Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыТехнологическая карта урока "Указательные местоимения!.

Технологическая карта урока "Указательные местоимения!.

Скачать материал

Технологическая карта урока

Тема:  Указательные местоимения.

Цели:

1.     Содержательная:

Создать условия для расширения понятийного аппарата местоименной парадигмы;

2.     Деятельностная:
Создание условий для формирования системы личностных и метапредметных УУД:

·        Навыки целеполагания;

·        Поиск и выделение необходимой информации;

·        Осуществление рефлексии контрольно-коррекционного типа;

·        Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

·        Формирование основ гражданской идентичности личности.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Образовательная программа, автор: УМК В.В.Бабайцевой


 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивационный этап

Раздаёт ученикам маршрутные листы

- Перед вами 15 слов, распределите их по группам. (задание №1)

Весна, наши, такие, весёлые, в лицее, тот, кто-нибудь, вчера, никто, который,  интересный, о ней, сколько, все,  о себе

 

 

 

 

 

Формулирование темы

- О какой части речи мы будем сегодня говорить? «Местоимения»

Мы продолжаем изучение местоимений и открываем новые знания

- Вспомним, какие разряды местоимений мы уже изучили?

Задание в маршрутном листе (задание №2)

- Заполните квадрат, знаками указывая разряды местоимений.

1.     Следить за собой.

2.     Подготовить кое-что.

3.     Кто здесь?

4.     Остановиться у них.

5.     Не загорел никто.

6.     Сколько-нибудь книг.

7.     У кого спросить?

8.     Дружить с ними.

9.     Никаких трудностей.

10. Увидеть нечто.

11. Сколько сделал?

12. Сходить к вам.

13. Ничего не знать.

14. Владеть чем-либо.

15. Дом, который стоит у дороги.

16. Прийти за тобой.

17. Ни к каким преградам.

18. Кое с кем посоветоваться.

19. Узнать, кто сделал.

20. Сходить ко мне.

21. Не с кем поговорить.

22. Какой-то шорох.

23. Определить, чье гнездо.

24. Стоять возле нее.

25. Возьми себе.

Условные обозначения:

Л – личные
В – возвратные
? - вопросительные
О – относительные
Н – неопределенные
-- - отрицательные

 

 

Делят слова на группы по разным признакам.

Варианты распределения:

1.     Весна, в лицее

2.     Весёлые, интересный

3.     Вчера

4.     Наши, такие, тот, кто-нибудь, никто, который, о ней, сколько, все, о себе

 

·        Весна, в лицее, весёлые, интересный, вчера

·        Наши, такие, тот, кто-нибудь, никто, который, о ней, сколько, все, о себе

Формулируют  тему

«Местоимения»

 

 

Личные, притяжательные, возвратное, вопросительные….

 

 

Заполняют квадрат условными обозначениями

http://www.eidos.ru/journal/2012/im0529-03-1.png

САМОПРОВЕРКАhttp://www.eidos.ru/journal/2012/im0529-03-2.png

0 ошибок – «5»

1-6 ошибок – «4»

7-12 ошибок – «3»

 

 

 

 

 

2.Этап актуализации знаний и пробного учебного действия.

Задание в маршрутном листе (задание №3) Выпишите из текста местоимения, определите их разряд.

       Это случилось летним днём, когда наши каникулы были на самом пике. Погода стояла жаркая, и мы отправились в лес. Расположившись на поляне, мы услышали неясные шорохи, чьё-то сопение. Заглянули за кусты и увидели семейство ёжиков, которое двигалось по направлению к своей норке.

 

- У какого местоимения вы затруднились определить разряд?

- Какое у него значение?

 

 

- Учитывая проделанную работу, сформулируйте тему урока. (Указательные местоимения).

Выписывают местоимения, определяют разряд

Наши – притяжательное

Мы – личное

Чьё-то - неопределённое

Которое - относительное

Это - ?

 

Анализируют проблемный языковой материал

 

Корректируют тему урока – Указательные местоимения

 

Целеполагание

 

- А теперь, зная тему урока, попробуем сформулировать цели.

 

- Что нам нужно сделать, чтобы тема урока оказалась раскрытой?

 

 

- Выделите корень и приставку в слове «указательные», подберите однокоренные слова с такой же приставкой.

 

 

 

- В чем же секрет указательных местоимений? Каково их значение?

 

 

 

Задание в маршрутном листе

 (задание №4)

-  Выпишите из текста указательные местоимения, определите их род число, падеж (если есть)

 

Нынче в нашей стране не найти такого города,  где бы не было книголюбов.  Только тот, кто ищет книг-спутников, книг-учителей, книг-друзей именуется книголюбом. Библиотекари хорошо знают этого нового читателя. Они рады тому, кто  ищет не развлекательных книг, а книг глубоких, серьёзных. Таков  подлинный книголюб. И таких людей немало. Как хорошо, что наша родина богата столькими настоящими читателями!

 

КЛАСТЕР (см маршрутный лист задание №5)

Дифференцированная работа по рядам

 

1.     Впишите в кластер указательные местоимения,  которые изменяются по  родам, числам, падежам

2.     Впишите в кластер указательные местоимения, которые изменяются по  родам и числам, но не по падежам

3.     Впишите в кластер указательные местоимения, которые изменяются только по падежам

 

Организация самопроверки по эталону (презентация)

 

Вернемся к тексту

- определите, какими членами предложения являются найденные вами указательные местоимения (подчеркните)

Самостоятельно ставят цели урока

Выяснить, что такое указательные местоимения

Понять, как отличить их от других местоимений.

                                                 Выделяют корень «каз» и приставку «у»                                       Подбирают однокоренные слова:

Указ, указывать, указатель, указка, указательный

Указывают на предмет, признак, количество, выделяя их из ряда других.

 

 

 

 

Выписывают местоимения, анализируют их грамматические признаки

 

 

 

 

 

 

Дифференцированная работа с кластером

 

1.     Такого, тот,  этого, тому, таких - род, число падеж

 

2.     Таков – род, число

 

 

3.     Столькими  -  падеж

 

 

 

Дополняют кластеры недостающей информацией, делают выводы о морфологических признаках указательных местоимений

 

Анализируют синтаксическую роль указательных местоимений

Определение, дополнение, подлежащее, сказуемое

 

3.Этап первичного закрепления знаний

Проводит физкультминутку                    - Если в пословице услышите указательные местоимения - поднимите руки вверх, если не услышите – вытяните руки перед собой.

1.Кто  в марте сеять не начинает, тот о своём добре забывает

2. Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сыта.

3.Кто весной не пролежит, тот весь год будет сыт.

4. Март морозом на нос садится

5. Весна - наши отец и мать, кто не посеет, тот не будет и собирать.

6. Одна ласточка весны не делает.

7. Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит.

 

 

 

 

Выполняют упражнения

 

4.Этап включения в систему знаний

Для чего нужны указательные местоимения в речи?

- Перед вами  несколько пар предложений.  При помощи какой части речи они связаны между собой? (на слайде) (маршрутный лист задание №6)

Маша долго искала свою любимую книгу. Она нашлась под кроватью.

Профессор внимательно посмотрел на племянника. Он опустил глаза.

- Попробуйте заменить личные местоимения указательными.

 

- Правильно ли теперь связаны предложения?

 

Работа с фразеологизмами

- в русском языке помимо современных указательных местоимений используются и устаревшие. Прочитайте фразеологизмы (маршрутный лист задание №7):

Ни с того ни с сего, сию минуту, о том о сём, от сих и до сих, ни то ни сё.

- задание по вариантам:

1.     Запишите, как вы понимаете эти фразеологизмы, их значение

2.     Попробуйте заменить в данных фразеологизмах устаревшие указательные местоимения современными

 

 

 

 

Анализируют проблемный материал.

Связаны при помощи личного местоимения.  Допущена ошибка в построении предложений.

Маша долго искала свою любимую книгу. Та нашлась под кроватью.

Профессор внимательно посмотрел на племянника. Тот опустил глаза.

Делают вывод: В русском языке указательные местоимения нужны для правильной связи предложений в тексте.

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимопроверка по эталону (на слайде)

 

5.Этап самостоятельной работы

Самостоятельная творческая работа. Работа по развитию связной речи.

- Прочитайте выразительно стихотворение. О чём оно?

 

Солнце спокойное, будто луна,

С утра без всякой короны

Смотрит сквозь облако, как из окна, На рощу, на луг зелёный.

 

От берега к берегу ходит река,

Я слышу её журчание.

В ней – те же солнце, луга, облака,

То же мироздание.

                                   А. Яшин

 

(Иллюстрация «отражение природы в реке» на слайде)

- Какие местоимения помогли вам понять главную мысль стихотворения?

 

-  Попробуйте описать пейзаж, используя указательные местоимения

 

 

 

Выразительное чтение

 

 

 

 

 

 

 

Указательные местоимения те, то

 

Пишут сочинение (3-4 предложения),  используя указательные местоимения

Презентация созданного продукта

 

6.Этап рефлексии

 

 

А) Итак, сегодня мы сделали…

 

 

 

Продолжают предложение…

1.     Научились видеть указательные местоимения

2.      Научились определять форму и значение указательных местоимений

3.     Научились использовать указательные местоимения в речи…

 

 

Б) Сегодня мне удалось….

 

1.     Выполнить правильно все задания

2.     Написать сочинение

3.     Получить хорошую отметку…

В) Сегодня у меня не получилось…

 

1.     Написать сочинение

2.     Часто отвечать на уроке….

3.     Всё получилось!

Комментированное домашнее задание

Выставление оценок  (с учётом взаимооценки и самооценки)

 

Выставляют оценку в дневник

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Технологическая карта урока "Указательные местоимения!."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель ремонтной службы

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели:

1. Содержательная:

Создать условия для расширения понятийного аппарата местоименной парадигмы;

2. Деятельностная:
Создание условий для формирования системы личностных и метапредметных УУД:

· Навыки целеполагания;

· Поиск и выделение необходимой информации;

· Осуществление рефлексии контрольно-коррекционного типа;

· Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

· Формирование основ гражданской идентичности личности.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Образовательная программа, автор: УМК В.В.Бабайцевой

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 727 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 707
    • DOCX 39.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Щедрина Екатерина Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Щедрина Екатерина Борисовна
    Щедрина Екатерина Борисовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2750
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 142 человека из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 221 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 76 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 228 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Мини-курс

Детские и взрослые эмоции

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективные стратегии текстовых коммуникаций в бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инклюзивное образование: нормативное регулирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе