Технологическая карта урока
математики в 1 классе в соответствии с ФГОС
Тема:
выделение части из целого
Тип урока:
УОНЗ
Цели урока:
1) научить выделять
часть из целого.
2)
Формировать УУД:
- Личностные: самостоятельное
определение и высказывание простых, общих для всех людей правил поведения.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью
учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные
УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать
и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения
в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать
новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке.
Планируемые
результаты:
1.
Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного
отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности
и принятия образца «хорошего ученика»; самостоятельное определение и
высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.
2.
Предметные: выделять часть из целого, уметь определять закономерности в
построении числового ряда, распознавать геометрические фигуры, выделять часть
предметов из большей группы на основании определенного признака.
3.
Метапредметные:
Р:учиться высказывать своё предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией; учиться отличать верно выполненное задание от
неверного; преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П: строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять анализ
объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять
сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для
указанных логических операций.
К: допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на
позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и интересы
и обосновывать собственную позицию.
Задачи:
1)образовательные: в
ходе практической работы и наблюдений познакомить с принципом выделения части
из целого, закреплять знания по нумерации числа от 1до10;
2)развивающие: развивать
мыслительные действия: анализ, сравнение, обобщение, классификация; развивать
память, внимание, логическое и образное мышление.
3)воспитательные:
способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания,
умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, адекватно
оценивать результат своей работы;
4)Здоровьесберегающие:
создание благоприятных условий для учащихся на уроке.
Основные
понятия: часть, целое.
Межпредметные
связи: математика, информатика,
окружающий мир.
Ресурсы: 1)
основные: Н.Б. Истомина.
Математика. Учебник для 1-го класса. Стр. 111.
2)
дополнительные: презентация, интерактивная доска, индивидуальный
геометрический набор «Считаем сами», числовой веер, алгоритм самооценки для
этапа рефлексии (смайлики).
Планируемые
результаты: учащиеся научатся выделять
часть из целого, планировать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её выполнения, оценивать себя, границы своего знания и
незнания.
Организация
пространства: Фронтальная работа,
парная и индивидуальная работа.
Технология проведения урока (этапы)
|
Деятельность учителя
|
Деятельность
учеников
|
Планируемые результаты УУД
|
I.Мотивация к
учебной деятельности
(2 мин)
Цели:
-актуализировать
требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание
условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в
учебную деятельность;
|
1. Организует внимание учащихся.
Громко
прозвенел звонок.
Начинается
урок.
Наши
ушки – на макушке,
Глазки
широко открыты.
Слушаем,
запоминаем,
Ни
минуты не теряем.
2. Создаёт условия для возникновения у учеников
внутренней потребности включения в учебную деятельность.
- Ребята, сегодня на уроке математики мы отправимся в подводное
путешествие, а кто же будет нас сопровождать в этом путешествии?
|
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют,
для чего нужно выполнять эти правила.
Дети называют разных сказочных героев
|
К: умение
совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать
им.
|
II. Актуализация знаний и
фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (13 мин)
Цели:
-организовать
актуализацию знаний по составу чисел в пределах 10, умений составлять предмет
из заданных фигур, разбивать фигуры на группы по различным признакам;
повторить умение составлять равенства по рисунку, называть компоненты чисел
при сложении, вычитании, определять в выражениях часть и целое
- организовать фиксирования учащимися
индивидуального затруднения.
|
3. Организует устный счет,
повторяет и закрепляет ранее изученные знания.
- Вы назвали много
сказочных персонажей, с которыми можно путешествовать под водой. А кто же это
на самом деле? Для того чтобы узнать его имя, я предлагаю вам поиграть на
пляже. Вам нужно собрать ракушки, на которых написаны числовые выражения с
ответом 7. Если вы называете правильный ответ, появляется буква, которая есть
в имени этого сказочного героя, если вы называете неправильный ответ, ракушка
остается на пляже. Когда вы найдете все ракушки – мы все вместе прочитаем имя
нашего «экскурсовода».
(после
правильного решения числовых выражений, на экране появляется имя героя
«Немо»)
-
Но как мы можем путешествовать на глубине? Давайте превратимся в рыбок? Для
этого надо быстро собрать из геометрических фигур изображение рыбки.
- Какое задание еще можно выполнить с данными
фигурами?
- Нас с Немо встречает морская
звезда, она хочет поиграть с нами в игру ««Лопни пузырек». Она будет
предлагать вам решить числовые выражения, а вы должны быстро, пока пузырьки
поднимаются наверх, найти значение выражения и лопнуть нужный пузырек. Ваша
задача решать быстро и правильно. Постарайтесь не ошибаться, чтобы звездочке
было приятно играть с вами.
Мы
приплыли к дельфину. Он
предлагает нам составить 4 равенства по содержанию следующего рисунка:
5+1=6
1+5=6
-
Каким свойством воспользовались?
-прочитайте
числовое выражение на сложение разными способами
-
назовите целое число, почему оно целое? (оно самое большое)
-
назовите части от целого (1,5)
-
составьте еще 2 равенства
6-1=5
6-5=1
-
прочитайте числовое выражение разными способами
-
назовите целое число (6)
-
что находили в этом выражении? (часть)
-
как находили часть? (
Учитель:
Так
значит, как найти часть от целого числа?
|
Фронтальная работа.
Работа в парах: дети собирают фигурку рыбки;
делят геометрические фигуры на группы и объясняют
свой выбор:
1) треугольники, прямоугольники, круги; 2) по
цвету:
Дети работают числовым
веером.
Вспоминают
переместительное свойство сложения.
Фиксируют
индивидуальное затруднение
(Я
не знаю).
|
П: выделение,
формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их
решения; формулирование ответов на вопросы; сравнение предмета; умение
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от
уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на
вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Р: принимать
и сохранять учебную задачу,
К: допускать
возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, учитывать разные мнения и интересы и
обосновывать собственную позицию
|
III. Выявление места и причины
затруднения
(3 мин)
Цели:
- организовать
фиксирования учащимися индивидуального затруднения.
-выявить
место (шаг, операцию) затруднения;
-зафиксировать
во внешней речи причину затруднения.
|
4.Организует
выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины
затруднения.
-
В каком месте возникло затруднение? (как найти часть)
-
Почему возникло затруднение? (не знаем, как найти неизвестную часть).
|
Под
руководством учителя выявляют место затруднения.
Проговаривают
причину затруднения с помощью учителя.
|
П: умение ориентироваться в
своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя;
К: умение оформлять свои
мысли в устной форме;
|
IV. Работа над новым
материалом.
( 7мин)
Цели:
- сообщение цели урока;
- организовать составление
совместного плана действий;
- определить средства.
|
1. Организует
постановку цели урока. Уточнение темы урока.
-
Какую цель перед собой ставим? (научиться находить часть от целого)
2.
Организует устранение и фиксирование преодоления затруднения.
|
С
помощью учителя ставят цель и тему урока и проговаривают ее.
Под
руководством учителя ищут и находят пути выхода из проблемной ситуации..
|
П: выделение, формулирование
познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; умение
осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию
моделью; формулирование ответов на вопросы;
Р: умение определять и
формулировать цель на уроке с помощью учителя
|
V. Закрепление с
проговариванием во внешней речи
(12мин)
Цель:
-организовать усвоение
учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи
- зафиксировать новое
знание в речи и знаках;
- уточнить
тему урока.
|
Дети решают числовые
выражения на слайде и выполняют задание в учебнике.
-
Немо хочет узнать, как вы умеете находить часть от целого. Перед вами
числовое выражение:
?
+ 4 = 7
-
Что неизвестно часть или целое? (часть)
-
Как найти часть от целого? (надо от целого отнять известную часть)
7-4=3
Проверка:
3+4=7…
Работа с учебником.
- Сколько квадратиков
положили? (7)
- Что обозначают
эти квадратики? (кораблики)
- что сделал Петя с
корабликами? (подарил их Саше)
- сколько штук он подарил
Саше? (3)
- он подарил кораблики из
этих же семи или взял еще откуда-то? (из этих же семи)
- отодвиньте в сторону
кораблики, подаренные Саше
- сколько корабликов
осталось? (4)
- как получили 4?
- запишите это равенство
в тетрадях (один записывает на доске)
7-3=4
Проверка и повторение
правила:
- назовите целое число (7)
- чем является число 3?
(частью)
- что надо было найти? (другую
часть)
- как найти часть, если
известно целое и другая часть?
|
С
помощью учителя фиксируют новое знание в речи и знаках.
Выполняют задание со
счетным материалом, записывают числовое выражение в тетрадях
В задании учебника №263
ещё раз делается вывод о том, как найти часть от целого. Называют с помощью
учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки.
Все вместе говорят
правило:
надо от целого отнять
известную часть
|
П: осуществлять анализ
объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять сравнение и классификацию,
самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических
операций.
Р: овладение пооперационными
действиями, выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем; умение
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.
К: овладение навыками речевого
отображения содержания совершаемых действий.
Л: способность к самооценке на
основе критерия успешности учебной деятельности.
|
VI. Рефлексия
учебной деятельности на уроке
(3 мин)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока; - организовать
рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
|
- Молодцы! Ну что ж, мы опустились на самое дно.
Сюда почти не доходят лучи света. Здесь живет старый осьминог. К нашему
старичку-осьминогу редко приходят гости, и он любит послушать интересные
истории. Расскажите осьминогу, что вы делали на уроке, что вам понравилось
больше всего
- А теперь оцените свою работу на уроке, для этого
выберите смайлик того цвета, который вам больше всего подходит: если вам было
легко выполнять задания – покажите мне смайлик желтого цвета, а если вы
испытывали затруднения, делали ошибки - покажите смайлик красного цвета
|
Рассказывают
осьминогу, что узнали, чему научились
Дают себе самооценку смайликами желтого и красного
цвета.
|
Р: умение оценивать
правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
Л: - внутренняя позиция
школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на
содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего
ученика»
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.