Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыТехнологическая карта по русскому языку по теме

Технологическая карта по русскому языку по теме

Скачать материал

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА   

Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ им. Г.И.Марчука р.п. Духовницкое  Духовницкого района Саратовской области»

Кокурина Наталья Александровна

Класс: 5

УМК  В.В.Бабайцевой

Тема урока: Антонимы

Тип урока:  «открытие» нового знания

Цели урока:

Деятельностная  - формирование у учащихся умения выделять существенную информацию, систематизировать ее, обобщать, развивать творческое воображение, прислушиваться к мнению других.

Содержательная - Познакомить обучающихся с понятием «антонимы».

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Организует класс на работу.

- Добрый день, ребята! Вы любите разгадывать тайны? Сегодня на уроке мы должны раскрыть еще одну тайну о словах.  Вспомните, какие тайны мы уже раскрыли в разделе «Лексика»?

Готовы к раскрытию тайны?

 

 

 

 

Ребята вспоминают  изученный материал из темы «Лексика»

 

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

 

 

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества

2) Этап актуализации и пробного учебного действия

1. Прослушайте стихотворение

У прохожих на виду
Висело яблоко в саду
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок – высоко,
Воробей сказал, что близко,
А улитка – далеко,
А теленок озабочен
Тем, что яблоко мало.
А цыпленок – тем, что очень
Велико и тяжело.
А котенку все равно.
– Кислое, зачем оно?
– Что вы? –
Шепчет червячок –
Сладкий у него бочок.

Что показалось интересного вам в этом стихотворении?

На что вы обратили внимание?

Интересные слова мы будем сегодня изучать?

2.. Такие слова- антонимы.  Антоним – греческое слово: анти – приставка со значением «противоположный», онима – «имя». Какие слова с «онима» вы уже знаете?

Повторение синонимов и омонимов.

Какая же тема будет изучаться на уроке?

3.Организует  проведение игры « Расскажи о животном».

СЛАЙД 2.

Задание для учащихся: дать характеристику животным – героям сказок, используя в своей речи сложные предложения с союзом а.(вспоминаем постановку запятых)

1)  Сравнить волка и лису по хитрости. Например: волк простодушный, а лиса хитрая.

2)  Льва и зайца (по храбрости).

3)  ежа и слона (по величине).

 Какими словами вы характеризовали животных? Какие это слова по отношению друг к другу?

Ученики строят высказывания, строят предположения, делают выводы.

Называют и записывают тему урока.

Играют в игру. Составляют сложные предложения, вспоминают постановку знаков препинания.

 

Познавательные: анализируют, сопоставляют, вспоминают ранее изученный материал.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Личностные: прислушиваются к мнению одноклассников

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками  необходимые действия

3)Постановка учебной задачи

Создает проблемную ситуацию. Упр.751

Рассмотрите предложения. Есть ли в них ошибки?

Царевна была добрая, а царица плохая.

Герасим был хороший, а барыня жестокая.

Эта речка не широкая, а мелкая.

На что нужно обращать внимание, чтобы правильно подобрать антоним?

Ребята находят ошибки, объясняют.

Объясняют значения слов. Отвечают на вопрос.

Коммуникативные: строят высказывания.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу

Регулятивные: осознают недостаток своих знаний

Личностные: проявляют способность к оценке своих действий и действий своих товарищей.

4)Выявление места и причины затруднения

1.Предлагает  материал для наблюдений и анализа. Подобрать антонимы. ( с учетом значения)

СЛАЙД 3.

 

Старый дом-

Старый человек-

Свежий хлеб-

Свежий журнал-

Легкий труд-

Легкий путь-

Легкий ветер-

 

2.От данных слов образуйте антонимы. СЛАЙД4

При помощи приставки БЕЗ(БЕС): звездная (ночь), вкусная (пища), славный (конец), облачное (небо)

 При помощи приставки НЕ: громко(спорить), торопливые (шаги), обычная (ситуация), проявлять (внимание)

Проводит ФИЗМИНУТКУ.

Слайд5

Найдите в стихотворении антонимы.

Ручки вместе, ручки врозь.

Глазки прямо, глазки вкось.

Ножки здесь, и ножки там.

Что за шум и что за гам?

 

 

Анализируют материал. Определяют значения, находят антонимы.

 

 

Строят предположения, делают выводы о написании приставок.

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий и поступков.

Регулятивные: планируют необходимые действия

Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения учителя, систематизируют собственные знания, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

5) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

1. Предлагает выполнить упр.746 (объяснить смысл пословицы и выбрать антонимы)

2.  Прочитайте загадки и запишите отгадки. Слайд 6

Я антоним шума, стука, без меня вам ночью мука, я для отдыха и сна, да и в школе я нужна, называюсь (тишина).

3)Я антоним к слову лето, в шубу снежную одета, хоть люблю мороз сама, потому что я (зима).

4)Я антоним к слову зной, я в реке, в тени густой, я в бутылке лимонада, и зовут меня (прохлада).

5)У начала есть антоним - делу всякому венец, называется (конец).

3. Выполнение упр.750. с комментированием. ( Найти, в каких предложениях даны антонимы, а в каких синонимы)

 

 Ребята объясняют смысл пословиц, находят антонимы.,

 

 

Ребята выполняют задания, объясняют свой выбор.

 

 

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: самостоятельно находят нужную информацию в учебнике.

Коммуникативные:
построение речевого высказывания.

 

 

6) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

1. Организует деление класса на группы и дает задание восстановить пословицы.  Какие части речи? Проверка . СЛАЙД 7

Глупый осудит, а (…) рассудит.

Дождик вымочит, а красное солнышко (…).

Корень учения горек, да плод его (…).

Труд кормит, (…) портит.

Кто хочет много знать, тому надо (…) спать.

Больше думай, (…) говори.

Маленькое дело лучше (…) безделья.

Ученье – свет, а неученье (…).

Лето собирает, а (…) поедает.

Ласточка день начинает, а соловей (…).

Правой рукой строит, а (…) разрушает.

На смелого собака лает, а (…) кусает.

Мир строит, а (…) разрушает.

Иди вперед, а оглядывайся (…).

 

2.Предлагает выбрать понравившуюся пословицу и объяснить ее смысл.

 

Ученики выполняют задание и проверяют по эталону.

 

Строят высказывания.

 

 

 Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают и исправляют ошибки.

 

 Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Познавательные: вспоминают пословицы, расширяют кругозор

Личностные: оказывают помощь товарищам

7) Этап включения в систему знаний и повторения.

           

1.Предлагает выполнить творческую работу.  Восстановить текст стихотворения.

И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь ….(НИЗКО)
Скажу я слово ДАЛЕКО, 
А ты ответишь …(БЛИЗКО)
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь …(ПОЛ.)
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты ….(НАШЕЛ)
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты ….(ХРАБРЕЦ)
Теперь НАЧАЛО я скажу.
Ну отвечай …(КОНЕЦ)

2. Задает домашнее задание. Написать сказку об Антонимах. Слайд 8

           

Знакомятся с текстом, выполняют задание творческого характера.

 Ребята с интересом выполняют это задание.

Зачитывают полученный текст.

 

Задание  творческого характера (Л) (П)(К)

 

8) Этап рефлексии учебной деятельности.

    Организует рефлексию.

Что каждый нового узнал на уроке, на что нужно еще обратить внимание? Обобщает сказанное.

Оценивает ответы. Благодарит за работу.

   Высказывают свое мнение, дают оценку своей работе.

Рефлексия способов и условий действий Регулятивные:самооценка работы на уроке

Личностные:адекватное понимание причин успеха (неуспеха)

Коммуникативные: построение высказываний.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Технологическая карта по русскому языку по теме"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Управляющий рестораном

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Технологическая карта урока по теме «Антонимы», УМК В.В.Бабайцевой, 5 класс.

Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ им. Г.И.Марчука р.п. Духовницкое  Духовницкого района Саратовской области»

Кокурина Наталья Александровна

 

 

Содержательная - Познакомить обучающихся с понятием «антонимы».

Урок "открытие " нового знания.

Цели урока:

Деятельностная  - формирование у учащихся умения выделять существенную информацию, систематизировать ее, обобщать, развивать творческое воображение, прислушиваться к мнению других.

 

Содержательная - Познакомить обучающихся с понятием «антонимы».

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 767 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 374
    • DOCX 60 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кокурина Наталья Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 16128
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 337 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 708 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 630 человек

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: методика, технологии и практика

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Состав и анализ финансовой отчетности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Созависимые отношения и способы их преодоления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 30 человек