Тема
учебного модуля
|
А. С.
Пушкин «Руслан и Людмила»
|
Тема
урока
|
Обобщающий
урок - викторина по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», 5 класс
|
Опорные
понятия, термины
|
Поэма,
пролог, сюжет, сюжетные линии, лирические отступления,
|
Новые
понятия, термины
|
Лукоморье,
гридница, вещает, рыцари парнасских гор, Баян, искусство брани…
|
Домашнее
задание
|
Сочинение-
миниатюра «Незабываемые страницы сказки-поэмы», «Мой любимый сказочный
герой».
|
№
|
Этап
урока
|
Цель
этапа
|
Универсальные
учебные действия
|
Содержание
деятельности
|
Методическое
обеспечение урока
|
Личностные
|
Метапредметные
(регулятивные, коммуникативные, познавательные)
|
Предметные
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
1
|
Организационный
момент
|
Подготовить. настроить психологически класс на продуктивную
деятельность на уроке.
1.показать
значимость изучаемого материала;
2.поставить
перед учащимися учебную проблему.
|
•Формировать
уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к
окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
|
•Учить
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической
задачи в познавательную
• самостоятельно
анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем
ориентиров действия в новом учебном материале.
|
Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и
культуры, понимание ключевых проблем изученного произведения.
|
- Подготовка психологического настроя;
обеспечение
порядка;
проверка
состояния классного помещения;
взаимное
приветствие;
проверка
рабочих мест, внешнего вида учащихся.
- Этап
постановки темы, цели и задач урока.
|
Учащиеся
заняли свои рабочие места в группах, приветствуют учителя и гостей на уроке,
настраиваются на активную работу по произведению А. С. Пушкина «Руслан и
Людмила»
|
-плакаты,
- рисунки учащихся к поэме, выставка книг (сказки поэта).
- звучит музыка к поэме (балету)
«Руслан и Людмила» .А. Глинка «Увертюра»
|
2
|
Мотивация
к учебной деятельности
|
Целенаправить
позвательную деятельность учащихся, показать значимость изученного материала.
|
Формирование
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности
к самообразованию и самовоспитанию;
|
|
Понимание
связи литературного произведения и эпохой его написания, выявление заложенных
вневременных , неприходящих нравственных ценностей.
|
Звучит
музыка, учитель объявляет о сказочном путешествии- соревновании, а если это
сказочное состязание, то необходимо поделиться на группы и дать соответствующие
названия, презентовать эмблему.
|
Учащиеся
поделены на группы –команды, представляют свое название. эмблему.
1 группа
«Кот ученый»
2 группа
«Руслан и Людмила»
3 группа
«Черномор»
Учащ-ся
обосновали название своей группы.
|
Слайд-шоу
фото (Михайловское, сказочный дуб..)
|
3
|
Актуализация
знаний
|
Воспроизведение
связи прежних, полученных знаний в новой ситуации;
установление
внутрипредметных и межпредметных связей;
опора на
жизненный опыт учащихся.
|
• Умение
вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и
принятия; умение конструктивно разрешать конфликты
|
• Планировать
пути достижения целей;
• устанавливать
целевые приоритеты;
• уметь
самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать
решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять
констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия;
актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
|
Умение
анализировать произведение , определять его принадлежность к одному из
литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему.
|
-Учитель
обеспечивает интересное. интригующее начало урока с помощь сказочной
разминки.
1.как
фотографии Михайловского связаны с поэмой?
2. как
одним словом можно объединить всех сказочных героев в предисловии ?
3.какие
цветовые пятна вы нанесете на холст, изображая Лукоморье?
|
Учащиеся
отвечают на общие вопросы по поэме( прологу. истории создании сказки)-сказочная
разминка.
|
Презентация
«Руслан и Людмила».
|
4
|
Целепологание
|
Уметь
поставить основополагающий вопрос к уроку по поэме.
|
-формировать
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение
к истории, культурным и историческим памятникам;
|
|
|
Проверить
знания учащихся, обобщить, закрепить изученный материал.
-включить
учащихся в активную творческую работу.
|
-ученики
сами приходят к тому, что такое пролог в произведении и каким образом он предваряет
изучение самого произведения.
|
Презентация
«Руслан и Людмила»
|
5
|
Творческая
практическая деятельность
|
Настроить
на творческую работу в группах, объявить задания.
- установить
правильность и осознанность изученного материала;
обеспечить
формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в
разнообразных ситуация
|
•Формировать потребность
в самовыражении и самореализации, социальном признании;
-Формировать
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная
моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании
моральным нормам.
|
• Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
• формулировать
собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями
партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные
точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою
точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов
образом;
• задавать
вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
• осуществлять
взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• работать
с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять
обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
• давать
определение понятиям;
|
Владение
элементарной литературной терминологией, знать этимологическое происхождение
слов, употребление их в литр произведении, значение.
|
Объявляет
словарный конкурс групп «Устаревшие слова»
Этап
организации усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и
упражнений для применения.
Задачи:
установить
правильность и осознанность изученного материала;
обеспечить
формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в
разнообразных ситуациях
|
Учащиеся
работают со списком устаревших слов, предназначенных для каждой группы, дают
современное толкование слов.(использование рабочих тетрадей по литр.)
|
Музыка к
поэме.
Презентация
«Руслан и Людмила
|
|
|
|
|
• адекватно
использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
|
Умение
пересказывать, воспроизводить по памяти литературные отрывки с использованием
образных средств русского языка.
|
Объявляет
конкурс «Пролог»
-учащимся
предлагается из разрозненных строк собрать отрывок-пролог из поэмы (задание
командное)
|
Ученики
собирают из отдельных строк целый отрывок и читают наизусть ( каждая группа
свою часть пролога)
|
|
6
|
Закрепление
знаний с комментированием во внешней речи
|
Организовать
работу групп по принципу «взаимопроверки».
|
• Потребность
в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно
полезной деятельности;
|
• Адекватно
использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть устной и письменной речью;
строить
монологическое контекстное высказывание;
• организовывать
и планировать учебное сотрудничество с учителе
|
Уметь
анализировать литературное произведение, характеризовать героев, сопоставлять
героев.
|
Объявляет
конкурс «Блиц-опрос» - конкурс на знание героев поэмы и основных
событий.
Учитель
предоставляет по 5 вопросов каждой группе.
|
Учащиеся
быстро, но грамотно и развернуто отвечают на заданные вопросы, показывая
знания по поэме. Вопросы задает каждая группа друг другу, оценивая активность
работы.
|
Музыка к
поэме.
Презентация
«Руслан и Людмила
|
|
|
Проследить
сюжетные линии в поэме, путем восстановления происходящих событий в произведении.
|
|
• Структурировать
тексты, включая умение выделять главное и второстепенное,
главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• адекватно
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его
реализации;
• устанавливать
причинно-следственные связи;
|
Знать и
уметь анализировать литературное произведение, восстанавливать сюжетную
последовательность событий, определять сюжетные линии.
|
Командный
конкурс «Восстанови сюжет». Каждой группе предлагаются карточки с
определенным сюжетным отрывком, необходимо их выстроить так, как развивался
сюжет.
|
Ученики
соединяют карточки в нужной последовательности, показывая ход развития
сюжетных линий.
Весь
сюжет выстроен на доске, учащиеся оценивают правильность работы групп.
|
Слайды
презентции.
|
|
|
Показать
знание всего произведения, детальные особенности сказочных персонажей, умение
применить полученные знания.
|
|
• следовать
морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на
основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного
межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других,
в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе
достижения общей цели
|
|
Объявляет
о задании –конкурсе «Шапка Черномора»
- в
«шапке..» находятся вопросы по количеству участников команд, предлагается
выходить по одному представителю от группы и доставать себе вопрос.
|
Учащиеся
достают вопросы из сказочной шапки и правильно отвечают на них
|
|
7
|
Самостоятельная
работа с самопроверкой по эталону
|
Организовать
творческую работу учащихся, способствовать самовыражению и самореализации
учащихся на уроке.
|
• Умение
вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и
принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• потребность
в самовыражении и самореализации, социальном признании;
аргументировать свою точку
зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов
образом;
|
• Работать в группе — устанавливать
рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной
кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• учить
основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить
наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
|
Определять
в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно- выразительные
средства языка, понимание их роли в раскрытии произведения.
|
Предлагается
творческий художественный конкурс _ (мини-проект)
«Дополни
сказочный элемент», подбери строки, соответствующие данному эпизоду
- защита
проекта.
|
Группы
выполняют мини- проекты по поэме. Затем представитель от группы защищает
дополненный художественно плакат и зачитывает подобранные строки.
|
Слайды ,
презентации.
-музыка
к поэме А.Глинка «Марш Черномора».
|
8
|
Рефлексия
|
Выявить
качество и уровень знаний, дать анализ и оценку успешности достижения цели и
наметить перспективу дальнейшей работы.
|
Формирование
адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
|
• Обучать
основам коммуникативной рефлексии;
• адекватно
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его
реализации;
|
Понимание
образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое
восприятие произведения, формирование эстетического вкуса.
|
Задаются
вопросы группам о работе на уроке, оценивание работы групп.
|
Ученики
отвечают на вопросы о работе на уроке, оценивают свою работу.
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.