Инфоурок Русский язык КонспектыТехнологическая карта урока литературы в 11 классе на тему "Добро и зло в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Технологическая карта урока литературы в 11 классе на тему "Добро и зло в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Добро и зло в романе М.pptx

Скачать материал "Технологическая карта урока литературы в 11 классе на тему "Добро и зло в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита""

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Землеустроитель

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • «Добро и зло в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Авторы: ученики 11...

    1 слайд

    «Добро и зло в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

    Авторы: ученики 11 класса

  • «…так кто же ты, наконец?»
- Я- часть той силы, что вечно хочет зла и вечн...

    2 слайд




    «…так кто же ты, наконец?»
    - Я- часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.
    Гёте «Фауст»

  • Иисус из Назарета и Иешуа Га-Ноцри

																							«…веришь ли ты в к...

    3 слайд

    Иисус из Назарета и Иешуа Га-Ноцри

    «…веришь ли ты в каких – нибудь богов?»
    Бог один – ответил Иешуа,
    - в него я верю.

  • «Добро не может существовать без зла»
(Украинский философ 18 века Григори...

    4 слайд





    «Добро не может существовать без зла»
    (Украинский философ 18 века Григорий Сковорода)
































  • «Конечно, когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения...

    5 слайд

    «Конечно, когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы».
    (Маргарита)

  • Совесть-искупление вины, возможность внутреннего очищения.Продав душу, можн...

    6 слайд

    Совесть-искупление вины, возможность внутреннего очищения.

    Продав душу, можно ли обрести покой?



  • Иешуа прощает Понтия Пилата. Милосердие и добро Иешуа Га-Ноцри побеждают зло...

    7 слайд

    Иешуа прощает Понтия Пилата. Милосердие и добро Иешуа Га-Ноцри побеждают зло и жестокость прокуратора.

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Тема добра и зла.docx

Технологическая карта урока литературы в 11 классе на тему: «Добро и зло в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»(3-4 уроки)

Людмила Лазаревна Кугушева, учитель русского языка и литературы МКОУ Мокровская СОШ Гусь –Хрустального района

 

Цели:

·         Обучающая: научить выделять сюжетные линии в романе, привить умение анализировать , сопоставлять факты , ввести в мир православной  духовной литературы.

·         Развивающая: развивать у учащихся логическое мышление, умение работать с опорной схемой, развивать навыки сравнительного анализа в работе с художественным текстом, повысить уровень мотивации к чтению на уроках литературы.

·         Воспитательная: формировать у учащихся нравственные качества, воспитывать любовь к ближним, развивать положительные качества такие , как милосердие , сопереживание, умение различать добро и зло в мире.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация , составленная учителем и учениками, опорная схема, выполненная учителем.

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Планируемые результаты: учащиеся  через сравнение трех миров в произведении постигают философское звучание темы борьбы добра и зла, открывают  своеобразие мастерства писателя, глубоко воспринимают библейские мотивы романа , истолкованные священником , присутствующем на данном уроке.

 

Ход урока

I. Организация класса (Вводная часть)

Приветствие, сообщение темы и целей урока. Постановка проблемы: актуальна ли проблема добра и зла в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? Каков итог противоборства этих понятий?

II. Актуализация знаний

1.    Индивидуальные сообщения учащихся по темам домашнего задания:

- О происхождении имен представителей зла в романе.

- Понтий Пилат и Иешуа.

– Три сюжетные линии в романе. Прокомментируйте, связаны ли они с проблемой противостояния  добра и зла в романе .

- Сон Понтия Пилата как олицетворение победы человека над самим собой.

-  Как добро противопоставлено злу?  Мастерские приемы писателя.

III. Постановка проблемы

– Где можно найти решение поставленных проблем в романе? (В позиции автора,  в его отношении к художественному миру,  созданному в романе, в средствах изображения).

IV. Обобщение и знакомство с точкой зрения священника по данной проблеме

1. Слово учителя.

Как мы выяснили, роман “Мастер и Маргарита” имеет три сюжетных линии, композиция его необычайна и сложна. Исследователи находят в романе три основных мира: древний ершалаимский, вечный потусторонний и  московский  30-ых годов 20 века.. Проследим, как решается проблема борьбы добра и зла в каждой сюжетной линии.

2. Организация работы в группах.

Всего 3 группы. Всем учащимся розданы опорные схемы, которые нужно заполнить.

1-я группа: наблюдение над хронотопом. Ученики определяют два пласта времени (эпохи Иисуса Христа  и  Москвы  30-х годов), сопоставление их и анализ особенностей художественных приемов М.А.Булгакова  при освещении темы добра и зла  в тоталитарном государстве в разных временных плоскостях.

2-я, 3-я  группы: учащиеся работают с текстом и , создают опорный конспект. Делают выводы о позиции автора в решении проблемы борьбы добра со злом в каждой сюжетной линии и о  победе добра.

2-я группа – «Понтий Пилат и Иешуа»

3-я группа – «Мастер и Маргарита»

Выступление настоятеля храма Илии Пророка в селе Палищи Гусь-Хрустального района отца Александра (при освещении данных вопросов о. Александр по памяти цитировал выдержки из романа «Мастер и Маргарита», что  вызвало  большой интерес  учеников к его выступлению).

1)    Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» с точки зрения церковной морали.

2)    Евангелие о роли Понтия Пилата в казни Иисуса Христа Сына Божьего.

3)    Сопоставление образа наместника Иудеи в булгаковском романе с евангельским.

4)    Образ сатаны в романе , силы зла в жизни. Как избежать их дурного влияния (зачитываются воспоминания и предостережения Святых отцов)

5)    Пороки и грехи человеческие в романе и по церковным канонам. Избежание этих грехов.

Ответы на вопросы , заданные учениками священнику.

V. Подведение итогов работы

Каждая группа представляет результаты работы.

(Два ученика подготовили на уроке мини-презентацию по основным значимым понятиям , прозвучавшим на уроке и познакомили класс с ней).

Результаты работы групп завершаются проблемными вопросами: критики утверждают , что булгаковскийВоланд наделен некоторыми добродетелями . Так ли это ? Возможно ли это ? И что своеобразная моральная ревизия общества совершается в романе Воландом?

-  Согласны ли вы с утверждением в эпиграфе к роману:

…так кто ж ты  , наконец?

- Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

-  «Добро не может существовать без зла» (украинский философ 18 века Григорий Сковорода).

 

VI. Закрепление знаний

Фронтальный опрос:

1)    Чем заканчивается противоборство добра и зла в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» ?

2)    Зла в романе намного больше ,но почему побеждает добро? ( Иешуа прощает Понтия Пилата. Его милосердие ,его добро побеждают зло и жестокость прокуратора).

VII. Подведение итогов

Формулировка проблемы и вывода по теме урока. Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание: эссе на тему: «Продав душу , можно ли обрести покой?»

 

Используемая литература

1.    Русская литература XX века. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – В 2 ч. Ч. 1/ В.В. Агеносов и другие.- М.: Дрофа

2.    Русская литература ХХ века. 11 кл.: Практикум для общеобразовательных учреждений / Под ред. Ю. Лыссого. – М.: Мнемозина, 1998.

3.    Русская литература ХХ века. 11 кл.: Методические рекомендации для учителя. / В.В. Агеносов, Э.Л. Безносов, Н.С. Выгон и др.; – М.: Дрофа, 2002.

4.    Немцев В.И. Михаил Булгаков: становление романиста. – Издательство Саратовского университета, Самарский филиал, 1991.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к уроку

Фразы и понятия, над которыми стоит подискутировать:

1.      «Добро не может существовать без зла» 

(Украинский философ 18 века Григорий Сковорода.)

2.      Эпиграф к роману:

… так кто ж ты, наконец?

-Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

                                                                                   Гёте «Фауст»

3.      Критики утверждают, что булгаковский Воланд наделён некоторыми добродетелями. Так ли это? И что своеобразная моральная  ревизия общества совершается в романе Воландом?

4.      Образ Понятия Пилата в  изображения М. Булгакова: вымысел и отступления.

5.      Можно ли назвать Сталина, как утверждают, предполагают критики и литературоведы, прообразом Воланда напрямую?

6.      Символ христианства – розы, так казалось автору, когда он писал свой  роман. А другие предполагают, что розы – символ католицизма. Кто прав, прав ли кто?

7.      Продав душу, можно ли  обрести покой?

8.      Ваше мнение: можно ли судить о вероисповедании самого автора, исходя из романа «Мастер и Маргарита»?

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Технологическая карта урока литературы в 11 классе на тему "Добро и зло в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита""

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

Технологическая карта урока литературы в 11 классе на тему: «Добро и зло в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»(3-4 уроки)

 

Людмила Лазаревна Кугушева, учитель русского языка и литературы МКОУ Мокровская СОШ Гусь –Хрустального района

 

 

 

Цели:

 

  • Обучающая: научить выделять сюжетные линии в романе, привить умение анализировать , сопоставлять факты , ввести в мир православной  духовной литературы.

  • Развивающая: развивать у учащихся логическое мышление, умение работать с опорной схемой, развивать навыки сравнительного анализа в работе с художественным текстом, повысить уровень мотивации к чтению на уроках литературы.

  • Воспитательная: формировать у учащихся нравственные качества, воспитывать любовь к ближним, развивать положительные качества такие , как милосердие , сопереживание, умение различать добро и зло в мире.

    Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация , составленная учителем и учениками, опорная схема, выполненная учителем.

    Форма работы: индивидуальная, групповая.

    Планируемые результаты: учащиеся  через сравнение трех миров в произведении постигают философское звучание темы борьбы добра и зла, открывают  своеобразие мастерства писателя, глубоко воспринимают библейские мотивы романа , истолкованные священником , присутствующем на данном уроке.

     

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 258 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.11.2014 853
    • ZIP 1.2 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Матвеева Наталья Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Матвеева Наталья Михайловна
    Матвеева Наталья Михайловна
    • На сайте: 8 лет и 11 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3632
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Мини-курс

Soft-skills современного педагога

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек

Мини-курс

Стратегии клиентоориентированного бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические особенности педагогического общения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек