Главная / Начальные классы / Технологическая карта урока русского языка в 4 классе

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе


Как определить падеж имени существительного


Тип урока

Освоение нового материала

Педагогические задачи

Создать условия для формирования умения изменять имена существительные по падежам, познакомить учащихся с понятием «падеж», названиями падежей и падежными вопросами, алгоритмом определения падежа имени существительного в предложении; уточнить представление о начальной форме имени существительного – и. п. ед. ч.; способствовать развитию умения правильно определять падеж имен существительных в единственном числе; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с понятием «падеж», названиями падежей, шестью парами падежных вопросов; научатся изменять имена существительные по падежам; определять падеж имени существительного в предложении по алгоритму; различать падежные формы имени существительного по ударным окончаниям

Метапредметные УУД

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений

Личностные
результаты

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; формировать уважение к своему народу, другим народам, принятие ценностей других народов; осознавать личностный смысл учения; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

1

2

3

4

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь).

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу

о проделанной работе.

Прочитайте отрывок стихотворения М. Лермонтова в задании 118.

Назовите части речи.



Выберите любое правило в упражнении 4. Подготовьте сообщение о том, как применить это правило на письме. Назовите слова, в которых есть орфограмма на это правило.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Читают выполненное задание.

В (предл.) небесах (сущ.) торжественно (нареч.) и чудно (нареч.)!

Спит (гл.) земля (сущ.) в (предл.) сиянье (сущ.) голубом (прил.).

Выступают с сообщением о том, как применить орфографическое правило на письме. Приводят примеры слов.

Выделять существенную информацию
из текста загадки. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

Запишите буквосочетания.

Спишите предложение и разберите его по членам предложения.

Выполняют чистописание.

hello_html_1ce2be26.png

Осень предстала во всей своей нежной, притихшей красе.

Работа над словами с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

Отгадайте загадку.

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

Продолжение табл.

1

2

3

4


Посадили вдоль дорожки 

Всех деревьев понемножку: 

Липы там и клены есть, 

Назови дорожку здесь.

(Аллея.)

(См. РМ, Приложение 2.)

Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.




Подберите однокоренные слова к слову «аллея»



к




а

л

л

е

я

к

е

и



а

н

п



ц


а



и





я





Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Составляют предложения


III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

Вы уже много знаете об имени существительном, и я предлагаю вам задать вопросы друг другу об этой части речи. Если ваш собеседник затрудняется, помогите ему. (См. РМ, Приложение 3.)

Прочитайте тему урока.

Сегодня на уроке будем изменять имена существительные по падежам

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу. Анализировать, делать выводы

IV. Объяснение нового материала.

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

Сегодня мы с вами дополним имеющиеся знания

об имени существительном, познакомимся с очень

Выводят языковые закономерности, лежащие в ос-

нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале

Понимать
на слух ответы учащихся. Аргументиро-

Продолжение табл.

1

2

3

4

Наблюдение над языковым материалом

интересным явлением в русском языке. А поможет нам следующее упражнение. Прочитайте запись на доске: «Друг – это человек, который все поймет и поможет. Друга не забудешь через годы. Другу доверишь любую тайну. Я уважаю своего друга. Я горжусь другом. Многие мечтают о настоящем друге».

Что объединяет эти записи? Выпишите из каждого предложения слово «друг» с вопросом, на который оно отвечает. Выделите окончания в его формах.

(кто?) друг

(кого?) друга

(кому?) другу

(кого?) друга

(кем?) другом

(о ком?) о друге

Скажите, что менялось в существительном «друг»? Почему изменялась форма слова, его окончание? Как называется такое изменение формы имени существительного? Для чего же существительные в тексте изменяют свою падежную форму?

В русском языке 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Слово «падеж» пришло к нам из греческого языка и переводится «выпадение». Еще древние ученые заметили, что слова в речи «падают», то есть изменяют форму.

связных текстов. Заранее подготовленные ученики читают стихотворение «Падежи» Фриды Полак.

Именительный.

Он – начинающий падеж, 

Вопросы – «кто?» и «что?».

В нем – мама, папа, слон, манеж, 

И школа, и пальто. 

Родительный.

Вопросы: Нет «кого?», «чего?».

Вот у меня нет брата 

И хомяков – ни одного… 

Всё мама виновата! 

Дательный.

Это яблоко, скажите, 

Я отдам кому? чему? 

Может, Лене? Или Вите? 

Нет, пожалуй, никому… 

Винительный.

Ой! В игрушках – кавардак! 

Не пойму сама никак: 

Обвинить кого? и что? 

Куклу? Кубики? Лото? 

Творительный.

Хочу я песни сочинять. 

С кем? с чем мне ноты изучать? 

Писать мне ручкой иль пером, 

Или цветным карандашом? 

вать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников

Продолжение табл.

1

2

3

4


Ребята, как вы думаете, а есть ли в других языках падежи? Да, в других языках мира тоже есть падежи: например, в немецком – 4, а в финском – 15. Каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. И ваша задача – выучить и понять свои 6, чтобы говорить и писать легко, грамотно, красиво. В этом вам может помочь стихотворение о падежах. Послушайте

Предложный.

Я думаю о ком? о чем? 

О школе, о глаголах. 

Верней, я думаю о том, 

Как надоела школа… 

Зато теперь все падежи 

Я твердо заучила. 

Попробуй тоже так учи, 

Ведь знанья – это сила!!! 


V. Первичное закрепление знаний. 

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 135).

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

Прочитайте. Что обозначает выражение «склоняется “весна”»?

Какая часть в слове «весна» при склонении изменяется? (Изменяется окончание.)

Спишите последнее предложение. Определите падеж имени существительного «весна» по вопросам.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Записывают предложение, указывают падеж слова «весна». Выделяют окончание.

hello_html_6b767a21.png

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание

в устной форме, обосновывать свое мнение. Договариваться и приходить к общему мнению при работе

в паре

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 136).

Прочитайте названия падежей, вспомогательные слова, падежные вопросы.

Почему у каждого падежа два падежных вопроса, а не один? Объясните ответ.

Начальная форма имени существительного – это

форма именительного падежа единственного числа.

Уточняют, что имена существительные неодушевленные отвечают на вопрос «что?», а одушевленные – на вопрос «кто?».

Окончание табл.

1

2

3

4





Работа

по учебнику

(упражне-

ние 137)

Все падежи, кроме именительного, называются косвенными падежами. Имена существительные склоняются не только в единственном числе, но

и во множественном.

Устно просклоняйте вместе со вспомогательными словами имена существительные «лиса», «окно», «ежи». Просклоняйте эти существительные

письменно без вспомогательных слов.

Выделите окончания имен существительных





Склоняют имена существительные. Выделяют окончания. (См. РМ, Приложение 4.)


VI. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Что нового узнали на уроке?

Сколько падежей в русском языке? (6 падежей.)

Давайте назовем их с вопросами и со словами-помощниками.

Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.

У слова есть шесть падежей,

Шесть верных маленьких пажей,

Они проходят чередой,

За слово в бой готов любой!

Вверяют окончаниям

Судьбу и жизнь свою!

И про свое призвание

На ушко им поют

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

Выполнить задание 119 в рабочей тетради; выучить названия и вопросы падежей

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи



Технологическая карта урока русского языка в 4 классе
  • Начальные классы
Описание:



Технологическая карта урока урока русского языка в 4 классе на тему «Как определить падеж имени существительного»

Тип урока: Освоение нового материала

Педагогические задачи: Создать условия для формирования умения изменять имена существительные по падежам, познакомить учащихся с понятием «падеж», названиями падежей и падежными вопросами, алгоритмом определения падежа имени существительного в предложении; уточнить представление о начальной форме имени существительного – и. п. ед. ч.; способствовать развитию умения правильно определять падеж имен существительных в единственном числе; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

 

Автор Ганиева Венера Синатулловна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1963
Номер материала 53229
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓