Главная / Русский язык и литература / Технологическая карта урока литературы в 11 классе на тему "Добро и зло в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Технологическая карта урока литературы в 11 классе на тему "Добро и зло в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Название документа Добро и зло в романе М.pptx

«Добро и зло в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Авторы: ученики 11 ...
«…так кто же ты, наконец?» - Я- часть той силы, что вечно хочет зла и вечно ...
Иисус из Назарета и Иешуа Га-Ноцри 																							«…веришь ли ты в ка...
«Добро не может существовать без зла» (Украинский философ 18 века Григорий С...
«Конечно, когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения ...
Совесть-искупление вины, возможность внутреннего очищения. Продав душу, можно...
Иешуа прощает Понтия Пилата. Милосердие и добро Иешуа Га-Ноцри побеждают зло ...
1 из 7

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 «Добро и зло в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Авторы: ученики 11 кла
Описание слайда:

«Добро и зло в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Авторы: ученики 11 класса

№ слайда 2 «…так кто же ты, наконец?» - Я- часть той силы, что вечно хочет зла и вечно сов
Описание слайда:

«…так кто же ты, наконец?» - Я- часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Гёте «Фауст»

№ слайда 3 Иисус из Назарета и Иешуа Га-Ноцри 																							«…веришь ли ты в каких
Описание слайда:

Иисус из Назарета и Иешуа Га-Ноцри «…веришь ли ты в каких – нибудь богов?» Бог один – ответил Иешуа, - в него я верю.

№ слайда 4 «Добро не может существовать без зла» (Украинский философ 18 века Григорий Сков
Описание слайда:

«Добро не может существовать без зла» (Украинский философ 18 века Григорий Сковорода)

№ слайда 5 «Конечно, когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у п
Описание слайда:

«Конечно, когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы». (Маргарита)

№ слайда 6 Совесть-искупление вины, возможность внутреннего очищения. Продав душу, можно ли
Описание слайда:

Совесть-искупление вины, возможность внутреннего очищения. Продав душу, можно ли обрести покой?

№ слайда 7 Иешуа прощает Понтия Пилата. Милосердие и добро Иешуа Га-Ноцри побеждают зло и ж
Описание слайда:

Иешуа прощает Понтия Пилата. Милосердие и добро Иешуа Га-Ноцри побеждают зло и жестокость прокуратора.

Название документа Тема добра и зла.docx

Технологическая карта урока литературы в 11 классе на тему: «Добро и зло в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»(3-4 уроки)

Людмила Лазаревна Кугушева, учитель русского языка и литературы МКОУ Мокровская СОШ Гусь –Хрустального района



Цели:

  • Обучающая: научить выделять сюжетные линии в романе, привить умение анализировать , сопоставлять факты , ввести в мир православной духовной литературы.

  • Развивающая: развивать у учащихся логическое мышление, умение работать с опорной схемой, развивать навыки сравнительного анализа в работе с художественным текстом, повысить уровень мотивации к чтению на уроках литературы.

  • Воспитательная: формировать у учащихся нравственные качества, воспитывать любовь к ближним, развивать положительные качества такие , как милосердие , сопереживание, умение различать добро и зло в мире.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация , составленная учителем и учениками, опорная схема, выполненная учителем.

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Планируемые результаты: учащиеся через сравнение трех миров в произведении постигают философское звучание темы борьбы добра и зла, открывают своеобразие мастерства писателя, глубоко воспринимают библейские мотивы романа , истолкованные священником , присутствующем на данном уроке.



Ход урока

I. Организация класса (Вводная часть)

Приветствие, сообщение темы и целей урока. Постановка проблемы: актуальна ли проблема добра и зла в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? Каков итог противоборства этих понятий?

II. Актуализация знаний

  1. Индивидуальные сообщения учащихся по темам домашнего задания:

- О происхождении имен представителей зла в романе.

- Понтий Пилат и Иешуа.

Три сюжетные линии в романе. Прокомментируйте, связаны ли они с проблемой противостояния добра и зла в романе .

- Сон Понтия Пилата как олицетворение победы человека над самим собой.

- Как добро противопоставлено злу? Мастерские приемы писателя.

III. Постановка проблемы

Где можно найти решение поставленных проблем в романе? (В позиции автора, в его отношении к художественному миру, созданному в романе, в средствах изображения).

IV. Обобщение и знакомство с точкой зрения священника по данной проблеме

1. Слово учителя.

Как мы выяснили, роман “Мастер и Маргарита” имеет три сюжетных линии, композиция его необычайна и сложна. Исследователи находят в романе три основных мира: древний ершалаимский, вечный потусторонний и московский 30-ых годов 20 века.. Проследим, как решается проблема борьбы добра и зла в каждой сюжетной линии.

2. Организация работы в группах.

Всего 3 группы. Всем учащимся розданы опорные схемы, которые нужно заполнить.

1-я группа: наблюдение над хронотопом. Ученики определяют два пласта времени (эпохи Иисуса Христа и Москвы 30-х годов), сопоставление их и анализ особенностей художественных приемов М.А.Булгакова при освещении темы добра и зла в тоталитарном государстве в разных временных плоскостях.

2-я, 3-я группы: учащиеся работают с текстом и , создают опорный конспект. Делают выводы о позиции автора в решении проблемы борьбы добра со злом в каждой сюжетной линии и о победе добра.

2-я группа – «Понтий Пилат и Иешуа»

3-я группа – «Мастер и Маргарита»

Выступление настоятеля храма Илии Пророка в селе Палищи Гусь-Хрустального района отца Александра (при освещении данных вопросов о. Александр по памяти цитировал выдержки из романа «Мастер и Маргарита», что вызвало большой интерес учеников к его выступлению).

  1. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» с точки зрения церковной морали.

  2. Евангелие о роли Понтия Пилата в казни Иисуса Христа Сына Божьего.

  3. Сопоставление образа наместника Иудеи в булгаковском романе с евангельским.

  4. Образ сатаны в романе , силы зла в жизни. Как избежать их дурного влияния (зачитываются воспоминания и предостережения Святых отцов)

  5. Пороки и грехи человеческие в романе и по церковным канонам. Избежание этих грехов.

Ответы на вопросы , заданные учениками священнику.

V. Подведение итогов работы

Каждая группа представляет результаты работы.

(Два ученика подготовили на уроке мини-презентацию по основным значимым понятиям , прозвучавшим на уроке и познакомили класс с ней).

Результаты работы групп завершаются проблемными вопросами: критики утверждают , что булгаковскийВоланд наделен некоторыми добродетелями . Так ли это ? Возможно ли это ? И что своеобразная моральная ревизия общества совершается в романе Воландом?

- Согласны ли вы с утверждением в эпиграфе к роману:

так кто ж ты , наконец?

- Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

- «Добро не может существовать без зла» (украинский философ 18 века Григорий Сковорода).



VI. Закрепление знаний

Фронтальный опрос:

  1. Чем заканчивается противоборство добра и зла в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» ?

  2. Зла в романе намного больше ,но почему побеждает добро? ( Иешуа прощает Понтия Пилата. Его милосердие ,его добро побеждают зло и жестокость прокуратора).

VII. Подведение итогов

Формулировка проблемы и вывода по теме урока. Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание: эссе на тему: «Продав душу , можно ли обрести покой?»



Используемая литература

  1. Русская литература XX века. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – В 2 ч. Ч. 1/ В.В. Агеносов и другие.- М.: Дрофа

  2. Русская литература ХХ века. 11 кл.: Практикум для общеобразовательных учреждений / Под ред. Ю. Лыссого. – М.: Мнемозина, 1998.

  3. Русская литература ХХ века. 11 кл.: Методические рекомендации для учителя. / В.В. Агеносов, Э.Л. Безносов, Н.С. Выгон и др.; – М.: Дрофа, 2002.

  4. Немцев В.И. Михаил Булгаков: становление романиста. – Издательство Саратовского университета, Самарский филиал, 1991.

















Приложение к уроку

Фразы и понятия, над которыми стоит подискутировать:

  1. «Добро не может существовать без зла»

(Украинский философ 18 века Григорий Сковорода.)

  1. Эпиграф к роману:

так кто ж ты, наконец?

-Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

Гёте «Фауст»

  1. Критики утверждают, что булгаковский Воланд наделён некоторыми добродетелями. Так ли это? И что своеобразная моральная ревизия общества совершается в романе Воландом?

  2. Образ Понятия Пилата в изображения М. Булгакова: вымысел и отступления.

  3. Можно ли назвать Сталина, как утверждают, предполагают критики и литературоведы, прообразом Воланда напрямую?

  4. Символ христианства – розы, так казалось автору, когда он писал свой роман. А другие предполагают, что розы – символ католицизма. Кто прав, прав ли кто?

  5. Продав душу, можно ли обрести покой?

  6. Ваше мнение: можно ли судить о вероисповедании самого автора, исходя из романа «Мастер и Маргарита»?







Технологическая карта урока литературы в 11 классе на тему "Добро и зло в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
  • Русский язык и литература
Описание:

 

Технологическая карта урока литературы в 11 классе на тему: «Добро и зло в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»(3-4 уроки)

 

Людмила Лазаревна Кугушева, учитель русского языка и литературы МКОУ Мокровская СОШ Гусь –Хрустального района

 

 

 

Цели:

 

  • Обучающая: научить выделять сюжетные линии в романе, привить умение анализировать , сопоставлять факты , ввести в мир православной  духовной литературы.

  • Развивающая: развивать у учащихся логическое мышление, умение работать с опорной схемой, развивать навыки сравнительного анализа в работе с художественным текстом, повысить уровень мотивации к чтению на уроках литературы.

  • Воспитательная: формировать у учащихся нравственные качества, воспитывать любовь к ближним, развивать положительные качества такие , как милосердие , сопереживание, умение различать добро и зло в мире.

    Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация , составленная учителем и учениками, опорная схема, выполненная учителем.

    Форма работы: индивидуальная, групповая.

    Планируемые результаты: учащиеся  через сравнение трех миров в произведении постигают философское звучание темы борьбы добра и зла, открывают  своеобразие мастерства писателя, глубоко воспринимают библейские мотивы романа , истолкованные священником , присутствующем на данном уроке.

     

 

Автор Кугушева Людмила Лазаревна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1260
Номер материала 3516
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓