Главная / Начальные классы / Технологическая карта по теме

Технологическая карта по теме

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку

Класс 3 «Гармония» Учитель Кудюшкина Н.Р.

Общая характеристика учебного занятия

Тема

Части речи все нужны!

Цель

Дать общее представление о самостоятельных и служебных частях речи. Создание условий для развития орфографической зоркости. Воспитание интереса к русскому языку и вызвать стремление сделать речь красивой.

Основное содержание темы, термины и понятия

Самостоятельные и служебные части речи.

Планируемый результат







Предметные

УУД

Знать отличительные особенности частей речи. Уметь отличать самостоятельные и служебные части речи. Уметь ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие или служат другому слову) и вопроса. Уметь отличать предлоги от других слов.


Личностные: давать оценку ответам как «полные» или «неполные».

Регулятивные: определять цель деятельности с помощью педагога, составлять план, следовать плану.

Коммуникативные: сотрудничать при работе в группе.

Познавательные:установление причинно-следственных связей, проведение сравнительного анализа, решение учебных задач по аналогии.

Межпредметные связи

Учебный предмет (курс)

Формы приемы работы

Ресурсы

Литературное чтение (предварительная работа со стихотворением М.Юдалевич «Про Таю»).

Математика (алгоритм действий, нахождение среднего арифметического балла).

Фронтальная, коллективная, парная, самостоятельная.

Игровые методы. Системно-деятельностный подход. Модульная технология.

Соловейчик М.С. Русский язык. Учебник для 3-го класса.

Презентация


Структура учебного занятия (этапы)

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Цель этапа: самоопределение к деятельности.

2 мин.

1. Ребята, мы опять в сказочном мире грамматики.

Тетрадки вы откройте все.

Нас ждут полезные записи.

Ручки правильно держите.

Сегодняшнее число, вид работы запишите

Обратите внимание на орфограммы в записи даты.

-Ребята, чтобы не попасть в ситуацию Таи, о которой мы узнали на уроке чтения, и ,чтобы не получилось вместо одного слова другое, вы должны быть внимательными на уроке и даже Тае объяснить то, что сами запомните.

- Во время работы в группах вы откроете новые знания, закрепите уже имеющиеся, продолжите обучение решению орфографических задач. В помощь вам будут уже известные модули. Вначале выберите спикеров в командах.

1. Записывают. Осуществляют процедуру самоконтроля.



3. Дети соглашаются помочь Тае.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель этапа: актуализация опыта и предыдущих знаний учащихся для постановки цели учебной деятельности.

Показатели реального результата этапа: активизируются имеющиеся знания, постановка проблемного вопроса.

7 мин.

Чистописание.

- Прочитайте в маршрутных листах название первого блока. Показы записаны на доске. Спишите каллиграфически правильно. Придумайте и запишите каждый сам по 2 слова, начинающиеся на эту букву, которые мы часто называем на уроках русского языка (слово, существительное, схема, состав и т.п.)

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Оцените работу соседа в его маршрутном листе. Что нам дала работа по заданию этого блока? 

Входной контроль.

- Мы у входа в страну Русляндия. Нам откроют эти ворота, если вы правильно ответите на вопросы теста по изученному материалу с помощью системы голосования и датчиков.

- Работа с модулем. Что дало нам прохождение данного блока?.

- На какие вопросы были даны неправильные ответы?

А по какому признаку вы нашли лишнее слово при ответе на вопрос?

- Открываем ворота в страну Русляндия .


- Дети зачитывают цель данного учебного этапа

- Дети выполняют задания, выполняют в рабочих тетрадях.




- Повторили в краткой форме изученный материал








Дети голосуют. Переводят проценты и выставляют свои оценки в баллах в маршрутных листах.

- Анализируют ошибки.

3.Постановка учебной задачи.

Цель этапа: создание условий для формулирования детьми темы и задачи урока. 

Показатели реального результата этапа: сформулирована тема урока, определены цель и желаемый результат урока.

1 мин.

- Мы попали в страну Русляндия. А вот слышен плач нашей Таи. Она просит вас помощь ей ответить на вопросы. Знаете ли вы, сколько слов в русском языке? А во всех языках вместе взятых? Представьте себе огромный мешок, из которого высыпались все слова и завалили Таю. Получилась неразбериха- Тая кладёт их в разные стопки, но они капризничают и не хотят жить в чужой стопке. Твердят, чтобы их разложили по своим правилам. Но девочка ещё не знает, как классифицировать слова. Поможем? Запишите слова в 3 столбика, предварительно их изучив.

Что делать? Конечно, надо помочь вернуть все на свои места.

Как вы озаглавили свои столбики? Как вы их определили?

Надо найти у них что-то общее, например вопрос, что обозначают, по которому можно разбить эти слова на группы. Проверяете свои работы и оцениваете друг друга в маршрутных листах.



Называют предполагаемое количество.




- Разделить по группам, разрядам, классам






Имена существительные, Имена прилагательные, глаголы.

4.Решение учебной задачи.

Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения.

Показатели реального результата этапа: активная работа учащихся в группах, найдено решение проблемы.

13 мин.

Ребята, те слова, которые вы написали, называются самостоятельными, а те слова, которые вы не смогли определить в столбики тоже очень нужны. Частицы, предлоги, междометья помогают другим словам, а союзы помогают всему предложению.

Работа с модулем. Выполните задание третьего блока. Как будете работать? (По тренажёру радуга развешаны слова:1) девочка, нашёл, ответ, правильное, на, перед, вопрос, учитель; 2) мальчик, ветка, на синица, увидела, маленькая. ).

-Из данных слов составьте предложение. По какому плану вы работали.

Над словами укажите части речи. Работайте дружно.

-Какие из них самостоятельные?

- Назовите служебные части речи. На какой вопрос отвечают эти слова? Сделайте вывод.

- А для чего они нужны? Сделайте вывод.

- Спикеры оценивают участие каждого члена группы в обсуждении проблемы. Баллы выставляют в маршрутные листы.





Коллективно составляют план

1. Узнаем о ком(о чём) и что говорится в предложении .

2. От них задаём вопросы к другим словам и находим подходящие по смыслу.

3. Меняем окончания, глядя на подлежащее.

4. Подводим итог.

В группе.

Дети работают в группах, затем высказывают свои предположения.

Служебные слова не отвечают на вопросы. Они служат другим частям речи для связи слов или изменения и составления предложений.

5.Первичное закрепление

Цель этапа:

Установление осознанности восприятия.

Показатели реального результата этапа: успешное решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7 минут

- Только что мы установили главную мысль нашего урока, причину проблем в Русляндии. Но до прежнего порядка в городе еще далеко.

- Прочитайте название 5 блока. С какой целью мы будем над ним работать? Чему научит нас этот блок? Как вы будете работать? Прочитайте указания помощника. Контрольные карточки:

1 уровень. Дети зачитывают свои слова.

2 уровень.

  • Кто? Что? стена, утка, кутка, шоколад.

  • Что сделала? Что делает? пела, смеётся.

  • Какая? сильная.

  • На, по, в, у, с, до.

3 уровень.

  • Что? дуб, мир, вода, собака.

  • Какой? Какая? милый, дурная.

  • Что сделал? (- ла? - ло?) Что делает? Снится, поплыл.

  • До, по, с, в, у, перед.

Группа, которая выполнила задание быстрее всех, отвечает у доски (спикер записывает результат работы). Если кто-то не согласен, то высказывает свое мнение, дополняет ответ.

Проверка происходит по контрольным карточкам, которые появляются на экране.

- Какая группа слов самая большая?

- Что обозначают эти слова?

- Что обозначают слова, отвечающие на вопросы Что делала? Что делает? И т.д.

- Что обозначают слова, к которым можно поставить вопрос Какая? Какой?

Каким словом можно объединить все эти группы?

- А к каким словам нельзя задать вопрос?

Какое им дадим название

- Молодцы, ребята. Справились с заданием. Как вы думаете, какие качества личности вам помогли справиться с заданием? Некоторым придется еще потрудиться, чтобы воспитать в себе эти качества.

Спикеры групп оценивает работу, и выставляют баллы в маршрутный лист каждого ученика.

- Обратите внимание, что все слова разделены на группы. Эти группы называются «Части речи». Прочитайте название раздела в учебнике.

- Как вы понимаете это выражение «Части речи все нужны!

ФИЗМИНУТКА





Мы обобщим изученный материал и научимся отличать самостоятельные части речи от служебных. Научимся связывать слова в предложении.





Работа в группах










- Самая большая группа та, в которой слова отвечают на вопросы Кто? Что?

- Название предметов.


- Действие предмета.


- Признаки предметов.

Самостоятельные.

- В, на, …

Служебные.

- Самостоятельность, активность, внимательность, аккуратность, уважение к товарищам.



- Все слова – это речь. Речь делится на части. Слова каждой части речи отличаются вопросами, на которые они отвечают, и тем, что они обозначают. Части речи бывают самостоятельные и служебные. Но все они нужны.

6. Самостоятельная работа.

Цель этапа: Включение знаний в систему жизненного опыта.

Показатели реального результата этапа: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку.

8 минут

- Порядок в Русляндии мы навели. Тае помогли.

- Остаётся выполнить трудное задание 6 блока .

- Прочтите методические указания. Как вы будете работать?

Работа с классом. Упражнение 108.

- Прочитайте столбики слов.

- На какой вопрос отвечают слова каждого столбика? Что они обозначают? Какие это части речи? Какие орфограммы встречаются в этих словах? К каким словам можно подобрать проверочные? Составьте из данных слов предложения используя служебные слова, а из предложений – текст.

Самостоятельная работа по методическим указаниям .

Выборочная проверка тетрадей. Каждый оценивает свою работу самостоятельно. выводя средний арифметический балл.(4+3+5+4+5+4=25:6=4(ост 1)






- Сначала работаем с классом и составляем предложения.


- Дети читают по цепочке.









7.Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель этапа: проверка уровня достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

Показатели реального результата этапа: дети делают вывод о решении / нерешении проблемы урока. Оценивают свои личные достижения.

3 минуты

- Ответьте на вопросы 7 блока модуля.

- Чему вы научились сегодня на уроке? Нужны ли вам эти знания? Для чего?

Мы прошли почти все блоки нашего модуля.

- Кто испытывал затруднения в работе? В чем заключаются эти трудности? А кому было легко работать? Почему, как вы думаете?

- Прочитайте задание, которое вы будете выполнять дома. Задавайте вопросы, если что-то непонятно.

- Выполним задания 9 блока модуля.

- Подсчитайте количество набранных вами баллов.

- Если вы набрали 24 и более баллов, то можно сказать, что сегодня вы поработали хорошо. Молодцы те, кто набрал 35 баллов. Выводите ваш средний арифметический балл (4+3+5+4+5+4=25:6=4(ост 1) Покажите, какая отметка стоит в вашем маршрутном листе.

- Оцените работу класса. Почему вы поставили именно такую оценку нашему уроку?

- Сегодня вам пригодились знания, полученные раньше, сообразительность, внимание, навык красивого и грамотного письма.

- А жители страны Русляндия дают вам добрый совет, который вы прочитаете на обратной стороне ваших маршрутных листов:

Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!


- Научились ставить вопросы к словам, разбивать слова на группы, узнали названия частей речи. Научились различать самостоятельные части речи от служебных. Эти знания нужны для того, чтобы наша речь была грамотной, красивой и т.п.


- Было интересно, внимательно слушали, вспомнили то, что знали, работали дружно и т. п.



Маршрутный лист для каждого ученика

Фамилия, имя

1 блок


2 блок

3 блок

4 блок

5 блок

6 блок

7 блок

8 блок

9 блок

Итог











Модуль выдается каждому ученику.

Совет: хорошо выделять блоки модуля разными цветами и использовать шрифт не ниже 14, тогда текст не будет сливаться, глаза детей не устанут,

Номер учебного блока

Учебный материал с указанием задания

Помощник

1. Минутка чистописания

Цель: закрепить навык написания букв и способов соединений.

Прохождение данного этапа поможет вам в развитии каллиграфического навыка, в улучшении почерка.

1 уровень. Напиши буквы.

2 уровень. Напиши росчерк. Запиши как можно больше буквосочетаний.

3 уровень. Придумайте и запишите каждый сам по 2 слова, начинающиеся на эту букву, которые мы часто называем на уроках русского языка


Работай самостоятельно!

Прочитай задание.

Напиши красиво буквы и слова.

Трудно?

Воспользуйся советом друга

Оцени работу соседа.

2. Входной контроль- тест с использованием Мимио Vote

Цель: проверить знания по изученным ранее темам.

Этот этап поможет вам в развитии памяти и внимания, а также проверит уровень ваших знаний.

Вопросы:

1. Какая орфограмма находится между корнем и буквами е ё и ю я?

А)ъ

Б)й

В)ь

2. что обозначает слово, отвечающее на вопросы кто? что?

А)признак

Б)действие

В)предмет

3. К какому слову нельзя задать вопрос?

А) под

Б) подоконник

В)подошёл


4. Что обозначают слова, отвечающие на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?

А)признак

Б)действие

В)предмет

6. Что обозначают слова, отвечающие на вопросы что делать? Что делала? Что сделает?

А)признак

б)действие

В)предмет

7. Найди лишнее слово и определи его орфограмму:

А) склонился

Б) с

В)сбежал

Работай самостоятельно по своему варианту!

Прочитай запись в таблице.

Ответь на вопросы.

Нажимай нужную букву в датчике по сигналу учителя.

3. Проблема.

Цель: найти условие (что-то общее), по которому можно классифицировать эти слова.

Этот этап подготовит вас для прохождения следующего блока. Вы проверите свое умение логически мыслить.

Что общего у всех слов, которые вы видите в классе? Чем они отличаются. Классифицируйте слова. Какие слова вы не использовали при классификации? Почему?

Работай в группе.

Обсудите проблему.

Выскажи свое мнение.

4.Поиск решения проблемы.

Цель: найти условие классификации слов.

Задание поможет научиться разбивать слова на группы по новому условию, научит отстаивать свое мнение.

-Из данных слов составьте предложение. По какому плану вы работали.

Над словами укажите части речи. Работайте дружно.

-Какие из них самостоятельные?

- Назовите служебные части речи. На какой вопрос отвечают эти слова? Сделайте вывод.

- А для чего они нужны? Сделайте вывод.

- Спикеры оценивают участие каждого члена

Работай в группе.

Выбрать уровень трудности.

Обсудить в группе ход выполнения задания.

Записать в свою тетрадь.

Работать с классом.


5.Наблюдение над частями речи.

Цель: познакомиться с понятием «части речи» и с названием частей речи русского языка.

Освоение данного модуля поможет вам научиться группировать слова по вопросам, совершенствовать орфографическую зоркость, развивать внимание, умение логически мыслить, поможет найти взаимопонимание между членами вашей группы.

1 уровень. Придумай по 4 слова и запиши их группами. Выдели орфограммы.

Что? Какой? Что делает?

2 уровень. Выполни упражнение 106, выдели в словах орфограммы.


3 уровень. Выполни упражнение 107, обозначь в словах орфограммы.

Работай в группе и самостоятельно.

Прими участие в обсуждении.

Запиши в тетрадь.

Трудно?

Позови учителя.


6.Первичное закрепление.

Цель: закрепить полученные знания по теме «Части речи»

Освоение данного модуля поможет тебе закрепить знания о частях речи, полученные на уроке, увидеть их роль в тексте, в развитии твоей связной письменной речи, будет способствовать развитию внимания и памяти, обеспечит базу для дальнейшей успешной работы.

Упражнение 208

1 уровень. Запиши текст, выделяя орфограммы. Напиши над словами простым карандашом названия частей речи.

2 уровень. Запиши текст, обозначая орфограммы. Напиши над словами простым карандашом названия частей речи.

3 уровень. Прочитай слова. Дай будущему тексту название. Составь из слов предложения. Запиши полученный текст. По ходу записи выделяй орфограммы и над словами пиши простым карандашом названия частей речи.

Местность покрыта Снегом вся Воздухе мягких в

Сетка кружилась пушистых из Снежинок Пушинки легли легкие

Деревья на Лучами заиграло зимнего Солнца заискрилось под всё

Работай с классом.

Отвечай на вопросы учителя.

Составляй с классом текст.

Ставь номера слов в предложениях.

Работай самостоятельно.

Выбери уровень трудности.

Запиши в тетрадь по заданию.

Будет трудно – зови учителя.

Учитель проверит и оценит твою работу.

7 Резюме.

Цель: подвести итог работы.

Освоение данного учебного элемента поможет увидеть главное на уроке, поможет научиться высказывать свое мнение.

Чему вы научились на уроке? Нужны ли вам эти знания? Кому было трудно? В чем вы испытывали затруднение? Кто продолжил бы этот урок?

Работай с классом.

Сделай выводы.

Достиг ли ты цели урока? Запиши дом. задание: выучи правило, выполни упражнение 209

8. Рефлексия.

Цель: оценить свое участие на уроке.

Этот модуль покажет, как вы поработали на уроке.

Поставь оценку в маршрутном листе за работу на уроке.



Технологическая карта по теме
  • Начальные классы
Описание:

По ФГОС выдвигаются новые требования оформлять поурочное планирование не так как привыкли, а в форме технологической карты урока. Нам приходится учиться многому новому. В прошлом году я провела открытый урок в третьем классе по теме "Части речи все нужны!". К этому уроку подготовила технологическую карту. Это пробы, но я очень старалась. На уроке было много проблемных вопросов. Применялся навык работы с модулем. я часто на уроках прошу ребят оценивать себя по маршрутным листам учащихся. Очень интересно детям тестирование с использованием системы голосования, где у каждого свой номер.

Автор Кудюшкина Назиря Рашидовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 368
Номер материала 35557
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓