Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыТехнологическая карта по обучению грамоте 1 кл "Мир общения"

Технологическая карта по обучению грамоте 1 кл "Мир общения"

Скачать материал

1 класс

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. ЧТЕНИЕ

Технологическая карта № 1

Тема «Мир общения»

Тема

Мир общения (10 часов)

Цель темы

Познакомить учащихся с правилами позитивного общения, с вербальными и невербальными способами обще ния. Актуализировать опыт реального и условного общения, учить понимать язык жестов, мимику, движения.

Основное содержание темы, термины и понятия

Понимание процесса, форм и способов общения. Правила позитивного общения. Язык жестов, мимика, движе ния.

Речь, фраза, слово. Жесты, мимика, поза, интонация, темп речи.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Сформировать на конкретнопредметном уровне представление учащихся о процессе, формах и способах общения.

Личностные: восприятие человека человеком.

Регулятивные: формирование умения общаться (как?). Познавательные: осмысление процесса, форм и способов об щения; осмысление общения как способа получения и переда чи информации.

Коммуникативные: формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми.

 

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Музыка. Изобразительное искус ство. Окружающий мир (способы общения; понимание форм; уме ние различать жесты, мимику, позы).

Фронтальная, в парах, индивидуальная.

Азбука, ч. 1, с. 4—23.

Прописи № 1.

Цветные карандаши, листы бумаги, элементы костюмов героев сказок.

 

 

 

 

I этап. Мотивация к деятельности

Цель мотивировать Проблемная ситуация учащихся на изучение Учитель рассказывает сказку:

темы «Мир общения». Жилбыл на свете маленький цыплёнок. Както раз солнечным утром он вышел на прогулку поискать себе друзей, а ему на встречу — котёнок. Захотелось цыплёнку поиграть с его пушистым хвостиком, и стал он за ним бегать. А котёнок посмотрел на него и сказал: «Фу, какой ты невежливый!» — развернулся и ушёл. Не понял цыплёнок, почему он остался один, и пошёл дальше. Видит, навстречу ему бежит весёлый щенок. Захотелось цыплёнку поиграть с ним в догонялки, и стал он за ним бе гать. А щенок посмотрел на него и сказал: «Фу, какой ты невежливый!» — и убежал от него. Потом он встретил утёнка, затем телёнка, и все говорили ему: «Фу, какой ты невежливый!» Цыплёнок так и не понял, почему с ним никто не захотел играть.

Можем ли мы помочь цыплёнку подружиться с героями сказки? Что для этого надо знать?

II этап. Учебно3познавательная деятельность

Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания и упражнения на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Диагностические задания

1. Давайте знакомиться

Цель познакомить учащихся с правилами позитивного общения.

Давайте познакомимся! Назовите своё имя соседу. Назовите своё имя ребятам в классе.

Какие правила мы с вами должны знать, чтобы правильно представиться? Предлагаются правила вежливого знакомства*.

Откройте Азбуку. Давайте знакомиться с первым учебником, который научит нас чи тать. (Азбука, с. 1—5.)

Задание 1 (З)

Рассмотрите первую учебную книгу.

Обложка, форзац, титульный лист, содержание.

Рассказ о книге «Азбука».

Введение понятия «условные обозначения».

Знакомство с первыми героями учебной книги.

Задание 2 (П)

Есть ли на форзаце учебной книги буквы и, ю?

Объясните свой ответ.

Задание 3 (У)

Предложите правила успешного знакомства (назовите три правила).

Класс делится на группы. Каждая группа предлагает по три правила. В конце работы вырабатываются правила вежливого общения.

Закончите предложение:

  Чтобы познакомиться, надо…

 

 

 

2. Мир реального и условного общения

Цель актуализиро вать опыт реального и условного общения ре бёнка.

Назовите ситуации, в которых людям необходимо общение. Общение возможно только при помощи слов? Очень маленькие дети понимают слова, обращённые к ним? А доб рый взгляд, улыбку, ласковое прикосновение мы можем назвать общением? Мир реального и условного общения. (Азбука, с. 6—12.)

Задание 1 (З)

Рассмотрите картинку на с. 6. Объясните, что произошло. Как помочь ребятам выйти из трудной ситуации? Задание 2 (П)

Как бы вы поступили в такой же ситуации? Объясните, что нужно было сделать и по чему. (Нужно было положить этот гриб в корзину и вместе искать ещё грибы; принести этот гриб домой и вместе приготовить его и т. д.) Задание 3 (У)

Нарисуйте общий рисунок на тему «Вот как мы играем». При совместной работе пом ните о правилах общения.

Давайте поиграем. Придумайте ситуацию, в которой вы сможете выразить свои мысли и чувства без слов, а потом разыграйте эту же ситуацию со словами. Как легче понять чувства и желания?

Закончите предложения:

   Условное общение — это...

   Реальное общение — это...

3. Слово в общении

Цель — познакомить учащихся с вербальны ми и невербальными способами общения.

Задание 1 (З)

Назовите слова, которые могут поссорить. (Я первый, это моё, я хочу, не дам.) Произнесите слова с той интонацией, которая может поссорить.

Назовите слова, которые могут помирить. (Прости, извини, я больше не буду, давай помиримся, давай дружить.)

Произнесите эти слова с той интонацией, которая может помирить.

Назовите слова, которые могут успокоить. (Не плачь, улыбнись, ты хороший.) Произнесите слова с той интонацией, которая может утешить.

Задание 2 (П)

Азбука, с. 8.

Составление рассказа по картинкам.

Объясните, почему доктора зовут Айболит. Почему все звери доверяют доктору? Смо жет ли Айболит вылечить зверей? Почему?  Задание 3 (ЗП)

Азбука, с. 8—9.

Ролевая игра. Использование слов и интонаций, соответствующих героям сюжетов представленных сказок.

Задание 4 (ЗП) Азбука, с. 10—11.

Составление рассказа по картинкам.

Ситуативная игра.

Маша, весёлая и довольная, воз вращалась из школы; потеряла бант и расстроилась.

Закончите предложение:

  Чтобы Маша стала весёлой, нужно…

 

 

Задание 5 (У)

Давайте поиграем в театр. Вспомните любимую сказку. Выберите отрывок и разыграй те сценку с товарищем. Какие умения пригодились? Свои чувства можно выразить с помощью слов, мимики, жестов. Сейчас я хочу выразить свои чувства с помощью му зыки. Внимательно послушайте и отгадайте, какое у меня было настроение. А теперь посмотрите на эту картину. Какое настроение было у художника? Что он хотел сказать своим зрителям? Музыка, живопись — это виды искусства. В каких ещё видах искусст ва отражается внутренний мир художника? Театр.

Азбука, с. 20—23.

 

4. Невербальное общение

Цель — научить школьников понимать язык жестов, мимику, движения.

В своих сценках вы все пользовались словами. Какой вид театрального искусства обхо дится без слов? (Танец, пантомима.) Как мы догадываемся о чувствах героев, что нам помогает? Мимика, жесты, позы. В Японии в театре масок лиц актеров не видно, но зритель всё понимает по жестам и позам актёров. Нужно ли нам с вами понимать язык поз и жестов? А как нам понять язык животных?

Азбука, с. 16—19.

Задание 1 (З) Общение без слов.

Азбука, с. 12—13.

Назовите, что делает учитель.

Можно ли с помощью жестов и мимики представить домашнее задание так, чтобы оно было понятным всем ребятам в классе?

Задание 2 (П)

Жесты и мимика в общении.

Азбука, с. 14—15, 20—21.

Объясните, что означают жесты ребят.

Задание 3 (У)

Язык животных.

Азбука, с. 16—19.

Рассмотрите иллюстрации на с. 18.

Обозначьте точками картинки:

Весёлые зайчики — три точки.

Испуганные зайчики — две точки.

Довольные зайчики — одна точка.

Своё мнение обоснуйте.

Задание 1.

Мы пришли в театр.

Азбука, с. 20. Задание 2.

Азбука, с. 18.

 

Нарисуйте людей в разных по зах, а другие ученики угадают их.

Закончите предложение:

  Чтобы на уроке учитель меня понял правильно, мне нужно…

5. Диагностика качества учебно3познавательной деятельности

 

Азбука, с. 22—23.

Посмотрите, кто разговаривает в сказках. Определите по жестам, мимике и словам ге роев и их настроение. Обоснуйте своё мнение.

Класс делится на группы.

Выберите одну из сказок и разы грайте её так, чтобы ребята по няли, что это за сказка и кто её главные герои.

III этап. Интеллектуально3преобразовательная деятельность

Цель учить детей са моорганизации при вы полнении учебного за дания.

Вспомните сказку о цыплёнке. Можно ли теперь помочь цыплёнку? (Да, мы знаем, как нужно вежливо общаться, пони7 маем мимику и жесты.) Познакомьте цыплёнка с правилами вежливого общения. Теперь цыплёнок подружится со всеми!

Репродуктивное задание

Определите по иллюстрации настроение героев, используя образец.

В качестве иллюстрации можно использовать любые детские книги Чарушина, Сутеева или др.

Импровизированное задание

Изобразите ситуацию так, чтобы все поняли чувства и переживания героев.

Эвристическое задание

Разыграйте историю о вежливом и приятном общении.

Самоорганизация в деятельности

Подготовьтесь к выполнению задания; выполните, представьте и оцените свою работу.

IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности

Формы контроля; контрольное задание

Оценка результатов деятельности

Самооценка учителя

Оценка присутствующего

Беседа с учащимися о мире общения.

Определите по иллюстрациям к сказке К. И. Чуковского «Айболит» настроение героев. Какую интонацию мы будем использовать, читая отрывки из этой сказки?

Обоснуйте своё мнение.

 

 

Комментарий

Правила, предложенные учащимися, учитель записывает и оформляет для классного уголка. Это поможет в дальнейшей работе при формировании дружного коллектива.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Технологическая карта по обучению грамоте 1 кл "Мир общения""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Главный хранитель

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема

Мир общения (10 часов)

Цель темы

Познакомить учащихся с правилами позитивного общения, с вербальными и невербальными способами общения. Актуализировать опыт реального и условного общения, учить понимать язык жестов, мимику, движения.

Основное содержание темы, термины и понятия

Понимание процесса, форм и способов общения. Правила позитивного общения. Язык жестов, мимика, движения.

Речь, фраза, слово. Жесты, мимика, поза, интонация, темп речи.

Предметные умения

УУД

Планируемый результат

Сформировать на конкретнопредметном уровне представление учащихся о процессе, формах и способах общения.

Личностные: восприятие человека человеком.

Регулятивные: формирование умения общаться (как?).

Познавательные: осмысление процесса, форм и способов общения; осмысление общения как способа получения и передачи информации.

Коммуникативные: формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 672 284 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 391
    • PDF 98.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ерошкина Светлана Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ерошкина Светлана Николаевна
    Ерошкина Светлана Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 10 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 27627
    • Всего материалов: 19

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 450 человек

Курс повышения квалификации

Инклюзивное и интегративное образование детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 305 человек из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 203 человека

Курс повышения квалификации

Развитие предметных навыков при подготовке младших школьников к олимпиадам по математике

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 102 человека

Мини-курс

Введение в медиакоммуникации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы работы в After Effects

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление коммуникациями в кризисных ситуациях

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе