Этап
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
УУД
|
1) Этап мотивации
(самоопределения) к учебной деятельности.
|
Организует класс на работу.
- Добрый день,
ребята! Вы любите разгадывать тайны? Сегодня на уроке мы должны раскрыть еще
одну тайну о словах. Вспомните, какие тайны мы уже раскрыли в разделе
«Лексика»?
Готовы к раскрытию
тайны?
|
Ребята вспоминают изученный материал из
темы «Лексика»
Выбирают смайлик и демонстрируют своё
настроение.
|
Личностные:
имеют мотивацию к учебной деятельности.
Познавательные:
осознают учебно-познавательную задачу.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества
|
2) Этап актуализации
и пробного учебного действия
|
1.
Прослушайте стихотворение
У
прохожих на виду
Висело яблоко в саду
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок – высоко,
Воробей сказал, что близко,
А улитка – далеко,
А теленок озабочен
Тем, что яблоко мало.
А цыпленок – тем, что очень
Велико и тяжело.
А котенку все равно.
– Кислое, зачем оно?
– Что вы? –
Шепчет червячок –
Сладкий у него бочок.
Что
показалось интересного вам в этом стихотворении?
На
что вы обратили внимание?
Интересные
слова мы будем сегодня изучать?
2.. Такие слова- антонимы. Антоним – греческое слово: анти – приставка со значением
«противоположный», онима – «имя». Какие слова с «онима» вы уже знаете?
Повторение синонимов и
омонимов.
Какая же тема будет изучаться на уроке?
3.Организует проведение игры « Расскажи о животном».
СЛАЙД 2.
Задание
для учащихся: дать характеристику животным – героям сказок, используя в своей
речи сложные предложения с союзом а.(вспоминаем
постановку запятых)
1)
Сравнить волка и лису по хитрости. Например: волк простодушный, а лиса
хитрая.
2)
Льва и зайца (по храбрости).
3)
ежа и слона (по величине).
Какими словами вы характеризовали животных? Какие это слова по
отношению друг к другу?
|
Ученики строят высказывания, строят предположения, делают
выводы.
Называют и записывают тему урока.
Играют в игру. Составляют сложные предложения, вспоминают
постановку знаков препинания.
|
Познавательные: анализируют, сопоставляют, вспоминают ранее изученный материал.
Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы, высказывают и обосновывают
свою точку зрения.
Личностные: прислушиваются к мнению одноклассников
Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками
необходимые действия
|
3)Постановка учебной задачи
|
Создает проблемную
ситуацию. Упр.751
Рассмотрите предложения. Есть ли в них
ошибки?
Царевна была добрая, а царица плохая.
Герасим был хороший, а барыня жестокая.
Эта речка не широкая, а мелкая.
На что нужно обращать внимание, чтобы
правильно подобрать антоним?
|
Ребята находят ошибки, объясняют.
Объясняют значения слов. Отвечают на вопрос.
|
Коммуникативные: строят высказывания.
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу
Регулятивные: осознают недостаток своих знаний
Личностные: проявляют способность к оценке своих действий и действий своих
товарищей.
|
4)Выявление места и причины затруднения
|
1.Предлагает
материал для наблюдений и анализа.
Подобрать антонимы. ( с учетом значения)
СЛАЙД 3.
Старый дом-
Старый человек-
Свежий хлеб-
Свежий журнал-
Легкий труд-
Легкий путь-
Легкий ветер-
2.От данных слов
образуйте антонимы. СЛАЙД4
При помощи приставки
БЕЗ(БЕС): звездная (ночь), вкусная (пища), славный (конец), облачное (небо)
При помощи приставки
НЕ: громко(спорить), торопливые (шаги), обычная (ситуация), проявлять
(внимание)
Проводит ФИЗМИНУТКУ.
Слайд5
Найдите в стихотворении
антонимы.
Ручки вместе, ручки врозь.
Глазки прямо, глазки вкось.
Ножки здесь, и ножки там.
Что за шум и что за гам?
|
Анализируют материал. Определяют
значения, находят антонимы.
Строят
предположения, делают выводы о написании приставок.
|
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению,
проявляют способность к самооценке своих действий и поступков.
Регулятивные: планируют необходимые действия
Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения учителя,
систематизируют собственные знания, устанавливают причинно-следственные
связи, делают выводы.
|
5) Этап первичного
закрепления с проговариванием во внешней речи.
|
1. Предлагает выполнить упр.746 (объяснить
смысл пословицы и выбрать антонимы)
2.
Прочитайте загадки и запишите отгадки. Слайд 6
Я
антоним шума, стука, без меня вам ночью мука, я для отдыха и сна, да и в
школе я нужна, называюсь (тишина).
3)Я
антоним к слову лето, в шубу снежную одета, хоть люблю мороз сама, потому что
я (зима).
4)Я
антоним к слову зной, я в реке, в тени густой, я в бутылке лимонада, и зовут
меня (прохлада).
5)У
начала есть антоним - делу всякому венец, называется (конец).
3.
Выполнение упр.750. с комментированием. ( Найти, в каких предложениях даны
антонимы, а в каких синонимы)
|
Ребята объясняют смысл пословиц, находят антонимы.,
Ребята выполняют
задания, объясняют свой выбор.
|
Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.
Познавательные: самостоятельно находят нужную информацию в учебнике.
Коммуникативные:
построение речевого высказывания.
|
6) Этап
самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
|
1. Организует деление
класса на группы и дает задание восстановить пословицы. Какие части речи? Проверка
. СЛАЙД 7
Глупый
осудит, а (…) рассудит.
Дождик
вымочит, а красное солнышко (…).
Корень
учения горек, да плод его (…).
Труд
кормит, (…) портит.
Кто
хочет много знать, тому надо (…) спать.
Больше
думай, (…) говори.
Маленькое
дело лучше (…) безделья.
Ученье –
свет, а неученье (…).
Лето
собирает, а (…) поедает.
Ласточка
день начинает, а соловей (…).
Правой
рукой строит, а (…) разрушает.
На
смелого собака лает, а (…) кусает.
Мир
строит, а (…) разрушает.
Иди
вперед, а оглядывайся (…).
2.Предлагает выбрать понравившуюся
пословицу и объяснить ее смысл.
|
Ученики выполняют задание и проверяют по
эталону.
Строят высказывания.
|
Регулятивные: контролируют
учебные действия, замечают и исправляют ошибки.
Коммуникативные: осуществляют
совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных
задач.
Познавательные:
вспоминают пословицы, расширяют кругозор
Личностные:
оказывают помощь товарищам
|
7) Этап включения в
систему знаний и повторения.
|
1.Предлагает выполнить
творческую работу. Восстановить текст стихотворения.
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь ….(НИЗКО)
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь …(БЛИЗКО)
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь …(ПОЛ.)
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты ….(НАШЕЛ)
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты ….(ХРАБРЕЦ)
Теперь НАЧАЛО я скажу.
Ну отвечай …(КОНЕЦ)
2. Задает домашнее задание. Написать сказку об Антонимах.
Слайд 8
|
Знакомятся с текстом, выполняют задание творческого характера.
Ребята с интересом выполняют это задание.
Зачитывают полученный текст.
|
Задание творческого характера (Л) (П)(К)
|
8) Этап рефлексии
учебной деятельности.
|
Организует рефлексию.
Что каждый нового узнал на уроке, на что
нужно еще обратить внимание? Обобщает сказанное.
Оценивает ответы. Благодарит за работу.
|
Высказывают свое
мнение, дают оценку своей работе.
|
Рефлексия способов и условий действий Регулятивные:самооценка
работы на уроке
Личностные:адекватное понимание причин успеха (неуспеха)
Коммуникативные: построение высказываний.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.