Главная / Русский язык и литература / технологическая карта урока литературы в 5 классе на тему

технологическая карта урока литературы в 5 классе на тему

Министерство образования Ставропольского края ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»


ЗАЧЁТНАЯ РАБОТА

слушателей краткосрочных курсов повышения квалификации

по теме:

«Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности

учителя русского языка и литературы

в условиях реализации ФГОС ООО»


Разработали: авторская группа (преподаватели русского языка)16 поток:


Ковалёва Л.А. – МБОУ «СОШ№9» ст.Старопавловской Кировского района

Аббасова И.З. – МКОУ «СОШ№16» а.Малый Барханчак Ипатовского района

Чубова Л.С. - МКОУ «СОШ№13» п.Винодельненский Ипатовского района

Бажева Ф.К. – коррекционная школа-интернат №36 г.Ставрополь

Казаков В.Н. – коррекционная школа-интернат №36 г.Ставрополь



г.Ставрополь,2013г.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: литература

Класс: 5

Автор УМК: Коровина В. Я., М. «Просвещение», 2012г

Тема урока: Пословицы

Цели как результат деятельности учеников:

Личностные: осознавать ценность произведений устного народного творчества, богатства его возможностей для выражения разных оттенков мысли в малых жанровых формах.


Метапредметные:

  1. Регулятивные: уметь управлять своей деятельностью во время создания текста, проявлять инициативу и самостоятельность в решении поставленной проблемы,

  2. Коммуникативные: овладевать речевыми навыками при создании текста, уметь адекватно воспринимать чужое мнение, отстаивать свою позицию.

  3. Познавательные: выполнять сопоставительные и логические операции при работе с пословицами.

Предметные: формирование умения понимать смысл пословиц основе восприятия переносного значения и метафоры






















Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивационно-целевой


Создаёт проблемную ситуацию, побуждающую

изучать пословицы на основе фрагмента из ранее

изученной сказки «Иван-Крестьянский сын». (Просмотр

фрагмента мультфильма)


Задаёт вопросы:

- Что отвечает Иван-Крестьянский сын на угрозы Чуда-Юда?

-Это предложение чем-то отличается от других?







Дети вспоминают сказ-ку и отвечают на по-ставленные вопросы:

-Погоди хвалиться - как бы не осрамиться!


Оно похоже на маленький рассказ со смыслом, т.е. является пословицей, произ-ведением устного на-родного творчества.




Коммуникативные:

восприятие речи на слух, умение оформлять свои мысли в устной форме, опираясь на полученные ранее знания.






















II. .Поисково-исследовательс-кий





1.Учитель раздаёт детям карточки, с пословицами, в которых перепутаны части:

первая часть от одной пословицы, а вторая – от другой, даёт инструкцию:

«собрать» пословицы,

объединив 1-ю и 2-ю части

по смыслу при помощи соеди-няющих стрелок:


  1. Не рой другому яму- не жди добра-.

  2. Без труда -гуляй смело.

  3. Встречают по одёжке-в том и совесть.

  4. Сделал дело-глаз не выклюют.

  5. В ком есть стыд- люби и саночки носить.

  6. Ворон ворону-кулаками не машут.

  7. После драки-не выловишь и рыбку из пруда.

  8. Любишь кататься-провожают по уму.





Предлагает ответить на вопросы:

  1. Какова основная идея каждой из пословиц?

  2. Есть ли в получившемся списке близкие по смыслу пословицы?

  3. Какие именно?

  4. Какие темы их объединяют?












Ученики выполняют работу в парах, восстанавливают пословицы, читают их вслух.




















Отвечают на поставленные вопросы.




Делают выводы о нравственной составляющей каждой группы пословиц.


Личностные результаты:

развитие чувства прекрасного – умения чувствовать красоту и выразительность русской речи.







Коммуникативные:

умение взаимодействовать друг с другом, умение оформлять свои мысли в устной форме, использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей.




Предметные: формирование умения понимать смысл пословиц на основе восприятия переносного значения и метафоры.


III. Развитие учебно­ языковых и речевых умений.

Учитель предлагает объединиться в группы для выполнения творческой работы.

Каждой группе дают карточку со списком пословиц:

Что ни делается, всё к лучшему.(рус.)

Как аукнется, так и откликнется.(рус.)

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда(рус)

По одёжке протягивай ножки(рус)

В чужой монастырь со своим уставом не суйся(рус)

Не имей сто рублей, а имей сто друзей(рус)

Если не выносишь жара, уйди из кухни.(амер.)

Привычка рано ложиться и рано вставать приносит человеку здоровье, богатство и мудрость.(амер.)



Учитель доброжелательно выслушивает творческие работы вместе с учащимися и комментирует.



Каждая группа внимательно читает пословицы, выбирает наиболее важную , по их мнению, пословицу, а затем сочиняет историю, которая

отражала бы смысл и главную идею выбранной пословицы.












После завершения творческой работы представитель каждой группы зачитывает творческую работу.






Регулятивные

Научить работать в группе, устанавливать рабочие отношения, учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.



Познавательные

  1. Использовать свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.



IV.Рефлексия







V.Итоги




VI.Домашнее задание

.



Учитель раздаёт учащимся карточки и предлагает закончить предложения:

Мне интересно было…

Я узнал(а)…

Теперь я буду…


Учитель подводит итог деятельности:



Учитель предлагает созданным на уроке группам продолжить работу по изучению пословиц,

наблюдая за окружающим социумом: какие пословицы используют окружающие?

Даёт инструкцию:

-слушать телевизор,

-разговоры домашних,

-провести опрос о том, какие пословицы люди чаще всего используют в жизни.

Сообщает , что данная работа станет начальным этапом для проекта «Пословицы и современность»



















Учащиеся заканчивают

предложения и сдают карточки учителю.









Записывают задание и

Совещаются по поводу распределения областей деятельности.



Личностные результаты:

Формируем умения устанавливать учащимися значение результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

Регулятивные: формируем умение выделять и осознавать то , что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.




























технологическая карта урока литературы в 5 классе на тему
  • Русский язык и литература
Описание:

   Технологическая карта урока литературы, созданная как итоговая работа на курсах переподготовки по ФГОС группой учителей.

    Изучение пословиц организовано с опорой на произведение устного народного творчества - сказку "Иван-Крестьянский сын и чудо-юдо", что помогает рассмотреть бытование пословиц в жизни и фольклоре.

Данная технологическая карта  подробно отражает деятельность учителя и учащихся на всех этапах урока в соответствии с требованиями ФГОС.

Данная карта может служить каркасом для создания других таких же к  урокам литературы и русского языка и не только.

Автор Ковалёва Людмила Александровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 3707
Номер материала 46858
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓