Главная / Русский язык и литература / Технологическая карта по литературному чтению "Цветаева. Красною кистью..."

Технологическая карта по литературному чтению "Цветаева. Красною кистью..."

Кощеева А. А.

Тип урока: Изучение нового материала



Технологическая карта урока по литературному чтению

Тема урока


Марина Ивановна Цветаева. «Красною кистью рябина зажглась…»

Цель


Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с лирическим произведением.

Задачи

Образовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.

Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности.

Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем.

Планируемые результаты

Предметные: литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с лирическим произведением ;основные качества полноценного чтения(правильность, осознанность, беглость и, как результат, выразительность.

Формируемые УУД

- Личностные

- Регулятивные

- Коммуникативные

- Познавательные


Основные понятия

при изучении лирического стихотворения: особенности стихотворной и прозаической речи, их отличие; что понимаем под образом – переживанием; кто такой лирический герой и т. д.


Межпредметные связи

Связь с русским языком, живописью и музыкой.


Оборудование

Учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «Литературное чтение» 4 кл.(«В океане света»)

Дополнительная литература: аудиозапись, притчи о растениях

Электронные физкультминутки

Презентация к уроку

Карточки с заданиями для микрогрупп



















Задачи этапа урока

(вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД


I. Организация класса на работу





Задачи:

Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке.

Создать комфортную, эмоциональную обста- новку на уроке.

Вводное слово учителя.

Постановка проблемы и организация короткой дискуссии относительно её





Слушают учителя, отвечают на его вопросы; размышляют над смыслом эпиграфа; высказывают свою точку зрения на проблему,

Развивают свою художественную образную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения.

Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта; (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; (Коммуникативные УУД).

2 мин



II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока.





Задачи:

Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач.

Просит учащихся выдвинуть предположение о теме урока, используя, например, ребус, загадку, пословицу, поговорку, кроссворд, музыкальное произведение, репродукцию картины и т. д.

Учитель подводит итог беседы и формулирует тему урока, чётко определяет задачи






Выдвигают предположение о теме урока, разгадывая ребус, кроссворд…, слушая музыкальное произведение или просматривая репродукцию картины; отвечают на вопросы учителя.

С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи.


Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.




Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её (Познавательные УУД);

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД).



Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).


2 мин



III. Изучение нового материала

1.Подготовка к восприятию нового материала.




Задачи:

Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста.


Учитель проводит беседу по особенностям жанра; использует метод прогнозирования по названию произведения; проводит работу с портретом писателя (поэта) при знакомстве с его биографией; раскрывает лексическое значение слов, без понимания смысла которых усвоение содержания было бы затруднено;

создаёт игровую ситуацию.


Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения; выступают с подготовленными сообщениями и по биографии писателя (поэта), и с информационными проектами, например, о растениях, о животных, о сказочных персонажах, об устройстве корабля и т. д.; участвуют в игре.

Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.






Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)




3 - 5 мин















2.Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез.




Задача:

Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке.

Аудиозапись или выразительное чтение произведения учителем или комбинированное чтение (учитель и учащиеся); выявляет отношение учащихся к прочитанному; просит учащихся соотнести свой прогноз с услышанным .

Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза.

Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения; возникает интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя; происходит осмысление окружающей нас действительности.

Уметь анализировать степень выразительности чтения (познавательные УУД)

Понимать на слух содержание произведения (коммуникативные УУД);

Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД).


10 мин.


3.Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом.








Задача:

Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться.

Учитель создаёт проблемную ситуацию, формулирует творческую интонационную задачу чтеца; представляет критерии оценивания чтения; использует метод акцентного вычиты- вания текста; чтения с комментариями; эвристическую беседу; организует наблюдение учащихся за развитием сюжета, поступками персонажей, за развитием чувств и переживаний лирического героя; ведёт диалог с учащимися; организует дискуссию; предлагает учащимся моделировать вопросы к друг другу ; оценивает и выразительность чтения учащихся, и умения словесного рисования художественных образов, и умения полно, связно отвечать на поставленные вопросы, делать вывод, определяя главную мысль произведения.

Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся; наблюдают за «словом», за развитием сюжета (чувств и переживаний лирического героя); анализируют, сравнивают, обощают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста;

Учатся выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства;

Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.

Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков (познавательные УУД);

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (коммуникативные УУД);

15мин.


4. Работа учащихся в микрогруппах




Задача:

Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с художественным произведением; личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности.


Учитель разрабатывает для работы учащихся в микрогруппах индивидуально – групповые задания исследовательского или творческого характера с учётом дифференцированного подхода к процессу обучения, реализуя все виды совместной, совместно – разделённой и самостоятельной работы учащихся и учителя, позволяющие ученикам продолжить размышлять над содержанием произведения, над его сюжетом, меняя по своему усмотрению ход событий, разрешение конфликтных ситуаций и т. д.; делит класс на микрогруппы, объясняет суть задания, помогает по мере необходимости, подводит итоги работы.

Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания проекта, его представления, защиты и т. д.

Учатся работать в различных позициях Читателя – (критик; теоретик; публицист; художник; автор), формируя у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивая творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике.

Школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой, защищая свой проект(познавательные УУД);

Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы (коммуникативныеУУД);

Учатся принимать и сохранять учебную задачу, вносить коррективы(регулятивные УУД).

5 – 10 мин.




IV. Подведение итога урока.




Задача:

Обобщить полученные школьниками знания и закрепить.


Учитель подводит итог, закрепляет с учащимися полученные ранее знания, оценивает работу школьников.






Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы относительно главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы.

Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения.

Учатся оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД);

Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД)

5 мин



V. Рефлексия




Задача:

Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке.

Организует рефлексию и самооценку учебной деятельности.

Учащиеся высказывают свои мысли относительно и содержания своей работы на уроке, и закрепления полученных знаний.

Учащиеся учатся определять и главную общеучебную свою задачу, и задачу с точки зрения литературного своего образования.

Учатся оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).




Технологическая карта по литературному чтению "Цветаева. Красною кистью..."
  • Русский язык и литература
Описание:

Подробная технологическая карта. Может кому и пригодится.                                                                                                                                                       

Технологическая карта урока по литературному чтению

                                                                  

Тема урока

 

 Марина Ивановна Цветаева. «Красною кистью рябина зажглась…»

Цель

 

 Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с лирическим произведением.

Задачи

Образовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.

 Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности.

Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем.

Планируемые результаты

Предметные: литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с лирическим произведением ;основные качества полноценного чтения(правильность, осознанность, беглость и, как результат, выразительность.

Формируемые УУД

- Личностные

-  Регулятивные 

- Коммуникативные 

- Познавательные 

 

Основные понятия

при изучении лирического стихотворения: особенности стихотворной и прозаической речи, их отличие; что понимаем под образом – переживанием; кто такой лирический герой и т. д.

 

Межпредметные связи

Связь с русским языком, живописью и музыкой.

 

Оборудование

 

Учебник  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «Литературное чтение» 4 кл.(«В океане света»)

Дополнительная литература: аудиозапись, притчи о растениях

 Электронные физкультминутки

Презентация к уроку

Карточки с заданиями для микрогрупп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Задачи  этапа урока

 (вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

 

I. Организация класса на работу

 

 

 

 

Задачи:

Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке.  

Создать комфортную, эмоциональную обста- новку на уроке.

Вводное слово учителя.

Постановка проблемы и организация короткой дискуссии относительно её

 

 

 

 

Слушают учителя, отвечают на его вопросы; размышляют над смыслом эпиграфа; высказывают свою точку зрения на проблему,

Развивают свою художественную образную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения.

Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта; (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; (Коммуникативные УУД).

2 мин

 

 

II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока.

 

 

 

 

Задачи:

Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач.

Просит  учащихся  выдвинуть предположение о теме урока, используя, например, ребус, загадку, пословицу, поговорку, кроссворд, музыкальное произведение, репродукцию картины  и т. д.

Учитель подводит итог беседы и формулирует тему урока, чётко определяет задачи

 

 

 

  Выдвигают предположение о теме урока, разгадывая ребус, кроссворд…, слушая музыкальное произведение или просматривая репродукцию картины; отвечают на вопросы учителя.

С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи.

 

 Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.

 

 

 Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её (Познавательные УУД);

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу  (Регулятивные УУД).

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

 

2 мин

 

 

III. Изучение нового материала

1.Подготовка к восприятию нового материала.

 

 

 

Задачи:

Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста.

 

Учитель проводит беседу по особенностям жанра; использует метод прогнозирования по названию произведения; проводит работу с портретом писателя (поэта) при знакомстве с его биографией; раскрывает лексическое значение слов, без понимания смысла которых усвоение содержания было бы затруднено;

создаёт игровую ситуацию.

 

Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения; выступают с подготовленными сообщениями и по биографии писателя (поэта), и с информационными  проектами, например, о растениях, о животных, о сказочных персонажах, об устройстве корабля и т. д.; участвуют в игре.

Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.

 

 

 

  Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

 

 

 

 

3 - 5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез.

 

 

 

Задача:

Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке.

Аудиозапись или выразительное чтение произведения учителем или комбинированное чтение (учитель и учащиеся); выявляет отношение учащихся к прочитанному; просит учащихся соотнести свой прогноз с услышанным .

Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза.

Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения; возникает интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя; происходит осмысление окружающей нас действительности.

Уметь анализировать степень выразительности чтения (познавательные УУД)

Понимать на слух содержание произведения (коммуникативные УУД);

Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД).

 

 

10 мин.

 

3.Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом.

 

 

 

 

 

Задача:

Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять  образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться.

Учитель создаёт проблемную ситуацию, формулирует творческую интонационную задачу чтеца; представляет критерии оценивания чтения; использует метод акцентного вычиты- вания текста; чтения с комментариями; эвристическую беседу; организует наблюдение учащихся за развитием сюжета, поступками персонажей, за развитием чувств и переживаний лирического героя; ведёт диалог с учащимися; организует дискуссию; предлагает учащимся моделировать вопросы  к друг другу ; оценивает и выразительность чтения учащихся, и умения словесного рисования художественных образов, и умения полно, связно отвечать на поставленные вопросы, делать вывод, определяя главную мысль произведения.

Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся; наблюдают за «словом», за развитием сюжета (чувств и переживаний лирического героя); анализируют, сравнивают, обощают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста;

Учатся выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства;

Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.

Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять  анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков (познавательные УУД);

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (коммуникативные УУД);

15мин.

 

4. Работа учащихся в микрогруппах

 

 

 

Задача:

Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с художественным произведением; личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности.

 

Учитель разрабатывает для работы учащихся в микрогруппах индивидуально – групповые задания исследовательского или творческого характера с учётом дифференцированного подхода к процессу обучения, реализуя все виды совместной, совместно – разделённой и самостоятельной работы учащихся и учителя,  позволяющие ученикам продолжить размышлять над содержанием произведения, над его сюжетом, меняя по  своему усмотрению ход событий, разрешение конфликтных ситуаций и т. д.; делит класс на микрогруппы, объясняет суть задания, помогает по мере необходимости, подводит итоги работы.

Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания проекта, его представления, защиты и т. д.

Учатся работать в различных позициях Читателя – (критик; теоретик; публицист; художник; автор), формируя у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивая творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике.

Школьники учатся творчески мыслить, выступать  перед публикой, защищая свой проект(познавательные УУД);

Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы (коммуникативныеУУД);

Учатся принимать и сохранять учебную задачу, вносить коррективы(регулятивные УУД).

5 – 10 мин.

 

 

IV. Подведение итога урока.

 

 

 

Задача:

Обобщить полученные школьниками знания и  закрепить.

 

Учитель подводит итог, закрепляет с учащимися полученные ранее знания, оценивает работу школьников.

 

 

 

Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы  относительно главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы.

Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения.

Учатся  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД);

Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД)

 5 мин

 

 

 V. Рефлексия

 

 

 

Задача:

Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке.

Организует рефлексию и самооценку учебной деятельности.

Учащиеся высказывают свои мысли относительно и содержания своей работы на уроке, и закрепления полученных знаний.

Учащиеся учатся определять и главную общеучебную свою задачу, и задачу с точки зрения литературного своего образования.

Учатся оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Учатся  самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). 

 

 

 

Автор Кощеева Алёна Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 761
Номер материала 31586
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓