Главная / География / технологическая карта урока географии в 6классе на тему "Реки. Питание и режим рек"

технологическая карта урока географии в 6классе на тему "Реки. Питание и режим рек"

Технологическая карта урока географии в 6классе.

Тема:

«Характер реки. Питание рек»





ФИО учителя – Улова Татьяна Викторовна

Предмет - география

Класс - 6

Тип урока:

Приобретение новых знаний.

Форма урока:

Урок с элементами игры.

Цель урока:

Формирование знаний о характере реки и способах питания рек

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с новыми понятиями, терминами, определениями (режим реки, пойма, паводок, порог, водопад, питание реки)

Развивающие:

  • продолжить формировать умения работать с географической картой

  • развивать умения применять знания на практике.

  • развивать умения делать выводы и обобщения.

  • Развивать умения групповой работы.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

  • воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование:

физическая карта полушарий, физическая карта России, физическая карта Владимирской области, атласы, картины с изображением рек, карточки с заданиями для работы.

Межпредметные связи: литература, краеведение

Условные обозначения в технологической карте: Р-регулятивные УУД, П-познавательные УУД, К.-коммуникативные УУД, Л.-личностные УУД.


Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся

УУД

Орг. момент

Проверка отсутствующих, формирование рабочих групп из учащихся. (можно предварительно)

Настрой учеников на рабочий лад и объяснение правил игры.



Занять места в соответствии с указаниями учителя

Регулятивные:

волевая

саморегуляция

Познавательные:

организация рабочего места

Мотивационный момент.

Определение темы урока-игры.

Показывает ребятам ребусы

Решают ребусы, формулируют тему урока.

Решите ребусы, сформулируйте тему урока.

П: анализ и синтез


Мотивационный момент – настрой на игру

«Литературная рыбалка».


Объясняет название игры:

за время игры мы сочиним новое четверостишие, которым и подытожим нашу работу.


Слушают, задают вопросы



Этапы игры.

1.

Раздает детям листки со стихами, задает вопрос.

Просит дать определение реки.

(Приложение №1)

Дети читают стихи, дают свое определение реки, корректируют его


Прочитайте строчки со стихами, ответьте на вопрос. Можно ли сказать, что здесь дано определение реки?

Дайте определение реки.

П: Смысловое чтение, работа с понятиями

Р: коррекция

2. Конкурс «Рыбалка»


Задает вопрос Предлагает «порыбачить.»


(Приложение №2)

Отвечают на вопрос



При помощи удочек с магнитами достают задания – загадки, зачитывают их и отвечают, объясняют, показывают на карте.



Ответьте на вопрос: что обычно делают на реке?


Отгадайте задания-загадки, покажите ответ на доске, карте, объясните свой ответ.

П: работа с картой, комбинаторное мышление

Конкурс «Кто первый?»


Задает вопрос, поясняет правило данного этапа игры (отвечает тот, кто первым поднял руку), подводит к следующему этапу игры (Таким образом мы с вами повторили речную систему.)

Работают с картой Владимирской области, показывают на карте реки, поясняют ответы.

Ответьте на вопросы: Притоком какой реки является наша река Тетрух? Это левый или правый приток?

Л: ориентация в межличностных отношениях (Я-концепция)

К: умение договариваться


П: знаково-символические (работа с картой)

Конкурс «Художники»



Дает задание.

Задает вопрос: (Какие части вы подписали?)


Ребята рисуют, крепят на доску свои рисунки, поясняют, отвечают на вопрос.


Изобразить на листках речную систему р. Клязьма, подписать ее основные части.

П: моделирование



П: знаково-символические (рисование)

К.


Зачитывает детям стихотворение, задает вопросы

(Приложение №3)


Отвечают на вопросы

Ответьте на вопросы:

Что мы можем узнать о реках из данного четверостишия?

Какие изменения в природе заставляют так изменяться реку?

А все ли реки так ведут себя?

Почему река подо льдом продолжает течь?



П: анализ и синтез

Конкурс « Кто больше?»



Задает задание и вопросы,

Проверяет совместно с учащимися план или таблицу,

иллюстрирует типы питания примерами.

(Приложение №12)

Работают с тетрадями (записывают тему урока «Питание и режим рек».)

Открывают в учебниках стр. 90, отвечают на вопрос учителя.

Работают командой, заполняют карточки,

зачитывают свои варианты




Ответьте на вопрос:

Как вы думаете, чем питаются реки?


Используя материал учебника на с.90, составьте план или заполните таблицу «Чем питается река»

Р: составление плана, работа с таблицей

П: поиск информации


Читает отрывок из поэмы

Н.Некрасова “Дед Мазай и зайцы”:


Раздает детям текст стихотворения.

(Приложение №7)

Задает детям вопросы:


Какие понятия нам уже знакомы? Подчеркнем их. А можно ли найти в этом стихотворении определение половодья?? Когда оно происходит?

(Приложение №4)

Ребята отвечают


Читает стихи

(приложение№8)

Раздает следующие строчки.


(о р.Дон)

Совместно с уч-ся выделяет особенности горной и равнинной реки, рассматривает рисунок на стр. 92.



Работают с текстом стихотворения







Ребята отвечают
















Подчеркните в тексте знакомые вам понятия













В учебнике на стр. 92. прочитать стихи о Тереке и стихи на карточке.


Рассмотреть рисунок на стр. 92.

Найдите особенности горной и равнинной реки




П: работа с текстом и понятиями















П: работа с текстом стихотворения и понятиями












П: работа с текстом и рисунками, умение передать содержание текста и рисунка

П: логические действия (сравнение, подведение под понятие)

Конкурс «Угадайка»


Говорит фразу:

На реках мы можем встретить удивительное создание природы

Читает стихи о водопаде, задает вопрос: о каком явлении идет речь в стихотворении?

(приложение №6)

Показывает фото знаменитых водопадов на слайдах

Ребята отвечают на вопросы учителя,

рассматривают картинки на стр. 93и слайды.



Рассмотрите рис. водопада на стр. 93,

Попробуйте дать определение водопада.



Что вы знаете о водопадах?

П: работа с текстом, рисунками, фотографиями,

Логические:

подведение под понятие


Раздает последние строчки. Спрашивает:

О каких понятиях по нашей теме здесь идет речь?

(приложение №9,10)


Зачитывают, полученное стихотворение


перечисляют понятия


Найдите знакомые по теме урока понятия в тексте стихотворения

П: работа с текстом и понятиями

Домашнее задание

Задает домашнее задание:


1. Раздает распечатки со стихами.

(приложение №11)


Поясняет домашнее задание



Записывают в дневники и тетради задания

1.Найди в этом шуточном стихотворении название пяти рек России.

2.Опишите реку Волгу в следующих ситуациях:

а) вы — исследователь Оки; б) вы живете на этой реке; в) вы — река Ока.

(по вашему выбору)

3.Найдите стихи о реках России и мира.

(по желанию)










Работа с текстом, извлечение информации


П: умение составлять тексты разного жанра

Л.: умение выбирать задания соответственно своим возможностям


П: поиск необходимой информации

Рефлексия

Задает вопросы:

- Что понравилось на уроке?

- Что не понравилось?

- Какие задания были трудными, какие легкими?

Отвечают на вопросы учителя


Р: оценка


Приложения.


1.

Гигантский ручей называют рекой,

По руслу бежит поток голубой.

2.

Где волшебник-туман белый занавес ткет,

В снежных кручах Саян он начало берет.

Тесновато порой Енисею меж гор,

Словно конь молодой, рвется он на простор.

О какой части реки идет речь в этом стихотворении? Показать эту реку на карте.


Местные жители сложили такую поговорку о Байкале: «Сколько ему ни приносят богатств сыновья, разоряет дочка старика».

Как объяснить эту поговорку? Показать реку.


В Африке известная река,

К ней прибавьте срочно букву «к»

Слово все наоборот прочтите,

Город в Подмосковье отыщите.

О какой реке идет речь? Показать ее на карте.


Какая сибирская река состоит из личного местоимения и предлога?


Самая полноводная река мира??


Я – сибирская река,

Широка и глубока.

Букву «е» на «у» смени –

Стану спутником земли.


Самая длинная река мира.


3.

Наступает в природе зима,

А на реках ледостав.

Покрывается река льдом,

Но под ним вода течет своим путем.


4.

...Я раз за дровами

В лодке поехал - их много с реки

К нам половодье весной нагоняет —

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Вижу один островок небольшой —

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

Тут я подъехал: лопочут ушами,

Сами ни с места; я взял одного,

Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Прыгнули зайцы мои, — ничего!

Только уселась команда косая,

Весь островок пропал под водой.


5.

ДОН

Где скрыта вечная струя,

Что вниз по руслу величаво

Уходит в дальние края?

Под невысокою березкой

Начало Дон свое берет;


6.

С высоты большой срываясь,

Грозно он ревёт

И, о камни разбиваясь,

Пеною встаёт.


7.

Весной в реки стекает вода

От растаявшего снега и льда.

Они переполняют и заливают водой

Часть речной долины, называемой поймой

А воды в реке подъем

Всяк половодьем назовет.


8.

Есть горные речки, есть речки долин.

Все они разных длин и глубин.


9.

Но все они к морю бегут, в океан,

К водным просторам, где ветер-буян.


10.

Гигантский ручей называют рекой,

По руслу бежит поток голубой

Есть горные речки, есть речки долин.

Все они разных длин и глубин.

Но все они к морю бегут, в океан,

К водным просторам, где ветер-буян.


11.

Иволга думала

Иволга готовила снадобье.

- Эх, Жигули мне бы надобны,

а то для огня не хватает полена,

В клюве нести его - это не дело!

Иль привезти мне машиной КАМАЗа

Уральские бревна, штук двадцать так сразу?!


12


ЧЕМ ПИТАЕТСЯ РЕКА:

(Типы питания)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.







технологическая карта урока географии в 6классе на тему "Реки. Питание и режим рек"
  • География
Описание:

Технологическая карта урока географии на тему "Реки. Питание и режим рек." составлена по учебнику Т.П. Герасимовой и Н.П. Неклюковой в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Данная карта может быть использована в качестве образца при составлении технологической карты любого урока по любому предмету. При составлении карты использовался опыт учителей из социальных сообществ, мой личный опыт, а также рекомендации специалистов-методистов ВИПКРО (институт повышения квалификации работников образования). Разработка проверена на практике, может быть легко изменена под конкретный план урока. 

Автор Улова Татьяна Викторовна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел География
Подраздел
Просмотров 991
Номер материала 17263
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓