1.Мотивационный
этап
|
Раздаёт
ученикам маршрутные листы
-
Перед вами 15 слов, распределите их по группам. (задание №1)
Весна,
наши, такие, весёлые, в лицее, тот, кто-нибудь, вчера, никто, который,
интересный, о ней, сколько, все, о себе
Формулирование
темы
-
О какой части речи мы будем сегодня говорить? «Местоимения»
Мы
продолжаем изучение местоимений и открываем новые знания
-
Вспомним, какие разряды местоимений мы уже изучили?
Задание
в маршрутном листе (задание №2)
-
Заполните квадрат, знаками указывая разряды местоимений.
1. Следить
за собой.
2. Подготовить
кое-что.
3. Кто
здесь?
4. Остановиться
у них.
5. Не
загорел никто.
6. Сколько-нибудь
книг.
7. У кого
спросить?
8. Дружить
с ними.
9. Никаких
трудностей.
10. Увидеть нечто.
11. Сколько сделал?
12. Сходить к вам.
13. Ничего не знать.
14. Владеть
чем-либо.
15. Дом, который
стоит у дороги.
16. Прийти за тобой.
17. Ни к каким
преградам.
18. Кое с кем
посоветоваться.
19. Узнать, кто
сделал.
20. Сходить ко мне.
21. Не с кем
поговорить.
22. Какой-то шорох.
23. Определить, чье
гнездо.
24. Стоять возле
нее.
25. Возьми себе.
Условные обозначения:
Л – личные
В – возвратные
? - вопросительные
О – относительные
Н – неопределенные
-- - отрицательные
|
Делят
слова на группы по разным признакам.
Варианты
распределения:
1. Весна, в
лицее
2. Весёлые,
интересный
3. Вчера
4. Наши,
такие, тот, кто-нибудь, никто, который, о ней, сколько, все, о себе
·
Весна,
в лицее, весёлые, интересный, вчера
·
Наши,
такие, тот, кто-нибудь, никто, который, о ней, сколько, все, о себе
Формулируют
тему
«Местоимения»
Личные,
притяжательные, возвратное, вопросительные….
Заполняют
квадрат условными обозначениями
САМОПРОВЕРКА
0
ошибок – «5»
1-6
ошибок – «4»
7-12
ошибок – «3»
|
|
2.Этап
актуализации знаний и пробного учебного действия.
|
Задание
в маршрутном листе (задание №3) Выпишите из текста местоимения, определите их
разряд.
Это случилось летним днём, когда наши
каникулы были на самом пике. Погода стояла жаркая, и мы отправились в
лес. Расположившись на поляне, мы услышали неясные шорохи, чьё-то
сопение. Заглянули за кусты и увидели семейство ёжиков, которое двигалось
по направлению к своей норке.
-
У какого местоимения вы затруднились определить разряд?
-
Какое у него значение?
-
Учитывая проделанную работу, сформулируйте тему урока. (Указательные
местоимения).
|
Выписывают
местоимения, определяют разряд
Наши
– притяжательное
Мы
– личное
Чьё-то
- неопределённое
Которое
- относительное
Это - ?
Анализируют
проблемный языковой материал
Корректируют
тему урока – Указательные местоимения
|
|
Целеполагание
-
А теперь, зная тему урока, попробуем сформулировать цели.
-
Что нам нужно сделать, чтобы тема урока оказалась раскрытой?
-
Выделите корень и приставку в слове «указательные», подберите однокоренные
слова с такой же приставкой.
-
В чем же секрет указательных местоимений? Каково их значение?
Задание
в маршрутном листе
(задание
№4)
-
Выпишите из текста указательные местоимения, определите их род число, падеж
(если есть)
Нынче в нашей стране не найти такого города,
где бы не было книголюбов. Только тот, кто ищет книг-спутников,
книг-учителей, книг-друзей именуется книголюбом. Библиотекари хорошо знают этого
нового читателя. Они рады тому, кто ищет не развлекательных книг, а
книг глубоких, серьёзных. Таков подлинный книголюб. И таких
людей немало. Как хорошо, что наша родина богата столькими настоящими
читателями!
КЛАСТЕР
(см маршрутный лист задание №5)
Дифференцированная
работа по рядам
1. Впишите
в кластер указательные местоимения, которые изменяются по родам, числам,
падежам
2. Впишите
в кластер указательные местоимения, которые изменяются по родам и числам, но
не по падежам
3. Впишите
в кластер указательные местоимения, которые изменяются только по падежам
Организация самопроверки по эталону (презентация)
Вернемся к тексту
-
определите, какими членами предложения являются найденные вами указательные
местоимения (подчеркните)
|
Самостоятельно
ставят цели урока
Выяснить,
что такое указательные местоимения
Понять,
как отличить их от других местоимений.
Выделяют корень «каз» и приставку «у» Подбирают
однокоренные слова:
Указ,
указывать, указатель, указка, указательный
Указывают
на предмет, признак, количество, выделяя их из ряда других.
Выписывают
местоимения, анализируют их грамматические признаки
Дифференцированная
работа с кластером
1. Такого,
тот, этого, тому, таких - род, число падеж
2. Таков –
род, число
3. Столькими
- падеж
Дополняют
кластеры недостающей информацией, делают выводы о морфологических признаках
указательных местоимений
Анализируют
синтаксическую роль указательных местоимений
Определение,
дополнение, подлежащее, сказуемое
|
|
3.Этап
первичного закрепления знаний
|
Проводит
физкультминутку - Если в пословице услышите
указательные местоимения - поднимите руки вверх, если не услышите – вытяните
руки перед собой.
1.Кто
в марте сеять не начинает, тот о своём добре забывает
2.
Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сыта.
3.Кто
весной не пролежит, тот весь год будет сыт.
4.
Март морозом на нос садится
5.
Весна - наши отец и мать, кто не посеет, тот не будет и собирать.
6.
Одна ласточка весны не делает.
7.
Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит.
|
Выполняют
упражнения
|
|
4.Этап
включения в систему знаний
|
Для
чего нужны указательные местоимения в речи?
-
Перед вами несколько пар предложений. При помощи какой части речи они
связаны между собой? (на слайде) (маршрутный лист задание №6)
Маша
долго искала свою любимую книгу. Она нашлась под кроватью.
Профессор
внимательно посмотрел на племянника. Он опустил глаза.
-
Попробуйте заменить личные местоимения указательными.
-
Правильно ли теперь связаны предложения?
Работа
с фразеологизмами
-
в русском языке помимо современных указательных местоимений используются и
устаревшие. Прочитайте фразеологизмы (маршрутный лист задание №7):
Ни
с того ни с сего, сию минуту, о том о сём, от сих и до сих, ни то ни сё.
-
задание по вариантам:
1. Запишите,
как вы понимаете эти фразеологизмы, их значение
2. Попробуйте
заменить в данных фразеологизмах устаревшие указательные местоимения
современными
|
Анализируют
проблемный материал.
Связаны
при помощи личного местоимения. Допущена ошибка в построении предложений.
Маша
долго искала свою любимую книгу. Та нашлась под кроватью.
Профессор
внимательно посмотрел на племянника. Тот опустил глаза.
Делают
вывод: В
русском языке указательные местоимения нужны для правильной связи предложений
в тексте.
Взаимопроверка
по эталону (на слайде)
|
|
5.Этап
самостоятельной работы
|
Самостоятельная творческая работа. Работа по
развитию связной речи.
- Прочитайте выразительно стихотворение. О
чём оно?
Солнце
спокойное, будто луна,
С
утра без всякой короны
Смотрит
сквозь облако, как из окна, На рощу, на луг зелёный.
От
берега к берегу ходит река,
Я
слышу её журчание.
В
ней – те же солнце, луга, облака,
То же мироздание.
А. Яшин
(Иллюстрация
«отражение природы в реке» на слайде)
- Какие местоимения помогли вам понять
главную мысль стихотворения?
-
Попробуйте описать пейзаж, используя указательные местоимения
|
Выразительное
чтение
Указательные
местоимения те, то
Пишут
сочинение (3-4 предложения), используя указательные
местоимения
Презентация
созданного продукта
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.