Главная / Начальные классы / Технологическая карта учебного занятия по внеурочной деятельности: «Юный эколог»

Технологическая карта учебного занятия по внеурочной деятельности: «Юный эколог»

Технологическая карта учебного занятия

по внеурочной деятельности: «Юный эколог»


Учитель: Капусткина Елена Валерьевна

МБОУ СОШ № 10 г.Муром

Класс:



Тема

Тема раздела: «Влияние человеческой деятельности на экологию города»

Тема занятия: «Откуда берется грязный снег?»


Основное содержание темы, термины и понятия

Основное содержание темы: Сбор и изучение информации о зависимости состояния снега от уровня загрязнения атмосферы, об источниках загрязнения снежного покрова. Сравнение проб снега, взятого из леса и города, выявление степени загрязнения снега из города. Выполнение исследовательской работы: изучение физических свойств снеговой воды.

Термины и понятия: Зависимость состояния снега от уровня загрязнения атмосферы, окружающая среда, образование снежинок, вода в жидком состоянии, цвет, прозрачность, осадок, запах, фильтрация, кресс-салат – индикатор чистоты, биологическая микролаборатория, метод биотестирования, загрязнение, сравнение, свойства, признаки, гипотеза, исследование, эксперимент, проблема.

Планируемый результат

Предметные

УУД


Изучить свойства снега, определять степень загрязненности, учиться исследовательской деятельности.


Личностные:

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- формировать уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения.

Регулятивные:

- формировать умения прогнозировать предстоящую работу

- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом занятия;

- формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.

Коммуникативные:

- развивать умение слушать и понимать других;

- оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

- формировать умение извлекать информацию из всех источников;

- выявлять сущность, особенности объектов;

- обобщать и классифицировать по признакам.

Общеучебные:

- закрепить у детей знания о правилах поведения на улицах города;

-учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу;

-доставить детям радость от участия в общем празднике.

Логические:

- учиться анализировать пробы снега, взятых из разных мест;

- учиться доказывать свою точку зрения;

- учиться выдвигать гипотезы и их обосновывать.


Межпредметные связи

Учебный предмет

Формы работы

Ресурсы

Литературное чтение

Групповая: работа с литературой


Энциклопедии, методическое пособие

Окружающий мир

Тема: «Откуда берется снег»

Парная, групповая: практические занятия: исследования, наблюдения, обобщение

Презентации, информационный материал, видео, ПК учителя, демонстрационная доска, проектор, мимио, биологическая микролаборатория, снег из леса и города, семена кресс-салата.

Технология

Индивидуальная: практические занятия.

Дидактический материал

Структура учебного занятия

Название этапа учебного занятия

Цель

Содержание

Организация, мотивировка учащихся на освоение нового, с учетом изученного ранее с помощью проблемной ситуации.

-Добрый день!

Мы занятие начнем с разминки,

Выпрямили свои спинки,

На носочках потянулись,

И к гостям мы повернулись,

Поприветствуем гостей.

Все друг другу улыбнулись.

А теперь вниманье на меня скорей.

Раз, два, три, четыре, пять –

Чтобы знания добывать, 

Нам занятие пора начать.

- Я вижу у моих любителей природы хорошее настроение, и я желаю  всем  на  сегодняшнем  занятии подняться  еще на  одну ступеньку выше  в  познании  окружающего  мира.

-На предыдущих занятиях «Юный эколог» мы с вами готовили проект. Назовите тему проекта («Влияние человеческой деятельности на экологию города»). Прежде, чем продолжить работу над проектом, давайте вспомним, что нового и интересного мы знаем по этой теме. Каждый из вас готовил свой материал. Мы с удовольствием послушаем, что подготовили наши ребята.

- Расскажите, как человек положительно влияет на окружающую среду.

Прибытков Рома: -Я подготовил видеоролик о том, как моя семья борется за «Чистый город» (показ видеоролика 1 слайд).

-Эта семья в прошлом году заняла призовое место в окружном конкурсе «Экология начинается с семьи (показ грамоты).

- Ребята, кто еще хочет рассказать нам о своих достижениях?

Серяков Максим: - Мы с папой сделали кормушки для птиц и развесили их около дома (слайд 2,3).

-В нашем класса есть еще ребята, которые, как и Максим, развешивали кормушки для птиц. Это: Зудина Настя, Зуев Даниил, Рязанкин Глеб и Макаров Максим. Посмотрите на экран (показ фото).

Овчинникова Ксения, Белов Сережа, Чекунов Кирилл и Егорова Лиза: - Мы приготовили листовки для жителей района (слайд 4,5). Посмотрите, как наши ребята раздают листовки жителям нашего микрорайона с призывом «Беречь природу».


-Молодцы, ребята. И вы все тоже сможете внести свой хоть и маленький вклад в дело по охране природы.


- А теперь докажите, как люди отрицательно влияют на окружающую нас природу.

( Загрязняют пляж, реки) (слайд 6).

-Еще много загрязнений идет из труб заводов, загрязняется воздух (слайд 7).

- Верно, но это еще не все. Человеческой деятельностью загрязняется почва (слайд 8), в которую попадают горюче-смазочные вещества, например, нефть, бензин, масла (слайд 9), и даже загрязняется космос (слайд 10).


Постановка учебной задачи и открытие новых знаний.


- А сейчас прошу ваше внимание сосредоточить на просмотре видеоролика.

После просмотра видеоролика (слайд 11):

- Скажите, что я хотела показать этим видеороликом, о чём мы будем говорить сегодня? (снег на улицах грязный, весной, когда сходит снег, на земле остаются горы мусора, грязи, оставленными человеком)

- А откуда берется грязный снег? Ведь когда он выпадает, мы видим его чистым, белым. (он загрязняется от машин, заводских труб, мусора).

-Сформулируйте тему нашего занятия. (Откуда берется грязный снег, слайд 12 ).

-Как вы думаете, какова будет цель нашего занятия? (изучить, что такое снег, откуда берутся загрязнители, как определить грязный снег или чистый, насколько он грязный, кто загрязняет снег).

- А изучать снег мы будем, основываясь на его свойствах, т.е. будем изучать … (слайд 13).

- Как и на предыдущих занятиях, будем учиться бережному отношению к природе (слайд 14).

- А еще будем выдвигать гипотезы и их обоснование (слайд 15).

- Проанализируем пробы снега, взятые из разных мест и сравним результаты (слайд 16).

- А еще проведем исследования проб снега на выявление степени загрязненности (слайд 17).


Под музыку входит снежинка (, кружится (слайд 18).

Рассказывает стихотворение.


Я весёлая снежинка,
Я летаю, как пушинка!
На мне шапочки резные,
На мне юбки кружевные!
Я снежинка-балеринка,
Я танцую день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок -
Получается снежок.


Снежинка:

-Ребята, а что вы знаете обо мне?

Появляются карточки (выберите для себя любую и подготовьте ответ):

1. ЗНАЮ:

-Снежинка – это скопление маленьких кристаллов льда.

-Водяные пары, находящиеся в облаке или туче, падая на землю, замерзают, получается снежинка.

-Существует такое многообразие снежинок, что обычно считается, что не бывает двух одинаковых снежинок.
-У снежинки шесть граней.

-Множество снежинок образуют снег.

-Снег белый, непрозрачный, рыхлый.

-В тепле снег тает, превращаясь в воду.

2.УМЕЮ

(сделать снежинку из бумаги, из проволоки, из дерева, …)

3. НАБЛЮДАЮ

(виды снежинок, падание снега , таяние снега,…)

4.РИСУЮ

(снег, снежинку,…)

Снежинка:

-Молодцы ребята.

В нас сокрыта великая тайна. В самом деле, не волшебно ли это, не удивительно ли: пар из чайника, дым из труб - все это лохматое и бесформенное, поднявшись наверх, в облака, и претерпев какое-то превращение, сыплется к нам обратно не бесформенными комками, не скучной пылью, а в виде кружевных шестиугольных кристаллов. Огромное количество снежинок, выпадая на землю образуют снег (слайд 19).


-Ребята, действительно, снег содержит много тайн.

-Сегодня мы с вами их узнаем, например, где снег окажется наиболее грязным, а где чище.


Карточка ПОДУМАЙ.

-Давайте выдвинем гипотезу. Кто может сформулировать? (Снег грязнее около дорог, на улицах города).

-А чтобы доказать или опровергнуть ее, мы проведем исследования со снегом.


Карточка НАБЛЮДАЙ

Исследование физических свойств снеговой воды.

  1. -На ваших партах находятся карточки, в которые вы будете заносить результаты наблюдений. Рассмотрите пробы снега, взятые из разных мест: из леса и из города.

-Сравните их по цвету. Что вы заметили?

-Запишите свои результаты в таблицу.

2. – На первых партах находятся по два больших цилиндрических сосуда с талой снеговой водой. Проведем исследование на определение прозрачности. Для этого нужно взболтать воду, затем подложить под сосуд лист бумаги, на которой написан текст. Попробуйте прочитать текст. В каком случае это удалось легче? Занесите результаты в таблицу: прозрачная вода или нет.

3. – Теперь определим качество снеговой воды по запаху. Найдите в микролаборатории сосуды с подписями «снеговая вода из города» и «снеговая вода из леса» . Аккуратно откройте крышки и определите запах. Вспомните, как мы учились определять запах. Свои наблюдения запишите. Интенсивность запаха оценивается таким образом: нет запаха, очень слабый, слабый, заметный, отчётливый, очень сильный.

4. – Теперь определяем наличие осадка. Наличие осадка определяется суточным отстаиванием воды. Возьмите сосуды, подписанные: «суточные отстаивания воды». Внимательно рассмотрите и понаблюдайте, в каком сосуде появился осадок. Занесите данные в таблицу: есть осадок или нет.

5. – А сейчас попробуем профильтровать снеговую воду. Приготовьте чистый сосуд, фильтровальную бумагу, воронку. Сложите бумагу так, как мы это уже делали. Профильтруйте снеговую воду из леса и из города. Сравните, занесите данные в таблицу.

- Давайте посмотрим, какие результаты мы получили (работа с мимио).

Дети отвечают, учитель заносит данные в таблицу на доске:



Свойства

Снег из леса

Снег из города

Цвет

белый

серый

Запах

нет запаха

сильный

Прозрачность

прозрачный

мутный

Осадок

нет

есть

Степень загрязнения (фильтрация)

чистый

загрязнен


- Сделайте вывод, исходя из данных таблицы (дети делают вывод, что снег из леса чище, а из города грязнее).


-Ребята, мы с вами в течение 2 недель проводили исследование проб снега с использованием метода биотестирования, т.е. определения качества окружающей среды с помощью живых организмов. (Слайд 20)

В качестве живого организма мы выбрали кресс-салат, т.к. семена этих растений быстро прорастают, и они очень восприимчивы к загрязнению. Семена выращивали в одинаковых условиях: почва, освещение, температурный режим, частота полива. Но одни поливали снеговой водой, взятой из леса, а другие поливали снеговой водой, взятой из города. Результаты нашего исследования вы сейчас увидите на экране (слайды 21- 28, 8 кадров).





Результаты представлены в таблице:

Наблюдения

Снег из леса

Снег из города

3 день

Есть корешок

Нет корешка

5 день

Корешок вырос на 5 мм

Корешок появился

6 день

Семена пересадили в почву

Корешок вырос на 4 мм

7 день

Семена дали всходы

Семена пересадили в почву

10 день

Появились всходы, высотой 1 см

Семена дали всходы

12 день

Всходы частые крупные, дружные, высотой до 3 см

Всходы редкие, тонкие, высотой до 1 см

14 день

Всходы крепкие, частые, ярко-зеленого цвета, высотой 6 см

Всходы тонкие, редкие, имеют уродства, высотой 3 см



- К каким выводам мы с вами пришли, пронаблюдав за ростом семян? ( снег на территории города больше загрязняется вредными веществами).

- Подтвердилась наша гипотеза, которую мы выдвинули в начале занятия? (да)

- А откуда идет загрязнение? (источником загрязнения снега является автотранспорт, задымление атмосферы токсичными газами с завода, бытовой мусор, брошенный человеком, обработка дорог песком и солью, выбросы в атмосферу вредных химических веществ промышленными предприятиями).

-Выпавший на земную поверхность снег формирует снежный покров – уникальный слой, он как губка, в которой накапливается грязь, пыль, выхлопные газы автомобилей и другие загрязнения, т.е снег впитывает в себя все загрязнения, которые есть в атмосфере.
- Таким образом, снег отражает состояние атмосферы.

-А что же произойдет со снегом весной?

- Весной снег растает, попадёт в почву, в грунтовые воды, в водоёмы. Загрязняющие вещества будут действовать на живые организмы и можно уже сейчас спрогнозировать, что снег, который вывезут с дорог в естественные экосистемы, за территорию города, будет оказывать сильное отрицательное воздействие на живые организмы из-за своей токсичности и загрязнённости.

-Какие же меры должен предпринять человек, чтобы не происходили такие загрязнения и не гибли живые существа?


Этап рефлексии

Цель

Содержание

Оценка результатов деятельности

-Давайте напишем письмо в общество по охране окружающей среды, в котором вы изложите свои соображения и доводы.

-А кто-то нарисует рисунок или знак, обозначающий охрану окружающей среды.

-А можете сделать белую, чистую снежинку, которая будет олицетворять чистоту и белизну снега, а соответственно чистоту окружающей нас среды.

Творческая работа детей.

Дорогие ребята! Давайте создадим чистоту и уют в нашей школе, классах, на своих улицах. Завтрашний день Земли будет таким, как мы создадим его сегодня.

Ученик:

Берегите землю. Берегите

                   Жаворонка в голубом зените,

                   Бабочку на листьях повилики,

                    На тропинках солнечные блики.

                   На камнях играющего краба,

                   Над пустыней тень от баобаба,

                   Ястреба, парящего над полем,

                   Ясный месяц над речным покоем.

                   Ласточку мелькающую в жите,

                   Берегите землю! Берегите!



Пока дети вырезают снежинки слайд 29





Технологическая карта учебного занятия по внеурочной деятельности: «Юный эколог»
  • Начальные классы
Описание:

Основное содержание темы: Сбор и изучение информации о зависимости состояния снега от уровня загрязнения атмосферы, об источниках загрязнения снежного покрова. Сравнение проб снега, взятого из леса и города, выявление степени загрязнения снега из города. Выполнение исследовательской работы: изучение физических свойств снеговой воды.

Термины и понятия: Зависимость состояния снега от уровня загрязнения атмосферы, окружающая среда, образование снежинок, вода в жидком состоянии, цвет, прозрачность, осадок, запах, фильтрация, кресс-салат – индикатор чистоты, биологическая микролаборатория, метод биотестирования, загрязнение, сравнение, свойства, признаки, гипотеза, исследование, эксперимент, проблема. 

Автор Капусткина Елена валерьевна
Дата добавления 23.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1098
Номер материала 4888
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓