Главная / Русский язык и литература / Технологическая карта урока: Духовно-нравственные проблемы в произведении К.Паустовского «Стальное колечко», рассказ или сказка.

Технологическая карта урока: Духовно-нравственные проблемы в произведении К.Паустовского «Стальное колечко», рассказ или сказка.

Технологическая карта урока

  1. Учитель: Савенко Юлия Владимировна

  2. Предмет: Литературное чтение

  3. Класс: 3 «В»

  4. Тема: Духовно-нравственные проблемы в произведении К.Паустовского «Стальное колечко», рассказ или сказка.

  5. Место и роль урока в изучаемой теме: открытие нового знания

  6. Цель урока: познакомить обучающихся с произведением К.Паустовского «Стальное колечко», раскрыть нравственный смысл произведения, определить жанр произведения.

  7. Предметные результаты: уметь отличать рассказ от сказки, уметь находить черты сказки и рассказа в конкретном произведении; развивать навыки осмысленного, беглого чтения, создать условия для формирования активной читательской позиции.

Метапредметные результаты: создать условия для формирования умения на основе анализа объектов делать выводы; умения обобщать и классифицировать по признакам; создать условия для формирования умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; создать условия для формирования умения прогнозировать предстоящую работу.

Личностные результаты: создать условия для формирования умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;















Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные действия

Мотивация

(самоопределение)

к учебной

деятельности


Создать эмоциональный

настрой на урок, мотивирует обучающихся на работу.

-Сегодня урок я хочу начать со слов известного писателя.

«Читайте!

И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня,

когда бы вы не прочли одной странички из новой книги.»

- Эти слова принадлежат писателю, с творчеством которого мы познакомились во 2 классе (фото на экране) (К. Паустовский)

- С каким произведением этого писателя мы уже знакомы? – О ком было это произведение?

- К.Паустовский писал не только о животных. В своих произведениях он сердечно и просто, с большой теплотой рассказывал о людях мужественных, добрых и трудолюбивых, любящих свою родину и способных ради нее и своих близких совершить героический поступок.

-Как вы думаете чем сегодня будем заниматься? (формулировка цели урока)


Настраиваются на работу.



















































Обучающиеся определяют для себя цель урока:



-Познакомимся с новым произведением. Будем его анализировать, чтобы узнать какую нравственную идею хотел донести до нас автор.

Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;



Регулятивные УУД:

Формируем умение прогнозировать предстоящую работу.


Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

-Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением К.Паустовского.

- Перед вами иллюстрации к одному из отрывков этого произведения. Давайте пофантазируем, о чем может быть это произведение, кто его главные герои?

-Сегодня мы знакомимся с произведением «Стальное колечко».

- Каково лексическое значение слова колечко? (из словаря Ожегова)

-Почему люди носят кольца? - А из чего сделано наше колечко?

-Давайте проверим, какую роль играет кольцо в этом произведении.


На основе иллюстрации пробуют прогнозировать содержание произведения.

Познавательные УУД:

формируем умение находить ответы на вопросы по иллюстрации;

Коммуникативные УУД:

Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.


Выявление места и причины затруднения

Первичное чтение.

-Кто главный герой произведения? Как вы представляете Варюшу? Что можно сказать о характере возрасте? (добрая, наблюдательная, общительная, впечатлительная)

-Зачитайте о том, как ее называет боец. –Какой прием использует автор в этих прозвищах?

- Почему солдат подарил Варюше колечко?

- Как вы думаете колечко действительно волшебное?

-Какие чудеса можно было совершить с помощью колечка?

-Давайте предположим, как будут развиваться события дальше. Может есть несколько вариантов развития сюжета? Будет ли зависеть продолжение от жанра?

-Есть ли какая-нибудь проблема у Варюши и деда? Что может хотеть девочка, которая живет в маленькой деревушке?

-Ваш вариант продолженияэто сказочная волшебная история или рассказ о событиях, возможных в реальности ?


Отвечают на вопросы учителя по содержанию текста, используя текст.





























Обучающиеся работают с текстом и оформляют рисунок ладони.



Выясняют, что продолжение может быть как сказочным, так и реалистичным.




Познавательные УУД:

Формируем умение извлекать информацию из текста; выявлять сущность, особенность объектов.

Коммуникативные УУД:

Формируем умение слушать и понимать других.

Личностные УУД:

Формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

Построение проекта выхода из затруднения

- Так давайте определим жанр этого произведения. На что больше похож текст на сказку или на рассказ?

-Давайте вспомним, что такое рассказ и сказка? А какие сказочные черты вы можете обнаружить?


Обучающиеся систематизируют свои знания о сказке и рассказе.

Познавательные УУД:

формируются умения систематизировать знания.

Реализация построения проекта

- С каким новым персонажем мы встречаемся в этом отрывке?

-Похож ли Сидор на сказочного помощника?

- Что произошло с Варюшей и ее дедушкой ?

- Как объясняет дед Кузьма свое выздоровление? А как Варюша?

-Как вы думаете, выздоровление дедушки –чудо или случайное совпадение?




Обучающиеся читают третью часть.

Работают с текстом: находят в данном произведении черты рассказа и сказки.

Работают с памяткой: отмечают какие черты сказки, а какие рассказа присутствуют в тексте.

Познавательные УУД:

формируем умение извлекать информацию из текста;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД:

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

Регулятивные УУД:

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Чтение третьей части.

-Произошло ли с Варюшей еще одно волшебное событие? Связано ли оно с первым чудом? Откуда взялась в сердце Варюши «большущая радость»?

- Подтвердились ли наши предположения о том, чем завершиться текст?

- Какой можно сделать вывод: сказка это или рассказ?

- Сколько чудес могла совершить Варюша с помощью колечка ? Почему она надела на средний палец ? В чем нашла свое счастье Варюша?

-Какую нравственную идею хотел донести до нас автор?


Обучающиеся делают вывод, что в этом произведении есть черты рассказа и сказки. Автор дает нам возможность самостоятельно определить жанр этого произведения.

















На основе анализа характера героев, их поступков обучающиеся делают вывод: Необходимо любить и беречь своих близких. Семья это наше достояние. Наше счастье.


Познавательные УУД:

формируем умения на основе анализа делать выводы;

формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.


Рефлексия учебной деятельности

-Оцените свою работу на уроке. С каким настроением вы работали? Было ли сложно на уроке? Смогли ли вы преодолеть все трудности?

Обучающиеся оценивают свою работу по шкале трудности и оценивают свое настроение.

Коммуникативные УУД:

Контроль и самоанализ действий своих и одноклассников.





























Расшифровка этапов

Этап


Мотивация

(самоопределение)

к учебной

деятельности


Создать эмоциональный

настрой на урок, мотивировать обучающихся на работу.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока.

Выявление места и причины затруднения

На основе

соотнесения

своих знаний и поставленной проблемой выявить и определить причину затруднения подвести к теме урока.

Построение проекта выхода из затруднения

Практическим способом спроектировать работу дыхательной системы, сконструировать проект будущих учебных действий.

Реализация построения проекта

Научить самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, используя литературу и учебник.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Закрепить алгоритм работы дыхательной системы путём проговаривания

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Проверить уровень приобретённых знаний.

Включение в систему знаний и повторение

Научить применять приобретённые знания в жизни. Организовать поиск информации, в которой тренируется использование изученного материала и автоматизация умственных действий.

Воспитывать бережное отношение как к своему здоровью, так и к здоровью окружающих.

Рефлексия учебной деятельности

Проверка способности самооценки , как личностный результат



Технологическая карта урока: Духовно-нравственные проблемы в произведении К.Паустовского «Стальное колечко», рассказ или сказка.
  • Русский язык и литература
Описание:

Конспект урока по литературному чтению 3 класс по произведению К.Паустовского "Стальное колечко".

Цель урока: познакомить обучающихся с произведением К.Паустовского «Стальное колечко», раскрыть нравственный смысл произведения, определить жанр  произведения

 Предметные результаты: уметь отличать рассказ от сказки, уметь находить черты сказки и рассказа в конкретном произведении;развивать навыки осмысленного, беглого чтения, создать условия для формирования активной читательской позиции.

Автор Савенко Юлия Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1880
Номер материала 35749
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓