах

Количество учебных часов

2 часа

Задачи

Образовательные: формировать представление об устройстве старинных и современных городов, о разнообразии городских и сельских зданий; обратить внимание на загрязнение городов и деревень бытовыми отходами.

Развивающие: развивать творческие способности учащихся, умение добывать информацию из разных источников.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающему миру, уважительное отношение к людям, которые занимаются уборкой улиц и дорог.

Решаемые на уроке проблемы

  1. Почему надо охранять природу?

  2. Откуда берется мусор?

  3. Почему в городе возникают экологические проблемы?

УУД

Личностные УУД: (Л)

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;

- осознавать личный смысл учения и интерес к изучению окружающего мира;

- осваивать нормы общения и коммуникативного взаимодействия, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, уметь находить выходы из спорных ситуаций;

- формировать основы гражданской личности в форме осознания «Я» как гражданина России, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- формирование адекватного понимания причин успешности (неуспешности) учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

  • Регулятивные УУД: (Р)

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

  • Познавательные УУД: (П)

- осуществлять поиск необходимой информации из разных источников;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

- устанавливать причинно-следственные связи.

  • Коммуникативные УУД: (К)

- работать в паре, договариваться о распределении функций в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- контролировать действия партнера.

Предметные УУД:

- называть проблемы, которые существуют в современных городах;

- понимать, что может стать причиной загрязнения окружающей среды, ухудшения здоровья человека;

- выполнять советы по охране окружающей среды;

- бережно относиться к природе своего края.

Основной тезаурус урока

Экология, тес, плетень, мощеная дорожка, дрожки

Организация пространства

Межпредметные связи

Ресурсы, оборудование

Формы работы

Литературное чтение

Учебник Поглазовой О. Т. «Окружающий мир», ч.. 2., с. 79 –82.

Рабочая тетрадь Поглазовой О. Т. №2, с. 32

Тест. Таблица «ЗИУ».

Таблица «Проблемы современного города».

Презентация к уроку.

Компьютер, проектор, экран

Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа



Основные

этапы

учебной

деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД: личностные (эмоционально – положительный настрой на урок, создание ситуации успеха), регулятивные (обеспечение учащимися организации их учебной деятельности)

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Создание доброжелательной атмосферы.

Вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности.

Слайд 2


Учитель эмоционально настраивает детей на работу. Создает эмоционально – положительный настроя на урок, ситуацию успеха, доверия с помощью вопроса: «Каким бы вы хотели видеть наш урок?»



Проверяют готовность к уроку (Л)

Планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками (Р)

Отвечают на вопросы учителя, желают друг другу прочных знаний, правильных ответов, дружной работы (К)

Формируемые УУД: личностные (учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, ориентация на собственный жизненный опыт), познавательные (построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.


Организация подготовки обучающихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия. Фиксация индивидуального затруднения.

Слайд 3



1. Беседа.

Учитель беседует с детьми об устройстве старинных и современных городов, деревень. Выясняет, чем отличаются условия жизни селянина и горожанина.





Дети перечисляют, чем различаются город и деревня: высокие и маленькие дома; большое число магазинов, заправок, стадионы, школы; большое количество машин в городах и тишина в деревне.

  • Построение речевых высказываний в устной и письменной форме (П)

  • Выявление существенных признаков (П)

  • Обоснование собственных позиций (К)

2. Проверка работы в тетрадях на с. 32.

Учитель в ходе беседы выясняет, какую новую информацию получили дети из текста, пользуясь приемом «Инсерт», что осталось непонятным.


Дети рассказывают о том, какие раньше были улицы, чем отличались старинные города от современных.

  • Смысловое чтение художественных и познавательных текстов, выделение существенной информацию из текстов разных видов (П)

  • Ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии (К)

  • Преобразование практической задачи в познавательную (Р)



Слайд 4


3. Словарная работа.

Учитель спрашивает у детей, где можно узнать непонятных слов, которые встретились в домашнем тексте.




Дети говорят, что узнать значение слов можно из справочной литературы, в сети Интернет, спросить у взрослых. В словаре В. И. Даля дети находят объяснение слов тес, плетень, мощеные улицы, дрожки, сани, ремесло.

  • Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы (П)

  • Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве (Р)

Формируемые УУД: личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности). регулятивные (самостоятельное адекватное оценивание правильность выполнения действия и внесение необходимых коррективов в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия)

III. Выявление места и причины затруднения.

Организация выявления обучающимися места и причины возникшего затруднения на основе анализа проблемной ситуации.

Слайд 5


1. Беседа о причинах загрязнения окружающей среды.

Учитель предлагает детям рассмотреть фотографии на слайде и объяснить, почему они изображены вместе.





Дети объясняют, что на всех фотографиях изображены экологические проблемы, загрязнение окружающей среды.

  • Установление причинно-следственных связей (П)

2. Формулировка темы и целей урока.

Слайд 6

Учитель просит детей сформулировать тему урока и сравнить ответы с эталоном.





Дети предлагают свои варианты темы урока, сравнивают свои высказывания с эталоном – тема урока записана на слайде.

  • Осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза (П)

Формируемые УУД: регулятивные (планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации)

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Обдумывание проекта будущих учебных действий: постановка цели, формулировка темы, выбор способа, построение плана достижения цели и определение средств.


Учитель помогает детям сформулировать цели урока с помощью вопросов: «Чему будем учиться на уроке?», «Каким образом будем планировать свою работу?»

Дети отвечают, что будут находить нужную информацию, узнают об экологических проблемах, которые есть в современных городах. Получать информацию будут из разных источников.

  • Учет выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем (Р)

  • Аргументация своей позиции и координация ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности (К)

Формируемые УУД: познавательные (осуществление синтеза как составление целого из частей), коммуникативные (допуск возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии)

V. Реализация построенного проекта.

Осуществление реализации построенного проекта: обсуждение различных вариантов, предложенных обучающимися, выбор оптимального варианта, Построение способа действий. Уточнение общего характера нового знания, и фиксация преодоления возникшего затруднения.

1. Работа с таблицей «Знаю, интересуюсь, узнал» (ЗИУ) (Приложение 2).

Учитель предлагает детям заполнить таблицу «ЗИУ». В первой колонке обучающиеся могут записать всё, что им известно о городах. Во второй колонке запишут то, о чем им хотелось узнать. После заполнения таблицы нужно спросить у детей 2-3 ответа, записанные в каждом столбике.




Дети заполняют первые два столбика таблицы, затем коллективно обсуждают записанное.

  • Осуществление синтеза как составления целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты (П)

  • Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме (К)

2. Ситуация поиска информации.


Слайд 7


Учитель спрашивает у детей, какие зоны и специальные службы есть в городах.

Выясняет, какие проблемы существуют в городах и как они называются.





Дети рассказывают о том, что в городах есть промышленные и жилые зоны, места отдыха, занятий спортом.

В городах есть снегоуборочные машины, поливочные, дворники убирают территорию.

В городах много проблем: загрязнение воздуха, мусор, загрязнение воды, снег вовремя не чистят, плохие дороги. Все это экологические проблемы.

  • Формулировка собственного мнения и позиции (К)

  • Построение монологических высказываний, владение диалогической формой речи (К)

  • Обобщение и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи (П)

3. Словарная работа.


Слайд 8


Учитель спрашивает у детей, что означает слово «экология»?





Дети рассказывают, что слово экология произошло от двух греческих слов «экос» - дом и «логос» - наука, учение. Это наука об отношениях человека с окружающей средой.

  • Построение логических рассуждений, включающие установление причинноследственных связей (П)

Физкультминутка (двигательная)


Слайд 9



4. Просмотр видеофрагмента.


Слайд 10

Учитель предлагает детям посмотреть видеофрагмент – «Новости», внимательно прослушать и запомнить, какие проблемы существуют в городе, что надо делать для их решения.





Дети смотрят видеофрагмент. Полученная информация им понадобится при заполнении таблицы «Проблемы современного города».

  • Осуществление поиска необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительных источников (П)

Формируемые УУД: коммуникативные (адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, построение монологических высказываний, владение диалогической формой речи)

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Решение типовых заданий в форме коммуникативного взаимодействия в парах.

1. Работа в парах. Заполнение таблицы. Приложение 3

Учитель предлагает детям поработать в парах, помнить о правилах дружной совместной работы.



Дети называют правила дружной работы – помогать друг другу, поддерживать друг друга, не стесняться обращаться за помощью.

  • Построение понятных для партнера высказываний (К)

  • Контролирование действий партнера (К)

2. Проверка работы в парах.

Учитель спрашивает у детей, что они записали в таблицу.


Дети называют проблемы города и указывают их причины.

  • Выполнение учебных действий в материализованной и умственной форме (Р)

  • Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (Р)

  • Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности (Л)

3. Поиск решения проблем. Работа с текстом. Прием «Инсерт».

Учитель предлагает детям найти ответ на вопрос, какую проблему они могли решить бы сами.



Дети объясняют, что они могут решить проблему городских отходов, не оставлять после себя мусор.

  • Осознание ответственности человека за общее благополучие (Л)

Формируемые УУД: личностные (основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие)

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самостоятельное выполнение задания нового типа и осуществление их самопроверки, пошаговое сравнение с эталоном.

1. Проверка работы над текстом.

Учитель ставит перед детьми проблемные вопросы:

  • Что было непонятно в тексте?

  • Что узнали нового?

  • Как же можно решить экологические проблемы?


Дети называют экологические проблемы и пути их решения.

  • Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие (Л)

2. Коллективное обсуждение прочитанного и записей в таблице.

Дети зачитывают свои ответы.

3. Игра «Эколог».


Слайд 11


Учитель предлагает детям побыть в роли экологов.





Дети наводить порядок в своем городе, сортируют отходы, распределяют мусор по бакам: металл, стекло, бумага, пластик.

  • Проведение сравнения и классификации по заданным критериям (П)

  • Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (Л)



4. Чтение вывода. Учебник, с. 81.

Делают вывод, сравнивают его с текстом в учебнике.

  • Внесение необходимых коррективов в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок (Р)

Формируемые УУД: личностные (формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи), регулятивные (оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; внесение необходимых коррективов в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Выявление границы применимости нового знания и выполнение заданий, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Формирование навыка применения изученных способов действий, введение в будущем следующих тем.

1. Самостоятельная работа с тестом. Приложение 4.

Учитель контролирует самостоятельное выполнение работы.



Дети выполняют тест.

  • Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи (Л)



2. Проверка теста.


Слайды 12 – 13


Учитель предлагает детям сравнить их ответы с эталоном и исправить ошибки, если.





Дети сравнивают свои ответы с ответами на слайде.

  • Осуществление итогового и пошагового контроля по результату (Р)



3. Самооценка.

Учитель просит детей оценить свою работу на уроке:

  • «зеленый кружок» - я работал правильно и самостоятельно;

  • «желтый кружок» - я работал правильно, но с помощью других;

  • «красный кружок» - я работал быстро, но неправильно.

Дети оценивают свою работу по трем критериям.

  • Оценивание правильности выполнения действия на уроке (Р)



4. Работа с таблицей ЗИУ.

Учитель предлагает детям заполнить третий столбик таблицы.


Дети работают с таблицей, заполняя третий столбик. Предлагают пути решения экологических проблем.

  • Обобщение, т. е. осуществление общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи (П)

Формируемые УУД: познавательные (осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы)

IX. Домашнее задание. Оценки за урок.

Предоставление выбора действий обучающимся.

Слайд 14


Домашнее задание предоставляется на выбор:

  1. Прочитать и пересказать текст с. 79-82, по желанию провести опыт, описанный на стр. 82 учебника.

  2. Творческое задание: повести опрос с родителями, и выяснить, какие проблемы, по их мнению, существуют в нашем городе.



  • Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы (П)

Формируемые УУД: регулятивные (внесение необходимых коррективов в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок), коммуникативные (использование речи для регуляции своего действия).

X. Рефлексия учебной деятельности.

Организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности. Соотношение поставленной цели и результата, фиксирование степени их соответствия, планирование дальнейших целей деятельности.

1. Заключительная беседа.

Учитель проводит с детьми беседу о Дне космонавтики, о первом космонавте.

Слайды 15 - 16


Дети отвечают на вопрос, чем замечательна дата 12 апреля.

Рассказывают, что они знают о первом человеке, побывавшем в космосе – Ю. А. Гагарине и о космонавте своей области А. Мисуркине.

  • Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач (К)

2. Рефлексия.


Слайды 17 - 18


Используется методика неоконченных предложений.

Учитель предлагает детям снять любую табличку и продолжить предложения:

  • Я узнал, что…

  • Мне было интересно…

  • Мне было сложно…

  • Я уверен, что…

  • Я хочу поделиться…

  • Я никогда не буду…





Дети по желанию выбирают любую карточку и заканчивают предложение.

  • Формулируют собственное мнение и позицию (К)

  • Строят понятные для партнера высказывания (К)



Технологическая карта урока окружающего мира "Проблемы современного города" (2 класс) УМК "Гармония"
  • Начальные классы
Описание:

Урок окружающего мира

 

2 класс, УМК «Гармония»

Урок окружающего мира  

Тема урока: «Проблемы современного города».

Цель урока: создать условия для формирования представления об устройстве старинных и современных городов, об экологических проблемах, существующих в городах и селах.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;

- осознавать личный смысл учения и интерес к изучению окружающего мира;

- осваивать нормы общения и коммуникативного взаимодействия, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, уметь находить выходы из спорных ситуаций;

- формировать основы гражданской личности в форме осознания «Я» как гражданина России, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- формирование адекватного понимания причин успешности (неуспешности) учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательныеуниверсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации из разных источников;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативныеуниверсальные учебные действия:

- работать в паре, договариваться о распределении функций в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- контролировать действия партнера.

Предметные результаты:

- называть проблемы, которые существуют в современных городах;

- понимать, что может стать причиной загрязнения окружающей среды, ухудшения здоровья человека;

- выполнять советы по охране окружающей среды;

- бережно относиться к природе своего края.

Оборудование:

·                    медиапроектор;

·                    ноутбук;

·                    интерактивная доска;

·                    презентация к уроку.

Дидактические материалы: учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь №2 (авторы О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин), словарь В. И. Даля, таблицы «Знаю, интересуюсь, узнал» и «Проблемы современного города» на каждого ученика, тесты, видеоролик «Новости».

Автор Никульникова Людмила Вячеславовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2751
Номер материала 35877
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓