Технологическая карта теоретического (лекционного) занятия.
Тема «Н.В.
Гоголь. «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел».
Цели учебного занятия:
Образовательная:
- организовать
деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы урока;
- формировать навык учебной работы и культуры умственного труда;
- закрепить навык анализа художественного
произведения;
Развивающая:
- развитие
способности к высказыванию собственного мнения по обсуждаемым вопросам,
готовности учащихся к самоопределению, принятию решения и выбору личностной
позиции;
- развитие умения самостоятельно подбирать
материал к заданной теме;
- развивать умение работать в команде,
формулировать и отстаивать свою точку зрения;
- развитие
познавательной активности, самостоятельности и инициативности, познавательных
интересов;
- развитие творческого
мышления, литературной речи.
Воспитательная:
- умение распознавать истинные и ложные
ценности;
- формирование уважения к праву каждого
человека иметь свою позицию, точку зрения;
- бережно относиться к
историческому наследию и культурным традициям;
- уважать социальные,
культурные и религиозные различия;
- формирование у студентов нравственных
ориентиров;
Требования к знаниям и умениям:
Знать:
-
творческую биографию писателя;
-
понятия «художественное мастерство», « язык и стиль», «прототип литературного
героя», «образ в системе образов», «сюжет», «композиция», «идея».
Уметь:
-
определять проблематику произведения;
-
уметь работать по заданной теме в малой группе;
-
готовить сообщение, сообщение-презентацию на заданную тему;
-
комментировать текст;
-
анализировать, обобщать, делать выводы.
Тип лекции (информационная, проблемная,
лекция-пресс-конференция и др.): семинар-практикум в технике «зигзаг».
Образовательные технологии: технология развития
критического мышления учащихся
Методы и приемы обучения: компетентностное
обучение,
метод проблемного изложения материала, дискуссия, дифференцированный
подход в обучении, беседа по содержанию текста повести, доклады
студентов, ответы на проблемные вопросы.
Средства обучения:
Учебно-наглядные и натуральные
пособия, раздаточный материал: портрет
Н. В. Гоголя, книга «Петербургские
повести» , доклады студентов.
Технические средства
обучения:_нетбук, проектор, экран.
Электронные ресурсы
(мультимедийные презентации, обучающие программы и тренажеры, электронные
учебники, интерактивная доска, Интернет-ресурсы и другие): презентация.
Межпредметные и внутрипредметные связи:
Приложение 1.
Приложение 2.
Хронологическая
карта занятия
№
|
Этапы
учебного занятия
|
Время
(минуты)
|
1.
|
Организационный
момент
|
1 мин
|
2.
|
Вступление, мотивация
изучения темы:
- формулировка темы
лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени
изученности;
- постановка целей;
- изложение плана
лекции, включающего основные вопросы, подлежащие рассмотрению;
- актуализация
имеющихся знаний, ретроспекция (вопросы, изученные на прошлой лекции, связь
их с новым материалом).
|
1
мин
1
мин.
2
мин.
7
мин.
|
3.
|
Основная часть лекции
(изложение содержания в соответствии с планом)
|
25
мин.
|
4.
|
Обобщение и
систематизация изученного материала
|
5
мин
|
5.
|
Подведение итогов
|
2
мин.
|
6.
|
Характеристика
рекомендуемой литературы.
|
1
мин.
|
Вступление, мотивация изучения темы:
Эпиграф урока:
«...Талант есть
драгоценнейший дар Бога – не погуби его...»
Учитель:
. Вводное слово учителя.
Сегодня мы поговорим о петербургском
периоде творчества Н. В. Гоголя. В первой половине 1835 года Гоголь публикует
сборник «Арабески», в состав которого вошли три повести: «Невский проспект»,
«Портрет» и «Записки сумасшедшего». Петербургскими повестями, дополненными
затем рассказом «Нос» и повестью «Шинель», Гоголь завершал целостную картину
русской жизни, существенным звеном которой оказалась также написанная в эти
годы комедия «Ревизор».
Основная тема петербургских повестей –
обманчивость внешнего блеска столичной жизни, её мнимого великолепия, за
которым скрывается низменная и пошлая проза. Кроме того Гоголя волнует тема
творчества и художника. Он убеждён, что талант – это Божий дар, он дан, чтобы
«постигнуть высокую тайну создания». Этой теме посвящена повесть «Портрет». Итак,
тема нашего занятия: «Идейный замысел повести»
Приложение
4.
2
часть – «хотим узнать».
Слушаем доклады, заранее
подготовленные студентами.
Сейчас
прослушаем студентов, подготовивших доклады: «Петербургский период творчества
Н. В. Гоголя» и « История создания повести «Портрет».
«
История создания повести «Портрет».
Повесть «Портрет»
посвящена основной и животрепещущей теме Н. В.Гоголя – теме творчества, судьбы
художника, эстетического и нравственного.
Замысел повести относится
1831-1832 годам. Три произведения – «Невский проспект», «Портрет» (1 ред.), «Записки
сумасшедшего» – вошли в сборник «Арабески», опубликованный в 1835 году. Автор
мечтал создать книгу о петербургских художниках, скульпторах, музыкантах.
Первые две повести перекликаются с рядом статей «Арабесок» по вопросам
искусства. Автор так глубоко и искренне верил в его спасительную силу, что
надеялся посредством его повлиять на миропорядок. «...Знаю, что, прежде чем
понимать значенье и цель искусства, я уже чувствовал чутьём всей души моей, что
оно должно быть свято... В искусстве таятся созданья, а не разрушенья.
Искусство есть водворение в душу стройности и порядка, а не смущения и
расстройства...» – сообщает Н. В. Гоголь в письме В. А. Жуковскому.
В начале 40-х годов автор
возвращается к работе над повестью, так как её первая редакция не была принята
современниками. В. Г. Белинский отметил: «Портрет» есть неудачная попытка г.
Гоголя в фантастическом роде. Здесь есть талант. Первой части этой повести
невозможно читать без увлеченья...
Но вторая её часть
решительно ничего не стоит: в ней совсем не видно Гоголя...» В Риме автор
подверг повесть тщательной переработке. В первой редакции Гоголь вёл открытый диалог
с читателем, обнажал все «нервы» произведения. Во второй редакции он углубил
эстетическую проблематику, чётче выразил эстетический идеал. В первой части
проблема реализации
художнического дара,
влияния искусства на душу человека входила эпизодически. В окончательном
варианте этот вопрос поставлен со всей определённостью: «Или рабское,
буквальное подражание натуре есть уже проступок и кажется нестройным криком?»
Настоящее искусство, по мысли Гоголя, должно быть озарено высшим светом и не
подчиняться законам сиюминутного, временного. В результате правок был изменён
сюжет: углублён подтекст, изменены экспозиция и финал, завуалирована
фантастика.
Повесть
состоит из двух частей. В первой рассматривается трагическая история художника
Чарткова; вторая рассказывает историю преображения человека. Здесь Н. В. Гоголь
использовал хорошо известный в мировой литературе приём «перевёрнутой
композиции» (ведь события второй части хронологически предшествуют событиям
первой).
Учитель:
напоминаю,
2 часть нашего зигзага – «хотим узнать»
·
Почему
погиб талант Чарткова?
·
Почему
герою не удалось сохранить свой талант, а автору таинственного портрета удалось
преодолеть в себе живописца “нестройной жизни”?
·
Каков
смысл композиции?
Ответы
на эти и другие вопросы помогут вам разгадать многочисленные тайны гоголевского
текста. На урок речь пойдёт о тайне творчества, о загадке человеческого духа,
о возможных способах постижения природы искусства, о том, как важно человеку не
предавать себя, не изменять своему таланту и верить в своё призвание.
Приложение
5.
2 часть – «хотим узнать».
Анализ повести по вопросам, предоставленным студентам заблаговременно:
Вопросы для анализа
повести.
Часть I.
1. Чем
недоволен Чартков, рассматривая картины в лавке на Щукинском дворе?
2. Почему
Чартков купил портрет старика на последний двугривенный?
3. Какое
значение имеет пейзаж в эпизоде возвращения Чарткова домой?
4. Зачем
так подробно описана комната Чарткова?
5. Были
ли у профессора основания опасаться, что Чартков станет модным живописцем?
6. Почему
купленный портрет тревожит Чарткова и не кажется ему произведением высокого
искусства?
7. Какие
свойства Чарткова говорят о таланте художника?
8. Прав
ли Чартков, когда он думает, что портрет имеет «тайную связь с его судьбой»?
9. Какие
возможности даёт Чарткову неожиданно раскрытый клад, и как он его использует?
10. Почему
богатство возбуждает в Чарткове желанье славы?
11. Почему
мы узнаём имя и отчество Чарткова из газетной заметки?
12. Над
чем смеётся Гоголь, передавая болтовню дамы, заказывающей портрет дочери?
13. Почему
работа над портретом «завлекла» Чарткова? Что и почему ложно в портрете
аристократической девушки?
14. Почему
в портретах, которые рисует Чартков, сходство уступает благообразию?
15. Сравните
облик Чарткова и обстановку его дома на Васильевском острове и на Невском
проспекте. Как изменился он сам и его отношение к искусству и великим
художникам?
16.Почему
«Золото сделалось... страстью, идеалом, страхом, целью» Чарткова?
17.Чем отличается
русский художник, усовершенствовавшийся в Италии, от Чарткова? Как вы думаете,
о каком художнике и какой картине идёт речь?
18. Почему потрясение
от совершенной картины в Чарткове превращается в «зависть и
бешенство», почему он уничтожает талантливые произведения искусства?
19. Отчего Чартков
впал в «безнадёжное сумасшествие» и умер?
Часть 2.
1. Почему Гоголь
сравнивает аукцион с погребальной процессией?
2. Почему
ростовщики необходимы «осадку человечества», поселившемуся в Коломне, и отчего
главным свойством ростовщика оказывается бесчувствие?
3. Чем странен
ростовщик, с которого писался портрет?
4. Какие перемены
происходят в людях, которые связывают себя с ростовщиком?
5. Зачем ужасный
ростовщик заказывает портрет художнику и почему тот соглашается его писать?
6. Какие несчастия
принёс художнику портрет ростовщика и как он очистил душу от скверны?
7. Какие из советов
отца сыну вы считаете самыми важными? В чём связь этих советов с Нагорной
проповедью Христа?
8. В чём значение
искусства и почему «талант...чище всех должен быть душою»? В чём отличие мысли
Гоголя от слов пушкинского Моцарта: «Гений и злодейство – две вещи
несовместимые»?
Приложение 6.
2 часть – «хотим узнать».
Анализ содержания повести с использованием проблемных вопросов.
Учитель:
Мы повторили содержание повести, а теперь
обратим внимание на тот факт из жизни Гоголя:
именно в 1835 году Гоголь собрал статьи по
искусству («Живопись, скульптура и музыка», «Несколько слов о Пушкине», «Об
архитектуре нынешнего времени»), лекции и статьи по истории и размышления об
исторических лицах и напечатал их вместе с повестью «Портрет». Это
свидетельствует о том, что Гоголя волнуют вопросы творчества и место художника
в обществе.
В повести «Портрет» автор рассматривает
жизнь современного художника в этом суетном мире, писатель ищет истинный смысл
человеческой жизни и определяет назначение искусства.
Гоголь рассчитывает на понимание читателей
и критиков, но каково же было разочарование писателя, когда ведущий критик
30-40-х годов В. Г. Белинский неодобрительно отозвался о повести «Портрет»:
«Портрет есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его
талант падает, но он и в самом падении остаётся талантом. Первой части этой
повести невозможно читать без увлечения; даже, в самом деле, есть что-то
ужасное, роковое, фантастическое в этом таинственном портрете, есть какая-то
непобедимая прелесть, которая заставляет вас насильно смотреть на него, хотя
вам это и страшно. Прибавьте к этому множество фантастических картин и очерков
во вкусе г. Гоголя; вспомните квартального надзирателя, рассуждающего о
живописи; потом эту мать, которая привела к Черткову свою дочь, чтобы снять с
неё портрет, и которая бранит балы и восхищается природою – и вы не откажете в
достоинстве этой повести. Но вторая её часть решительно ничего не стоит; в ней
не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал не ум, а фантазия не
принимала никакого участия».
Обратите внимание: Белинский называет
вторую часть повести «приделкой, в которой работал ум, а фантазия не принимала
никакого участия»...
– Подготовленный студент рассказывает о
дальнейшей судьбе Гоголя и его повести «Портрет»:
Уехав из России после скандала, связанного
с премьерой «Ревизора» Гоголь находит пристанище в Италии. Он живёт в Риме. Но
ничто не радует сердце писателя: ни тёплая погода, ни устроенный быт, ни
местные красоты... Гоголь думает о России. Здесь, в Риме, он знакомится с художниками,
в частности , с художником Ивановым, который работает над картиной «Явление
Христа народу».
Гоголь видит, как самоотверженно трудится
художник, делая множество этюдов с натуры, бесконечно меняя позы героев своей
картины, и цвет, озаряющий их и природу. Ему не даёт покоя критика В. Г.
Белинского. И он решает переделать повесть «Портрет». К 1841 году эта работа
была закончена. Появились существенные изменения: изменилась фамилия главного
героя (раньше она была Чертков, что подчёркивало его связь с нечистой силой;
Гоголь исключил отдельные мистические сцены, появились вполне реалистические
персонажи: Никита, профессор, хозяин дома, квартальный, дамы-заказчицы. В
первой редакции облик ростовщика в финале повести исчезал с полотна, а во
второй редакции исчезает портрет, который пошёл по свету сеять несчастья.
Учитель:
Что заставило Гоголя вновь взяться за перо и переделывать повесть?
Студент: Гоголя не устраивала критика его
произведения, так как он придавал огромное значение идее повести: его
интересовала проблема истинного искусства и место художника в современном мире;
настоящий художник не должен думать о наживе, о деньгах, так как это губительно
для настоящего искусства).
Учитель:
Как это показано в повести?
Студент: Чартков становится на путь лжи и предательства
по отношению к искусству: первоначально это проявляется в том, что он солгал,
придав девице образ Психеи. Чартков доволен: он получил значительную сумму,
затем автор показывает дальнейшее «падение» Чарткова: «кто хотел Марса, он в
лицо совал Марса; кто метил в Байрона, он отдавал ему байроновское положение и
поворот».
Учитель:
Как был наказан Чартков?
Студент: он погибает в страшных муках,
зависть и злоба уничтожили его душу, талант: «Им овладела ужасная зависть,
зависть до бешенства... Он начал скупать всё лучшее, что только производило
художество. Купивши картину дорогою ценою. осторожно приносил в свою комнату и
с бешенством тигра на неё кидался, рвал, разрывал её, изрезывал в куски и
топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья...»
Учитель:
Поражённый микробом наживы и зависти, главный герой повести гибнет в страшных
муках, но история на этом не кончается. Как вы думаете, почему Гоголь пишет
вторую часть, что он ещё недосказал? Ведь, казалось бы, мысль выражена
предельно ясно и чётко: истинный художник не должен продавать душу дьяволу,
обладающий талантом, он должен служить прекрасному на земле. В чём же должно
убедить читателя соседство первой и второй частей?
Студент: Соседство первой и второй частей
в «Портрете» Гоголя призвано убедить читателя в том, что зло способно овладеть
любым человеком, независимо от его нравственной природы. Художник,
прикоснувшийся ко злу, написавший глаза ростовщика, которые «глядели
демонски-сокрушительно», уже не может писать добро, кистью его водит «нечистое
чувство», и в картине, предназначенной для храма, «нет святости в лицах».
Учитель:
Совершенно верно, Вторая часть повести имеет огромное значение для идейного
содержания повести. Критика Белинского заставила о многом задуматься великого
писателя. Жизненные обстоятельства складывались так, что в Италии он
познакомился с истинным художником (Ивановым), увидел, как самозабвенно он
трудится над картиной на божественную тему, – все эти факты заставили вновь
взяться за перо Гоголя. Во второй части он рассказывает о судьбе художника,
который, соприкоснувшись со злом, проходит путь внутреннего очищения: «...он
удалился с благословенья настоятеля в пустынь... Там долго, в продолжение
нескольких лет, изнурял своё тело, подкрепляя его в то же время живительною
силою молитвы...». Только после этого он позволил себе вновь взяться за перо, и
тогда уже из-под его кисти стали выходить картины, полные святости: «...святая
высшая сила водила твоей кистью и благословенье небес почило на труде твоём», –
говорит ему настоятель.
Только после этого он получил право давать
наставления своему сыну-художнику, который собирается ехать в Италию: «Намёк о
божественном, небесном заключён для человека в искусстве, и потому одному оно
уже выше всего... Всё принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью, дышащей
земным вожделением, но тихой небесной страстью: без неё не властен человек
возвыситься от земли и не может дать чудных звуков успокоения. Ибо для
успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое создание искусства».
Приложение
7.
3 часть –
«узнали».
Выводы: Итак,
на сегодняшнем занятии мы познакомились с повестью
Н. В. Гоголя «Портрет»,
выяснили, каков идейный замысел автора.
«Талант есть драгоценнейший дар Бога – не погуби его», – так учит своего сына
старый художник, это и составляет основную идею произведения. В заключение мне
хотелось бы обратить ваше внимание на концовку повести для того, чтобы увязать
её с вашим домашним заданием.
Вернёмся к финалу повести, мы знаем, что
Гоголь переделав конец повести отнимает надежду на искоренение зла: портрет,
принесший столько зла людям, бесследно исчезает, а это значит, что зло не
уничтожено, оно продолжает бродить по свету.
Приложение
8.
Подведение
итогов.
1. Рефлексия.
Что лично для себя я
открыл (понял, отметил, запомнил, заинтересовало) на этом занятии?
Чему научил меня
сегодняшний урок?
(Каждый должен учиться
делать выбор, иметь представление о нравственных ценностях.)
2. Выставление оценок.
Спасибо всем за
интересное обсуждение (отметить лучшие ответы, похвалить тех, кто сумел
раскрыться во время занятия), но хотелось бы активности на занятии (пожелания).
Домашнее задание:
Напишите
сочинение-миниатюру на тему: « Опровергает или подтверждает вторая часть
«Портрета» мысль о всевластии зла?»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.