Главная / Русский язык и литература / технологическая карта урока "Что говорит сердце... Нравственные уроки рассказа В. Астафьева "Уроки французского""

технологическая карта урока "Что говорит сердце... Нравственные уроки рассказа В. Астафьева "Уроки французского""

Технологическая карта

подготовлена учителем русского языка и литературы МКОУ «СОШ №1», г. Сосенский Волковой О.И.

Класс: 6

Предмет: литература

Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2013 г

Тема

 «Что говорит сердце… ». Нравственные уроки по рассказу В. Распутина "Уроки французского"

Цели


Деятельностная - формирование у учащихся умение выделять существенную информацию, систематизировать ее, представлять в графическом виде, обобщать, развивать творческое воображение.


Содержательная – повторить учебные действия учащихся по применению полученных знаний в ходе работы


Образовательные цели: помочь учащимся понять нравственные уроки повести, накапливать наблюдения над ролью детали и средств выразительности в создании художественного образа


Развивающие цели: Стимулирование творчества обучающихся, развитие их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов


Воспитательные цели: Повышение коммуникативной активности учащихся, их эмоциональной включенности в учебный процесс; создание благоприятных условий для проявления индивидуальности и самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции, формирование умения аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения и стараться убедить оппонентов, используя имеющуюся информацию по проблеме ; воспитывать на примере главного героя нравственные качества по отношению к самому себе: чувство собственного достоинства, честность, ответственность.


Термины и понятия

Нравственность, доброта, зло, сострадание, дружба, преданность, милосердие


Технологии

технология дебатов

технология коллективного сотрудничества,

технология личностно-ориентированного образования,

компьютерные технологии

Планируемый результат

Личностные умения:


Учатся умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения


Метапредметные умения

Познавательные:

Развивают навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, овладевают навыками решения проблем

Регулятивные:

Учатся самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей

Коммуникативные:

Развивают умение участвовать в дискуссии; ясно, точно и логично излагать свою точку зрения; эффективно разрешать конфликты


Предметные умения


Научиться выполнять индивидуальное задание в составе группы.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы



Информационный материал

Учебник .

Демонстрационный материал

SMART Notebook

Система голосования Turning Point

фильм «Уроки французского»

Интерактивный материал

Раздаточный материал:

Карточки с учебными заданиями.


Фронтальная,

Индивидуальная,

парная ,



ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Результат деятельности

мотивировать учащихся к изучению темы; стимулировать эмоционально-ценностное отношение к ситуации, в которой оказались герои,

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося


- Личностные умения:

формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в ней взаимопонимания




Звучит песня ( начало урока)

Просмотр отрывка из фильма «Уроки французского».

А что значит чувствовать вину?



В тетрадях напишите слова, противоположные слову «вина» :


Что мы понимаем, кода говорим о человеке «ДОБРЫЙ»

ВИНА ж. начало, причина, источник, повод, предлог.. Провинность, проступок, преступление, прегрешение, грех (в знач. проступка), всякий недозволенный, предосудительный поступок. )


совесть добро ,доброта.


(Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому человеку и делать это не ради выгоды, не напоказ, не в расчете на похвалу, а бескорыстно, по убеждению.


II этап. Учебно-познавательная деятельность

А кто в рассказе совершает добро? (Лидия Михайловна)

Формулировка цели урока.


Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала другую жизнь, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества.

Итак , сформулируйте тему урока: Нравственные уроки по рассказу В. Распутина "Уроки французского" . Нравственные потому, что это внутренняя установка человека  действовать согласно своей совести и свободной воле .(Нравственность - это внутренняя установка человека действовать согласно своей совести и свободной воли. Особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (нравственные отношения); предмет специального изучения этики.)

Цели: раскрыть духовные ценности, которые делают человека богаче и добрее. Прояснить мотивы поведения героя рассказа;

Раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои повести В.Г. Распутина;

Показать, какую роль в произведении играет доброта, и что означает это понятие;



Познавательные: самостоятельно делать выводы.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения.

Творческая работа. Синквейн.

Составьте синквейн, характеризующий нравственные понятия. Попытайтесь учесть всё, что мы говорили.

Добро

Красивое , вечное

Прощает, помогает , удивляет

Есть в нём души красота.

Покой

Зло

Страшное , темное

Предает, смиряется, трусит.

Все от него страдает .

Пустота



Просмотр сцены отъезд матери.

Люди несут ответственность не только за себя, но и за всех, с кем связаны. Вы, наверное, не раз замечали, что ваши ошибки, скверные поступки огорчают всех ваших близких. И наоборот -доброе дело одного приносит радость всем окружающим.

Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила. Правильно ли поступает Лидия Михайловна, играя с учеником в замеряшки?

Согласны ли вы с таким утверждением?


Первоначальное голосование.



III.Технология Дебаты


II

Введение в дискуссию

Фронтальное обсуждение

Разделение на группы

Озвучивает обсуждаемую проблему.

Предлагает участникам несколько точек зрения на проблему (например, разные подходы к ее решению, точки зрения разных социальных или профессиональных групп, политических партий и т.д.)

Выбирают свою позицию в дебатах (какую точку зрения будут отстаивать). Объединяются в микрогруппы (МГ). Численный состав МГ может быть разным. Разные МГ могут отстаивать одну и ту же точку зрения (каждая по-своему)

Видеофильмы

Изображения

Аудиозаписи

Таблицы

III

Организационный этап

Фронтальное обсуждение

Знакомит учащихся с регламентом проведения дискуссии (продолжительность обсуждения в группе, количество выступлений каждой группы и их продолжительность, максимальное количество вопросов к каждому из выступающих)

Выдвигают предложения об изменении регламента (если они есть)

Раздаточный материал: правила ведения дебатов, бланки для записей

IV

Обсуждение проблемы в микрогруппах

Работа в группах

Наблюдает за поведением участников , отмечает для себя трудности, которые они испытывают . Следит за соблюдением регламента, при необходимости дает краткие советы или делает замечания

Распределяют роли между членами группы; выстраивают систему аргументов для убеждения оппонентов; продумывают ответы на возможные вопросы

Все имеющиеся информационные ресурсы по теме

V

Дебаты

Фронтальная, одна группа выступает, остальные слушают

По очереди предоставляет группам слово

Аудитория задает вопросы выступающим (количество лимитировано). Выступающие аргументировано и спокойно отстаивают свою точку зрения, стараются убедить аудиторию в своей правоте, используя подготовленную информацию.

Материалы, подготовленные участниками дебатов

VI

Подведение итогов

Групповая

Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Он узнал, что на свете есть доброта, отзывчивость, милосердие и любовь. Это и есть духовные ценности. Уроки французского оказываются уроками доброты и милосердия



VII

Рефлексия

Групповая рефлексия

Фронтальное обсуждение

Организует совместный анализ результатов дискуссии. Обозначает аспекты противостояния и точки соприкосновения. Настраивает учеников на дальнейшее осмысление проблемы и поиск путей ее решения

Заполняют опросник

Оценивают эффективность дискуссии в решении обсуждаемой проблемы.

Опросник

Повторное голосование







IV этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность


Цель деятельности


научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат учебной деятельности

Просмотр финальной сцены с макаронами

Лидия Михайловна – необыкновенно добрый и отзывчивый человек. Она перепробовала все обычные способы помочь своему талантливому ученику, но он не захотел получать помощь.

Он считал это унизительным для себя, а вот выигрывать не отказывался. И тогда учительница сознательно, принося в жертву свою репутацию, нарушила все школьные, традиционные правила – стала играть со своим учеником на деньги. Мальчику это было необходимо, чтобы купить молока, выжить в голодные послевоенные годы.


Познавательная: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.

Регулятивная: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

Коммуникативная: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения.

.

Уроки жизни :

Уроки доброты и душевной щедрости, внимательного и чуткого отношения друг к другу, бескорыстия, что более всего остается в нашей душе и памяти и перерастает в духовный опыт. Это вечные ценности.

Познавательная: уметь искать и выделять необходимую информацию

Регулятивная: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

Коммуникативная: строить монологические высказывания, овладевать умениями диалогической речи


Притча о добром Самарянине

Рассказывает ученик


V этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика


Научить школьников:

  • соотносить полученный результат с поставленной целью;

  • оценивать результат своей деятельности;

  • оценивать результат учебной деятельности

Рефлексия урока.

Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Н. Тулупова «Доброта»


Музыка: Детская песня о дружбе



Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию

















VI. Дом. Зад.

Написать сочинение. Темы в учебнике стр. 123 №3,4,5



технологическая карта урока "Что говорит сердце... Нравственные уроки рассказа В. Астафьева "Уроки французского""
  • Русский язык и литература
Описание:

Дебаты в 5-6 классе- это все-таки игра, но игра, позволяющая развивать интеллектуальный уровень ребят. При помощи технологии дебаты, ребята учатся мыслить,у  ребят появляется желание принять участие в уроке, высказать и отстоять свое мнение, передать информацию, полученную в ходе подготовки.Первым произведением,  на котором можно использовать технологию «Дебаты» стало произведение  Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», затем  сказка-быль К. Паустовского «Теплый хлеб» . И уже ребята ждали таких уроков, потому что они позволяли высказать свою точку зрения, повышают коммуникативную активность учащихся, их эмоциональную  включенность в учебный процесс; создаются  благоприятные условия для проявления индивидуальности и самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции, формирование умения аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения и стараться убедить оппонентов, используя имеющуюся информацию по проблеме. В 6 классе был проведен урок по произведению В.Астафьева «Уроки французского». На уроке были использованы  и компьютерные технологии (система голосования), музыка, просмотр фильма. Все это вместе сделало урок познавательным, а главное , ребята прочли рассказ.

 

 

 

Автор Волкова Ольга Ивановна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1630
Номер материала 2752
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓