|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
УУД
|
1. Организационный момент
Цель: включение
учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
|
Вы пришли сюда …
Не лениться, а …
Работать как?
Слушать как?
Если хочешь отвечать…
Если спросят…
Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам
радость общения друг с другом. Пожалуйста, садитесь!
- Урок математики мы начинаем,
Тайны ее открывать продолжаем.
|
- учиться
- трудиться
- старательно
- внимательно
- руку не забудь поднять
- надо встать, громко, чётко отвечать
|
Личностные:
смыслообразование,
самоопределение
(формирование
мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности).
Регулятивные:
(управление своей деятельностью).
Коммуникативные:
развитие
продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и учителем.
|
2. Мотивационный (самоопределение к
деятельности)
Цель: мотивация к учебной деятельности;
1) создаются условия для возникновения у
ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
2) актуализируются требования к нему со
стороны учебной деятельности («надо»);
3) устанавливаются тематические рамки
(«могу»).
не
|
Сегодня на уроке мы откроем ещё одну
математическую тайну, а для этого мы проведём урок-исследование.
Что значит исследовать?
Исследовать –
это значит:
1. подвергнуть научному изучению;
2. наблюдать для выяснения и изучения
чего-то нового.
- А кто же такой исследователь?
Исследователь –
это человек, который занимается научным исследованием.
- Сегодня каждый из вас побывает в роли
исследователя. Для того чтобы исследование прошло результативно, вам
понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, думать,
рассуждать, активно работать, использовать знания предыдущих уроков, помогать
друг другу. Необходимо составить план нашего исследования.
И так, на уроке мы должны:
У – узнать…(тему
и цель исследования)
Р –
рассказать…(о новом открытии)
О –
объяснить…(где можно применить открытие)
К - коллективно,
дружно работать.
|
Высказывают предположения о том, что
пригодиться для успешной работы на уроке.
|
Личностные:
развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Регулятивные:
формирование умения
ставить учебную задачу урока, планирование, волевая саморегуляция.
Коммуникативные:
адекватно
использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
формулировать своё
мнение и позицию.
|
3. Актуализация и фиксирование индивидуального
затруднения в пробном учебном действии.
Целеполагание.
Цель:
обеспечение готовности учащихся к включению
в продуктивную обучающую деятельность, повторение изученного материала,
необходимого для «открытия нового знания»
|
- Приступаем к исследованию. У нас на столах
лежат тетради наблюдений, как у настоящих учёных. Здесь вы будете фиксировать
всю информацию по ходу работы. Записи должны быть чёткими и аккуратными.
-Запишите число и месяц в наших тетрадях.
-Нам нужно
определить тему нашего исследования, но, к сожалению, слово зашифровано.
Узнать его можно, выполнив задание в группах. В каждой группе есть
бланк для теста – контроля, в который вы должны записать ответы на мои
задания.
-Перед началом
исследования откроем наш маленький секрет,
какие математические действия прячет предлог
«в», а какие «на»?
-Приступаем к выполнению. Тест- контроль
-Увеличьте 5 в 4
раза.
-Уменьшите 27 в 9 раз.
-Во сколько раз 6 меньше 30?
-Чему равно произведение чисел 8 и 5?
-Какое число надо увеличить в 6 раз, чтобы
получилось 42?
-По 8 взять 2 раза.
-Найдите произведение чисел 7 и 2.
-На сколько, 80 меньше 20?
-Увеличьте 6 в 2 раза.
Проверка по-цепочке(хлопай-топай) 20 3 5 40 7 16 14 60 12.
Приём оценивания «Светофор».
-Продолжаем
работу в группе.
-Если вы расположите числа в порядке возрастания, то вы
узнаете, какое слово зашифровано.
- Предмет нашего исследования «Умножение».
С умножением мы сегодня и будем работать на
уроке.
|
Учащиеся делятся на группы
Работа в группах.
Каждая
группа записывает числа в бланк: (первая строчка)
20
|
3
|
5
|
40
|
7
|
16
|
14
|
60
|
12
|
н
|
у
|
м
|
и
|
н
|
е
|
ж
|
е
|
о
|
Учащиеся
слушают вопросы учителя и в группах записывают числа в бланк
Ребята в группах зажигают огоньки:
Зелёный кружок –- работа на уроке прошла успешно;
Жёлтый кружок – были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялись с работой;
Красный кружок – были значительные затруднения, не смогли самостоятельно
справиться с заданиями
Дети выполняют вычисления и
определяют тему урока.
|
Личностные:
развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
Регулятивные:
волевая саморегуляция, контроль, самоконтроль
Коммуникативные:
адекватно использовать речь для планирования и
регуляции своей деятельности;
формулировать своё мнение и позицию.
|
4. Постановка цели урока. Построение
проекта выхода из затруднения.
|
- Давайте вернемся к нашему ряду чисел.
- На какие
группы можно разбить данные числа?
- Что вы можете сказать о числах 1 группы? 2
группы? 3 группы?
- Мы с вами исследовали числовой ряд, узнали
много интересного. Продолжаем исследовательскую деятельность.
1. Представьте числа 3 группы в виде суммы
разрядных слагаемых.
2. Найдите произведения чисел 2 и 1 группы.
3. Умножьте числа 3 группы и 1.
- Сможем ли мы выполнить задание? Почему?
-Какой возникает вопрос?
- Так как теперь
будет звучать тема нашего исследования?
-А какую цель мы
поставим перед собой?
|
1 группа: 3 5 7
2 группа: 20 40 60
3 группа: 16 14 12
16
= 10 + 6
14
= 10 + 4
12
= 10 + 2
20х3, 40х3, 60х3
20х5, 40х5, 60х5
20х7, 40х7, 60х7- легко выполняют вычисления
3) 16х3, 14х3,12х3
16х5, 14х5, 12х5
16х7, 14х7, 12х7.
- Не смогли, потому что те приемы, которые
мы знаем, не подходят.
- Как умножить
двузначного число на однозначное.
Дети формулируют тему и цель урока: Тема
«Умножение некруглого двузначного числа на однозначное».
-Цель исследования: найти способ и
научиться умножать некруглое двузначное число на однозначное.
|
Познавательные:
формирование умения
самостоятельно выделять и формулировать тему урока, познавательную цель,
проблему урока, проводить анализ и синтез, сравнение,
классификацию,
извлечение необходимой информации, подведение под понятие.
Коммуникативные:
использование речи
для планирования и регуляции своей деятельности.
Регулятивные:
формирование умения
ставить учебную задачу на основе соотнесения того что известно и усвоено
учащимися и того, что неизвестно, составление плана и последовательности
действий, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
|
5. Открытие нового знания.
Цель – сформировать представление об умножении двузначных чисел на
однозначное; вывести новый способ умножения.
|
- Найдите
значение выражения: 16 х 3.
Достаточно ли у нас знаний, чтобы найти
значение этого выражения?
Как будем выходить из сложившейся ситуации?
Какое математическое свойство нам поможет?
- Подумайте и предложите свой вариант
решения в парах.
Закончив работу,
проверьте друг друга.
Сделайте вывод: как
умножать двузначное число на однозначное?
-
Как
будете работать в парах, как распределите работу между собой?
- Работаем в парах, затем проверяем.
|
Выявление недостающих для решения задачи
знаний, создание конфликтной ситуации.
Будем находить новый способ умножения, чтобы
решать такие примеры.
Работа в паре.
Решение
примера, взаимопроверка и выступление по очереди.
|
Коммуникативные:
в коммуникативной
форме обдумывают учебные действия, аргументируют своё мнение и позицию в
коммуникации.
|
|
Давайте посмотрим, какие способы вы нашли?
Кто готов поделиться открытием?
Способы решения записывают на доске:
16+16+16
16х3=(8+8)х3
16х3=(9+7)х3
16х3=(10+6)х3
-Как рассуждали?
- Какой способ самый удобный? Объясните.
Знание какого свойства умножения, позволило
выполнить задание?
Сформулируйте это свойство и сделайте вывод.
-Давайте составим алгоритм, по которому мы
будем находить умножение двузначного числа на однозначное.
1. Представляю число в виде суммы
разрядных слагаемых.
2. Применяю распределительный закон
умножения относительно сложения.
3. Умножаю десятки.
4. Умножаю единицы.
5. Складываю.
|
Дети предлагают различные варианты.
Выход на алгоритм (открытие)
Выполняют проверку различных способов
решения.
При объяснении называют наиболее удобный
способ вычисления.
После выполнения задания ученики приходят к
выводу, что легче считать тогда, когда двузначное число представлено суммой
разрядных слагаемых.
Составляют алгоритм: представить двузначное
число в виде суммы разрядного слагаемого, затем применить распределительное
свойство умножения.
|
Познавательные:
построение логической
цепи рассуждений,
доказательств,
моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения.
Коммуникативные:
достижение
договорённости и согласованности общего решения, умение выражать свои мысли.
Регулятивные:
целеполагание,
планирование,
прогнозирование,
контроль,
коррекция,
оценка, волевая
саморегуляция.
|
6. Первичное закрепление с
проговариванием во внешней речи.
Цель: решение учащимися
практико-ориентированных заданий с целью выявления границ применимости нового
знания.
|
- Используя составленный алгоритм, найдите
значения остальных выражений.
Работа у доски.
Объясните, как вычисляли.
Как можно сократить алгоритм умножения
двузначного числа на однозначное.
Умножаю десятки
на число.
Умножаю единицы
на число.
Складываю…
|
Фронтальная работа.
Ведут обсуждение способа умножения,
учатся четко проговаривать алгоритм,
принимать на себя ответственность за
результат учебного труда.
Коллективное решение.
|
Познавательные:
осознанно и
произвольно строить речевые высказывания;
построение
логической цепи рассуждений,
выведение
следствий, выполнение действий по алгоритму.
Регулятивные:
контроль,
коррекция, оценка.
Коммуникативные:
умение слушать,
участие в
коллективном обсуждение проблем.
|
7. Повторение, включение новых знаний в
систему знаний. Самостоятельная работа с само- или взаимопроверкой по эталону
Цель:
каждый для себя должен сделать вывод о том,
что умеет
Физкультминутка
|
Решите примеры в учебнике на стр. 112 №221
(1,2,3)
- Обменяйтесь с соседом тетрадью, проверьте.
- У кого задание выполнено верно, поставьте
на полях «+».- У кого вычислительные ошибки? На полях поставьте !
-Исследуя тему, устали немного. Сейчас
отдохнём, физкультминутку проведём.
Встаньте дети возле парт,
Отдыхать здесь каждый рад,
Руки вверх, вперёд и вниз,
Вверх и вниз, вверх и вниз.
Вправо, влево повернись,
Повернись и улыбнись
|
Самостоятельная
работа (выполнение письменных работ); самопроверка по эталону
1.
11х3 = 33
2. 15х7
= 105
3.
16х5 = 80
|
Познавательные:
Анализ, синтез,
выполнение действий
по алгоритму.
Регулятивные:
контроль,
коррекция, оценка, волевая саморегуляция в
ситуации
затруднения.
|
|
- Где нам может пригодиться умение
умножать двузначное число на однозначное?
Учебник – стр. 115 № 227
- О чём эта задача?
- Что известно?
- Что нужно узнать?
Обсудите
в паре решение и запишите в тетрадь.
|
Активизация оценочной деятельности через
самооценку полученных результатов.
- Можно использовать при решении задач,
уравнений, неравенств.
После разбора задачи дети записывают решение
двумя способами.
|
Познавательные:
моделирование,
установление причинно-следственных связей,
построение
логической цепи рассуждений, выбор
эффективных
способов решения задач.
Регулятивные:
контроль,
коррекция, оценка.
Коммуникативные:
выражение своих
мыслей с достаточной полнотой и точностью.
|
8. Контроль за процессом и результатом
учебной деятельности (Если останется время)
Цель: закрепление
полученных навыков и самопроверка
|
- Проверим, как вы поняли тему: «Умножение
двузначного числа на однозначное».
Я предлагаю вам задание.
Проверяю и оцениваю себя. Кто сделает все верно, того ждет приятный сюрприз.
Решаете примеры, результаты
закрашиваете в клеточках.
11х3 2 х44 12х2 41х2
21х2 2х32 15х3 23х3
13х3 4х15 25х2
- Что у вас получилось?
(Цифра 5).
- Кто правильно решил примеры, сразу получил
оценку за свою работу.
- Поднимите вверх свои пятерки.
|
Детям раздаются карточки с выражениями, на
которых они выполняют задание.
Дети выполняют
задание, а потом поверяют свой выбор по
слайду.
Чтобы умножить однозначное число на
двузначное, нужно применить переместительное свойство умножения, а затем
использовать новый алгоритм.
39
|
42
|
33
|
88
|
36
|
38
|
64
|
60
|
24
|
74
|
76
|
45
|
69
|
82
|
50
|
|
Личностные:
самооценка на основе критерия успешности.
Регулятивные:
контроль,
коррекция, оценка.
|
9. Рефлексия учебной деятельности на
уроке (итог)
- фиксация нового знания;
- оценка собственной
деятельности на уроке
Цель: сравнение
целей, поставленных в начале работы, с полученным результатом, подведение
объективного результата работы
Деятельность
учителя:
Определение перспектив последующей работы;
обеспечение понимания цели, содержания и
способов выполнения домашнего задания.
|
Наше исследование подходит к концу.
-Давайте вернёмся к плану нашего
исследования.
У – узнать…
Р – рассказать…
О – объяснить…
К - коллективно,
дружно работать.
-Что нового вы сегодня узнали?
- О каком математическом открытии
рассказали?
- Объяснили, где можно воспользоваться этим
открытием?
-Тот, у кого ещё есть вопросы и сомнения - ?
-Кто хорошо понял новый вычислительный
приём, поднимите карточку с - !
-Пора подводить
итоги, друзья!
Исследовали умножение мы
не зря,
В дальнейшей работе вам пригодятся ваши
знания.
А гостей мы поблагодарим за внимание!
Спасибо за работу! Урок окончен.
|
Осознание результатов своей учебной
деятельности;
Самооценка результатов своей работы и
работы всего класса.
Дети повторяют алгоритм.
Как умножать двузначное число на
однозначное.
Рассказали алгоритм умножения двузначного
числа на однозначное, добавили его в копилку мудрости.
Объяснили, где можно применять умножение
двузначного числа на однозначное.
Создали алгоритм, на основе которого можно
решать примеры на умножение двузначных чисел на однозначное число.
|
Личностные:
Адекватное
понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.
Смыслообразование (сформированность мотивации к дальнейшему обучению)
Самоопределение
Формирование
ценностных ориентаций
(саморегуляция,
стимулирование, достижение) и математической компетентности.
Познавательные:
Использование
индуктивного умозаключения,
рефлексия способов
и условий действия.
Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция.
Коммуникативные:
достижение общего
решения в совместной деятельности.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.