Главная / Логопедия / Технологическая карта логопедического занятия

Технологическая карта логопедического занятия

hello_html_m3becaab8.gif


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 4














Технологическая карта

логопедического занятия




Учитель-логопед

Коростелина Галина Константиновна






2014 г.

Блок целеполагания.

Тема занятия

Постановка звука [Ж].

Цель занятия

  1. Уточнение артикуляции звука /ж/, постановка звука /ж/, закрепление в изолированном произношении;

  2. Развитие речевой моторики;

  3. Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

  4. Закрепление связи звука и буквы / ж/



Планируемый результат:

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Чувство необходимости учения, оценка, самооценка.

Познавательные умения: определение алгоритма произношения звука, анализ правильного звукопроизношения, построение логической цепи рассуждений, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, использование знаково-символические средства. Регулятивные умения: умение контролировать свою готовность к занятию. Анализирование своей работы: находить ошибки, устанавливать их причину, контролировать свои действия, умение планировать и выполнять действия, соотносить свои действия с известным алгоритмом. Коммуникативные умения: умение слушать и слышать друг друга, вступать в диалог с учителем, принимать и сохранять учебную цель и задачи, выражать свои мысли в соответствии с поставленными учебными задачами.

1.Уточнение артикуляции звука /ж/, постановка звука /ж/, закрепление в изолированном произношении.

2.Развитие речевой моторики;

3.Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

4.Закрепление связи звука и буквы / ж/








Инструментальный блок.

Задачи учебного занятия: 1. Формирование кинестетического образа звука [р] (ощущения положения органов артикуляции);

2. Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

3. Развитие фонематического слуха и восприятия.

4. Развитие внимания и памяти.

5. Закреплять умение соотносить звуки с буквами и символами.

Тип учебного занятия: овладение новыми знаниями.

Средства обучения:

  • Оборудование: зеркало.

  • Дидактический материал: карточки-буквы, профиль артикуляции звуков, предметные картинки.

















Организационно - деятельностный блок

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающего



Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная



Осуществляемые действия

Формируемые

способы деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы деятельности

Осуществляемые действия


Формируемые

способы деятельности

1.Организационный момент.

1. Создает эмоциональный настрой:

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, чётко говорим
И тихохонько сидим.

2.Загадывает загадку:

В домике этом Красные двери
Рядом с дверями белые звери.
Любят зверюшки конфеты и плюшки.

Отгадывает загадку.


Выделять существенную информацию из текста загадки.

Осуществлять актуализацию жизненного опыта.

Взаимодействует с учителем во время отгадывания загадки.


Умение слушать собеседника.

Выражать свои мысли в соответствии с задачей.

Контролирует правильность ответа.


Умение слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачи.

2.Артикуляционная гимнастика

«Сказка о Веселом язычке»

1.Для губ:

Этот домик – рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так: рот открыт: “улыбочка”

Рот закрыт: “трубочка”

ребята-лягушата”

Тянуть губки прямо к ушкам – очень нравится лягушкам,

Улыбаются, смеются, а глаза у них как блюдца.

ребята-слонята”

Подражаю я слон, губки хоботком тяну.

Для языка: В этом домике, дружок, живет веселый язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка и немножко шалунишка

- Вот он вышел погулять, на крылечке позагорать (язык лежит на нижней губе)

лопата” - язык лопатой положи немного удержи,

Он тихонечко лежит и нисколько не дрожит.

- Вот подул легкий ветерок и язычок поежился (язык “стрелочкой”), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).

А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим “д-д-д-д”).

Язычок не скучал дома, потолок побелил)

Маляры” (мы сегодня маляры - потолок побелим мы).

Язычок посмотрел на часы, они тикали: “тик-так” (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта) – “часики”

Пора и мне спать”, - подумал Язычок.

Выполняет определённые

положения артикуляционных органов.



Использовать знаково-символические средства.







Взаимодействует с учителем во время выполнения артикуляционной гимнастики.





Умение слушать собеседника.

Выражать свои мысли, действия в соответствии с задачей.








Контролирует правильность выполнения гимнастики.

По мере необходимости уточняет, исправляет, дополняет.










Выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.


3. Постановка учебной задачи

На доске несколько картинок: жук, паук, птица.

Логопед читает загадку:

Жу-жу-жу
Жу-жу-жу
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу
Букву ж все твержу
Зная твердо букву эту
Я твержу весной и летом.

- Кто это жужжит на ветке? Найдите картинку.

- Какой первый звук в слове “жук”? Этот звук напоминает жужжание жука.

-Сегодня мы будем учиться произносить звук /ж/. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.


Формулирует тему занятия:

«Постановка звука Ж»,

цель: научиться правильно произносить звук Ж.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и задачи.


Называет тему и цель занятия.

Взаимодействует с учителем, отвечая на вопрос.

Умение слушать вступать в диалог с учителем.

Формулировать свои высказывания.

Производит самоконтроль.


Принимать и сохранять учебную цель и задачу.


4. Постановка звука / Ж /)


(используется прием постановки путем озвончения звука / ш /).

- Приложите руку к горлышку. Произнесите звук /ш/, а теперь скажите его громко, так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук /ж/.

После длительного произнесения уточняется, что так жужжит жук.

Логопед поправляет и уточняет артикуляцию звука.



Произносит звук /ш/, далее с включением голоса.

Устанавливает связь между движением артикуляционных мышц и их ощущением.

Осуществляет анализ и сравнение при произношении звуков.






Слушать учителя.


Отвечать на вопрос учителя.










Умение слушать и вступать в диалог.

Планировать сотрудничество с учителем.

Контролировать, коррегировать, оценивать действия партнёра.

Умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями коммуникации.

Самоконтроль выполнения задания.















Планировать и составлять план, последовательность действий.



Выработать правильные, полноценные движения артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения.




5. Динамическая пауза.

Выполняет движение вместе с детьми.

Ёж готовится к рекордам,

Будет заниматься спортом.

Ёжик лапки напрягает,

Штангу кверху поднимает.

Держит 1, 2, 3, 4, 5,

Можно штангу опускать.

Ёжик низко приседает,

И по камушкам шагает,

Возвращается обратно.

Расслабление приятно.








Самоконтроль выполнения задания.


6. Уточнение артикуляции / ж/ (перед зеркалом)


- Произнесем еще раз звук /ж/. В каком положении находятся губы?

- В каком положении находятся зубы – сомкнуты или раскрыты?

- Где находится кончик языка?

Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки.

Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.

- Что напоминает язычок? (чашечку).

Отвечает на вопросы учителя.

Анализирует артикуляционный уклад органов.

Устанавливает связь между движением артикуляционных мышц и их ощущением.

Отвечает на вопросы учителя.


Умение слушать и вступать в диалог.

Умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

Самоконтроль выполнения задания.



Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять.


Выработать правильные, полноценные движения артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения.

7. Закрепление изолированного звука / ж/ в звукоподражании

Пропой «песенку жука»: произнеси звук ж-ж-ж длительно на одном выдохе.

Произносит звук ж-ж-ж.

Устанавливает связь между движением артикуляционных мышц и восприятием звука на слух.

Слушать учителя.

Умение воспроизвести звукоподражание.

Самоконтроль выполнения задания.

Выработать правильные, полноценные движения артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения.

8. Развитие фонематического анализа


А) Игра “Поймай звук” (хлопни в ладоши, когда услышишь звук /ж/)

Из ряда звуков: М, Ж, В, Р, Ж, Л,Ж….

Из ряда слогов: жа, ва, ло, жо, ду, жу…

Из ряда слов: жаба, стакан, прыжок, лопата, телевизор, жираф ….

Б) Распредели картинки под схемы:

Ж_____________

(в начале слова)

______Ж_______

(в середине слова)

Предварительно дети характеризуют звук / ж/: согласный, твердый, звонкий.

На доске картинки: лыжи, жираф, желуди, пиджак, жилет, пижама, ежи, журнал.

Надо распределить картинки под схемы: под первой схемой картинки, в названии которых звук /ж / в начале слова, под второй схемой - /ж/ в середине слова.

В) Определение места звука /ж/ в слове по цифровому ряду: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Логопед произносит слова: ужин, кожа, пожар, сапожки, пружина.

Хлопает в ладоши, когда слышит звук.












Даёт характеристику звуку. Распределяет картинки под схемами.




















Определить место звука в цифровом ряду.


Восприятие звука на слух.













Анализ звука.

Определение звука в словах.























Определение звука в словах.

Слушать учителя.


Отвечать на вопрос учителя.


Умение слушать и вступать в диалог.

Планировать сотрудничество с учителем.




Самоконтроль выполнения задания.


По мере необходимости уточняют, исправляют, дополняют.


Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.


Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять.

9. Закрепление связи между звуком и буквой “Ж”.


- Покажите букву “ж”. На что она похожа?

- Сложите из палочек букву.

- Подберите картинки со звуком /ж/.


Соотносит звук с буквой.



Установление связи между звуком и буквой.

Слушать учителя.


Отвечать на вопрос учителя.


Умение строить монологические высказывания.

Самоконтроль выполнения задания.

По мере необходимости уточняют, исправляют, дополняют.


Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять.

10.Итог










Технологическая карта логопедического занятия
  • Логопедия
Описание:

Технологическая карта занятия построена по блокам:

1.    Блок  целеполагания.

2.    Инструментальный  блок.

3.    Организационно -  деятельностный  блок.

Тема занятия

Постановка звука [Ж].

Цель занятия

1.      Уточнение артикуляции звука /ж/, постановка звука /ж/, закрепление в изолированном произношении;

2.      Развитие речевой моторики;

3.      Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

4.     Закрепление связи звука и буквы / ж/

Автор Коростелина Галина Константиновна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 1385
Номер материала 28284
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓