Урок в 5 классе в
соответствии со средней ступенью обучения ФГОС проводится по учебной программе
ИН Пономаревой для общеобразовательных классов. 40 урок КТП и 19
урок в Теме 2. Многообразие живых организмов.
Технологическая карта урока № 40 по теме: Царство
Грибы.
Тип
учебного занятия по дидактической цели – Урок открытия
новых знаний.
Оборудование: учебник §13,
14, презентация,
мультимедийный проектор, айпады, ноутбук, нэтбуки
Формы
работы: парная,
групповая
Методы: словесные,
наглядные, поисково-исследовательские
Предметные
результаты:
-
формировать
умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;
-
формировать
умение понимать смысл биологических терминов: грибница,
мицелий, хитин.
Метапредметные
результаты:
Познавательные УУД
- Продолжить
формирование умения анализировать,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины
и следствия простых явлений.
- Продолжить
формирование умения находить достоверную
информацию, необходимую для решения учебных задач.
- Продолжить
формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой
( текст в схему и пр.).
Коммуникативные УУД
- Продолжить
формирование умения самостоятельно организовывать учебное
взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные
УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно
обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной
деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
- Продолжить формирование умения в
диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.
- Продолжить
формирование умения сверять свои действия с целью и при необходимости
исправлять ошибки самостоятельно.
- Продолжить
обучение основам самоконтроля, самооценки.
Личностные
результаты:
1. Создание
условий (Домашнее Задание) к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и самопознанию.
Базовое содержание
урока
|
Деятельностный
компонент урока
(на уровне учебных
действий)
|
Ценностный
компонент урока
|
Творческий
компонент
урока
|
Смысловые
блоки содержания
|
Познавательные
задачи для учащихся
|
1.Организационно -
мотивационный этап урока
|
Создание
мотивационной установки
|
Слайд 1
- Добрый день, ребята.
Давайте
посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А
теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками.
Надеюсь, что у всех хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня
очень дружно и активно поработаем.
|
Слушают
учителя
|
|
|
Определение
темы
урока
|
Что за диво, за такое?
То поменьше, то большое.
Можно встретить под берёзой,
На пеньке, среди травы.
Есть плодовые тела
И разросшиеся клетки.
Так о ком же речь зашла?
Догадались
ли, вы, детки?
Слайд
2
-
Совершенно
верно
Слайд
3
-
А теперь давайте сформулируем тему урока, выполнив следующее задание: надо
разложить каждое из чисел на разрядные слагаемые
21,
43, 64, 36, 55, 32, 24
61,
64, 26, 34, 24
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
20
|
ц
|
е
|
з
|
ы
|
ё
|
и
|
30
|
д
|
в
|
н
|
б
|
я
|
с
|
40
|
ж
|
к
|
а
|
х
|
ь
|
ш
|
50
|
ю
|
л
|
п
|
щ
|
т
|
у
|
60
|
г
|
м
|
ф
|
р
|
ъ
|
ч
|
- Молодцы!
Слайд 4
- Итак, добро пожаловать в одно из
самых загадочных царств живой природы – Царство Грибы.
|
-
грибы
Выполняют
задание
-
тема урока: Царство Грибы.
|
|
|
Определение
цели урока
|
- Определите цель урока
|
- формирование представлений о грибах как живых организмах,
их роли и значении в природе и в жизни человека.
|
|
|
Постановка
проблемы
|
Слайд 5
Рассмотрим
некоторые факты. Факт 1: Грибы не похожи ни на растения, ни на животных, они
могут жить в отсутствие света, но не могут двигаться.
Факт
2: Грибы растут в течение всей жизни, но питаются только готовыми
органическими веществами.
-
Что вас удивило?
-
Какие вопросы у вас возникли?
Слайд 6
Вспомним признаки
царства: Строение клетки; Строение тела; Способы питания; Способы размножения.
|
Дети
говорят
-Возникла
проблема
-Что
такое гриб?
-Почему
их выделили в отдельное царство?
Выдвигают
гипотезы
|
|
|
Актуализация
знаний
|
- Что мы знаем о грибах?
-
Чтобы лучше вспомнить, выполним задание в парах.
-
Давайте проверим, какой результат вы получили, работая в парах.
-
Почему у вас такие результаты?
-
Достаточно ли нам этих знаний?
-
Так что нам необходимо узнать о грибах, чтобы ответить на наш проблемный
вопрос?
|
Учащиеся
работают в парах на компьютерах, выполняя интерактивный тест.
- не очень хорошие результаты
- мало знаем о грибах
-
нет
-
признаки Царства Грибы: Строение клетки; Строение тела; Способы питания;
Способы размножения.
|
|
|
2.Процессуально -
содержательный этап урока
|
Работа
в группах
(5
мин)
|
-
Перед вами лежат листы с заданиями.
-
Сейчас вы будете выполнять задания.
План
работы групп таков: выполнить задание, обсудить, создать презентации,
выступить перед товарищами.
-
Закончили работу.
|
Работа
в группах
|
|
|
Зарядка
цыпленок
|
-
Что устали?
|
|
|
|
3.Этап закрепления
и первичной проверки
|
|
-
А теперь группы представляют итоги работы. Слайд 7-11
|
Презентация
учащихся от группы
|
|
|
Рефлексия
деятельности
|
Вернемся
к проблемному вопросу: Что же представляют собой грибы?
-
А теперь вернемся к нашему тесту и попробуем выполнить его еще раз.
-
Какой теперь ваш результат?
-
Благодаря чему наш результат улучшился?
|
Обьясняшки (что такое грибы)
-
лучше
-
мы узнали, что грибы особые организмы, их
значение в природе и в жизни человека.
|
Анализ
деятельности и источников информации
|
|
4. Объяснение
домашнего задания
|
Обязательное
задание
|
Слайд
12
Ответить
на вопрос: Каковы преимущества гриба по сравнению с бактерией?
|
На
выбор: вопросы после Параграфа 13, 14;
составить кроссворд
(не менее 10 понятий) на тему «Царство Грибы»
|
|
|
5. Рефлексивный
этап урока
|
Рефлексия
деятельности
|
Слайд
13
Прием
«Самооценка»
Спасибо
за урок!
|
Сами
оценивают себя, прикрепляя значок на оценку (изображения мультяшных героев)
|
Анализ
своей работы на уроке
|
|
Задание группы 2.
Прочитайте текст статьи «Строение грибной клетки» и заполните
схему в презентации об особенностях строения грибной клетки.
Строение грибной клетки
У большинства
грибов клетка по своему строению и выполняемым ею функциям аналогична клетке
растений. Она состоит из твердой оболочки и цитоплазмы, содержащей митохондрии,
рибосомы, ядро (или ядра), вакуоли и различные капли. Однако грибная клетка
имеет ряд особенностей, отличающих ее от растительной клетки. Клеточная
оболочка у грибов выполняет роль защитного барьера и непосредственно участвует
в процессах питания гриба и обмена веществ между клеткой и внешней средой.
Оболочка клетки может быть однослойной или многослойной. Наружные слои оболочки
клеток многих грибов имеет клеточную стенку. Своеобразная особенность грибов —
отсутствие в цитоплазме их клеток сахара. Жиры находятся в цитоплазме в виде
крупных капель.
Задание группы 1.
Прочитайте текст параграфа 13 «Питание грибов» на
стр.58-59 и заполните схему в презентации об особенностях питания грибов, дополните
ее картинками из набора.
……………………………………………………………………………………………………………………………..
Задание группы 3.
Прочитайте текст параграфа 13 «Строение грибов» на
стр. 58 и заполните схему в презентации об особенностях строения грибов,
дополните ее картинками из набора.
…………………………………………………………………………………………………………………………………
Задание группы 4.
Прочитайте текст параграфа 13 «Размножение грибов» на
стр. 58 и заполните схему в презентации о способах размножения грибов.
…………………………………………………………………………………………………………………………………
Задание группы 5.
Прочитайте текст параграфа 14 «Роль грибов в природе и
жизни человека» и заполните схему в презентации о роли грибов в природе и
использовании грибов человеком, дополните ее картинками из набора.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.