Технологическая карта урока
Предмет:
география
Учитель:
Поносова В.В.
Класс:
9
Тема
урока: Повторение
по теме «Топливно-энергетический комплекс»
№
урока по теме: урок №4 в теме «Топливно-энергетический
комплекс»
Тип
урока: обобщение
и систематизация знаний учащихся.
Цель урока: обобщить знания, умения, навыки по
теме «Топливно-энергетический комплекс»
Задачи
урока:
Образовательные:
- Обобщить
знания, умения по теме «ТЭК».
- Закрепить у
учащихся знания об отраслях ТЭК и роли отраслей в народном хозяйстве страны;
- Давать
характеристику основных нефтяных, газодобывающих и угольных
бассейнов страны
Развивающие:
- развивать
у учащихся умения и навыки работы с картой и текстом;
- способствовать
развитию аналитического и логического мышления;
- учить
анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки;
Воспитательные:
- воспитывать
интерес к географии родной страны, её экономике и экологии.
- воспитывать у
учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту
окружающего мира, воспитывать экологическую культуру.
- воспитание
позитивного отношения к ответам одноклассников.
Планируемый
результат:
Учащиеся
должны уметь:
Называть и правильно показывать крупные электростанции и факторы их размещения,
основные.
Объяснять понятия:
ТЭК, топливно-энергетический баланс, месторождение, электроэнергетика,
ГРЭС, ТЭЦ, виды электростанций.
Уметь
характеризовать угольные бассейны России
Формы
организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная,
групповая.
Методы
обучения:
наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый,
исследовательский.
Приемы: Анализ,
синтез, умозаключение, обобщение.
Оборудование:
Карта
«Электроэнергетика»", «Топливная промышленность» в презентации, атласы,
Учебник Ром,
Дронов. География. Население и хозяйство. 9 класс. М.: 2012г.
проектор
мультимедиа,
учебник
мультимедиа,
презентация
Вид планируемых учебных действий
|
Учебные действия
|
Планируемый уровень достижения
результатов обучения
|
Предметные
|
1. Закрепить понятия: ТЭК,
топливно-энергетический баланс, месторождение, электроэнергетика, ГРЭС,
ТЭЦ, виды электростанций.
2. Закрепить у учащихся знания об
отраслях ТЭК и роли отраслей в народном хозяйстве страны;
3. Давать характеристику основных
нефтяных,
газодобывающих и угольных бассейнов страны
4.
Дать
представление о роли и значении ТЭК для промышленности и населения страны;
5.
Развивать
у учащихся умения и навыки работы с картой и текстом;
6.
Способствовать
развитию аналитического и логического мышления.
|
1-2 уровень – понимание. Адекватное употребление в
речи, выборочно- воспроизведение
1уровень – узнавание
|
Регулятивные
|
Самостоятельно ставят новые задачи путем задавания
вопросов, корректируя свои знания по данному материалу
Планируют собственную деятельность, определяют
средства для ее осуществления
|
2 уровень – самостоятельное действие учащихся по
плану
2 уровень – совместное с учителем действие учащихся
на основе знания видов источников информации и способов работы с ними
|
Познавательные
|
Извлекают информацию из прослушанных текстов
Структурируют информацию в виде схемы, таблицы
|
2 уровень – самостоятельное выполнение действий в
условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
2 уровень – самостоятельное выполнение действий в
условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
|
Коммуникативные
|
Эффективно сотрудничать
|
1 уровень – выполнение действий по алгоритму (плану)
под управлением учителя
|
Личностные
|
Развитие эстетических чувств в отношении к природе и
деятельности человека (продуктам деятельности человека).
|
2 уровень – самостоятельное выполнение действий с
опорой на известный план.
|
Ход
урока
Этап урока, время этапа
|
Задачи этапа
|
Методы, приемы обучения
|
Формы учебного взаимодей-ствия
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Формируемые УУД и предметные действия
|
Мотивационно-целевой
этап
10
мин.
|
Вызвать
эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме
|
Диалог
|
учитель
- класс
|
Учитель проверяет,
насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места,
создает ситуацию успеха
Давайте улыбнемся друг
другу.
|
Готовят рабочее место.
|
Познавательные УУД:
воспроизводить знания в устной и
графической форме
Коммуникативные УУД:
участвовать в коллективном
обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое
собственное
Личностные УУД:
осознавать неполноту знаний,
проявлять интерес к содержанию
Регулятивные УУД:
определять цели
учебной деятельности.
|
Проверка домашнего
творческого задания
Установка познавательной
задачи и формирование ассоциативного ряда
|
Защита своей работы
учащимися в парах.
Работа с презентацией
слайд №1
Слайд №2
|
Работа в парах.
Взаимопроверка.
Фронтальная работа
|
Проверим
домашнее творческое задание в парах и оценим его.
Определите
тему и цели урока.
Нарисовать
схему «Состав топливно-энергетического комплекса»
|
Работа
с текстом или эмблемой, защита своей работы (учащиеся заслушивают друг друга,
выявляют ошибки в нём и исправляют их, оценивают подготовку к уроку).
Учащиеся
определяют тему и цели урока
-
Открываем тетради.
Нарисовать
схему «Состав топливно-энергетического комплекса»
1
учащийся чертит схему «ТЭК» на доске. Предлагают варианты ответов.
|
Ориентировоч-ный этап
14 мин.
|
Организовать
самостоятельное планирование и выбор методов поиска информации
|
Диалог
Слайд № 3, 4
|
Фронтальная
Тест по теме «ТЭК»
|
Ответить на вопросы,
каждый при полном правильном ответе получает жетон
|
Отвечают
на вопросы на слайдах устно.
Учащиеся отвечают на
вопросы в тетрадях по карточкам.
Взаимопроверка.
|
Целеполагание
умение
структурировать знания;
смыслообразование
|
Поисково-исследователь-ский
этап
7 мин.
|
Исследо-вание (сбор и анализ фактов,
обобщение данных, формулирование выводов)
|
Беседа
|
Работа в группах по 4
человека
|
1. По текту ДЗ заполнить таблицу; учитель координирует действия
учащихся
2. Организует обмен сведениями: задает вопросы о прочитанном
3. Ответ на слайдах № 13-14.
4. Задает вопросы
обобщающего характера.
|
Заполнить
таблицу по сообщениям учащихся, задают друг другу вопросы (Приложение № 2)
Проверяют
заполнение таблицы. (Слайд № 13-14)
|
Познавательные УУД:
- выборочно пересказывать текст;
- структурировать знания;
- строить логическую цепь рассуждений, доказывать;
- формулировать вопросы
- формулировать выводы
|
Практический этап
10 мин
|
•
обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов,
доказательства своей точки зрения
|
Решение творческой задачи
|
Групповая
|
Учитель дает задание, проверяют (слайд № 10-11)
Задание на карточках (дополнительное) учащиеся выполняют
самостоятельно в парах, проверяют по ключу учителя,
|
Работа
в контурных картах по группам (1 и 2 задания выполняет одна группа учащихся,
а 3 задание выполняет другая группа учащихся)
Ø
№1
Отметить 5 крупных угольных бассейнов России.
Ø
№ 2.
Отметить крупные нефтяные и газовые бассейны России
Ø
№3
Отметить по 3 крупных электростанции всех типов, построенных в России
|
Познавательные УУД:
- подведение под понятия, выведение следствий при решении задач
Предметные УД:
- закрепить знания
- делать выбор при выполнении заданий
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для аргументации своей
позиции
|
1 мин.
|
Слайд № 20
|
Объясняется домашнее задание
|
Учащиеся
записывают домашнее задание
|
|
Рефлексивно-оценочный
этап
2
- 3мин.
|
Осмысление процесса и
результата деятельности
|
Умозаключение
|
Беседа создание письменного
текста.
|
Предлагает дополнить
предложение:
1)
Я
знаю, что такое …
2)
Я
могу …
3)
Я
научился …
|
Определяют
уровень достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя
Оценки учащимся. Спасибо за урок!
|
Констатировать
Адекватно
отображать свои чувства и мысли в речевом высказывании
|
Приложение № 1.
Тест
по теме «ТЭК»
1 вариант
I. Выполните
тест:
1. Наиболее
калорийным видом топлива является:
1) мазут; 2)
природный газ;
3)
каменный уголь; 4) бурый уголь.
2. Доля
открытой добычи угля в Кузнецком бассейне:
1) выше,
чем в Печорском и Канско-Ачинском;
2) ниже,
чем в Печорском, и выше, чем в Канско-Ачинском;
3) выше,
чем в Печорском, и ниже, чем в Канско-Ачинском;
4) ниже,
чем в Печорском и Канско-Ачинском.
3. Основная
часть нефти России добывается:
1) на
Европейском севере; 2) в Поволжье;
3) на
Урале; 4) в Западной Сибири.
4. Россия
занимает первое место в мире по запасам и добыче:
1) угля; 2)
нефти;
3) газа; 4)
железной руды.
5. Наиболее
низкую себестоимость производства электроэнергии имеют:
1) ТЭС; 2)
ГЭС; 3) АЭС; 4) ТЭЦ.
6. В
азиатской части России тепловые электростанции работают в основном на:
1) угле; 2)
мазуте; 3) газе; 4) торфе.
7. Наибольшее
количество ГЭС построено на реке ... и её притоках:
1) Енисей; 2)
Волга; 3) Амур; 4) Обь.
8.Какое
соответствие «электростанция – тип электростанции» является верным:
1)
Братская – тепловая электростанция;
2)
Паужетская – гидроэлектростанция;
3)
Красноярская – атомная электростанция;
4)
Сургутская – тепловая электростанция.
9. В
структуре топливно-энергетического комплекса России основная часть
электроэнергии производится на:
1) АЭС; 2)
ТЭС; 3) ПЭС; 4) ГЭС.
II.
Дополните предложения:
1. 70% нефти
страны добывается в …
2. Самый
дешёвый способ добычи нефти …
3. По запасам
нефти Россия занимает _____ мест в мире.
4. Добыча
нефти в 90-х годах ________ (сокращалась/увеличивалась)
5. Вторая по
величине добычи нефтяная база России …
6. Главные
потоки нефти направлены на _______(запад, восток, север, юг)
7. НПЗ
расположены в районах потребления продуктов её переработки или в районах добычи
нефти? Почему?
8. 91% газа
добывается в …
9. По добыче
газа Россия занимает _____ место в мире
10. Крупнейшие
газопроводы идут от …
Тест
по теме «ТЭК»
2 вариант
I. Выполните
тест:
1. Какой из
перечисленных видов топлива, используемых на ТЭС, является наиболее
«экологически чистым»?
1) газ; 2)
мазут; 3) уголь; 4) торф.
2. Какой из
перечисленных видов энергетических ресурсов относится к числу нетрадиционных?
1)
попутный газ; 2) гидроэнергоресурсы;
3) торф;
4) энергия ветра.
3.Наибольшее
количество АЭС в России построено в
1)
Центральной России; 2) Поволжье;
3)
Западной Сибири; 4) Восточной Сибири.
4. Какие руды
относятся к топливно-энергетическим ресурсам?
1)
урановые; 2) оловянные;
3)
марганцевые; 4) никелевые.
5. Что
является примером рационального использования топливных минеральных ресурсов?
1) добыча
угля открытым способом;
2)
извлечение попутного газа при добыче нефти;
3)
использование коксующихся углей как топлива для ТЭС;
4)
использование нефти как топлива для ТЭС.
6. Большая
часть природного газа России добывается в природной зоне:
1) тундры; 2)
тайги; 3) смешанных лесов; 4) степей.
7. Главное
направление транспортировки топлива в России:
1) с
севера на юг; 2) с востока на запад;
3) с
запада на восток; 4) с юга на север.
8. Какой
угольный бассейн выделяется по добыче бурого угля?
1)
Кузнецкий; 2) Южно-Якутский;
3)
Печорский; 4) Канско-Ачинский.
9. В России
самые мощные ГЭС построены в (на)
1)
Западной Сибири; 2) Восточной Сибири;
3) Дальнем
Востоке; 4) Поволжье.
II.
Дополните предложения:
1. 70% нефти
страны добывается в …
2. Самый
дешёвый способ добычи нефти …
3. По запасам
нефти Россия занимает _____ мест в мире.
4. Добыча
нефти в 90-х годах ________ (сокращалась/увеличивалась)
5. Вторая по
величине добычи нефтяная база России …
6. Главные
потоки нефти направлены на ______(запад, восток, север, юг)
7. НПЗ
расположены в районах потребления продуктов её переработки или в районах добычи
нефти? Почему?
8. 91% газа
добывается в …
9. По добыче
газа Россия занимает _____ место в мире
10. Крупнейшие
газопроводы идут от …
Приложение № 2.
Тип электростанций
|
Крупнейшие электростанции
|
Факторы размещения
|
Строительство и эксплуатация
|
Воздействие на окружающую среду
|
ТЭС
|
|
|
|
|
ГЭС
|
|
|
|
|
АЭС
|
|
|
|
|
АлЭС
|
|
|
|
|
«Ключ»
Тип электростанций
|
Крупнейшие электростанции
|
Факторы размещения
|
Строительство и эксплуатация
|
Воздействие на окружающую среду
|
ТЭС
|
Костромская, Рефтинская,
Сургутская
|
Сырьевой, потребительский
|
Строятся быстро и дешево, но
потребляют большое количество топлива, на которое требуются большие затраты
на добычу и переработку. Работают в постоянном режиме, но требуют длительной
остановки при ремонтах.
|
Угольные ТЭС выбрасывают много
твердых отходов (золы) и вредных газов в атмосферу при работе на мазуте
выбросов меньше, на газе - совсем мало.
|
ГЭС
|
Братская, Усть-Илимская,
КрасноярскаяСаяно-Шушенская
|
Сырьевой
|
Строятся дольше, дорогие,
себестоимость энергии минимальна. Легко включаются и выключаются
|
Происходит затопление речных
долин, загрязняются стоки рек, нарушение путей миграции рыб
|
АЭС
|
Кольская, Ленинградская,
Смоленская, Курская, Нововоронежская
|
Потребительский
|
Строятся долго и стоят дорого, но
электроэнергия дешевле, чем на ТЭС. Используемые топливо - уран, не зависит
от источников топливных ресурсов, требуют точности и надежности оборудования,
квалификации и дисциплины работников
|
При работе без происшествий
воздействие на среду незначительно; проблема - захоронение радиоактивных
отходов
|
АлЭС
|
Паужетская ГТЭС, Кислогубская ПЭС
|
Сырьевой
|
Строительство и эксплуатация
обходятся дорого, себестоимость энергии низкая, легко выключаются и
включаются.
|
Не оказывают отрицательного
воздействия на окружающую среду
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.