Инфоурок Математика Другие методич. материалыТехнологическая карта урока по алгебре и началам анализа на тему "Касательная к графику функции"

Технологическая карта урока по алгебре и началам анализа на тему "Касательная к графику функции"

Скачать материал

Технологическая карта урока  по алгебре и началам анализа

Учитель

Горшкова И.И.

Класс: 

10

Авторы УМК: 

Алгебра и начала анализа 10-11 класс. Колмогоров А.Н.

Тема урока: 

Касательная к графику функции

Цель урока: 

формировать понятие касательной к графику функции в различных типах задач;   развивать логическое мышление, интуицию, математическую речь; воспитывать умение проводить оценку и самооценку знаний и умений, высокую работоспособность, организованность.

Задачи урока:

Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, развивать у учащихся коммуникативные  компетенции (культуру общения, умение работать в группах, умение аргументировать свою точку зрения);

Метапредметные: развивать умение понимать сущность алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Предметные: развивать умение использовать понятие касательной к графику функции в различных типах задач

Ресурсы урока: 

мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки, карточки для работы в парах, инструменты для работы в группах.

Ход урока

 

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. (Хочу, потому что могу) (2-3 мин).

Организационный момент.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

 

 

                  1) Игра «Аукцион». На аукцион выставляется отметка «пять» за знание теоретического материала. Объявляется тема аукциона: «Производная». Ребята поднимают руки и по очереди называют определения, свойства, правила, формулы и т.д  по теме аукциона. Тот, кто последним, до третьего удара молотка произносит верное свойство, определение, правило, формулу получает «5» за урок. Учитель контролирует скорость игры: то замедляет, то ускоряет ход поддерживая интерес учащихся и желание получить первым на уроке «пять».

Повторение теоретического материала.

 

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося (5-7 мин).

2) Опрос (с использованием мультимедийного проектора): ( Приложение )

а) Заполните пропуски, чтобы получилось верное высказывание.<Рисунок 1>

Касательная к графику дифференцируемой в точке х0 функции – это прямая, проходящая через точку  и имеющая угловой коэффициент .

 

 

 

 

б) проверьте правильность шагов алгоритма написания уравнения касательной к графику функции  в точке с абсциссой  х0. <Рисунок 2>

I.                    Найти .

II.                 Подставить полученные числа в уравнение касательной и упростить.

III.              Найти .

IV.              Найти .

в)

I.                    В каких точках касательная образует с Ох острый угол?

<Рисунок 3>

II.                 В каких точках тангенс угла наклона касательной отрицателен?

 <Рисунок 4>

III.              В каких точках  =0?

<Рисунок 5>

Работа в парах

1. Задание: найти производные следующих функций: (по принципу игры «Крестики-нолики»).

 

1. 

 

2.

 

3. 

4.

 

5.   

6.

7.

8.

9.

1.

 

2.

 

3.

4.

 

5.

6.

7.

 

8.

9.

 

 

 

Ответы:

Примечание: учащиеся 1 варианта заполняют таблицу ручкой, 2 варианта - карандашом.

 

Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений.  Почему возникли затруднения?  Чего мы еще не знаем? (1-2 мин) Учащиеся формулируют цели и задачи урока.

Выполнение упражнений (работа в разноуровневых группах)

Группа 1.

К графику функции  составьте уравнение касательной в точке с абсциссой .

Решение.

Ответ:

Доп.вопрос: будет ли найденная касательная параллельна прямой ?

Группа 2.

Составьте уравнение касательной к графику функции  в точке с абсциссой . Найдите координаты всех точек графика этой функции, касательные в которых параллельны найденной касательной.

Решение.

Ответ: ;  

Доп.вопрос: как найти тангенс угла наклона полученной касательной?

 

Группа 3.

Найдите точки графика функции , в которых касательная параллельна оси абсцисс.

Решение.

При

При

Ответ:

Доп.вопрос: чему будет равен тангенс угла наклона касательных?

 

Группа 4.

Найдите, под какими углами парабола  пересекает ось Ох.

Решение.

 

-абсциссы точек пересечения параболы с Ох.

Ответ:

Доп.вопрос: назовите функцию, график которой пересекает ось Ох  под таким углом, что и парабола.

 

Отчет групп. Самооценка

 

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Индивидуальное задание (2 человека).

 

Цель: выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученным ранее

При каких значениях b касательная, проведенная к графику функции   в точке с абсциссой , проходит через точку М(1;8)?

 

Решение.

Составим уравнение касательной.

 

Т.к.касательная проходит через т.М(1;8), то

Ответ:

Рефлексия деятельности

Подведение итогов урока.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса (2-3 мин).

Вопросы:

-Какую задачу ставили?

-Удалось ли решить поставленную задачу?

-Каким способом?

-Какие получили результаты?

-Где можно применить новые знания?

Д.з

п.19,  № 258(в,г), 259 (в,г).

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Технологическая карта урока по алгебре и началам анализа на тему "Касательная к графику функции""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инженер по охране окружающей среды

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Технологическая карта составлена к уроку "Касательная к графику функции"  для 10 класса к учебнику Алгебра и начала анализа 10-11 класс. Колмогоров А.Н.

В ней отражены: цель урока, задачи урока, ресурсы урока, ход урока, основные виды деятельности на этапах урока: мотивация (самоопределение) к учебной деятельности, актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности, повторение теоретического материала, работа в парах,  постановка учебной задачи, выполнение упражнений (работа в разноуровневых группах), отчет групп, самооценка, включение нового знания в систему знаний и повторение, индивидуальное задание, рефлексия деятельности, подведение итогов урока.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 169 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 660
    • DOCX 154.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Горшкова Ирина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Горшкова Ирина Ивановна
    Горшкова Ирина Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 3900
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развивающие математические задания для детей и взрослых

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 81 человек

Курс повышения квалификации

Преподавание математики в школе в условиях реализации ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 82 человека из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 729 человек

Курс повышения квалификации

Методические и практические аспекты развития пространственного мышления школьников на уроках математики

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 124 человека

Мини-курс

Современные вызовы педагогической профессии: развитие профессионализма педагогов в контексте улучшения качества образования

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Детские и взрослые эмоции

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инновационные технологии в краеведческой и географической работе со школьниками

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе