Дидактическая структура урока
|
Методическая подструктура урока
|
Признаки решения педагогических задач
|
Цели и задачи
|
Технологии
|
Методы и методические приемы
|
Форма организации учебной деятельности
|
Средства обучения
|
І. Организационный момент.
|
Подготовка и организованное
начало урока. Мотивация к учебной деятельности. Включение в учебную деятельность
на личностно значимом уровне.
Показать актуальность изучаемого
материала, активизировать мыслительную деятельность.
Ознакомление учащихся с целью и
задачами урока, создание условий для мотивации учебной. Введение в тему урока,
обеспечить
необычную внешнюю обстановку для работы на уроке;
психологически подготовить учащихся к общению на уроке.
|
Личностно – ориентированные,
здоровьесберегающие технологии.
|
Методология сотрудничества.
|
фронтальная
|
Презентация.
Устная речь учителя.
|
Подготовка учащихся к работе на уроке.
1) создаются условия для возникновения у
ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
2) актуализируются требования к нему со
стороны учебной деятельности («надо»);
3) устанавливаются тематические рамки
(«могу»).
|
ІІ. Постановка цели урока. Целеполагание.
|
Подготовительная деятельность.
Представление темы. Постановка проблемного вопроса, на который необходимо
ответить в конце урока. Готовность и осознание потребности к построению
нового способа действий.
|
Проблемное обучение, ИК – технологии,
метод критического мышления.
|
Репродуктивный
Проблемные вопросы
Сообщение темы урока.
Недоопределенная тема урока.
|
фронтальная
|
Устная речь учителя
|
Постановка вопроса проблемного
содержания, включение учащихся в деловой ритм, организация внимания всех учащихся.
Активизация мыслительной деятельности.
|
III. Подготовка учащихся
к восприятию нового учебного материала. Этап актуализации
субъектного опыта
|
Развивать устную речь; эмоционально – образное и
аналитическое мышление; готовность и осознание потребности к построению
нового способа действий. Обеспечить мотивацию учения школьников,
принятие ими целей урока; актуализация субъектного опыта учащихся (личностных
смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)
|
Личностно – ориентированные.
|
Репродуктивный.
Работа с книгой
Исследовательский.
Прием «Я знаю»
Ученики называют то, что знают о Дмитрии Донском: «Я
знаю, что …»
|
Фронтальная
индивидуальная
Составление коллективного портрета
|
Устная речь учителя и учащихся.
Работа с учебником.
Презентация.
|
Знание фактического материала. Самостоятельная
работа по алгоритму, ориентация на получение конкретного результата. Активизация
мыслительной деятельности.
|
IV. Изучение
нового материала.
|
Развивать творческие способности учащихся (организуется
подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного
учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения).
|
Эвристическая беседа, проблемное
обучение, ИК – технологии, метод критического мышления.
|
Эвристический метод.
Работа индивидуально с творческим заданием.
Составить кластер.
Вокруг ключевых слов «Орда» и «Русь» записать знания
и утверждения (на основе своих знаний, текста учебника, учебник – с.147 –
148, с.148, 1 – 4 абзацы)
Исследование текста.
Аналитическая беседа по тексту.
Практическая работа.
|
индивидуальная
фронтальная.
частично – поисковая деятельность.
лабораторная работа с текстом учебника
|
Презентация.
Дидактический материал.
Индивидуальное задание.
Письменная речь.
Просмотр видеофрагмента мультфильма «Лебеди Непрядвы»
|
Развивается способность учащихся
работать индивидуально, умение исследовать учебный текст, а также его
анализировать. Формирование навыков поисковой деятельности. Владеть
смысловым чтением – самостоятельно вычитывать информацию. Проводить поиск
необходимой информации и преобразовывать ее графическим способом.
|
IV. Изучение
нового материала.
|
Обеспечить
усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в изменѐнных и
новых ситуациях; обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно
применять знания в разнообразных ситуациях.
|
Эвристическая беседа, ИК – технологии, здоровьесберегающие
технологии.
|
Исследование текста.
Аналитическая беседа по тексту.
Практическая работа.
Самостоятельная работа.
Учебная дискуссия.
Работа с источниками.
|
индивидуальная
фронтальная.
|
Презентация.
Индивидуальное задание.
Устная речь.
Устные ответы.
|
Происходит развитие способности учащихся работать
индивидуально, умение исследовать учебный текст, а также его анализировать.
Формирование навыков поисковой деятельности. Владеть смысловым
чтением – самостоятельно вычитывать информацию.
|
IV. Изучение
нового материала.
|
Научить воссоздавать исторические
образы; анализировать и выделять главное; определять круг информации, необходимой
для решения проблемы (что мне надо знать, что я уже знаю, что мне надо узнать);
выделять общее и особенное, причины и следствия
|
Эвристическая беседа, проблемное обучение, ИК – технологии,
метод критического мышления.
|
Аналитическая беседа по тексту.
Практическая работа.
Самостоятельная работа.
Выяснить, как готовились к битве стороны. Работа с
учебником.
Составление таблицы.
Найти общее в подготовке Москвы и Орды.
|
Устное заполнение таблицы на сопоставление исторических
фактов.
индивидуальная
фронтальная.
частично – поисковая деятельность.
|
Презентация.
Индивидуальное задание.
Устная речь.
Устные ответы.
Просмотр видеофрагмента мультфильма «Лебеди Непрядвы»
|
Учащиеся учатся:
1) извлекать нужную информацию для решения
познавательных задач;
2) выступать публично, участвовать в дискуссии;
3) актуализировать полученную информацию;
4) развивать критическое мышление;
5) перевоплощаться в представляемых ими персонажей.
|
Релаксация
|
Снятие утомления мышц опорно – двигательной системы,
профилактика сколиозов
|
Здоровьесберегающие технологии
|
Проведение физминутки
|
фронтальная
|
-
|
Снятие утомления и активизация познавательной
деятельности учащихся на последующих этапах.
|
IV. Изучение
нового материала.
|
Развивать умения переносить
знания в новые ситуации; решать познавательные задания; аргументировать свою
точку зрения; сравнивать; делать выводы; на основе самостоятельного изучения
исторической литературы готовить индивидуальные и групповые сообщения по
отдельным проблемам изучаемой темы; развивать коммуникативные умения;
участвовать в дискуссии.
|
Эвристическая беседа, проблемное обучение, ИК – технологии,
метод критического мышления.
|
Работа над вопросом: в чем состоит христианский подвиг
преподобного Сергия Радонежского.
|
сюжетный повествовательный рассказ
индивидуальная
фронтальная.
|
Презентация.
Устная речь.
Устные ответы.
Просмотр видеофрагмента мультфильма «Лебеди Непрядвы»
|
Учащиеся учатся:
1) извлекать нужную информацию для решения
познавательных задач;
2) выступать публично, участвовать в дискуссии;
3) оценивать события ретроспективно;
4) формируют личностное отношение к изучаемому вопросу.
|
IV. Изучение
нового материала.
|
Получение новой информации; осмысление ее;
соотнесение ее с уже имеющимися знаниями.
|
Эвристическая беседа, проблемное обучение, ИК – технологии
|
Аналитическая беседа.
Практическая работа.
Самостоятельная работа.
Анимированная карта.
Карта
В чем преимущество Куликова поля?
Как расположил свои войска князь Дмитрий на поле
битвы?
В чем проявился полководческий талант Дмитрия Донского?
|
сюжетный повествовательный рассказ
описание на основе анимационной карты
беседа
картинное описание
|
Работа по карте.
Анимированная карта.
Презентация
Устная речь.
Устные ответы.
|
У учащихся развиваются картографические умения,
самостоятельный анализ, выделение главного, обобщение и систематизация, самостоятельная
работа с источниками, развитие коммуникативных умений, предъявление
результатов учебного задания, самоанализ.
|
IV. Изучение
нового материала.
|
Научить воссоздавать исторические образы; анализировать
и выделять главное; определять круг информации, необходимой для решения
проблемы (что мне надо знать, что я уже знаю, что мне надо узнать); выделять
общее и особенное, причины и следствия. Получение новой информации;
осмысление ее; соотнесение ее с уже имеющимися знаниями.
|
Эвристическая беседа, проблемное обучение,
ИК – технологии
|
Аналитическая беседа.
Практическая работа.
Самостоятельная работа.
Анимированная карта.
Карта
Анимированная карта «Куликовская битва»
Назовите причины победы русских войск.
|
Рассказ с элементами драматизации
Просмотр анимированной карты битвы.
Устные ответы.
Наглядные, объяснительно – иллюстративные,
эвристические, исследовательские.
|
Работа по карте.
Анимированная карта.
Презентация
Устная речь.
Устные ответы.
Просмотр видеофрагмента мультфильма «Лебеди Непрядвы»
|
Развивает образное мышление, коммуникативные
способности, умения работать с различного рода информацией, обобщать, сравнивать.
|
V. Первичное
закрепление.
|
Контроль полученных знаний. Проверить усвоение новых
знаний учащимися. Использование межпредметных связей на
уроке.
|
Проблемное обучение, личностно – ориентированные
технологии, ЗСТ
|
«Сказание о Мамаевом побоище».
Подобрать текст к слайдам так, чтобы он отражал
содержание иллюстрации произведения.
|
индивидуальная
фронтальная.
частично – поисковая деятельность.
лабораторная работа с текстом произведения
|
Презентация.
Дидактический материал.
Презентация
Устная речь.
Устные ответы.
|
Развивает образное мышление, коммуникативные
способности, умения работать с различного рода информацией, обобщать, сравнивать.
|
VI. Обобщение и систематизация знаний
и умений
|
Частично – поисковая деятельность, поиск решения
проблемного вопроса, проблемной ситуации.
|
Проблемное обучение, личностно –
ориентированные технологии, ЗСТ
|
Аналитическая беседа.
Практическая работа.
Самостоятельная работа.
Работа с документом.
Карамзин о Дмитрии Донском.
Почему Н.М. Карамзин ставит в один ряд Дмитрия Донского
с Александром Невским и Владимиром Мономахом?
|
индивидуальная
фронтальная.
частично – поисковая деятельность.
лабораторная работа с историческим источником.
|
Дидактический материал.
Презентация
Устная речь.
Устные ответы.
|
Развивает
образное мышление, коммуникативные способности, умения работать с различного
рода информацией, обобщать, сравнивать. Формирование навыков поисковой деятельности.
Развитие учебно-познавательной мотивации.
Коммуникативная.
Формирование умений учебного сотрудничества,
коллективного обсуждения проблем, предположений.
Способность анализировать и действовать с позиции
содержания предмета.
|
VI. Обобщение
и систематизация знаний и умений
Проблемный
вопрос
|
Научить воссоздавать исторические образы; анализировать
и выделять главное; определять круг информации, необходимой для решения
проблемы При
помощи практической работы подвести учащихся к итогу урока
|
Проблемное обучение, личностно – ориентированные
технологии, ЗСТ
|
Репродуктивный метод
Беседа
Практическая работа в группе
Прием «Архивариус»
Работа в группах: определение значения
Куликовской битвы с разных позиций
Определить значение Куликовской
битвы
1) с позиции ордынцев,
2) с позиции Дмитрия Донского
3) с позиции русского народа.
|
фронтальная
групповая
|
Презентация.
Слово учителя.
Практическое задание.
|
Представление различных точек зрения, различных
документальных источников.
Учащиеся отвечают на вопросы, приводят разные
доводы. Идет совместный поиск конструктивных решений.
Дискуссия: выступление сторонников разных позиций.
|
Формулировка учащимися ответа на проблемный вопрос,
заданный в начале урока, подведение итогов урока.
|
Проблемное обучение, личностно – ориентированные
технологии, ЗСТ
|
Аналитическая беседа.
Практическая работа.
Самостоятельная работа.
Проблемный вопрос: «Как вы понимаете слова Карамзина
о том, что Московское государство родилось на Куликовом поле?»
|
индивидуальная
фронтальная.
|
Презентация
Устная речь.
Устные ответы
|
Соотнесение старой и новой информации. Представление
собственной позиции. Умение дискутировать, уважение к различным точкам зрения
участников дискуссии.
|
VII. Закрепление
изученного.
|
Контроль полученных знаний. Проверить усвоение новых
знаний учащимися. Закрепление знаний, новых понятий.
Анализ собственных мыслительных операций. Целостное осмысление, обобщение
полученной информации. включение «открытия» в систему
знаний; повторение и закрепление ранее изученного. При помощи практической
работы подвести учащихся к итогу урока
|
Эвристическая беседа, проблемное обучение,
ИК – технологии
|
Репродуктивный
метод
Беседа
Кроссворд
«Куликовская битва».
|
индивидуальная
фронтальная.
|
Дидактический материал.
Презентация
Устная речь.
Устные ответы.
|
Активация новых знаний
На данном этапе выявляются границы применимости
нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий
предусматривается как промежуточный шаг.
|
Релаксация
|
Снятие утомления мышц опорно – двигательной системы,
профилактика сколиозов и нарушений в работе органов зрения
|
Здоровьесберегающие технологии
|
Проведение динамической игры, связанной с темой
урока
|
фронтальнаякоммуникативное взаимодействие, подводящий
диалог, побуждающий диалог;
включение эмоционального компонента: «яркое пятно»,
похвала и.т.п.
|
Динамическая игра.
|
Снятие утомления и активизация познавательной
деятельности учащихся на последующих этапах.
|
VIII. Рефлексия.
|
Целостное осмысление, обобщение полученной
информации. Присвоение нового знания, новой информации учеником. Формирование
у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Целостное осмысление, обобщение полученной информации.
|
Эвристическая беседа, проблемное обучение, ИК – технологии
|
Аналитическая беседа.
Практическая работа.
Самостоятельная работа.
В результате урока «Куликовская битва
МНЕ ОТКРЫЛИСЬ:
Три самых важных имени:
Три самых важных события:
Три самых важных чувства:
Три самых важных качества:
|
индивидуальная
фронтальная.
|
Дидактический материал.
Презентация
Устная речь.
Устные ответы.
|
Способность излагать мысли в метких, кратких
выражениях, лаконично, резюмировать информацию и свои чувства.
|
VII. Подведение итогов
урока
|
Целостное осмысление, обобщение полученной
информации. Присвоение нового знания, новой информации учеником. Формирование
у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Целостное осмысление, обобщение полученной информации.
|
Эвристическая беседа, проблемное обучение, ИК – технологии
|
Информационно рецептивный метод
Беседа
Дополнение темы урока.
|
фронтальная
|
Презентация.
Слово учителя.
Устная речь учащихся.
|
Развитие умения учащихся оценивать свои
возможности, обобщать и делать выводы. Сравнение собственного видения
проблем с другими взглядами и позициями.
Выстраивать цепочку доказательств;
Концентрироваться на сути проблемы;
Отбирать и разносить нужную информацию.
Анализировать и делать выводы;
Устанавливать логические связи между явлениями;
Делать обоснованные выводы.
|
VIII. Домашнее
задание
|
Сообщение учащимся дифференцированного домашнего
задания, определение и разъяснение критериев успешности его выполнения.
|
Дальтон – технологии (дальтон – задание), ЗСТ.
|
Дифференцированный подход, разъяснение домашнего задания
|
фронтальная
|
Слово учителя
|
Креативность и творческий характер выполнения
домашнего задания
|
IX. Оценки
за урок
|
Выставление оценок учащимся за работу на уроке с
объяснением
|
|
|
фронтальная
|
Слово учителя
|
Мотивация к дальнейшему обучению
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.