Главная / Русский язык и литература / Технологическая карта по русскому языку на тему "Второстепенные члены предложения. Определение" (5 класс, ФГОС)

Технологическая карта по русскому языку на тему "Второстепенные члены предложения. Определение" (5 класс, ФГОС)

Технологическая карта урока в 5 классе по теме: «Определение».

Учитель русского языка и литературы МБОУ Реченской ООШ

Бабыкина Марина Александровна

Тема

Второстепенные члены предложения. Определение.

Цель

Цель: актуализировать знания об определении, сформировать представление о согласованном и несогласованном определении.

Планируе-мый

результат

Предметные умения

Формировать УУД


Знать определение второстепенного члена «определение»; графическое его обозначение как члена предложения;

Уметь находить определения в предложениях.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Уважительное отношение к родному языку, гордость за него.


Уметь использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания

Способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения её содержания; стремление к речевому самосовершен-

ствованию

Уметь находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Основные понятия

Определение, эпитет.


Межпредметные связи

Литература, изобразительное искусство

Ресурсы:

Методическое пособие (Поурочное планирование уроков русского языка в 5 классе), наглядный материал, учебник, презентация

Тип урока

Урок актуализации знаний

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

Материально-техническое обеспечение (слайды)

I. Орг. Момент

Цель

- Здравствуйте! Садитесь.

Откройте тетради, запишите число.

Записывают

Оформление тетради

Слайд 1

II.Мотивация к учебной деятельности

Цель-воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях

- Начнем работу с того, что погадаем на ромашке. Знаете, как гадают?

Тот, кто гадает, отрывает лепесток и говорит: “Любит, не любит”.

Мы же с вами сейчас узнаем, кто знает, а кто не знает. (Вопросы записаны на обратной стороне ромашки)

- Грамматическая основа предложения – это …

- Подлежащее – это …

- Сказуемое – это…

- Какие члены предложения называются второстепенными?

- Что такое дополнение?

- Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?

- Чем отличаются распространенные предложения от нераспространенных?





2) Синтаксический разбор предложения.

Осеннее солнце скупо осветило своими лучами лесную поляну.


Отвечают на вопросы. Выходят к доске, отрывают лепесток и отвечают на вопрос ромашки





















Подлежащее и сказуемое



Главный член предложения

Главный член предложения

























Нераспространённое предложение состоит только из главных членов. В распространённом предложении есть второстепенный член.























1-й учащийся работает у доски, вставляя пропущенные буквы, называя орфограмму

2-й учащийся подчёркивает известные члены предложения, характеризует предложение. Остальные работают в тетрадях.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи; использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Слайд № 2























































































Слайд 3
























III.Целеполагание- раскрытие сущности новых понятий

1) Проблемная ситуация

А теперь подчеркните в данном предложении определение.

Получилось? Почему не получилось?

2) Объявление темы урока

Итак, тема нашего урока так и будет звучать “Определение”.

3) Постановка учебных задач.

- А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать.


Высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.













Учащиеся самостоятельно проговаривают задачи

Личностные: осознают свои возможности в учении;

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывани.





















Слайд 4





















Слайд 4

IV.Усвоение и закрепление нового материала.

Цель- находить определения в предложениях.

1) Диалог

- Давайте ещё раз вспомним, сколько главных членов?

Значит, определение – это второстепенный член предложения. (На доску прикрепляю напечатанные слова “второстепенный член предложения”)

- Подумайте, от какого слова произошло слово “определение”?

- Как вы понимаете значение слова “определять”?

- Можно ли сказать, определять, значит характеризовать предмет по цвету, форме, массе и т. д?

- Определение отвечает на вопросы: какой? чей? который? (На доску прикрепляю напечатанные слова “какой? чей? который?”)

2) Работа с предложением.

- Найдём в нашем предложении слова, которые отвечают на данные вопросы и подчеркнём их волнистой чертой. (- Слово “скупо” будет определением?

- А теперь обозначим, какой частью речи выражены определения и ответим на вопрос, что они обозначают?

(После ответов учащихся прикрепляю на доску слова “признак предмета”)

3. Подведение итога.

- Итак, определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: какой? чей? который? и обозначает признак предмета. (Используя напечатанные слова, учащиеся, практически, самостоятельно делают вывод)

- Скажите, чем же отличается определение от других членов предложения?

- Мы узнали, что такое определение? Значит, мы справились с 1-й задачей.

- Переходим к решению следующей задачи. Вы должны научиться находить определения в тексте и правильно задавать к ним вопросы.

4. Работа по учебнику.

Упр.132 стр.104

- Получается находить определения в тексте?

- Значит, мы справились и со 2-й задачей.

5. Релаксация.

- Сядьте поудобнее и послушайте музыку.

- Отдохнули, а теперь поделитесь своими впечатлениями от прослушанной мелодии. Слова, которыми вы будете характеризовать музыку, должны отвечать на вопрос какая?

- Мы с вами плавно подошли к решению третьей задачи и сейчас выясним, зачем нужны определения?

-Я предлагаю вам рассмотреть фотографии и подобрать к существительным определения.

- Что лучше: одно существительное или словосочетание, в состав которого входит определение?

- Какую роль выполняют определения в речи?

- Как вы думаете, кто в своей речи больше всего использует определений?

- Найдите в стихотворении Сергея Есенина определения. Как называются такие определения в литературе?
















Отвечают на вопросы, под руководством учителя формулируют правило.























Выполняют задание, отвечают на вопросы.



(Осеннее, своими, лесную)



Отвечают на вопросы (именем прилагательным, местоимением; признак предмета)











Самостоятельно делают вывод.







Отвечают на вопросы















(Звёзды ясные, звёзды прекрасные, сказки чудные, лепестки атласные, листки изумрудные, кудрявый лес, шапкой тёмною, в золотом огне.)











Слушают музыку, смотрят презентацию.









Работают с наглядными пособиями, отвечают на вопросы.

Словосочетания записывают в тетради.









(Писатели, поэты)



Отвечают на вопросы, находят и называют определения (белая, моим, пушистых, снежною, белой, сонной, в золотом, новым )

Отвечают (эпитеты)

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению;

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя;

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения















































































Слайд № 5























































Слайд №6































Слайд № 7





























Слайд №8-11









































Слайд 12-21

























Слайд №22











Слайд №23

V.Итог урока.

Зафиксировать новое содержание.

1) Тестирование

  • Что нового узнали на уроке?

  • Справились ли мы с поставленными задачами?

  • Есть ли у вас ко мне вопросы по данной теме?

  • А я для вас припасла несколько вопросов.

2) Рефлексия.

  • В одной из сказок Мороз спрашивает: “Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

  • А я хочу узнать, хорошо ли вам было на уроке?

  • Что вам понравилось?

  • Какие задания были для вас трудными?


Записывают ответы в тетрадях.





Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

Слайд №25

















Слайд №24








VI. Домашнее задание.

Рассмотрите репродукции картин И.Э. Грабаря «Зимнее утро» и В.Н. Бакшеева «Иней». Сопоставьте описание зимы в тексте упр.131 и изображение зимы на репродукциях художников. Что общего в описании зимы писателем и художниками? Напишите по выбору сочинение «Зимнее утро» или «Иней». Можете использовать в нём прилагательные из упр.133.




Слайд №26



Слайд №27



























Слайд №28





Технологическая карта по русскому языку на тему "Второстепенные члены предложения. Определение" (5 класс, ФГОС)
  • Русский язык и литература
Описание:

Так как сейчас идёт внедрение в образование новых стандартов, мною была разработана технологическая карта урока,  русского языка по теме "Определение", сопровождаемая презентацией. Технологическая карта - это поурочный план, только гораздо подробнее, и технологическая карта, как я считаю, требует больше усердия и времени.

  Технологическую карту я составляла по новому учебнику русского языка. Я думаю, она поможет многим педагогам, которые уже работают по новым стандартам в 5 классе.

  Карта представляет собой 5 разделов: этап урока, деятельность учителя, деятельность учащихся, результаты и материально-техническое обеспечение.

Автор Бабыкина Марина Александровна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 3727
Номер материала 2165
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓