Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа №2.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
КАРТА УРОКА
КАК
СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
УЧИТЕЛЯ
И ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Автор работы: учитель
І
квалификационной категории
Гальян О.П.
Г.
Тайшет
2014.
«Человек познает
сам себя только в той мере, в какой он познает мир» сказал великий И. Гёте.
Я желаю вам сегодня сделать маленькое открытие, которое, возможно, даст
вам пищу для размышления, поле деятельности для совершенствования
профессионального мастерства.
За последние десятилетия в обществе произошли
кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их
реализации. Достижение нового образовательного результата возможно при
реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу нового
ФГОС второго поколения.
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС,
определяют цель образования как общекультурное, личностное и
познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию
образования, как «научить учиться».Для успешной реализации цели на
современном этапе изменений, происходящих в сфере образования, меняются
функции участников образовательного процесса, связи между всеми субъектами,
взаимодействующими в образовательном процессе.Главное для учителя в новой
системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать
знания. Поэтому, учитель из вещателя и передатчика информации становится
менеджером, «дирижером», вдохновителем учащихся, осуществляющим скрытое
управление процессом обучения,
Функции ученика – активный деятель. Учащийся
сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Из
присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя ученик становится
главным деятелем на современном уроДля того, чтобы справиться с любой задачей,
ученику необходимо овладеть универсальными учебными действиями, т.к. именно
овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как
способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и
активного присвоения нового социального опыта, самостоятельного успешного
усвоения новых знаний, умений и компетентностей, то есть умения учиться.Таким
образом, понятие «научиться учиться» включает в себя:
• · интеллектуальную культуру;
• · культуру самоорганизации;
• · информационную культуру;
• · исследовательскую культуру.
Основой современных образовательных стандартов
становится формирование базовых компетентностей современного
человека:
- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать,
применять информацию для решения проблем);
- коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими
людьми);
- самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно
относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
- самообразование (готовность конструировать и осуществлять
собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая
успешность и конкурентоспособность).
Для того, чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо:
Сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию;
Сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт;
Сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику,
организовать самоконтроль его выполнения.
Поэтому учитель, начинающий реализовывать ФГОС 2 поколения на любой ступени
обучения должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его
проведение.
Так возникла необходимость использования в педагогической деятельности
нового вида методической продукции – технологической карты или конструктора
урока.
что такое
технологическая карта урока?Технологическая карта
урока – это новый вид методической продукции.
Учитель, проектируя учебное занятие, составляет Технологическую Карту или
конструктор урока. Традиционный конспект – это содержание урока по вертикали, а
технологическая карта – по горизонтали. При планировании урока учитель
определяет все виды деятельности учащихся на уроке в целом и отдельных его
этапах, технологическая карта урока рассматривается как звено продуманной системы
работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся,
направленные на достижение конечного результата. При самоанализе урока
учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании
выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В
традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не
позволяет провести педагогический анализ и самоанализ.
Технологическая карта урока позволяет структурировать урок по
выбранным учителем параметрам.
параметры
карты
Такими
параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала,
методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность
учителя и деятельность обучающихся.
• Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность
максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность
и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов
учебной деятельности на каждом этапе урока. При проведении самоанализа урока
учитель имеет возможность оценить каждый этап урока, правильность отбора
содержания, адекватность применяемых методов и форм работы в их совокупности.
• этапы работы над технологической картой
• 1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.
• 2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие,
воспитательные).
• 3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
• 4. Формулировка цели каждого этапа урока.
• 5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
• 6. Выбор форм работы на уроке:
• - индивидуальная;
• - фронтальная;
• - парная;
• - групповая.
• 7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.
• Очень важно вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и
учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал вводить
деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь
требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных
технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых
образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При
этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе
деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы
важно понимать, какую деятельность учащихся вы специально организуете, и какой
результат рассчитываете получить.
• технологическая карта позволит:
Ø
администрации школы:
- контролировать
выполнение программы и достижение планируемых результатов,
- осуществление
необходимой методической помощи;
Ø
учителю:
- реализовать
планируемые результаты ФГОС второго поколения;
- системно
формировать у учащихся универсальные учебные действия;
- проектировать
свою деятельность на триместр, полугодие, год посредством перехода от
поурочного планирования к проектированию темы;
- на практике
реализовать межпредметные связи;
- выполнять
диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе
освоения темы;
- тщательное
планирование каждого этапа деятельности;
- максимально
полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и
операций, приводящих к намеченному результату;
- координации и
синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности;
- введение
самооценки учащихся на каждом этапе урока. Преимущество самооценки
заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные
стороны.
Проанализировав
достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных
учителями–практиками, можно сделать вывод, что унифицированной, устоявшейся
формы подобной карты пока не существует.
При подготовке к
педагогическому совету каждому МО пришлось погрузиться в работу по
конструированию технологической карты урока, примерить на себя, что я могу, что
умею, что необходимо изучить, чтобы через короткий промежуток времени (а это 1
сентября 2013 года) быть готовыми к внедрению новых стандартов на ступени
основного общего образования.
Свой выбор
остановила на такой структуре технологической карты урока:
Технологическая
карта
Тема
|
|
|
Цели
|
ТДЦ
(образовательный, развивающий, воспитательный аспект)
Формировать УУД:
- ЛичностныеУУД:
- Регулятивные
УУД:
- Коммуникативные
УУД:
- Познавательные
УУД:
|
|
Планируемый
результат
|
Предметные:
Знать
Уметь
Личностные:
Метапредметные:
|
|
Основные
понятия
|
|
|
Межпредметные
связи
|
|
|
Ресурсы:
- основные
-
дополнительные
|
|
|
Организация
пространства
|
Фронтальная
работа, индивидуальная работа, парная, групповая
|
|
|
Этапы урока.
Цель этапа:
(указать
время)
|
Деятельность
учеников
|
Деятельность
учителя
|
Задания для
учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных
результатов
|
Планируемые
результаты
|
|
Предметные
|
УУД
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Предложение:
с целью повышения
профессионализма и освоения новых форм работы, отвечающих современным задачам
образования:
учителям,
работающим в школе 2 и 3 ступени изучить ФГОС 2 поколения;
в коллективной
деятельности наработать опыт конструирования технологической карты урока по
формированию универсальных учебных действий с учетом требований ФГОС 2
поколения.
Изучить новые
подходы к системе оценивания, эффективным формам контроля и оценивания уровня
знаний учащихся.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.