Главная / Биология / Технологическая карта урока для 5 класса

Технологическая карта урока для 5 класса

Урок № 8 «В живых организмах одни вещества превращаются в другие»

Дата: 21.10.2013

Цели: Личностные: формировать познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов

Метапредметные: - формировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки (регулятивные УУД);

- формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (познавательные УУД; работа по анализу схем и иллюстраций из учебника)

Предметные: - формировать умение сравнивать схемы строения молекул;

- формировать умение обнаруживать превращения веществ;

- формировать умение понимать смысл биологических терминов: жиры, белки, углеводы, неорганические и органические вещества

Задачи урока:

- сформировать понятия «атом» и «молекула», «органические» и «неорганические вещества», превращение веществ

- продолжить формирование умения работать в парах;

- продолжить формирование умения выполнять практические задания, находить сходства и отличия простых и сложных веществ, схематически изображать строение простых и сложных молекул.

Оборудование: демонстрационный набор на столе учителя, пластилин, бумага, влажные салфетки на столах учеников; рисунки и макеты важнейших молекул, компьютер, проектор, CD- диск «Биология, 5 – 9 класс. Образовательная система 2100»

Технологии: системно-деятельностный подход, проблемного обучения, дифференцированного обучения, информационно-коммуникативные


Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Проблемная ситуация и актуализация знаний

Распределяю роли Биолога и Антошки

Задаю вопрос: «Давайте обсудим вопрос нашего сегодняшнего урока»

двое читают по ролям, остальные следят по учебнику. Обсуждают версии и на доске записываем лучшую

Задаю вопрос: «Что вы уже знаете о веществах и их превращениях из своего жизненного опыта и начальной школы?»

На доске фиксирую сведения, названные учениками, комментирую их связь с темой урока

ученики рассказывают знание, накопленные из жизненного опыта и полученные из начальной школы

Совместное открытие знаний. Мотивация к учебной деятельности

Задаю вопрос: «Назовите примеры веществ, образцы которых вы видите в школе, на кухне, на улице. Много ли существует веществ? Все ли они входят в состав живых организмов? Почему так много веществ в природе?»

ученики отвечают на поставленные вопросы, выявляют причину многообразия веществ в природе – разнообразные сочетания немногих атомов

Организация познавательной деятельности

1.Работа с рисунком 8.1на стр. 55. Демонстрация этого же рисунка на экране

с помощью рисунка учебника определяют, что изображены молекулы. Записывают определение «Молекула» в биологический словарь

Проведение демонстрационного опыта «Окрашивание пламени в цвет» В ложке для сжигания веществ поочередно сжигаем вещества: хлорид натрия, хлорида меди и хлорида железа

наблюдают окрашивание пламени в различные цвета, записывают данные в тетрадь: соль натрия – желтый цвет, соль меди – сине-зеленый, соль железа - коричневый

2. Задаю вопрос: «Всегда ли молекулы состоят их одинаковых атомов?»

Работа с рисунком 8.2 на стр.55. Демонстрация на экране

рассматривают рисунок, записывают в биологический словарь определение «Атом»

Выполнение практической работы – задание: изготовить в паре с одноклассником модель простого, а затем сложного вещества

изготавливают сначала шарики пластилина одного цвета и размера, соединяют их вместе (простое вещество), а затем, меняясь друг с другом, изготавливают модель сложного вещества. Записывают в биологический словарь определение «простое и сложное вещество»

3. Задаю вопрос: «Как себя ведут молекулы, если на них воздействовать, например, повышая температуру?»

Работа с рисунком 8.3 на стр. 55. Демонстрация на экране

анализируют рисунок, отвечают на вопрос, что молекулы распадаются на атомы, приходят к выводу, что произошла химическая реакция. Записывают определение в биологический словарь

Провожу демонстрационный опыт: пропускание углекислого газа через известковое молоко

учащиеся наблюдают изменение цвета раствора с прозрачного на мутный. Записывают химическую реакцию: известковое молоко + углекислый газ = мутный раствор

4. Задаю вопрос: «Какие организмы могут сами производить органические вещества?»

отвечают на вопрос: «производители». Пытаются назвать и другие классы органических соединений и выявить общие черты:

класс делится на три группы по рядам и работают с материалом учебника «Органические вещества»

5. Задаю вопрос: «Где в организме протекают превращения молекул, т.е. химическая реакция? Почему именно там?»

отвечают на вопрос и тем самым приходят к главному выводу (ответу на проблемный вопрос). Запись на доске найденного ответа

Самостоятельное применение знаний

Провожу демонстрационный опыт с привлечением двух – трех учеников к демонстрационному столу. Даю сравнить запах дыма после задувания восковой и парафиновой свечи

работают над вопросами на стр. 57. Дают самооценку по алгоритму.

Подведение итогов


обмен мнениями по заданиям. Делают вывод по уроку

Рефлексия

Ну, а теперь подведём итог. Вы выберите начало высказывания и продолжите его.



Закончите предложения и оцените работу товарища по парте:


Мне было интересно… Мне было трудно…

Сегодня я узнал… Я научился...

У меня настроение…


Больше всего мне понравилось... Сегодня на уроке я почувствовал

Домашнее задание

Записываю на доске задание

записывают задание в дневнике: § 8, задание 3 письменно. Изготовить из любого подручного материала модели простого и сложного вещества (по возможности найти его название).

Индивидуальное: задачи из задачника: 8.1, 8.4 – 8.6 на выбор (вместе с родителями)

Технологическая карта урока для 5 класса
  • Биология
Описание:

Урок разработан для 5 класса по программе "Школа 2100". В нем используются  различные универсальные учебные действия, которые требуются современными образовательными стандартами.

Для проведения данного урока  был использован  учебно-методический комплекс Вахрушева А. А., Ловягина С. Н.: CD-диск "Биология 5 - 9 класс",  учебник "Биология - 5" , а также методические рекомендации и задачник к урокам биологии

Данная технологическая катра поможет учителям самим разрабатывать технологические карты уроков. Желаю творческих успехов всем учителям, работающим по новым стандартам

 

Автор Горячева Гузалия Мухтасибовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 615
Номер материала 44237
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓