Главная / Русский язык и литература / Технологическая карта по русскому языку на тему "Род имени существительных" (5 класс)

Технологическая карта по русскому языку на тему "Род имени существительных" (5 класс)

УРОК 102.

Тема: Род имен существительных.

Тип урока. Урок открытия нового знания.

Цели как деятельность учеников.

Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению  рода имени существительного.   

Задачи:

  • актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;

  • организовать деятельность по выбору  способа определения рода существительного.

Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка 5 класс Т. Ладыженская

Прогнозируемые результаты

Личностные:

  • - ценностное отношение к процессу определения рода существительного;

  • - осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного ;

  • - осознание практической важности определения морфологических признаков части речи;

  • - ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

  • - осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

  • умение принимать и сохранять цель урока;

  • умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;

  • умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;

  • умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

  • умение провести рефлексию своих действий на уроке.

  • Предметные:

  • - знание о постоянных признаках существительного;

  • - умение применять знания в жизненных ситуациях;

  • - умение определять род существительных .



Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Орг. момент.

Самоопределение к учебной деятельности.
Цель:
сформировать самооценку готовности к уроку.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Организация детей к уроку.

- С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Начинаем урок!

Личностные УУД: Самооценка готовности к уроку.

Метапредметные УУД: Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.



II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания.


  1. Запись предложения:

Качество – признак, который определяет достоинство чего-нибудь.

Задания:

найти и графически обозначить главные члены предложения;

обратить внимание учащихся, что подлежащее во втором предложении слово который выражено местоимением;

произвести синтаксический разбор предложения;

- составить схему предложения.

              В Краснодарском крае по инициативе губернатора А.Н. Ткачёва принята целевая программа “Качество”, задачами которой является контроль за качеством товаров и услуг. В рамках программы “Качество” администрацией края разработан и осуществляется целый ряд мероприятий по защите потребительского рынка и принято решение ввести в обращение индивидуальный защитный знак, который наносится на этикетку и упаковку продукции.

              Знак “Качество Кубань” выполнен в виде синей ленты, расположенной по окружности, и двух лент красного цвета – в нижней части знака. В центре – надпись “Качество Кубань”, а по внешней стороне проходит микротекст. Право использовать этот знак имеют только участники краевой программы “Качество”, продукция которых прошла идентификацию.

Качество – признак, который определяет достоинство чего-нибудь.

            Знак “Качество Кубань” служит гарантом качества продукции. Прежде чем нанести этот знак, продукция тщательно проверяется на соответствие нормам и требованиям качества. Подделать этот знак практически невозможно.

            Товарам со знаком “Качество Кубань” вы можете смело доверять. Поэтому, приобретая товары со знаком “Качество Кубань”, вы делаете правильный выбор: отличное качество и безопасность продукции вам гарантированы.


Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.


Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования (выборочным, детальным).

2. Производить анализ, синтез, обобщения.





III. Актуализация опорных знаний:
Цель: Актуализировать знаний о частях речи



. - Узнайте, о какой части речи будем говорить. Найди лишнюю часть речи:

Молоко, творог, вкусный.

Йогурт, сметана качественно.

Имя существительное

- Для того, чтобы открыть новое, нужно привести в систему изученное об имени существительном.

Какие признаки имени существительного мы изучили? (Дети называют уже изученные постоянные и непостоянные признаки имени существительного)

- Какие из этих признаков постоянные?

(Дети называют постоянные и признаки имени существительного (собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные)

Род, число, одуш.

- Что значит термин «постоянный признак»?

(Не изменяются).

- Что значит термин «непостоянный признак»?

(Изменяются).

- О каких продуктах питания мы сегодня будем с вами говорить? (О молочных, производимых на Кубани)


Личностные УУД : ЦО к умению видеть и признавать свои ошибки.

Метапредметные УУД : умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.

Предметные УУД : Знания о частях речи, их признаках.


IV. Введение в тему с последующим планированием деятельности на уроке.

Сформировать представление о результате

Прочитайте имена

существительные.

НА ДОСКЕ:

Молоко, творог, сметана, мороженое, простокваша, сыр, масло, ряженка, сырок, кефир, пломбир, сыворотка, айран, йогурт.

- Для того, чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти слова в группы по определенному признаку. Вам помогут волшебные слова «ОН», «ОНА», «ОНО». Сколько будет групп, вы должны решить сами и обосновать свое решение.

- Сколько столбиков у вас получилось? (Три).

- Какое слово главное для всех остальных, записанных на доске? (молоко).

- зачем мы употребляем эти продукты? (Ответы ребят)

- Молоко – это очень вкусный и полезный продукт, это самый первый из всех продуктов, который каждый человек употребляет с рождения. В молоке есть все необходимые человеку вещества – белки, жиры, углеводы. В нём есть важное минеральное вещество – кальций, который необходим для роста костей и зубов.. Много тысяч лет назад молоко считали священной жидкостью и преподносили в дор богам. Для русского народа молоко – символ сытости и благополучия

Личностные УУД: ЦО к умению видеть, формулировать цель , проблему, тему урока.

Метапредметные УУД: целеполагание

Предметные УУД: затруднение в определении рода существительного.





V. Открытие нового знания.

Сформировать умение определять род имен существительных


- Какого рода бывают имена существительные? (Муж.р., жен.р., ср.р.)

Фиксированное затруднение

- Постоянный это признак имени существительного или

непостоянный? Докажите.

(приходят к выводу, что род имени существительного – постоянный признак имени существительного).

- Назовите имена существительные, род которых вы затруднялись определить? (ответы детей).

- Совпадает ли правило с тем что вы сами для себя «открыли»? (да).

- Для чего же нужно правило? (дети читают правило в учебнике)


Прослушивание сказки по определению рода имени существительного.

Личностные УУД : умение удерживать учебную задачу

Метапредметные УУД : владение правильной речью, знания о временах года

Предметные УУД : понятия о частях речи, их постоянных и непостоянных признаках.



VI. Развитие учебно­языковых, правописных и речевых умений.

Цель – сформировать умение применять полученные знания на практике, выработать способ определения рода имени существительного.


Поиск способов определения рода имени сущ.

РАБОТА В ТЕТРАДИ

Учащиеся распределяют слова в три столбика, работают вслух, доказывая свой выбор по алгоритму, выделяют окончания. Обращают внимание на окончания существительных ср.р.

-Исходя из слов, которые вы записали, назовите тему по развитию речи, которая будет сопутствовать нам на уроке. (Тема «Молочные продукты»)

Определение рода имени существительного .

Способ №1


Мужской род (он)

Женский род (она)

Средний род (оно)


а, я


а, я



о, е



Определение рода имени существительного .

Способ №2 по признаку

- Сейчас мы будем выполнять творческое задание

На доске:

_______ творог лежал в красивой чашке. ________ сметана находилась в стакане у Романа.

Масло ________ лежало на нашем бутерброде.


Мужской род (он)

Женский род (она)

Средний род (оно)


ый, ий


ая, яя



ое, ее


Способ №3.
по действию в прошедшем времени.

Мужской род (он)

Женский род (она)

Средний род (оно)

Что сделал?

Нулевое окончание


Что сделала?

а


Что сделало?

о


Какой вывод можно сделать?

Вывод:

Логическая цепочка:

Местоимение и окончание им.существительного указало на род;

2) глагол подсказал род им.существительного;

3) им.прилагательное указало на род. им.существительного



Личностные УУД :

ЦО к умению выбирать действия по достижению цели

Метапредметные УУД : Приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельно

Предметные УУД : Умение применять знания на практике


VII. Включение нового знания в систему знаний.

Работа в парах.

1-вариант составить диалог с «молочными словами»;

2 вариант – составить предложение с обобщающим словом при однородных членах предложениях.


УУД: сформировать навык определения рода сущ., опираясь на выведенные способы.

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения



VIII. Итог урока.



-Какова была цель урока?

- Какие знания мы открыли?

Какие способы определения рода имени сущ. мы узнали?

- Какой способ вам понравился больше?

-Научились мы определять род имен существительных?


Личностные УУД : положительное отношение к проделанной работе.

Метапредметные УУД: умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

Предметные УУД : предлагает вспомнить критерии оценивания, дает время для самооценки, выслушивает результаты.


IX. Рефлексия

Развивать рефлексивные умения. Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке


-А какое задание было наиболее трудным?

(Работа с текстом).

-Почему?

(Потому что мы еще не изучали другие части речи).

В крае по инициативе главы региона Александра Ткачёва была запущена Краевая программа «Школьное молоко». В удобной коробочке тетра-пак ребята получают качественное, полезное и вкусное молок Кубани – с 1 по 11 классы. Это 494 тысяч детей!.

На эти цели из краевого бюджета выделяется более 30миллионов рублей.

Личностные УУД : Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные УУД : умение сравнивать, делать выводы;

Предметные УУД : применение новых знаний в жизненных ситуациях;


X. Домашнее задание.


1. Составить письменный план текста о роде имени существительных. 2. Упр.




Стихотворение «Я смотрю на молоко»

Завтрак. Я ещё спросонья, мысли где-то далеко…

Подперев щеку ладонью, я смотрю на молоко.

Размышляю я при этом: интересное кино –

Так зачем его пить детям? И полезно ли оно?

Сам я справился едва ли, подсказала мама мне.

В нем есть фосфор, кальций, калий, витамины А и Д

А еще сказала мама, молоко - как хочешь пей.

Хочешь с хлопьями, с какао, с мёдом, с булкой и без ней.

Молоком чудесна каша, с молоком отличный чай.

С шоколадом можно даже – вот уж будет сладкий рай.

И, смотря в глаза мне прямо, мне еще сказала мама:

Музыкант, шофер, учитель, сталевар, артист, строитель,

Ученый или бизнесмен, президент или спортсмен –

Сейчас и в прежние века – жизнь начинали с молока.

Быстро мой включился разум, мыслям стало так легко..

Взял я свой стакан и сразу, залпом  выпил молоко



Познавательные УУД

6. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

7. Сравнивать и обобщать, делать выводы.

8. Строить алгоритм рассуждения (преобразовывать информацию из текста в алгоритм).






Коммуникативные УУД

3. Строить связное монологическое высказывание.

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

5. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

6. Соблюдать речевые нормы в процессе коммуникации.

Технологическая карта по русскому языку на тему "Род имени существительных" (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема: Род имен существительных. 5 класс 

Тип урока. Урок открытия нового знания.

Цели как деятельность учеников.

Цель: сформировать ценностное  отношение к совместной познавательной деятельности по определению  рода имени существительного.   

Задачи:

-         актуализировать знания о постоянных и непостоянных  морфологических признаках имени существительного;

-         организовать деятельность по выбору  способа определения рода существительного.

Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка 5 класс Т. Ладыженская 

Автор Землякова Лариса Николаевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1823
Номер материала 45057
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓