Главная / Музыка / технологическая карта урока музыки 2 класс

технологическая карта урока музыки 2 класс

Технологическая карта урока музыки

Умк: «Музыка. 1-4 классы» Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина

Класс: 2

Тема урока: Святые земли Русской. Александр Невский.

Тип урока: комбинированный урок.

Цели урока:

  • Образовательные:

    • ввести и усвоить новые термины: «кантата», «контраст», «выразительность и изобразительность»;

    • оценить  значение творчества русского композитора С. Прокофьева, художников П.Корина и М.Нестерова в  воплощении целостного образа русского народа как защитника Родины;

    • провести анализ музыкальной формы,  используя выразительные средства музыки. 

  • Развивающие:

    • формировать умения и творческие навыки каждого ученика;

    • прививать бережное отношение к истории своего народа;

    • ознакомить с деяниями святого князя Александра Невского

    • показать многомерность и гармоничность различных видов искусства  для создания образа Александра Невского.

  • Воспитательные:

    • пробуждать и воспитывать патриотические чувства детей, гордость за героев Отечества;

  • воспитывать музыкальную культуру учащихся через знакомство с шедеврами русского музыкального и изобразительного искусства, через обращение к духовным ценностям своего народа.

Оборудование и материалы: Презентация

Проектор, компьютер.

Слушание:

Кантата «Александр Невский» С.С.Прокофьева.

«Песня об Александре Невском»,

Хор «Вставайте люди русские»,







Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика


Формирование УУД

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные


Личностные

1. Мотивация к учебной деятельности

Цели: Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.



Звучит песня «Мама – солнышко» Узнали, что за песня прозвучала? Давайте исполним.

Создает эмоциональный настрой на урок.

Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Хорошее настроение.

Учащиеся настраиваются на урок и включаются в деловой ритм урока.










Самоорганизация.

Уметь совместно исполнять произведение. Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Умение слушать и понимать речь других.


Волевая саморегуляция

Уметь управлять своим вниманием.


2. Постановка цели урока; подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала



Организует актуализацию знаний.

Предлагает задания для пробного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

Организует уточнение следующего этапа учебной деятельности.

Ребята, из предыдущих уроков мы с вами знаем, что раньше мамы, женщины занимались домом,

воспитывали детей. А чем занимались мужчины? Обратите внимание на слайд, что на нем изображено?

Что общего в этих образах? У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках и не стираются из памяти потомков. А портрет этого героя вам знаком? (А. Невский). Откройте учебник на стр. 42-43 и прочитайте кто это.

На уроке мы будем говорить об этом человеке.

Отвечают на вопросы, выдвигают версии.

Защитники Родины



















Работа с учебником

Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Умение находить информацию.





Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

















Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение




Уметь управлять своим вниманием на уроке.
































Формирование умения грамотно строить речевые высказывания





















































































































































Умение учащихся осмыслить свое эмоциональное состояние


































3. Совместное открытие новых знаний


















































Физкультминутка



































































4 Подведение итогов











5. Рефлексия

Образ который вы видите справа создал художник Павел Корин (портрет) Расскажите мне, что вы видите на картине

А.Н. опирается на меч в ножнах, над головой воинская хоругвь с образом Спаса Ярое око (наследный образ рода Ярославичей), на заднем плане очертание церкви Софии Новгородской. А слева картина Михаила Нестерова(портрет). На ней тоже изображён А.Н. Давай те внимательно рассмотрим эту картину. Что делает князь А.Н? Что видите у него над головой? Что это значит? Отложив щит и меч, князь молится перед иконой Божьей Матери, вокруг головы его нимб – символ святости. От картины веет покоем.

Сравнение картин.

Более восьми веков живет память народная о святом благоверном великом князе Александре Невском – национальном герое, народном заступнике.  Православная церковь причислила благоверного князя Александра к лику святых (слайд Иконы Святой Благоверный князь Александр Невский.) Мы с вами беседовали о картинах изображающих А.Н.. но у нас урок музыки. Оказывается подвиги А.Н. вдохновляли не только художников. Но и композиторов

(портрет)


Прокофьев посвятил А.Н. музыкальное произведение – кантата(слайд)

Композитор создавал свою музыку к художественному фильму «Александр Невский» снятому в 1938 году режиссёром Эйзенштейном (портрет) Рассказ о битве на чудском озере

Слушаем 2 часть «А и было дело на Неве-реке». Какие голоса? сколько частей? аккомпанемент – гусельный перебор арф

Средняя часть более оживлённая слышны звуки битвы. Какой вид колокольного звона можно использовать в этой части? 

А теперь посмотрим ещё отрывок из фильма 4 часть «Вставайте, люди русские» текст, подпевать. Эта часть кантаты начинается с колокольного звона. Почему? Сколько частей услышали? Почему среднюю часть поёт женский хор?
Какой вид колокольного звона можно использовать в этой части? Этот звон всегда призывал народ на защиту Отечества
Давайте сравним эти фрагменты, темп, регистр, тембр, мелодия, лад, интонация, динамика.  При сравнении будем употреблять выражения  «1 песня» («А и было дело…») и «2 песня» («Вставайте, люди русские»).

Художники П. Корин и М. Нестеров средствами изобразительности создали противоположные образы одного и того же человека – А. Невского. А  композитор С. Прокофьев создал  средствами выразительности разные музыкальные темы, которые очень отличаются друг от друга. Это и будет называться контраст.


Еще раз посмотрите на портрет князя Александра, вспомните фильм и музыку к нему. Скажите, за что помнит его русский народ? Даже называет его святым князем?





-Кто такие святые? О каком святом говорили? С каким новым жанром вы сегодня познакомились?

песня «Жизнь Родине» Надеюсь, эта песня подарит вам ощущение гордости за свою Родину, радость. Её мы будем разучивать на след. уроке

Описывают увиденное на картине: образ воина











Сходство – на обеих картинах у А. Невского оружие, святые образа, церковь вдали, как символ веры; отличие – в картинах контрастная палитра, разное настроение героя, изображения на иконах тоже отличаются. 
Александр Невский – не мифологический герой, а реально существовавший человек. Жил почти 800 лет назад.

























Дети узнают и называют композитора.











Дети записывают











Отрывок из фильма



Отвечают на вопросы

Выбирают характеристики музыки называют их

Исполнение мелодии

 Благовест. 





Отрывок из фильма

Выбирают характеристики музыки называют их



набат



1 песня           2 песня


Темп:   медленный                    быстрый
Регистр:  низкий                            высокий.
Тембр мягкий                           пронизывающий.
Мелодия: плавная                          отрывистая.
Лад:  мажор                             минор
Интонация:               народная песня             тревожный марш. 
Динамика:                             пиано                             форте



















дети отвечают:









«Он был защитником русской земли».


Умение слушать и эмоционально откликаться на музыку, умение сопоставить музыкальный материал, находить сходства и различия в музыке












































умение размышлять над содержанием музыкального произведения,

определять средства музыкальной выразительности






































умение сопоставлять изобразительное и выразительное в музыке















Развитие умения обобщить полученную информацию, формирование умения анализировать и синтезировать свои знания

Умение рассуждать, вести диалог



















































высказывать суждения о музыке



Принятие учебной цели





















































Осмысление музыкальных впечатлений



.Д/З Найти информацию о жизни А. Невского, его подвигах. За что он получил прозвище «невский», в каком году его причислили к лику святых



Недавно на канале РТР шел цикл передач «Имя Россия». 
Д: И имя Александра Невского заняло первое место по количеству голосов телезрителей. 
Но самое главное то, что каждый из вас пропустил через сердце образ Александра Невского и его подвиг, испытал гордость за своего соотечественника А. Невский  был патриот. А как вы понимаете это слово?
Д: Патриотэто человек, который любит свою Родину. Он не жалеет жизнь и готов отдать её, что спасти Россию. 
У: А можно ли назвать патриотами вот этих людей: композитора Прокофьева, художников Нестерова, Корина, Серова, кинорежиссера Эйзенштейна, Но ведь мы через их произведения узнали об Александре Невском и о его подвиге, хотя он жил почти 800 лет назад. Разве они не патриоты?
Д: Наверное, можно их назвать патриотами...  Ведь они создавали свои произведения не для себя, а для Родины и для народа, для нас.
У: Конечно, ведь патриотэто не только тот, кто сражается во время войны. Для художников их оружием являются ноты, картины, фильмы, скульптуры. А кто из вас может назвать себя патриотом?

Дети поднимают руки

У: А что является вашим оружием?
Д: Знания, хорошая учеба, патриотические песни.
У: Правильно, ведь сражаться можно не только на поле боя, но и в повседневной жизни. А это, может быть, в какой-то степени иногда даже труднее. Учитесь, получайте новые знания, пойте любимые песни, и вы будете настоящими патриотами своей страны.

технологическая карта урока музыки 2 класс
  • Музыка
Описание:

Тенологическая карта урока музыки во 2 классе "Святые земли русской. Александр Невский"

Цели урока

·         Образовательные:

o    ввести и усвоить новые термины: «кантата», «контраст», «выразительность и изобразительность»;

o    оценить  значение творчества русского композитора С. Прокофьева, художников П.Корина и М.Нестерова в  воплощении целостного образа русского народа как защитника Родины;

o    провести анализ музыкальной формы,  используя выразительные средства музыки. 

·         Развивающие:

o    формировать умения и творческие навыки каждого ученика;

o    прививать бережное отношение к истории своего народа;

o    ознакомить с деяниями святого князя Александра Невского

o    показать многомерность и гармоничность различных видов искусства  для создания образа Александра Невского.

·         Воспитательные:

o    пробуждать и воспитывать патриотические чувства детей, гордость за героев Отечества;

 

·         воспитывать музыкальную культуру учащихся через знакомство с шедеврами русского  музыкального и изобразительного искусства, через обращение к духовным ценностям своего народа.

Автор Лузгачёва Светлана Ивановна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 2755
Номер материала 47794
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓