Главная / География / Технологическая карта по географии на тему "Топливно-энергетический комплекс". Обобщающий урок. (9 класс)

Технологическая карта по географии на тему "Топливно-энергетический комплекс". Обобщающий урок. (9 класс)

Технологическая карта урока 






Предмет: география

Класс: 9

Тема урока: Повторение по теме «Топливно-энергетический комплекс»

урока по теме: урок №4 в теме «Топливно-энергетический комплекс»











Учитель: Поносова Валентина Витальевна,

учитель географии МБОУ СОШ № 5

г. Воткинска.

Технологическая карта урока 

Предмет: география

Учитель: Поносова В.В.

Класс: 9

Тема урока: Повторение по теме «Топливно-энергетический комплекс»

урока по теме: урок №4 в теме «Топливно-энергетический комплекс»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.

Цель урока: обобщить знания, умения, навыки по теме «Топливно-энергетический комплекс»


Задачи урока:

Образовательные:

- Обобщить знания, умения по теме «ТЭК».

- Закрепить у учащихся знания об отраслях ТЭК и роли отраслей в народном хозяйстве страны;

- Давать характеристику основных нефтяных, газодобывающих и угольных бассейнов страны


Развивающие:

  • развивать у учащихся умения и навыки работы с картой и текстом;

  • способствовать развитию аналитического и логического мышления;

  • учить анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к географии родной страны, её экономике и экологии.

- воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культуру.

- воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников.

Планируемый результат: Учащиеся должны уметь:
Называть и правильно показывать крупные электростанции и факторы их размещения, основные.

Объяснять понятия: ТЭК, топливно-энергетический баланс, месторождение, электроэнергетика, ГРЭС, ТЭЦ, виды электростанций.

Уметь характеризовать угольные бассейны России
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский.

Приемы: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение.

Оборудование:

Карта «Электроэнергетика»", «Топливная промышленность» в презентации, атласы,

Учебник Ром, Дронов. География. Население и хозяйство. 9 класс. М.: 2012г.

проектор мультимедиа,

учебник мультимедиа,

презентация


Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

1. Закрепить понятия: ТЭК, топливно-энергетический баланс, месторождение, электроэнергетика, ГРЭС, ТЭЦ, виды электростанций.

2. Закрепить у учащихся знания об отраслях ТЭК и роли отраслей в народном хозяйстве страны;

3. Давать характеристику основных нефтяных, газодобывающих и угольных бассейнов страны

  1. Дать представление о роли и значении ТЭК для промышленности и населения страны;

  2. Развивать у учащихся умения и навыки работы с картой и текстом;

  3. Способствовать развитию аналитического и логического мышления.

1-2 уровень – понимание. Адекватное употребление в речи, выборочно- воспроизведение

1уровень – узнавание


Регулятивные

Самостоятельно ставят новые задачи путем задавания вопросов, корректируя свои знания по данному материалу

Планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

2 уровень – самостоятельное действие учащихся по плану

2 уровень – совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними

Познавательные

Извлекают информацию из прослушанных текстов

Структурируют информацию в виде схемы, таблицы

2 уровень – самостоятельное выполнение действий в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

2 уровень – самостоятельное выполнение действий в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

Эффективно сотрудничать

1 уровень – выполнение действий по алгоритму (плану) под управлением учителя

Личностные

Развитие эстетических чувств в отношении к природе и деятельности человека (продуктам деятельности человека).

2 уровень – самостоятельное выполнение действий с опорой на известный план.









Ход урока

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодей-ствия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

10 мин.

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме

Диалог

учитель - класс

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

Давайте улыбнемся друг другу.

Готовят рабочее место.

Познавательные УУД:

воспроизводить знания в устной и графической форме

Коммуникативные УУД:

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное

Личностные УУД:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к содержанию

Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности.

Проверка домашнего творческого задания




Установка познавательной задачи и формирование ассоциативного ряда

Защита своей работы учащимися в парах.




Работа с презентацией слайд №1




Слайд №2







Работа в парах.

Взаимопроверка.




Фронтальная работа










Проверим домашнее творческое задание в парах и оценим его.





Определите тему и цели урока.



Нарисовать схему «Состав топливно-энергетического комплекса»




 Работа с текстом или эмблемой, защита своей работы (учащиеся заслушивают друг друга, выявляют ошибки в нём и исправляют их, оценивают подготовку к уроку).

Учащиеся определяют тему и цели урока

- Открываем тетради.

Нарисовать схему «Состав топливно-энергетического комплекса»

1 учащийся чертит схему «ТЭК» на доске. Предлагают варианты ответов.


Ориентировоч-ный этап

14 мин.






Организовать самостоятельное планирование и выбор методов поиска информации

Диалог

Слайд № 3, 4






Фронтальная


Тест по теме «ТЭК»



Ответить на вопросы, каждый при полном правильном ответе получает жетон






Отвечают на вопросы на слайдах устно.


Учащиеся отвечают на вопросы в тетрадях по карточкам.


Взаимопроверка.


Целеполагание

умение структурировать знания;

смыслообразование



Поисково-исследователь-ский этап

7 мин.

Исследо-вание (сбор и анализ фактов, обобщение данных, формулирование выводов)

Беседа

Работа в группах по 4 человека

1. По текту ДЗ заполнить таблицу; учитель координирует действия учащихся

2. Организует обмен сведениями: задает вопросы о прочитанном

3. Ответ на слайдах № 13-14.


4. Задает вопросы обобщающего характера.

Заполнить таблицу по сообщениям учащихся, задают друг другу вопросы (Приложение № 2)

Проверяют заполнение таблицы. (Слайд № 13-14)

Познавательные УУД:

- выборочно пересказывать текст;

- структурировать знания;

- строить логическую цепь рассуждений, доказывать;

- формулировать вопросы

- формулировать выводы

Практический этап

10 мин

обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательства своей точки зрения

Решение творческой задачи

Групповая

Учитель дает задание, проверяют (слайд № 10-11)


Задание на карточках (дополнительное) учащиеся выполняют самостоятельно в парах, проверяют по ключу учителя,

Работа в контурных картах по группам (1 и 2 задания выполняет одна группа учащихся, а 3 задание выполняет другая группа учащихся)

  • 1 Отметить 5 крупных угольных бассейнов России.

  • 2. Отметить крупные нефтяные и газовые бассейны России

  • 3 Отметить по 3 крупных электростанции всех типов, построенных в России

Познавательные УУД:

- подведение под понятия, выведение следствий при решении задач

Предметные УД:

- закрепить знания

- делать выбор при выполнении заданий

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

1 мин.

Слайд № 20

Объясняется домашнее задание

Учащиеся записывают домашнее задание


Рефлексивно-оценочный этап

2 - 3мин.

Осмысление процесса и результата деятельности

Умозаключение

Беседа создание письменного текста.

Предлагает дополнить предложение:

  1. Я знаю, что такое …

  2. Я могу …

  3. Я научился …

  Определяют уровень достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя

Оценки учащимся. Спасибо за урок!


Констатировать

Адекватно отображать свои чувства и мысли в речевом высказывании



































Приложение № 1.

Тест по теме «ТЭК»

1 вариант

I. Выполните тест:

1. Наиболее калорийным видом топлива является:

1) мазут; 2) природный газ;

3) каменный уголь; 4) бурый уголь.

2. Доля открытой добычи угля в Кузнецком бассейне:

1) выше, чем в Печорском и Канско-Ачинском;

2) ниже, чем в Печорском, и выше, чем в Канско-Ачинском;

3) выше, чем в Печорском, и ниже, чем в Канско-Ачинском;

4) ниже, чем в Печорском и Канско-Ачинском.

3. Основная часть нефти России добывается:

1) на Европейском севере; 2) в Поволжье;

3) на Урале; 4) в Западной Сибири.

4. Россия занимает первое место в мире по запасам и добыче:

1) угля; 2) нефти;

3) газа; 4) железной руды.

5. Наиболее низкую себестоимость производства электроэнергии имеют:

1) ТЭС; 2) ГЭС; 3) АЭС; 4) ТЭЦ.

6. В азиатской части России тепловые электростанции работают в основном на:

1) угле; 2) мазуте; 3) газе; 4) торфе.

7. Наибольшее количество ГЭС построено на реке ... и её притоках:

1) Енисей; 2) Волга; 3) Амур; 4) Обь.

8.Какое соответствие «электростанция – тип электростанции» является верным:

1) Братская – тепловая электростанция;

2) Паужетская – гидроэлектростанция;

3) Красноярская – атомная электростанция;

4) Сургутская – тепловая электростанция.

9. В структуре топливно-энергетического комплекса России основная часть электроэнергии производится на:

1) АЭС; 2) ТЭС; 3) ПЭС; 4) ГЭС.

II. Дополните предложения:

  1. 70% нефти страны добывается в …

  2. Самый дешёвый способ добычи нефти …

  3. По запасам нефти Россия занимает _____ мест в мире.

  4. Добыча нефти в 90-х годах ________ (сокращалась/увеличивалась)

  5. Вторая по величине добычи нефтяная база России …

  6. Главные потоки нефти направлены на _______(запад, восток, север, юг)

  7. НПЗ расположены в районах потребления продуктов её переработки или в районах добычи нефти? Почему?

  8. 91% газа добывается в …

  9. По добыче газа Россия занимает _____ место в мире

  10. Крупнейшие газопроводы идут от …





Тест по теме «ТЭК»

2 вариант

I. Выполните тест:

1. Какой из перечисленных видов топлива, используемых на ТЭС, является наиболее «экологически чистым»?

1) газ; 2) мазут; 3) уголь; 4) торф.

2. Какой из перечисленных видов энергетических ресурсов относится к числу нетрадиционных?

1) попутный газ; 2) гидроэнергоресурсы;

3) торф; 4) энергия ветра.

3.Наибольшее количество АЭС в России построено в

1) Центральной России; 2) Поволжье;

3) Западной Сибири; 4) Восточной Сибири.

4. Какие руды относятся к топливно-энергетическим ресурсам?

1) урановые; 2) оловянные;

3) марганцевые; 4) никелевые.

5. Что является примером рационального использования топливных минеральных ресурсов?

1) добыча угля открытым способом;

2) извлечение попутного газа при добыче нефти;

3) использование коксующихся углей как топлива для ТЭС;

4) использование нефти как топлива для ТЭС.

6. Большая часть природного газа России добывается в природной зоне:

1) тундры; 2) тайги; 3) смешанных лесов; 4) степей.

7. Главное направление транспортировки топлива в России:

1) с севера на юг; 2) с востока на запад;

3) с запада на восток; 4) с юга на север.

8. Какой угольный бассейн выделяется по добыче бурого угля?

1) Кузнецкий; 2) Южно-Якутский;

3) Печорский; 4) Канско-Ачинский.

9. В России самые мощные ГЭС построены в (на)

1) Западной Сибири; 2) Восточной Сибири;

3) Дальнем Востоке; 4) Поволжье.

II. Дополните предложения:

  1. 70% нефти страны добывается в …

  2. Самый дешёвый способ добычи нефти …

  3. По запасам нефти Россия занимает _____ мест в мире.

  4. Добыча нефти в 90-х годах ________ (сокращалась/увеличивалась)

  5. Вторая по величине добычи нефтяная база России …

  6. Главные потоки нефти направлены на ______(запад, восток, север, юг)

  7. НПЗ расположены в районах потребления продуктов её переработки или в районах добычи нефти? Почему?

  8. 91% газа добывается в …

  9. По добыче газа Россия занимает _____ место в мире

  10. Крупнейшие газопроводы идут от …







Приложение № 2.

Тип электростанций

Крупнейшие электростанции

Факторы размещения

Строительство и эксплуатация

Воздействие на окружающую среду

ТЭС

 

 

 

 

ГЭС

 

 

 

 

АЭС

 

 

 

 

АлЭС

 

 

 

 





















«Ключ»

Тип электростанций

Крупнейшие электростанции

Факторы размещения

Строительство и эксплуатация

Воздействие на окружающую среду

ТЭС

 Костромская, Рефтинская, Сургутская


 Сырьевой, потребительский

 Строятся быстро и дешево, но потребляют большое количество топлива, на которое требуются большие затраты на добычу и переработку. Работают в постоянном режиме, но требуют длительной остановки при ремонтах.

 Угольные ТЭС выбрасывают много твердых отходов (золы) и вредных газов в атмосферу при работе на мазуте выбросов меньше, на газе - совсем мало.

ГЭС

 Братская, Усть-Илимская, КрасноярскаяСаяно-Шушенская

 Сырьевой

 Строятся дольше, дорогие, себестоимость энергии минимальна. Легко включаются и выключаются

 Происходит затопление речных долин, загрязняются стоки рек, нарушение путей миграции рыб

АЭС

 Кольская, Ленинградская, Смоленская, Курская, Нововоронежская

 Потребительский

 Строятся долго и стоят дорого, но электроэнергия дешевле, чем на ТЭС. Используемые топливо - уран, не зависит от источников топливных ресурсов, требуют точности и надежности оборудования, квалификации и дисциплины работников

 При работе без происшествий воздействие на среду незначительно; проблема - захоронение радиоактивных отходов

АлЭС

 Паужетская ГТЭС, Кислогубская ПЭС

 Сырьевой

 Строительство и эксплуатация обходятся дорого, себестоимость энергии низкая, легко выключаются и включаются.

 Не оказывают отрицательного воздействия на окружающую среду





Технологическая карта по географии на тему "Топливно-энергетический комплекс". Обобщающий урок. (9 класс)
  • География
Описание:

Технологическая карта урока
Предмет: география
Учитель: Поносова В.В.
Класс: 9
Тема урока: Повторение по теме «Топливно-энергетический комплекс»
№ урока по теме: урок №4 в теме «Топливно-энергетический комплекс»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.
Цель урока: обобщить знания, умения, навыки по теме «Топливно-энергетический комплекс»

Задачи урока:
Образовательные:
-  Обобщить знания, умения по теме «ТЭК».
-  Закрепить у учащихся знания об отраслях ТЭК и роли отраслей в народном хозяйстве страны;
- Давать характеристику основных нефтяных, газодобывающих и угольных бассейнов страны

Развивающие:
-    развивать у учащихся умения и навыки работы с картой и текстом;
-     способствовать развитию аналитического и логического мышления;
-    учить анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к географии родной страны, её экономике и экологии.
 - воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культуру.
- воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников.
Планируемый результат: Учащиеся должны уметь:
Называть и правильно показывать  крупные электростанции и факторы их размещения, основные.
Объяснять понятия: ТЭК, топливно-энергетический  баланс, месторождение, электроэнергетика, ГРЭС, ТЭЦ, виды электростанций.
Уметь характеризовать угольные бассейны России
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский.
Приемы: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение.
Оборудование:
Карта «Электроэнергетика»", «Топливная промышленность» в презентации, атласы,
Учебник Ром, Дронов. География. Население и хозяйство. 9 класс. М.: 2012г.
проектор мультимедиа,
учебник мультимедиа,
презентация

Автор Поносова Валентина Витальевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 2044
Номер материала 48718
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓