- А
сейчас прошу ваше внимание сосредоточить на просмотре видеоролика.
После
просмотра видеоролика (слайд 11):
-
Скажите, что я хотела показать этим видеороликом, о чём мы будем говорить
сегодня? (снег на улицах грязный, весной, когда сходит снег, на земле
остаются горы мусора, грязи, оставленными человеком)
-
А откуда берется грязный снег? Ведь когда он выпадает, мы видим его чистым,
белым. (он загрязняется от машин, заводских труб, мусора).
-Сформулируйте
тему нашего занятия. (Откуда берется грязный снег, слайд 12 ).
-Как вы
думаете, какова будет цель нашего занятия? (изучить, что такое снег, откуда
берутся загрязнители, как определить грязный снег или чистый, насколько он
грязный, кто загрязняет снег).
- А
изучать снег мы будем, основываясь на его свойствах, т.е. будем изучать …
(слайд 13).
- Как и
на предыдущих занятиях, будем учиться бережному отношению к природе (слайд
14).
- А еще
будем выдвигать гипотезы и их обоснование (слайд 15).
-
Проанализируем пробы снега, взятые из разных мест и сравним результаты (слайд
16).
- А еще
проведем исследования проб снега на выявление степени загрязненности (слайд 17).
Под
музыку входит снежинка (, кружится (слайд 18).
Рассказывает
стихотворение.
Я
весёлая снежинка,
Я летаю, как пушинка!
На мне шапочки резные,
На мне юбки кружевные!
Я снежинка-балеринка,
Я танцую день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок -
Получается снежок.
Снежинка:
-Ребята,
а что вы знаете обо мне?
Появляются
карточки (выберите для себя любую и подготовьте ответ):
1.
ЗНАЮ:
-Снежинка
– это скопление маленьких кристаллов льда.
-Водяные
пары, находящиеся в облаке или туче, падая на землю, замерзают, получается
снежинка.
-Существует
такое многообразие снежинок, что обычно считается, что не бывает двух
одинаковых снежинок.
-У снежинки шесть граней.
-Множество
снежинок образуют снег.
-Снег
белый, непрозрачный, рыхлый.
-В
тепле снег тает, превращаясь в воду.
2.УМЕЮ…
(сделать
снежинку из бумаги, из проволоки, из дерева, …)
3.
НАБЛЮДАЮ…
(виды
снежинок, падание снега , таяние снега,…)
4.РИСУЮ…
(снег,
снежинку,…)
Снежинка:
-Молодцы
ребята.
В нас
сокрыта великая тайна. В самом деле, не волшебно ли это, не удивительно ли:
пар из чайника, дым из труб - все это лохматое и бесформенное, поднявшись
наверх, в облака, и претерпев какое-то превращение, сыплется к нам обратно не
бесформенными комками, не скучной пылью, а в виде кружевных шестиугольных
кристаллов. Огромное количество снежинок, выпадая на землю образуют снег (слайд
19).
-Ребята,
действительно, снег содержит много тайн.
-Сегодня
мы с вами их узнаем, например, где снег окажется наиболее грязным, а где
чище.
Карточка
ПОДУМАЙ.
-Давайте выдвинем
гипотезу. Кто может сформулировать? (Снег грязнее около
дорог, на улицах города).
-А чтобы доказать или опровергнуть ее, мы проведем исследования
со снегом.
Карточка НАБЛЮДАЙ
Исследование
физических свойств снеговой воды.
1. -На
ваших партах находятся карточки, в которые вы будете заносить результаты
наблюдений. Рассмотрите пробы снега, взятые из разных мест: из леса и из
города.
-Сравните их по цвету. Что вы заметили?
-Запишите свои результаты в таблицу.
2. – На первых партах находятся по два
больших цилиндрических сосуда с талой снеговой водой. Проведем исследование
на определение прозрачности. Для этого нужно взболтать воду, затем подложить
под сосуд лист бумаги, на которой написан текст. Попробуйте прочитать текст.
В каком случае это удалось легче? Занесите результаты в таблицу: прозрачная
вода или нет.
3. – Теперь определим качество снеговой воды по запаху. Найдите
в микролаборатории сосуды с подписями «снеговая вода из города» и «снеговая
вода из леса» . Аккуратно откройте крышки и определите запах. Вспомните, как
мы учились определять запах. Свои наблюдения запишите. Интенсивность
запаха оценивается таким образом: нет запаха, очень слабый, слабый,
заметный, отчётливый, очень сильный.
4. – Теперь определяем наличие осадка. Наличие осадка определяется суточным отстаиванием воды.
Возьмите сосуды, подписанные: «суточные отстаивания воды». Внимательно
рассмотрите и понаблюдайте, в каком сосуде появился осадок. Занесите данные в
таблицу: есть осадок или нет.
5. – А сейчас попробуем профильтровать снеговую
воду. Приготовьте чистый сосуд, фильтровальную бумагу, воронку. Сложите
бумагу так, как мы это уже делали. Профильтруйте снеговую воду из леса и из
города. Сравните, занесите данные в таблицу.
- Давайте посмотрим, какие результаты мы
получили (работа с мимио).
Дети отвечают, учитель заносит данные в таблицу
на доске:
Свойства
|
Снег из леса
|
Снег из города
|
Цвет
|
белый
|
серый
|
Запах
|
нет запаха
|
сильный
|
Прозрачность
|
прозрачный
|
мутный
|
Осадок
|
нет
|
есть
|
Степень загрязнения (фильтрация)
|
чистый
|
загрязнен
|
-
Сделайте вывод, исходя из данных таблицы (дети делают вывод, что снег из
леса чище, а из города грязнее).
-Ребята, мы с вами в течение 2 недель
проводили исследование проб снега с использованием метода биотестирования,
т.е. определения качества окружающей среды с помощью живых организмов. (Слайд
20)
В качестве живого организма мы выбрали
кресс-салат, т.к. семена этих растений быстро прорастают, и они очень
восприимчивы к загрязнению. Семена выращивали в одинаковых условиях: почва,
освещение, температурный режим, частота полива. Но одни поливали снеговой
водой, взятой из леса, а другие поливали снеговой водой, взятой из города. Результаты
нашего исследования вы сейчас увидите на экране (слайды 21- 28, 8 кадров).
Результаты представлены в таблице:
Наблюдения
|
Снег из леса
|
Снег из города
|
3 день
|
Есть корешок
|
Нет корешка
|
5 день
|
Корешок вырос на 5 мм
|
Корешок появился
|
6 день
|
Семена пересадили в почву
|
Корешок вырос на 4 мм
|
7 день
|
Семена дали всходы
|
Семена пересадили в почву
|
10 день
|
Появились всходы, высотой 1 см
|
Семена дали всходы
|
12 день
|
Всходы частые крупные, дружные, высотой
до 3 см
|
Всходы редкие, тонкие, высотой до 1 см
|
14 день
|
Всходы крепкие, частые, ярко-зеленого
цвета, высотой 6 см
|
Всходы тонкие, редкие, имеют уродства,
высотой 3 см
|
- К
каким выводам мы с вами пришли, пронаблюдав за ростом семян? ( снег на
территории города больше загрязняется вредными веществами).
-
Подтвердилась наша гипотеза, которую мы выдвинули в начале занятия? (да)
- А откуда
идет загрязнение? (источником загрязнения снега является автотранспорт,
задымление атмосферы токсичными газами с завода, бытовой мусор, брошенный
человеком, обработка дорог песком и солью, выбросы в атмосферу вредных
химических веществ промышленными предприятиями).
-Выпавший
на земную поверхность снег формирует снежный покров – уникальный слой, он как
губка, в которой накапливается грязь, пыль, выхлопные газы автомобилей и
другие загрязнения, т.е снег впитывает в себя все загрязнения, которые есть в
атмосфере.
- Таким образом, снег отражает состояние атмосферы.
-А что же произойдет со снегом
весной?
- Весной снег растает, попадёт в почву, в грунтовые
воды, в водоёмы. Загрязняющие вещества будут действовать на живые организмы и
можно уже сейчас спрогнозировать, что снег, который вывезут с дорог в
естественные экосистемы, за территорию города, будет оказывать сильное
отрицательное воздействие на живые организмы из-за своей токсичности и
загрязнённости.
-Какие же меры должен предпринять
человек, чтобы не происходили такие загрязнения и не гибли живые существа?
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.