Главная / Русский язык и литература / Технологическая карта урока "Указательные местоимения!.

Технологическая карта урока "Указательные местоимения!.

Технологическая карта урока

Тема: Указательные местоимения.

Цели:

  1. Содержательная:

Создать условия для расширения понятийного аппарата местоименной парадигмы;

  1. Деятельностная:
    Создание условий для формирования системы личностных и метапредметных УУД:

  • Навыки целеполагания;

  • Поиск и выделение необходимой информации;

  • Осуществление рефлексии контрольно-коррекционного типа;

  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

  • Формирование основ гражданской идентичности личности.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Образовательная программа, автор: УМК В.В.Бабайцевой



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивационный этап

Раздаёт ученикам маршрутные листы

- Перед вами 15 слов, распределите их по группам. (задание №1)

Весна, наши, такие, весёлые, в лицее, тот, кто-нибудь, вчера, никто, который, интересный, о ней, сколько, все, о себе











Формулирование темы

- О какой части речи мы будем сегодня говорить? «Местоимения»

Мы продолжаем изучение местоимений и открываем новые знания

- Вспомним, какие разряды местоимений мы уже изучили?

Задание в маршрутном листе (задание №2)

- Заполните квадрат, знаками указывая разряды местоимений.

  1. Следить за собой.

  2. Подготовить кое-что.

  3. Кто здесь?

  4. Остановиться у них.

  5. Не загорел никто.

  6. Сколько-нибудь книг.

  7. У кого спросить?

  8. Дружить с ними.

  9. Никаких трудностей.

  10. Увидеть нечто.

  11. Сколько сделал?

  12. Сходить к вам.

  13. Ничего не знать.

  14. Владеть чем-либо.

  15. Дом, который стоит у дороги.

  16. Прийти за тобой.

  17. Ни к каким преградам.

  18. Кое с кем посоветоваться.

  19. Узнать, кто сделал.

  20. Сходить ко мне.

  21. Не с кем поговорить.

  22. Какой-то шорох.

  23. Определить, чье гнездо.

  24. Стоять возле нее.

  25. Возьми себе.

Условные обозначения:

Л – личные
В – возвратные
? - вопросительные
О – относительные
Н – неопределенные
-- - отрицательные




Делят слова на группы по разным признакам.

Варианты распределения:

  1. Весна, в лицее

  2. Весёлые, интересный

  3. Вчера

  4. Наши, такие, тот, кто-нибудь, никто, который, о ней, сколько, все, о себе



  • Весна, в лицее, весёлые, интересный, вчера

  • Наши, такие, тот, кто-нибудь, никто, который, о ней, сколько, все, о себе

Формулируют тему

«Местоимения»





Личные, притяжательные, возвратное, вопросительные….





Заполняют квадрат условными обозначениями

http://www.eidos.ru/journal/2012/im0529-03-1.png

САМОПРОВЕРКАhttp://www.eidos.ru/journal/2012/im0529-03-2.png

0 ошибок – «5»

1-6 ошибок – «4»

7-12 ошибок – «3»









2.Этап актуализации знаний и пробного учебного действия.

Задание в маршрутном листе (задание №3) Выпишите из текста местоимения, определите их разряд.

Это случилось летним днём, когда наши каникулы были на самом пике. Погода стояла жаркая, и мы отправились в лес. Расположившись на поляне, мы услышали неясные шорохи, чьё-то сопение. Заглянули за кусты и увидели семейство ёжиков, которое двигалось по направлению к своей норке.


- У какого местоимения вы затруднились определить разряд?

- Какое у него значение?


- Учитывая проделанную работу, сформулируйте тему урока. (Указательные местоимения).

Выписывают местоимения, определяют разряд

Наши – притяжательное

Мы – личное

Чьё-то - неопределённое

Которое - относительное

Это - ?



Анализируют проблемный языковой материал



Корректируют тему урока – Указательные местоимения


Целеполагание


- А теперь, зная тему урока, попробуем сформулировать цели.


- Что нам нужно сделать, чтобы тема урока оказалась раскрытой?



- Выделите корень и приставку в слове «указательные», подберите однокоренные слова с такой же приставкой.




- В чем же секрет указательных местоимений? Каково их значение?




Задание в маршрутном листе

(задание №4)

- Выпишите из текста указательные местоимения, определите их род число, падеж (если есть)


Нынче в нашей стране не найти такого города, где бы не было книголюбов. Только тот, кто ищет книг-спутников, книг-учителей, книг-друзей именуется книголюбом. Библиотекари хорошо знают этого нового читателя. Они рады тому, кто ищет не развлекательных книг, а книг глубоких, серьёзных. Таков подлинный книголюб. И таких людей немало. Как хорошо, что наша родина богата столькими настоящими читателями!


КЛАСТЕР (см маршрутный лист задание №5)

Дифференцированная работа по рядам


  1. Впишите в кластер указательные местоимения, которые изменяются по родам, числам, падежам

  2. Впишите в кластер указательные местоимения, которые изменяются по родам и числам, но не по падежам

  3. Впишите в кластер указательные местоимения, которые изменяются только по падежам


Организация самопроверки по эталону (презентация)


Вернемся к тексту

- определите, какими членами предложения являются найденные вами указательные местоимения (подчеркните)

Самостоятельно ставят цели урока

Выяснить, что такое указательные местоимения

Понять, как отличить их от других местоимений.

Выделяют корень «каз» и приставку «у» Подбирают однокоренные слова:

Указ, указывать, указатель, указка, указательный

Указывают на предмет, признак, количество, выделяя их из ряда других.









Выписывают местоимения, анализируют их грамматические признаки










Дифференцированная работа с кластером



  1. Такого, тот, этого, тому, таких - род, число падеж



  1. Таков – род, число





  1. Столькими - падеж




Дополняют кластеры недостающей информацией, делают выводы о морфологических признаках указательных местоимений


Анализируют синтаксическую роль указательных местоимений

Определение, дополнение, подлежащее, сказуемое


3.Этап первичного закрепления знаний

Проводит физкультминутку - Если в пословице услышите указательные местоимения - поднимите руки вверх, если не услышите – вытяните руки перед собой.

1.Кто  в марте сеять не начинает, тот о своём добре забывает

2. Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сыта.

3.Кто весной не пролежит, тот весь год будет сыт.

4. Март морозом на нос садится

5. Весна - наши отец и мать, кто не посеет, тот не будет и собирать.

6. Одна ласточка весны не делает.

7. Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит.









Выполняют упражнения


4.Этап включения в систему знаний

Для чего нужны указательные местоимения в речи?

- Перед вами несколько пар предложений. При помощи какой части речи они связаны между собой? (на слайде) (маршрутный лист задание №6)

Маша долго искала свою любимую книгу. Она нашлась под кроватью.

Профессор внимательно посмотрел на племянника. Он опустил глаза.

- Попробуйте заменить личные местоимения указательными.



- Правильно ли теперь связаны предложения?



Работа с фразеологизмами

- в русском языке помимо современных указательных местоимений используются и устаревшие. Прочитайте фразеологизмы (маршрутный лист задание №7):

Ни с того ни с сего, сию минуту, о том о сём, от сих и до сих, ни то ни сё.

- задание по вариантам:

  1. Запишите, как вы понимаете эти фразеологизмы, их значение

  2. Попробуйте заменить в данных фразеологизмах устаревшие указательные местоимения современными








Анализируют проблемный материал.

Связаны при помощи личного местоимения. Допущена ошибка в построении предложений.

Маша долго искала свою любимую книгу. Та нашлась под кроватью.

Профессор внимательно посмотрел на племянника. Тот опустил глаза.

Делают вывод: В русском языке указательные местоимения нужны для правильной связи предложений в тексте.

















Взаимопроверка по эталону (на слайде)


5.Этап самостоятельной работы

Самостоятельная творческая работа. Работа по развитию связной речи.

- Прочитайте выразительно стихотворение. О чём оно?


Солнце спокойное, будто луна,

С утра без всякой короны

Смотрит сквозь облако, как из окна, На рощу, на луг зелёный.


От берега к берегу ходит река,

Я слышу её журчание.

В ней – те же солнце, луга, облака,

То же мироздание.

А. Яшин


(Иллюстрация «отражение природы в реке» на слайде)

- Какие местоимения помогли вам понять главную мысль стихотворения?

- Попробуйте описать пейзаж, используя указательные местоимения






Выразительное чтение















Указательные местоимения те, то



Пишут сочинение (3-4 предложения), используя указательные местоимения

Презентация созданного продукта


6.Этап рефлексии



А) Итак, сегодня мы сделали…




Продолжают предложение…

  1. Научились видеть указательные местоимения

  2. Научились определять форму и значение указательных местоимений

  3. Научились использовать указательные местоимения в речи…



Б) Сегодня мне удалось….


  1. Выполнить правильно все задания

  2. Написать сочинение

  3. Получить хорошую отметку…

В) Сегодня у меня не получилось…


  1. Написать сочинение

  2. Часто отвечать на уроке….

  3. Всё получилось!

Комментированное домашнее задание

Выставление оценок (с учётом взаимооценки и самооценки)



Выставляют оценку в дневник









Технологическая карта урока "Указательные местоимения!.
  • Русский язык и литература
Описание:

Цели:

1.    Содержательная:

Создать условия для расширения понятийного аппарата местоименной парадигмы;

2.     Деятельностная:
Создание условий для формирования системы личностных и метапредметных УУД:

·       Навыки целеполагания;

·       Поиск и выделение необходимой информации;

·       Осуществление рефлексии контрольно-коррекционного типа;

·       Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

·       Формирование основ гражданской идентичности личности.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Образовательная программа, автор: УМК В.В.Бабайцевой

Автор Щедрина Екатерина Борисовна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 828
Номер материала 18576
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓