Главная / Русский язык и литература / технологическая карта урока по поэме А.С.Пушкина

технологическая карта урока по поэме А.С.Пушкина

Технологическая карта урока учителя литературы и русского языка Дмитрюк Л.М.

Тема учебного модуля

А. С. Пушкин «Руслан и Людмила»

Тема урока

Обобщающий урок - викторина по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», 5 класс

Опорные понятия, термины

Поэма, пролог, сюжет, сюжетные линии, лирические отступления,

Новые понятия, термины

Лукоморье, гридница, вещает, рыцари парнасских гор, Баян, искусство брани…

Домашнее задание

Сочинение- миниатюра «Незабываемые страницы сказки-поэмы», «Мой любимый сказочный герой».

Этап урока

Цель этапа

Универсальные учебные действия

Содержание деятельности

Методическое обеспечение урока

Личностные

Метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные)

Предметные


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

Подготовить. настроить психологически класс на продуктивную деятельность на уроке.

1.показать значимость изучаемого материала;

2.поставить перед учащимися учебную проблему.


Формировать  уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;


Учить целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.


Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, понимание ключевых проблем изученного произведения.




- Подготовка психологического настроя;

обеспечение порядка;

проверка состояния классного помещения;

взаимное приветствие;

проверка рабочих мест, внешнего вида учащихся.

- Этап постановки темы, цели и задач урока.


Учащиеся заняли свои рабочие места в группах, приветствуют учителя и гостей на уроке, настраиваются на активную работу по произведению А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»

-плакаты,

- рисунки учащихся к поэме, выставка книг (сказки поэта).

- звучит музыка к поэме (балету)

«Руслан и Людмила» .А. Глинка «Увертюра»

2

Мотивация к учебной деятельности

Целенаправить позвательную деятельность учащихся, показать значимость изученного материала.

Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;



Понимание связи литературного произведения и эпохой его написания, выявление заложенных вневременных , неприходящих нравственных ценностей.

Звучит музыка, учитель объявляет о сказочном путешествии- соревновании, а если это сказочное состязание, то необходимо поделиться на группы и дать соответствующие названия, презентовать эмблему.


Учащиеся поделены на группы –команды, представляют свое название. эмблему.

1 группа «Кот ученый»

2 группа «Руслан и Людмила»

3 группа «Черномор»

Учащ-ся обосновали название своей группы.

Слайд-шоу фото (Михайловское, сказочный дуб..)

3

Актуализация знаний

Воспроизведение связи прежних, полученных знаний в новой ситуации;

установление внутрипредметных и межпредметных связей;

опора на жизненный опыт учащихся.


• Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты

• Планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;


Умение анализировать произведение , определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему.

-Учитель обеспечивает интересное. интригующее начало урока с помощь сказочной разминки.

1.как фотографии Михайловского связаны с поэмой?

2. как одним словом можно объединить всех сказочных героев в предисловии ?

3.какие цветовые пятна вы нанесете на холст, изображая Лукоморье?


Учащиеся отвечают на общие вопросы по поэме( прологу. истории создании сказки)-сказочная разминка.

Презентация «Руслан и Людмила».

4

Целепологание

Уметь поставить основополагающий вопрос к уроку по поэме.

-формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;




Проверить знания учащихся, обобщить, закрепить изученный материал.

-включить учащихся в активную творческую работу.

-ученики сами приходят к тому, что такое пролог в произведении и каким образом он предваряет изучение самого произведения.

Презентация «Руслан и Людмила»

5

Творческая практическая деятельность

Настроить на творческую работу в группах, объявить задания.

- установить правильность и осознанность изученного материала;

обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуация

Формировать потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

ормировать потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам.


• Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;



• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

• давать определение понятиям;


Владение элементарной литературной терминологией, знать этимологическое происхождение слов, употребление их в литр произведении, значение.

Объявляет словарный конкурс групп «Устаревшие слова»

Этап организации усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений для применения.

Задачи:

установить правильность и осознанность изученного материала;

обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях

Учащиеся работают со списком устаревших слов, предназначенных для каждой группы, дают современное толкование слов.(использование рабочих тетрадей по литр.)

Музыка к поэме.

Презентация «Руслан и Людмила





• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Умение пересказывать, воспроизводить по памяти литературные отрывки с использованием образных средств русского языка.

Объявляет конкурс «Пролог»

-учащимся предлагается из разрозненных строк собрать отрывок-пролог из поэмы (задание командное)

Ученики собирают из отдельных строк целый отрывок и читают наизусть ( каждая группа свою часть пролога)


6

Закрепление знаний с комментированием во внешней речи

Организовать работу групп по принципу «взаимопроверки».

• Потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;


• Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью;

строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителе

Уметь анализировать литературное произведение, характеризовать героев, сопоставлять героев.

Объявляет конкурс «Блиц-опрос» - конкурс на знание героев поэмы и основных событий.

Учитель предоставляет по 5 вопросов каждой группе.

Учащиеся быстро, но грамотно и развернуто отвечают на заданные вопросы, показывая знания по поэме. Вопросы задает каждая группа друг другу, оценивая активность работы.

Музыка к поэме.

Презентация «Руслан и Людмила



Проследить сюжетные линии в поэме, путем восстановления происходящих событий в произведении.


• Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• устанавливать причинно-следственные связи;




Знать и уметь анализировать литературное произведение, восстанавливать сюжетную последовательность событий, определять сюжетные линии.

Командный конкурс «Восстанови сюжет». Каждой группе предлагаются карточки с определенным сюжетным отрывком, необходимо их выстроить так, как развивался сюжет.

Ученики соединяют карточки в нужной последовательности, показывая ход развития сюжетных линий.

Весь сюжет выстроен на доске, учащиеся оценивают правильность работы групп.

Слайды презентции.



Показать знание всего произведения, детальные особенности сказочных персонажей, умение применить полученные знания.


• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели



Объявляет о задании –конкурсе «Шапка Черномора»

- в «шапке..» находятся вопросы по количеству участников команд, предлагается выходить по одному представителю от группы и доставать себе вопрос.

Учащиеся достают вопросы из сказочной шапки и правильно отвечают на них


7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организовать творческую работу учащихся, способствовать самовыражению и самореализации учащихся на уроке.

• Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;



• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;


• Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• учить основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;




Определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно- выразительные средства языка, понимание их роли в раскрытии произведения.

Предлагается творческий художественный конкурс _ (мини-проект)

«Дополни сказочный элемент», подбери строки, соответствующие данному эпизоду

- защита проекта.

Группы выполняют мини- проекты по поэме. Затем представитель от группы защищает дополненный художественно плакат и зачитывает подобранные строки.

Слайды , презентации.

-музыка к поэме А.Глинка «Марш Черномора».

8

Рефлексия

Выявить качество и уровень знаний, дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу дальнейшей работы.

Формирование адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;


• Обучать основам коммуникативной рефлексии;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;


Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведения, формирование эстетического вкуса.

Задаются вопросы группам о работе на уроке, оценивание работы групп.

Ученики отвечают на вопросы о работе на уроке, оценивают свою работу.



технологическая карта урока по поэме А.С.Пушкина
  • Русский язык и литература
Описание:

Новые образовательные стандарты подразумевают развитие универсальных учебных действий обучающихся :личностные ,метопредметные,предметные .Технологическая карта составлена таким образом,что можно проследить деятельность учеников и учителя на уроке.
Карта урока составленна по следующим этапам: 
1)организационный момент 
2)мотивация к учебной деятельности
3)актуализация знаний 
4)целиполагание
5)творческая практическая деятельность 
6)закрепление знаний с комментированием во внешней речи 
7)самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 
8)рефлексия 

Автор Дмитрюк Людмила Михайловна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1607
Номер материала 47490
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓