Главная / Русский язык и литература / Технологическая карта урока литературы на тему "Н. В. Гоголь "Портрет". Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел"

Технологическая карта урока литературы на тему "Н. В. Гоголь "Портрет". Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел"

Технологическая карта теоретического (лекционного) занятия.


Тема «Н.В. Гоголь. «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел».

Цели учебного занятия:

Образовательная:

- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы урока;

- формировать навык учебной работы и культуры умственного труда;

- закрепить навык анализа художественного произведения;


Развивающая:

- развитие способности к высказыванию собственного мнения по обсуждаемым вопросам, готовности учащихся к самоопределению, принятию решения и выбору личностной позиции;

- развитие умения самостоятельно подбирать материал к заданной теме;

- развивать умение работать в команде, формулировать и отстаивать свою точку зрения;

- развитие познавательной активности, самостоятельности и инициативности, познавательных интересов;

- развитие творческого мышления, литературной речи.

Воспитательная:

- умение распознавать истинные и ложные ценности;

- формирование уважения к праву каждого человека иметь свою позицию, точку зрения;

- бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям;

- уважать социальные, культурные и религиозные различия;

- формирование у студентов нравственных ориентиров;

Требования к знаниям и умениям:

Знать:

- творческую биографию писателя;

- понятия «художественное мастерство», « язык и стиль», «прототип литературного героя», «образ в системе образов», «сюжет», «композиция», «идея».

Уметь:

- определять проблематику произведения;

- уметь работать по заданной теме в малой группе;

- готовить сообщение, сообщение-презентацию на заданную тему;

- комментировать текст;

- анализировать, обобщать, делать выводы.

Тип лекции (информационная, проблемная, лекция-пресс-конференция и др.): семинар-практикум в технике «зигзаг».
Образовательные технологии: технология развития критического мышления учащихся

Методы и приемы обучения: компетентностное обучение, метод проблемного изложения материала, дискуссия, дифференцированный подход в обучении, беседа по содержанию текста повести, доклады студентов, ответы на проблемные вопросы.

Средства обучения:

Учебно-наглядные и натуральные пособия, раздаточный материал: портрет

Н. В. Гоголя, книга «Петербургские повести» , доклады студентов.

Технические средства обучения:_нетбук, проектор, экран.

Электронные ресурсы (мультимедийные презентации, обучающие программы и тренажеры, электронные учебники, интерактивная доска, Интернет-ресурсы и другие): презентация.

Межпредметные и внутрипредметные связи:

Приложение 1.

Приложение 2.




Хронологическая карта занятия


Этапы учебного занятия

Время (минуты)

1.

Организационный момент

1 мин

2.

Вступление, мотивация изучения темы:

- формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности;

- постановка целей;

- изложение плана лекции, включающего основные вопросы, подлежащие рассмотрению;

- актуализация имеющихся знаний, ретроспекция (вопросы, изученные на прошлой лекции, связь их с новым материалом).


1 мин



1 мин.

2 мин.


7 мин.

3.

Основная часть лекции (изложение содержания в соответствии с планом)

25 мин.

4.

Обобщение и систематизация изученного материала

5 мин

5.

Подведение итогов

2 мин.

6.

Характеристика рекомендуемой литературы.

1 мин.

Вступление, мотивация изучения темы:

Эпиграф урока:

«...Талант есть драгоценнейший дар Бога – не погуби его...»

Учитель: . Вводное слово учителя.

 Сегодня мы поговорим о петербургском периоде творчества Н. В. Гоголя. В первой половине 1835 года Гоголь публикует сборник «Арабески», в состав которого вошли три повести: «Невский проспект», «Портрет» и «Записки сумасшедшего». Петербургскими повестями, дополненными затем рассказом «Нос» и повестью «Шинель», Гоголь завершал целостную картину русской жизни, существенным звеном которой оказалась также написанная в эти годы комедия «Ревизор».

Основная тема петербургских повестей – обманчивость внешнего блеска столичной жизни, её мнимого великолепия, за которым скрывается низменная и пошлая проза. Кроме того Гоголя волнует тема творчества и художника. Он убеждён, что талант – это Божий дар, он дан, чтобы «постигнуть высокую тайну создания». Этой теме посвящена повесть «Портрет». Итак, тема нашего занятия: «Идейный замысел повести»hello_html_m2fb82c14.gif

Приложение 4.


2 часть – «хотим узнать».

Слушаем доклады, заранее подготовленные студентами.

Сейчас прослушаем студентов, подготовивших доклады: «Петербургский период творчества Н. В. Гоголя» и « История создания повести «Портрет».


« История создания повести «Портрет».


Повесть «Портрет» посвящена основной и животрепещущей теме Н. В.Гоголя – теме творчества, судьбы художника, эстетического и нравственного.

Замысел повести относится 1831-1832 годам. Три произведения – «Невский проспект», «Портрет» (1 ред.), «Записки сумасшедшего» – вошли в сборник «Арабески», опубликованный в 1835 году. Автор мечтал создать книгу о петербургских художниках, скульпторах, музыкантах. Первые две повести перекликаются с рядом статей «Арабесок» по вопросам искусства. Автор так глубоко и искренне верил в его спасительную силу, что надеялся посредством его повлиять на миропорядок. «...Знаю, что, прежде чем понимать значенье и цель искусства, я уже чувствовал чутьём всей души моей, что оно должно быть свято... В искусстве таятся созданья, а не разрушенья. Искусство есть водворение в душу стройности и порядка, а не смущения и расстройства...» – сообщает Н. В. Гоголь в письме В. А. Жуковскому.

В начале 40-х годов автор возвращается к работе над повестью, так как её первая редакция не была принята современниками. В. Г. Белинский отметил: «Портрет» есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь есть талант. Первой части этой повести невозможно читать без увлеченья...

Но вторая её часть решительно ничего не стоит: в ней совсем не видно Гоголя...» В Риме автор подверг повесть тщательной переработке. В первой редакции Гоголь вёл открытый диалог с читателем, обнажал все «нервы» произведения. Во второй редакции он углубил эстетическую проблематику, чётче выразил эстетический идеал. В первой части проблема реализации

художнического дара, влияния искусства на душу человека входила эпизодически. В окончательном варианте этот вопрос поставлен со всей определённостью: «Или рабское, буквальное подражание натуре есть уже проступок и кажется нестройным криком?» Настоящее искусство, по мысли Гоголя, должно быть озарено высшим светом и не подчиняться законам сиюминутного, временного. В результате правок был изменён сюжет: углублён подтекст, изменены экспозиция и финал, завуалирована фантастика.

Повесть состоит из двух частей. В первой рассматривается трагическая история художника Чарткова; вторая рассказывает историю преображения человека. Здесь Н. В. Гоголь использовал хорошо известный в мировой литературе приём «перевёрнутой композиции» (ведь события второй части хронологически предшествуют событиям первой).


Учитель: напоминаю, 2 часть нашего зигзага – «хотим узнать»

  • Почему погиб талант Чарткова?

  • Почему герою не удалось сохранить свой талант, а автору таинственного портрета удалось преодолеть в себе живописца “нестройной жизни”?

  • Каков смысл композиции?

Ответы на эти и другие вопросы помогут вам разгадать многочисленные тайны гоголевского текста. На урок речь пойдёт о тайне творчества, о загадке человеческого духа, о возможных способах постижения природы искусства, о том, как важно человеку не предавать себя, не изменять своему таланту и верить в своё призвание.





Приложение 5.

2 часть – «хотим узнать». Анализ повести по вопросам, предоставленным студентам заблаговременно:

Вопросы для анализа повести.

Часть I.

  1. Чем недоволен Чартков, рассматривая картины в лавке на Щукинском дворе?

  2. Почему Чартков купил портрет старика на последний двугривенный?

  3. Какое значение имеет пейзаж в эпизоде возвращения Чарткова домой?

  4. Зачем так подробно описана комната Чарткова?

  5. Были ли у профессора основания опасаться, что Чартков станет модным живописцем?

  6. Почему купленный портрет тревожит Чарткова и не кажется ему произведением высокого искусства?

  7. Какие свойства Чарткова говорят о таланте художника?

  8. Прав ли Чартков, когда он думает, что портрет имеет «тайную связь с его судьбой»?

  9. Какие возможности даёт Чарткову неожиданно раскрытый клад, и как он его использует?

  10. Почему богатство возбуждает в Чарткове желанье славы?

  11. Почему мы узнаём имя и отчество Чарткова из газетной заметки?

  12. Над чем смеётся Гоголь, передавая болтовню дамы, заказывающей портрет дочери?

  13. Почему работа над портретом «завлекла» Чарткова? Что и почему ложно в портрете аристократической девушки?

  14. Почему в портретах, которые рисует Чартков, сходство уступает благообразию?

  15. Сравните облик Чарткова и обстановку его дома на Васильевском острове и на Невском проспекте. Как изменился он сам и его отношение к искусству и великим художникам?

16.Почему «Золото сделалось... страстью, идеалом, страхом, целью» Чарткова?

17.Чем отличается русский художник, усовершенствовавшийся в Италии, от Чарткова? Как вы думаете, о каком художнике и какой картине идёт речь?

18. Почему потрясение от совершенной картины в Чарткове превращается в «зависть и бешенство», почему он уничтожает талантливые произведения искусства?

19. Отчего Чартков впал в «безнадёжное сумасшествие» и умер?

Часть 2.

1. Почему Гоголь сравнивает аукцион с погребальной процессией?

2. Почему ростовщики необходимы «осадку человечества», поселившемуся в Коломне, и отчего главным свойством ростовщика оказывается бесчувствие?

3. Чем странен ростовщик, с которого писался портрет?

4. Какие перемены происходят в людях, которые связывают себя с ростовщиком?

5. Зачем ужасный ростовщик заказывает портрет художнику и почему тот соглашается его писать?

6. Какие несчастия принёс художнику портрет ростовщика и как он очистил душу от скверны?

7. Какие из советов отца сыну вы считаете самыми важными? В чём связь этих советов с Нагорной проповедью Христа?

8. В чём значение искусства и почему «талант...чище всех должен быть душою»? В чём отличие мысли Гоголя от слов пушкинского Моцарта: «Гений и злодейство – две вещи несовместимые»?







Приложение 6.

2 часть – «хотим узнать». Анализ содержания повести с использованием проблемных вопросов.

Учитель:

Мы повторили содержание повести, а теперь обратим внимание на тот факт из жизни Гоголя:

именно в 1835 году Гоголь собрал статьи по искусству («Живопись, скульптура и музыка», «Несколько слов о Пушкине», «Об архитектуре нынешнего времени»), лекции и статьи по истории и размышления об исторических лицах и напечатал их вместе с повестью «Портрет». Это свидетельствует о том, что Гоголя волнуют вопросы творчества и место художника в обществе.

В повести «Портрет» автор рассматривает жизнь современного художника в этом суетном мире, писатель ищет истинный смысл человеческой жизни и определяет назначение искусства.

Гоголь рассчитывает на понимание читателей и критиков, но каково же было разочарование писателя, когда ведущий критик 30-40-х годов В. Г. Белинский неодобрительно отозвался о повести «Портрет»: «Портрет есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остаётся талантом. Первой части этой повести невозможно читать без увлечения; даже, в самом деле, есть что-то ужасное, роковое, фантастическое в этом таинственном портрете, есть какая-то непобедимая прелесть, которая заставляет вас насильно смотреть на него, хотя вам это и страшно. Прибавьте к этому множество фантастических картин и очерков во вкусе г. Гоголя; вспомните квартального надзирателя, рассуждающего о живописи; потом эту мать, которая привела к Черткову свою дочь, чтобы снять с неё портрет, и которая бранит балы и восхищается природою – и вы не откажете в достоинстве этой повести. Но вторая её часть решительно ничего не стоит; в ней не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал не ум, а фантазия не принимала никакого участия».

Обратите внимание: Белинский называет вторую часть повести «приделкой, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия»...

Подготовленный студент рассказывает о дальнейшей судьбе Гоголя и его повести «Портрет»:

Уехав из России после скандала, связанного с премьерой «Ревизора» Гоголь находит пристанище в Италии. Он живёт в Риме. Но ничто не радует сердце писателя: ни тёплая погода, ни устроенный быт, ни местные красоты... Гоголь думает о России. Здесь, в Риме, он знакомится с художниками, в частности , с художником Ивановым, который работает над картиной «Явление Христа народу».

Гоголь видит, как самоотверженно трудится художник, делая множество этюдов с натуры, бесконечно меняя позы героев своей картины, и цвет, озаряющий их и природу. Ему не даёт покоя критика В. Г. Белинского. И он решает переделать повесть «Портрет». К 1841 году эта работа была закончена. Появились существенные изменения: изменилась фамилия главного героя (раньше она была Чертков, что подчёркивало его связь с нечистой силой; Гоголь исключил отдельные мистические сцены, появились вполне реалистические персонажи: Никита, профессор, хозяин дома, квартальный, дамы-заказчицы. В первой редакции облик ростовщика в финале повести исчезал с полотна, а во второй редакции исчезает портрет, который пошёл по свету сеять несчастья.

Учитель: Что заставило Гоголя вновь взяться за перо и переделывать повесть?

Студент: Гоголя не устраивала критика его произведения, так как он придавал огромное значение идее повести: его интересовала проблема истинного искусства и место художника в современном мире; настоящий художник не должен думать о наживе, о деньгах, так как это губительно для настоящего искусства).

Учитель: Как это показано в повести?

Студент: Чартков становится на путь лжи и предательства по отношению к искусству: первоначально это проявляется в том, что он солгал, придав девице образ Психеи. Чартков доволен: он получил значительную сумму, затем автор показывает дальнейшее «падение» Чарткова: «кто хотел Марса, он в лицо совал Марса; кто метил в Байрона, он отдавал ему байроновское положение и поворот».

Учитель: Как был наказан Чартков?

Студент: он погибает в страшных муках, зависть и злоба уничтожили его душу, талант: «Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства... Он начал скупать всё лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою. осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на неё кидался, рвал, разрывал её, изрезывал в куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья...»

Учитель: Поражённый микробом наживы и зависти, главный герой повести гибнет в страшных муках, но история на этом не кончается. Как вы думаете, почему Гоголь пишет вторую часть, что он ещё недосказал? Ведь, казалось бы, мысль выражена предельно ясно и чётко: истинный художник не должен продавать душу дьяволу, обладающий талантом, он должен служить прекрасному на земле. В чём же должно убедить читателя соседство первой и второй частей?

Студент: Соседство первой и второй частей в «Портрете» Гоголя призвано убедить читателя в том, что зло способно овладеть любым человеком, независимо от его нравственной природы. Художник, прикоснувшийся ко злу, написавший глаза ростовщика, которые «глядели демонски-сокрушительно», уже не может писать добро, кистью его водит «нечистое чувство», и в картине, предназначенной для храма, «нет святости в лицах».

Учитель: Совершенно верно, Вторая часть повести имеет огромное значение для идейного содержания повести. Критика Белинского заставила о многом задуматься великого писателя. Жизненные обстоятельства складывались так, что в Италии он познакомился с истинным художником (Ивановым), увидел, как самозабвенно он трудится над картиной на божественную тему, – все эти факты заставили вновь взяться за перо Гоголя. Во второй части он рассказывает о судьбе художника, который, соприкоснувшись со злом, проходит путь внутреннего очищения: «...он удалился с благословенья настоятеля в пустынь... Там долго, в продолжение нескольких лет, изнурял своё тело, подкрепляя его в то же время живительною силою молитвы...». Только после этого он позволил себе вновь взяться за перо, и тогда уже из-под его кисти стали выходить картины, полные святости: «...святая высшая сила водила твоей кистью и благословенье небес почило на труде твоём», – говорит ему настоятель.

Только после этого он получил право давать наставления своему сыну-художнику, который собирается ехать в Италию: «Намёк о божественном, небесном заключён для человека в искусстве, и потому одному оно уже выше всего... Всё принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью, дышащей земным вожделением, но тихой небесной страстью: без неё не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков успокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое создание искусства».


Приложение 7.

3 часть – «узнали».



Выводы: Итак, на сегодняшнем занятии мы познакомились с повестью

Н. В. Гоголя «Портрет»,

выяснили, каков идейный замысел автора. «Талант есть драгоценнейший дар Бога – не погуби его», – так учит своего сына старый художник, это и составляет основную идею произведения. В заключение мне хотелось бы обратить ваше внимание на концовку повести для того, чтобы увязать её с вашим домашним заданием.

Вернёмся к финалу повести, мы знаем, что Гоголь переделав конец повести отнимает надежду на искоренение зла: портрет, принесший столько зла людям, бесследно исчезает, а это значит, что зло не уничтожено, оно продолжает бродить по свету.



Приложение 8.


Подведение итогов.

1. Рефлексия.

Что лично для себя я открыл (понял, отметил, запомнил, заинтересовало) на этом занятии?

Чему научил меня сегодняшний урок?

(Каждый должен учиться делать выбор, иметь представление о нравственных ценностях.)

2. Выставление оценок.

Спасибо всем за интересное обсуждение (отметить лучшие ответы, похвалить тех, кто сумел раскрыться во время занятия), но хотелось бы активности на занятии (пожелания).

Домашнее задание:

Напишите сочинение-миниатюру на тему: « Опровергает или подтверждает вторая часть «Портрета» мысль о всевластии зла?»






Технологическая карта урока литературы на тему "Н. В. Гоголь "Портрет". Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел"
  • Русский язык и литература
Описание:

Данная технологическая карта урока литературы предназначена для проведения семинара-практикума. Урок проводится в технике "зигзаг",которая предусматривает деление занятия на 3 этапа:1 часть - "знаем", 2 часть - "хотим узнать" и 3 часть - "узнали".

В ходе урока проводится работа по тексту, используется прием дискуссии, обучающиеся делают сообщения, подготовленные заранее. Учитель активизирует работу обучающихся с помощью проблемных вопросов.

К концу занятия обучающиеся приходят к определенному выводу. А в процессе рефлексии отмечают, что поняли, чему научились, что отметили для себя.

Технологическая карта урока может быть использована в 10 классе средней школы и на занятии студентов 1 курса СПО.

Автор Глущенко Татьяна Михайловна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 4135
Номер материала 10234
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓