Тема урока: «Опера»
Цель: Сформировать
представление об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи
музыки и литературы через знакомство с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Садко»
Проблема: Взаимодействует ли музыка с литературой в жанре оперы?
Задачи:
Образовательная: познакомить с особенностями
оперного жанра, возникающего на основе литературного произведения как источника
либретто, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри
оперы, с исполнителями на примере оперы Н.А.Римского - Корсакова
"Садко".
определять роль выразительных средств в
создании произведений искусства;
проанализировать музыкальное произведение, используя полученные ранее
знания;
Развивающая:
Развить интерес к предмету,
характеризовать музыкальные образы.
развить самостоятельное творческое
мышление;
сформировать художественно – эстетический
вкус;
активизировать фантазию и воображение.
развить умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
развить коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и
рефлексии.
Воспитательная:
воспитывать эмоциональную отзывчивость на
восприятие классической музыки,
развить интерес к вокальному искусству.
Пробудить интерес к богатейшим
возможностям музыкального языка.
Тип урока: урок изучение нового материала
Методы:
Метод моделирования
художественно-творческого процесса;
Метод ретроспективы
(повторение знаний);
Метод проблемной
ситуации;
Метод размышления и
обобщения музыки.
Организации осуществления учебных действий ( имитационное
моделирование), беседа
Пед технологии: икт, элементы технологии критического мышления,
здоровье сберегающие
§
метод
перспективы и ретроспективы;
§
проблемно-поисковый
метод.
§
метод
сравнительного анализа;
Приёмы:
« Музыкальная палитра»
Оборудование. Инструмент, мультимедийная установка, ПК,
записи музыкальных произведений,
карточки СМВ.
Технологическая карта урока музыки в 5 классе по
программе Науменко, Алеева «Опера» с применением системно-деятельностного
подхода в организации учебного процесса
Этапы урока
|
Содержание
этапов
|
Формирование УУД
|
Задача
|
Увертюра
|
Музыкальное
приветствие.
|
Личностные УУД: формирование нравственно-эстетических
ценностей.
|
Настроить детей на
преобразующее взаимодействие с музыкой.
|
Экспозиция
Стадия вызова
|
Какие из этих
жанров исчезли бы если бы не было литературы?
Слайд(
балет,опера,симфония,песня,контата,вокализ,романс)
|
Познавательные
УУД:
формирование
логических умений детей в опоре на их субъективный опыт.
|
Вывести детей на
проблему урока, используя межпредметные связи
|
Разработка
1Стадия осмысления.
( решают кроссворд)
2 Отработка умений
и навыков
Вопросы
беседа
Я композитор
Карточки
Слушание:
Увертюра,
«Колыбельная Волховы», песня Садко и дружины « Высота ль, высота ль
поднебесная»
Сравнение.
Вопросы.
Разминка
Звуки музыки, Эхо.
Пение.
«Колыбельная
Волховы»
«Россия Родина моя»
|
1. Правильно
разгадав кроссворд, вы узнаете, о каком спектакле пойдёт речь.
2. Презентация( беседа о жанре опера)
Работа с
Листами опроса
(индивидульные
сообщения: понятия – увертюра, ария, хор)
3.- Кто такой
Садко?
- На каком
музыкальном инструменте он играл?
- Чем прославился
этот Новгородский музыкант?
Определите кто же
написал оперу «Садко» из данных композиторов?
( портреты)
История создания
оперы:( композитору приглянулась былина о новгородском музыканте, и он
переработал её, превратив в литературный сюжет, на основе которого и была
написана опера. Именно краткое содержание литературного сюжета
предназначенного для постановки на сцене называется либретто, по либретто
композиторы сочиняют музыку к своим операм, Либретто целиком подчинено
музыке. Либретто переводится как « маленькая книжечка»
-Как вы думаете,
легко ли было композитору, сочинить оперу?
Давайте
попробуем себя в роли композитора( каждой группе предложен небольшой отрывок из либретто оперы «Садко»,
ваша задача: внимательно прочитать текст либретто и придумать музыку к
предложенному отрывку. Все, что вам может понадобиться находится у вас на
столах. Я думаю, у вас всё получится!
Проверка самостоятельной
работы, сравнение с оригиналом музыки
- На какие слова в
тексте вы обратили внимание при выборе средств муз выразительности- Как вы
считаете, легко ли быть композитором?
Перерыв в опере
называется антракт : и мы проведём музыкальную разминку- распаёмся и
подвигаемся.
Все произведения
русских композиторов являются достоянием национальной культуры нашей
Страны
, именно они
воспитывают не только интерес к музыкальному искусству, но и любовь к Родине
и русскому народу. Давайте вспомним одну из песен про Родину.
Работа над дикцией:
произносим чётко отдельные слова.
|
Коммуникативные
УУД: обучение правилам
коллективной
деятельности;
развитие монологической, диалоговой речи.
Познавательные
УУД:
формирование
логических умений детей в опоре на их субъективный опыт.
Личностные УУД:
Формирование
ценностного отношения к искусству.
|
Повторить ранее
полученные знания, закрепить навыки самостоятельной, индивидуальной работы.
Настроиться на
исполнение песни, распеться.
Учиться двигаться в
месте с музыкой.
Петь выразительно,
слаженно в унисон, слушать друг друга, чётко произносить слова.
|
Реприза
|
На протяжении
урока вы заполняли карточки опроса, теперь оценим свои знания, поменяйтесь
друг с другом карточками, если ответы правильные вы закрашиваете нотки
которые расположины в квадратах.
|
Общеучебные и
познавательные УУД:
обучение
осознанному и произвольному построению высказывания в устной форме.
|
Сделать обобщение,
выводы, высказать свои оценочные суждения в процессе закрепления материала
урока.
|
Кода
Рефлексия
синквейн
|
1Очём мы сегодня
говорили выразите 1 существительным
2– два
прилагательных, характеризующих данное слово
3– три глагола,
показывающие действие понятия.
4– короткое
предложение, в котором автор высказывает своё отношение к данной теме
5– выразите суть
темы 1 словом
|
Личностные УУД: формирование интереса к учению.
Коммуникативные
УУД: обучение правилам
коллективной
деятельности;
развитие монологической, диалоговой речи.
|
1.Предложить
осознанный выбор домашнего задания.
2.Провести
рефлексию «приращения» образовательного ресурса, полученного на уроке;
рефлексию области применения знаний и умений; рефлексию психологической
комфортности.
|
Послезвучие
|
Нарисовать главного
героя спектакля оперы.
|
Личностные УУД:
мотивировать устойчивый интерес к дальнейшим занятиям.
|
Продлить
эстетическое позитивное воздействие урока музыки на детей.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.