Инфоурок География Другие методич. материалыТехнологическая карта урока географии в 6классе на тему "Реки. Питание и режим рек"

технологическая карта урока географии в 6классе на тему "Реки. Питание и режим рек"

Скачать материал

                      Технологическая карта урока географии в 6классе.

Тема:

«Характер реки. Питание рек»

 

 

 

 

ФИО учителя – Улова Татьяна Викторовна

Предмет  - география

Класс - 6

Тип урока:

Приобретение новых знаний.

Форма урока:

Урок  с элементами игры.

Цель урока:

Формирование знаний о характере реки и способах питания рек

Задачи:

Образовательные:

Ø  познакомить учащихся с новыми понятиями, терминами, определениями (режим реки, пойма, паводок, порог, водопад, питание реки)

Развивающие:

Ø  продолжить формировать умения работать с географической картой

Ø  развивать умения применять знания на практике.

Ø  развивать умения делать выводы и обобщения.

Ø  Развивать умения групповой работы.

Воспитательные:

Ø  воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Ø  воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование:

физическая карта полушарий, физическая карта России,  физическая карта Владимирской области, атласы, картины с  изображением рек, карточки с заданиями для работы.

Межпредметные связи: литература, краеведение

Условные обозначения в технологической карте: Р-регулятивные УУД, П-познавательные УУД, К.-коммуникативные УУД, Л.-личностные УУД.

 

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся

УУД

Орг. момент

 Проверка отсутствующих, формирование рабочих групп из учащихся. (можно предварительно)

Настрой учеников на рабочий лад и объяснение правил игры.

 

 

Занять места в соответствии с указаниями учителя

Регулятивные:

волевая

саморегуляция

Познавательные:

организация рабочего места

Мотивационный момент.

Определение темы урока-игры.

Показывает ребятам ребусы

Решают ребусы, формулируют тему урока.

Решите ребусы, сформулируйте тему урока.

П: анализ и синтез

 

Мотивационный момент – настрой на игру

«Литературная рыбалка».  

 

Объясняет название игры:

 за время игры мы сочиним новое четверостишие, которым и подытожим нашу работу.

 

Слушают, задают вопросы

 

 

Этапы игры.

1.

Раздает детям листки со стихами, задает вопрос.

Просит дать определение реки.

(Приложение №1)

Дети читают стихи, дают свое определение реки, корректируют его

 

Прочитайте строчки со стихами, ответьте на вопрос. Можно ли сказать, что здесь дано определение реки?

Дайте определение реки.

П: Смысловое чтение, работа с понятиями

Р: коррекция

2. Конкурс «Рыбалка»

 

Задает вопрос Предлагает «порыбачить.»

 

(Приложение №2)

Отвечают на вопрос

 

 

 При помощи удочек с магнитами достают задания – загадки, зачитывают их и отвечают, объясняют, показывают на карте.

 

 

Ответьте на вопрос: что обычно делают на реке?

 

Отгадайте задания-загадки, покажите ответ на доске, карте, объясните свой ответ.

П: работа с картой, комбинаторное мышление

Конкурс «Кто первый?»

 

Задает вопрос, поясняет правило данного этапа игры (отвечает тот, кто первым поднял руку), подводит к следующему этапу игры (Таким образом мы с вами повторили речную систему.)

Работают с картой Владимирской области, показывают на карте реки, поясняют ответы.

Ответьте на вопросы: Притоком какой реки является наша река Тетрух? Это левый или правый приток?

Л: ориентация в межличностных отношениях (Я-концепция)

К: умение договариваться

 

П: знаково-символические (работа с картой)

Конкурс «Художники»

 

 

Дает задание.

Задает вопрос: (Какие части вы подписали?)

 

Ребята рисуют, крепят на доску свои рисунки, поясняют, отвечают на вопрос.

 

Изобразить  на листках речную систему р. Клязьма, подписать ее основные части.

П: моделирование

 

 

П: знаково-символические (рисование)

К.

 

Зачитывает детям стихотворение, задает вопросы

 (Приложение №3)

 

Отвечают на вопросы

Ответьте на вопросы:

Что мы можем узнать о реках из данного четверостишия?

Какие изменения в природе заставляют так изменяться реку?

А все ли реки так ведут себя?

Почему река подо льдом продолжает течь?

 

 

П: анализ и синтез

Конкурс « Кто больше?»

 

 

Задает задание и вопросы,

Проверяет совместно с учащимися план или таблицу,

 иллюстрирует типы питания примерами.

(Приложение №12)

 Работают с тетрадями (записывают тему урока «Питание и режим рек».)

Открывают в учебниках стр. 90, отвечают на вопрос учителя.

Работают командой, заполняют карточки,

зачитывают свои варианты

 

 

 

Ответьте на вопрос:

Как вы думаете, чем питаются реки?

 

Используя материал учебника на с.90, составьте план или заполните таблицу «Чем питается река»

Р: составление плана, работа с таблицей

П: поиск информации

 

Читает отрывок из поэмы

Н.Некрасова “Дед Мазай и зайцы”:

 

Раздает детям текст стихотворения.

(Приложение №7)

Задает детям вопросы:

 

Какие понятия нам уже знакомы? Подчеркнем их. А можно ли найти в этом стихотворении определение половодья?? Когда оно происходит?

(Приложение №4)

Ребята отвечают

 

Читает стихи

(приложение№8)

Раздает следующие строчки.

 

(о р.Дон)

Совместно с уч-ся выделяет особенности горной и равнинной реки, рассматривает рисунок на стр. 92.

 

 

Работают с текстом стихотворения

 

 

 

 

 

 

Ребята отвечают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подчеркните в тексте знакомые вам понятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В учебнике на стр. 92. прочитать стихи о  Тереке и стихи на карточке.

 

 

Рассмотреть рисунок на стр. 92.

Найдите  особенности горной и равнинной реки

 

 

 

П: работа с текстом и понятиями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П: работа с текстом стихотворения и понятиями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П: работа с текстом и рисунками, умение передать содержание текста и рисунка

П: логические действия (сравнение, подведение под понятие)

Конкурс «Угадайка»

 

Говорит фразу:

На реках мы можем встретить удивительное создание природы

Читает стихи о водопаде, задает вопрос: о каком явлении идет речь в стихотворении?

(приложение №6)

Показывает фото знаменитых водопадов на слайдах

Ребята отвечают на вопросы учителя,

 рассматривают  картинки на стр. 93и слайды.

 

 

Рассмотрите рис. водопада на стр. 93,

Попробуйте дать определение водопада.

 

 

Что вы знаете о водопадах?

П: работа с текстом, рисунками, фотографиями,

Логические:

подведение под понятие

 

Раздает последние строчки. Спрашивает:

О каких понятиях по нашей теме здесь идет речь?

(приложение №9,10)

 

Зачитывают, полученное стихотворение

 

перечисляют понятия

 

Найдите знакомые по теме урока понятия в тексте стихотворения

П: работа с текстом и понятиями

Домашнее задание

Задает домашнее задание:

 

1. Раздает распечатки со стихами.

(приложение №11)

 

Поясняет домашнее задание

 

 

Записывают в дневники и тетради задания

1.Найди в этом шуточном стихотворении название пяти рек России.

2.Опишите реку Волгу в следующих ситуациях:

 а) вы — исследователь Оки; б) вы живете на этой реке; в) вы — река Ока.

(по вашему выбору)

3.Найдите стихи о реках России и мира.

 (по желанию)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом, извлечение информации

 

П: умение составлять тексты разного жанра

Л.: умение выбирать задания соответственно своим возможностям

 

П: поиск необходимой информации

Рефлексия

Задает вопросы:

- Что понравилось на уроке?

- Что не понравилось?

- Какие задания были трудными, какие легкими?

Отвечают на вопросы учителя

 

Р: оценка

 

 

Приложения.

 

№1.

Гигантский ручей называют рекой,

По руслу бежит поток голубой.

№2.

Где волшебник-туман белый занавес ткет,

В снежных кручах Саян он начало берет.

Тесновато порой Енисею меж гор,

Словно конь молодой, рвется он на простор.

О какой части реки идет речь в этом стихотворении? Показать эту реку на карте.

 

Местные жители сложили такую поговорку о Байкале: «Сколько ему ни приносят богатств сыновья, разоряет дочка старика».

Как объяснить эту поговорку? Показать реку.

 

В Африке известная река,

К ней прибавьте срочно букву «к»

Слово все наоборот прочтите,

Город в Подмосковье отыщите.

О какой реке идет речь? Показать ее на карте.

 

Какая сибирская река состоит из личного местоимения и предлога?

 

Самая полноводная река мира??

 

Я – сибирская река,

Широка и глубока.

Букву «е» на «у» смени –

Стану спутником земли.

 

Самая  длинная река мира.

 

№3.

Наступает в природе зима,

А на реках ледостав.

Покрывается река льдом,

Но под ним вода течет своим путем.

 

№4.

...Я раз за дровами

В лодке поехал - их много с реки

К нам половодье весной нагоняет —

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Вижу один островок небольшой —

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

Тут я подъехал: лопочут ушами,

Сами ни с места; я взял одного,

Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Прыгнули зайцы мои, — ничего!

Только уселась команда косая,

Весь островок пропал под водой.

 

№5.

ДОН

Где скрыта вечная струя,

Что вниз по руслу величаво

Уходит в дальние края?

Под невысокою березкой

Начало Дон свое берет;

 

№6.

С высоты большой срываясь,

Грозно он ревёт

И, о камни разбиваясь,

Пеною встаёт.

 

№7.

Весной в реки стекает вода

От растаявшего снега и льда.

Они переполняют и заливают водой

Часть речной долины, называемой поймой

А воды в реке подъем

Всяк половодьем назовет.

 

№8.

Есть горные речки, есть речки долин.

Все они разных длин и глубин.

 

№9.

Но все они к морю бегут, в океан,

К водным просторам, где ветер-буян.

 

№10.

Гигантский ручей называют рекой,

По руслу бежит поток голубой

Есть горные речки, есть речки долин.

Все они разных длин и глубин.

Но все они к морю бегут, в океан,

К водным просторам, где ветер-буян.

 

№11.

Иволга думала

Иволга готовила снадобье.

- Эх, Жигули мне бы надобны,

а то для огня не хватает полена,

В клюве нести его - это не дело!

Иль привезти мне машиной КАМАЗа

Уральские бревна, штук двадцать так сразу?!

 

№12

 

                                        ЧЕМ ПИТАЕТСЯ РЕКА:

                                            (Типы питания)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Технологическая карта урока географии в 6классе на тему "Реки. Питание и режим рек""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Контент-менеджер

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Технологическая карта урока географии на тему "Реки. Питание и режим рек." составлена по учебнику Т.П. Герасимовой и Н.П. Неклюковой в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Данная карта может быть использована в качестве образца при составлении технологической карты любого урока по любому предмету. При составлении карты использовался опыт учителей из социальных сообществ, мой личный опыт, а также рекомендации специалистов-методистов ВИПКРО (институт повышения квалификации работников образования). Разработка проверена на практике, может быть легко изменена под конкретный план урока. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 136 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 702
    • DOCX 24.3 кбайт
    • 13 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Улова Татьяна Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Улова Татьяна Викторовна
    Улова Татьяна Викторовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 782
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 63 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 69 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 762 человека

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания географии в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 245 человек

Мини-курс

От Зейгарника до Личко: путь к пониманию человеческой психологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов

Мини-курс

Психологические исследования и поддержка психического здоровья

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 13 регионов

Мини-курс

Мастерство влияния и успешных переговоров

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов