Технологическая карта урока географии в 6классе.
Тема:
«Характер реки. Питание рек»
|
ФИО учителя
– Улова Татьяна Викторовна
Предмет -
география
Класс - 6
Тип урока:
Приобретение новых знаний.
Форма урока:
Урок с элементами игры.
Цель урока:
Формирование знаний о характере реки и
способах питания рек
Задачи:
Образовательные:
Ø
познакомить учащихся с новыми понятиями, терминами,
определениями (режим реки, пойма, паводок, порог, водопад, питание реки)
Развивающие:
Ø
продолжить формировать умения работать с
географической картой
Ø
развивать умения применять знания на практике.
Ø
развивать умения делать выводы и обобщения.
Ø
Развивать умения групповой работы.
Воспитательные:
Ø
воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Ø
воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование:
физическая карта полушарий, физическая карта
России, физическая карта Владимирской области, атласы, картины с изображением
рек, карточки с заданиями для работы.
Межпредметные связи: литература, краеведение
Условные обозначения в технологической
карте: Р-регулятивные УУД, П-познавательные УУД,
К.-коммуникативные УУД, Л.-личностные УУД.
Этапы
урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учеников
|
Задания для учащихся
|
УУД
|
Орг. момент
|
Проверка отсутствующих, формирование
рабочих групп из учащихся. (можно предварительно)
Настрой учеников на рабочий лад и объяснение
правил игры.
|
|
Занять места в соответствии с указаниями
учителя
|
Регулятивные:
волевая
саморегуляция
Познавательные:
организация рабочего места
|
Мотивационный момент.
Определение темы урока-игры.
|
Показывает ребятам ребусы
|
Решают ребусы, формулируют тему урока.
|
Решите ребусы, сформулируйте тему урока.
|
П: анализ и синтез
|
Мотивационный момент – настрой на игру
«Литературная
рыбалка».
|
Объясняет название игры:
за время игры мы сочиним новое
четверостишие, которым и подытожим нашу работу.
|
Слушают, задают вопросы
|
|
|
Этапы игры.
1.
|
Раздает детям листки со стихами, задает
вопрос.
Просит дать определение реки.
(Приложение №1)
|
Дети читают стихи, дают свое определение
реки, корректируют его
|
Прочитайте строчки со стихами, ответьте на
вопрос. Можно ли сказать, что здесь дано определение реки?
Дайте определение реки.
|
П: Смысловое чтение, работа с понятиями
Р: коррекция
|
2. Конкурс
«Рыбалка»
|
Задает вопрос Предлагает «порыбачить.»
(Приложение №2)
|
Отвечают на вопрос
При помощи удочек с магнитами достают
задания – загадки, зачитывают их и отвечают, объясняют, показывают на карте.
|
Ответьте на вопрос: что обычно делают на
реке?
Отгадайте задания-загадки, покажите ответ на
доске, карте, объясните свой ответ.
|
П: работа с картой, комбинаторное мышление
|
Конкурс
«Кто первый?»
|
Задает вопрос, поясняет правило данного этапа
игры (отвечает тот, кто первым поднял руку), подводит к следующему этапу игры
(Таким образом мы с вами повторили речную систему.)
|
Работают с картой Владимирской области,
показывают на карте реки, поясняют ответы.
|
Ответьте на вопросы: Притоком какой реки
является наша река Тетрух? Это левый или правый приток?
|
Л: ориентация в межличностных отношениях
(Я-концепция)
К: умение договариваться
П: знаково-символические (работа с картой)
|
Конкурс
«Художники»
|
Дает задание.
Задает вопрос: (Какие части вы
подписали?)
|
Ребята рисуют, крепят на доску свои рисунки,
поясняют, отвечают на вопрос.
|
Изобразить на листках речную систему р.
Клязьма, подписать ее основные части.
|
П: моделирование
П: знаково-символические (рисование)
К.
|
|
Зачитывает детям
стихотворение, задает вопросы
(Приложение №3)
|
Отвечают на вопросы
|
Ответьте на вопросы:
Что мы можем узнать о реках из данного
четверостишия?
Какие изменения в природе заставляют так
изменяться реку?
А все ли реки так ведут себя?
Почему река подо льдом продолжает течь?
|
П: анализ и синтез
|
Конкурс
« Кто больше?»
|
Задает задание и вопросы,
Проверяет совместно с учащимися план или
таблицу,
иллюстрирует типы питания примерами.
(Приложение №12)
|
Работают с тетрадями (записывают тему урока
«Питание и режим рек».)
Открывают в учебниках стр. 90, отвечают на
вопрос учителя.
Работают командой, заполняют карточки,
зачитывают свои варианты
|
Ответьте на
вопрос:
Как вы
думаете, чем питаются реки?
Используя материал учебника на с.90,
составьте план или заполните таблицу «Чем питается река»
|
Р: составление плана, работа с таблицей
П: поиск информации
|
|
Читает отрывок из поэмы
Н.Некрасова “Дед Мазай и зайцы”:
Раздает детям текст стихотворения.
(Приложение №7)
Задает детям вопросы:
Какие понятия нам уже знакомы? Подчеркнем
их. А можно ли найти в этом стихотворении определение половодья?? Когда оно
происходит?
(Приложение №4)
Ребята отвечают
Читает стихи
(приложение№8)
Раздает следующие строчки.
(о р.Дон)
Совместно с уч-ся выделяет особенности
горной и равнинной реки, рассматривает рисунок на стр. 92.
|
Работают с текстом стихотворения
Ребята отвечают
|
Подчеркните в тексте знакомые вам понятия
В учебнике на стр. 92. прочитать стихи о
Тереке и стихи на карточке.
Рассмотреть рисунок на стр. 92.
Найдите особенности горной и равнинной реки
|
П: работа с текстом и понятиями
П: работа с текстом стихотворения и
понятиями
П: работа с текстом и рисунками, умение
передать содержание текста и рисунка
П: логические действия (сравнение,
подведение под понятие)
|
Конкурс
«Угадайка»
|
Говорит фразу:
На реках мы
можем встретить удивительное создание природы
Читает стихи о водопаде, задает вопрос: о
каком явлении идет речь в стихотворении?
(приложение №6)
Показывает фото знаменитых водопадов на
слайдах
|
Ребята отвечают на вопросы учителя,
рассматривают картинки на стр. 93и
слайды.
|
Рассмотрите рис. водопада на стр. 93,
Попробуйте дать определение водопада.
Что вы знаете о водопадах?
|
П: работа с текстом, рисунками,
фотографиями,
Логические:
подведение под понятие
|
|
Раздает последние строчки. Спрашивает:
О каких понятиях по нашей теме здесь идет речь?
(приложение №9,10)
|
Зачитывают, полученное стихотворение
перечисляют понятия
|
Найдите знакомые по теме урока понятия в
тексте стихотворения
|
П: работа с текстом и понятиями
|
Домашнее задание
|
Задает домашнее задание:
1. Раздает распечатки со стихами.
(приложение №11)
Поясняет домашнее задание
|
Записывают в дневники и тетради задания
|
1.Найди в этом шуточном стихотворении
название пяти рек России.
2.Опишите реку Волгу в следующих ситуациях:
а) вы — исследователь Оки; б) вы живете на
этой реке; в) вы — река Ока.
(по вашему выбору)
3.Найдите стихи о реках России и мира.
(по желанию)
|
Работа
с текстом, извлечение информации
П: умение составлять тексты разного жанра
Л.: умение выбирать задания соответственно
своим возможностям
П: поиск необходимой информации
|
Рефлексия
|
Задает вопросы:
- Что понравилось на уроке?
- Что не понравилось?
- Какие задания были трудными, какие легкими?
|
Отвечают на вопросы учителя
|
|
Р: оценка
|
Приложения.
№1.
Гигантский ручей называют рекой,
По руслу бежит поток голубой.
№2.
Где волшебник-туман
белый занавес ткет,
В снежных кручах Саян
он начало берет.
Тесновато порой
Енисею меж гор,
Словно конь молодой,
рвется он на простор.
О какой части реки
идет речь в этом стихотворении? Показать эту реку на карте.
Местные жители
сложили такую поговорку о Байкале: «Сколько ему ни приносят богатств сыновья,
разоряет дочка старика».
Как объяснить эту
поговорку? Показать реку.
В Африке известная
река,
К ней прибавьте
срочно букву «к»
Слово все наоборот
прочтите,
Город в Подмосковье
отыщите.
О какой реке идет
речь? Показать ее на карте.
Какая сибирская
река состоит из личного местоимения и предлога?
Самая полноводная река мира??
Я – сибирская река,
Широка и глубока.
Букву «е» на «у»
смени –
Стану спутником
земли.
Самая длинная река
мира.
№3.
Наступает в природе зима,
А на реках ледостав.
Покрывается река льдом,
Но под ним вода течет своим путем.
№4.
...Я раз за дровами
В лодке поехал - их много с
реки
К нам половодье весной
нагоняет —
Еду, ловлю их. Вода
прибывает.
Вижу один островок небольшой
—
Зайцы на нем собралися
гурьбой.
С каждой минутой вода
подбиралась
К бедным зверькам; уж под
ними осталось
Меньше аршина земли в
ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут
ушами,
Сами ни с места; я взял
одного,
Прочим скомандовал: прыгайте
сами!
Прыгнули зайцы мои, —
ничего!
Только уселась команда
косая,
Весь островок пропал под
водой.
№5.
ДОН
Где скрыта вечная струя,
Что вниз по руслу величаво
Уходит в дальние края?
Под невысокою березкой
Начало Дон свое берет;
№6.
С высоты
большой срываясь,
Грозно он
ревёт
И, о камни
разбиваясь,
Пеною встаёт.
№7.
Весной в реки стекает вода
От растаявшего снега и льда.
Они переполняют и заливают водой
Часть речной долины, называемой поймой
А воды в реке подъем
Всяк половодьем назовет.
№8.
Есть горные речки, есть речки долин.
Все они разных длин и глубин.
№9.
Но все они к морю бегут, в океан,
К водным просторам, где ветер-буян.
№10.
Гигантский ручей называют рекой,
По руслу бежит поток голубой
Есть горные речки, есть речки долин.
Все они разных длин и глубин.
Но все они к морю бегут, в океан,
К водным просторам, где ветер-буян.
№11.
Иволга думала
Иволга готовила снадобье.
- Эх, Жигули мне бы надобны,
а то для огня не хватает полена,
В клюве нести его - это не дело!
Иль привезти мне машиной КАМАЗа
Уральские бревна, штук двадцать так сразу?!
№12
ЧЕМ
ПИТАЕТСЯ РЕКА:
(Типы питания)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.