УРОК 102.
Тема: Род имен существительных.
Тип урока.
Урок открытия нового знания.
Цели как деятельность
учеников.
Цель:
сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по
определению рода имени существительного.
Задачи:
-
актуализировать знания о
постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;
-
организовать деятельность
по выбору способа определения рода существительного.
Материально-техническое
обеспечение: учебник русского языка 5 класс Т. Ладыженская
Прогнозируемые результаты
Личностные:
-
ценностное отношение к процессу определения рода существительного;
-
осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода
существительного ;
-
осознание практической важности определения морфологических признаков части
речи;
-
ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
-
осознание учащимися практической и личностной значимости результатов
каждого этапа урока.
Метапредметные:
умение
принимать и сохранять цель урока;
умение
находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;
умение
планировать, контролировать и оценивать свои действия;
умение
слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно
говорить;
умение
провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные:
-
знание о постоянных признаках существительного;
-
умение применять знания в жизненных ситуациях;
-
умение определять род существительных .
Этапы урока
|
Ход урока
|
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное
воспитание
|
I. Орг. момент.
Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: сформировать самооценку готовности к уроку.
|
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление
отсутствующих.
Организация
детей к уроку.
- С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Начинаем урок!
|
Личностные УУД: Самооценка
готовности к уроку.
Метапредметные
УУД: Учебно-познавательный
интерес, организация рабочего места.
|
II. Языковая разминка с
элементами проверки домашнего задания.
|
1. Запись предложения:
Качество – признак, который определяет
достоинство чего-нибудь.
Задания:
– найти и графически обозначить главные
члены предложения;
– обратить внимание учащихся, что
подлежащее во втором предложении слово который выражено местоимением;
– произвести синтаксический разбор
предложения;
- составить схему предложения.
В Краснодарском крае по инициативе губернатора А.Н. Ткачёва
принята целевая программа “Качество”, задачами которой является контроль за
качеством товаров и услуг. В рамках программы “Качество” администрацией края
разработан и осуществляется целый ряд мероприятий по защите потребительского
рынка и принято решение ввести в обращение индивидуальный защитный знак,
который наносится на этикетку и упаковку продукции.
Знак “Качество Кубань” выполнен в виде синей ленты,
расположенной по окружности, и двух лент красного цвета – в нижней части
знака. В центре – надпись “Качество Кубань”, а по внешней стороне проходит
микротекст. Право использовать этот знак имеют только участники краевой
программы “Качество”, продукция которых прошла идентификацию.
Качество – признак, который определяет
достоинство чего-нибудь.
Знак “Качество Кубань” служит гарантом качества продукции. Прежде чем
нанести этот знак, продукция тщательно проверяется на соответствие нормам и
требованиям качества. Подделать этот знак практически невозможно.
Товарам со знаком “Качество Кубань” вы можете смело доверять. Поэтому,
приобретая товары со знаком “Качество Кубань”, вы делаете
правильный выбор: отличное качество и безопасность продукции вам
гарантированы.
|
Коммуникативные УУД
1. Владеть монологической речью.
2. Адекватно использовать речевые средства для
решения коммуникативных задач.
Познавательные УУД
1. Владеть разными видами аудирования (выборочным,
детальным).
2. Производить анализ, синтез, обобщения.
|
III. Актуализация
опорных знаний:
Цель: Актуализировать знаний о частях речи
|
.
-
Узнайте, о какой части речи будем говорить. Найди лишнюю часть речи:
Молоко,
творог, вкусный.
Йогурт,
сметана качественно.
Имя существительное
- Для
того, чтобы открыть новое, нужно привести в систему изученное об имени
существительном.
Какие
признаки имени существительного мы изучили? (Дети называют уже изученные
постоянные и непостоянные признаки имени существительного)
- Какие
из этих признаков постоянные?
(Дети
называют постоянные и признаки имени существительного (собственные и
нарицательные, одушевленные и неодушевленные)
Род, число, одуш.
- Что
значит термин «постоянный признак»?
(Не
изменяются).
- Что
значит термин «непостоянный признак»?
(Изменяются).
- О
каких продуктах питания мы сегодня будем с вами говорить? (О молочных,
производимых на Кубани)
|
Личностные
УУД : ЦО к умению видеть и признавать свои ошибки.
Метапредметные
УУД : умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку
зрения.
Предметные
УУД : Знания о частях речи, их признаках.
|
IV.
Введение в тему с последующим планированием деятельности на уроке.
Сформировать представление о результате
|
Прочитайте
имена
существительные.
НА
ДОСКЕ:
Молоко, творог,
сметана, мороженое, простокваша, сыр, масло, ряженка, сырок, кефир, пломбир,
сыворотка, айран, йогурт.
- Для
того, чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти слова в
группы по определенному признаку. Вам помогут волшебные слова «ОН», «ОНА», «ОНО».
Сколько будет групп, вы должны решить сами и обосновать свое решение.
-
Сколько столбиков у вас получилось? (Три).
- Какое слово главное для всех остальных, записанных на доске?
(молоко).
- зачем мы употребляем эти продукты? (Ответы ребят)
- Молоко – это очень вкусный и полезный продукт, это самый
первый из всех продуктов, который каждый человек употребляет с рождения. В
молоке есть все необходимые человеку вещества – белки, жиры, углеводы. В нём
есть важное минеральное вещество – кальций, который необходим для роста
костей и зубов.. Много тысяч лет назад молоко считали священной жидкостью и
преподносили в дор богам. Для русского народа молоко – символ сытости и
благополучия
|
Личностные
УУД: ЦО к
умению видеть, формулировать цель , проблему, тему урока.
Метапредметные УУД: целеполагание
Предметные УУД: затруднение
в определении рода существительного.
|
V.
Открытие нового знания.
Сформировать умение определять род имен существительных
|
- Какого
рода бывают имена существительные? (Муж.р., жен.р., ср.р.)
Фиксированное
затруднение
- Постоянный это признак имени существительного или
непостоянный? Докажите.
(приходят
к выводу, что род имени существительного – постоянный признак имени существительного).
- Назовите имена существительные, род которых вы затруднялись
определить? (ответы детей).
-
Совпадает ли правило с тем что вы сами для себя «открыли»? (да).
- Для
чего же нужно правило? (дети читают правило в учебнике)
Прослушивание
сказки по определению рода имени существительного.
|
Личностные
УУД : умение
удерживать учебную задачу
Метапредметные УУД : владение
правильной речью, знания о временах года
Предметные УУД :
понятия
о частях речи, их постоянных и непостоянных признаках.
|
VI.
Развитие учебноязыковых, правописных и речевых умений.
Цель – сформировать
умение применять полученные знания на практике, выработать способ определения
рода имени существительного.
|
Поиск
способов определения рода имени сущ.
РАБОТА В
ТЕТРАДИ
Учащиеся
распределяют слова в три столбика, работают вслух, доказывая свой выбор по
алгоритму, выделяют окончания. Обращают внимание на окончания существительных
ср.р.
-Исходя
из слов, которые вы записали, назовите тему по развитию речи, которая будет
сопутствовать нам на уроке. (Тема «Молочные продукты»)
Определение
рода имени существительного .
Способ
№1
Мужской род (он)
|
Женский род (она)
|
Средний род (оно)
|
а, я
|
а, я
|
о, е
|
Определение
рода имени существительного .
Способ
№2 по признаку
- Сейчас
мы будем выполнять творческое задание
На
доске:
_______ творог
лежал в красивой чашке. ________ сметана находилась в стакане у Романа.
Масло ________
лежало на нашем бутерброде.
Мужской род (он)
|
Женский род (она)
|
Средний род (оно)
|
ый, ий
|
ая, яя
|
ое, ее
|
Способ
№3.
по действию в прошедшем времени.
Мужской род (он)
|
Женский род (она)
|
Средний род (оно)
|
Что сделал?
Нулевое окончание
|
Что сделала?
а
|
Что сделало?
о
|
Какой
вывод можно сделать?
Вывод:
Логическая
цепочка:
Местоимение
и окончание им.существительного указало на род;
2)
глагол подсказал род им.существительного;
3)
им.прилагательное указало на род. им.существительного
|
Личностные
УУД :
ЦО к
умению выбирать действия по достижению цели
Метапредметные УУД : Приобретение
способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельно
Предметные УУД : Умение
применять знания на практике
|
VII. Включение нового знания в систему знаний.
|
Работа в
парах.
1-вариант
составить диалог с «молочными словами»;
2
вариант – составить предложение с обобщающим словом при однородных членах
предложениях.
|
УУД:
сформировать навык определения рода сущ., опираясь на выведенные способы.
Регулятивные
УУД: выделение
и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению,
осознание качества и уровня усвоения
|
VIII. Итог
урока.
|
–-Какова
была цель урока?
- Какие
знания мы открыли?
Какие
способы определения рода имени сущ. мы узнали?
- Какой
способ вам понравился больше?
-Научились
мы определять род имен существительных?
|
Личностные
УУД : положительное
отношение к проделанной работе.
Метапредметные УУД: умение
контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;
Предметные
УУД : предлагает
вспомнить критерии оценивания, дает время для самооценки, выслушивает
результаты.
|
IX. Рефлексия
Развивать
рефлексивные умения. Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке
|
-А какое
задание было наиболее трудным?
(Работа
с текстом).
-Почему?
(Потому
что мы еще не изучали другие части речи).
В
крае по инициативе главы региона Александра Ткачёва была запущена Краевая
программа «Школьное молоко». В удобной коробочке тетра-пак ребята получают
качественное, полезное и вкусное молок Кубани – с 1 по 11 классы. Это 494
тысяч детей!.
На
эти цели из краевого бюджета выделяется более 30миллионов рублей.
|
Личностные
УУД : Осознание
учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа
урока.
Метапредметные УУД : умение
сравнивать, делать выводы;
Предметные УУД : применение
новых знаний в жизненных ситуациях;
|
X.
Домашнее задание.
|
1. Составить письменный план текста о роде имени существительных. 2. Упр.
|
|
Стихотворение
«Я смотрю на молоко»
Завтрак.
Я ещё спросонья, мысли где-то далеко…
Подперев
щеку ладонью, я смотрю на молоко.
Размышляю
я при этом: интересное кино –
Так зачем
его пить детям? И полезно ли оно?
Сам я
справился едва ли, подсказала мама мне.
В нем
есть фосфор, кальций, калий, витамины А и Д
А еще
сказала мама, молоко - как хочешь пей.
Хочешь
с хлопьями, с какао, с мёдом, с булкой и без ней.
Молоком
чудесна каша, с молоком отличный чай.
С
шоколадом можно даже – вот уж будет сладкий рай.
И,
смотря в глаза мне прямо, мне еще сказала мама:
Музыкант,
шофер, учитель, сталевар, артист, строитель,
Ученый
или бизнесмен, президент или спортсмен –
Сейчас
и в прежние века – жизнь начинали с молока.
Быстро
мой включился разум, мыслям стало так легко..
Взял я свой стакан и сразу, залпом выпил молоко
Познавательные УУД
6. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
7. Сравнивать и обобщать, делать выводы.
8. Строить алгоритм рассуждения (преобразовывать
информацию из текста в алгоритм).
Коммуникативные УУД
3. Строить
связное монологическое высказывание.
4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать
свою точку зрения.
5. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный
контроль.
6.
Соблюдать речевые нормы в процессе коммуникации.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.