Главная / Начальные классы / Технологическая карта к уроку русского языка на тему "Правописание орфограмм слабых позиций в значимых частях слова"

Технологическая карта к уроку русского языка на тему "Правописание орфограмм слабых позиций в значимых частях слова"

Название документа приложение 1 для группвой работы.doc

Родовой набор окончаний

Форму слова

Смотрю в словарь

Определяю часть речи

Начальная форма

Подбираю слово-помощник

Однокоренное слово

Определяю склонение

Ставлю ударение

Вспоминаю правописание

3 лицо мн. число

Подбираю проверочное слово

Нахожу безударный гласный

Название документа приложение 2 для парной работы.doc

В снежн_й шу_к_, на в_ршин_ с_сны, по бел_й скат_рт_ , в зимн_м н_ряд_, з_н_сло снег_м, мал_нькие ел_чк, п_с_р_брила д_рогу, шепч_т ска_ку.



Информация для учителя: дети самостоятельно определяют задание, учитель направляет, помогает сформулировать. ( определить место пропуска орфограммы, выделить часть слова с ОСП, вставить орфограммы слабых позиций, объяснить выбор - действия по алгоритму)


Название документа приложение 3 для индивидуальной работы.doc

Ф.И._______________________________________________________________


Задание: вставь пропущенные орфограммы, выдели часть слова с ОСП


З_мой мы п_шли в лес. В с_сновом л_су было тихо.


Всё было п_крыто белым п_крывал_м. В сказ_чн_м зимн_м


н_ряд_ каждая ветка к_залась страшным ч_дов_щ_м.
































Ф.И._______________________________________________________________

Тест


1.Найди однокоренные слова к слову гора


1. горный 3.горевать

2.горе 4.горцы


2. Укажи слово с приставкой, приставку выдели


1.полевой 3. помнить 5.портрет

2.покой 4.поход 6.порох


3. В каких прилагательных пишется Е, букву впиши.


1. по син_му морю


2.горяч_м воздухом


3. ранн_м утром


4. по весен_му лесу


5. зимн_й ночью



4.Выбери глаголы первого спряжения, докажи свой выбор


1. скакать 4.гнать 7. молоть


2.распустить 5.кашлять 8. сеять


3.просить 6.мыть 9.чистить



5. Какие буквы пропущены Е или И, букву впиши


В пустын…, в туман.., на грядк…, о лебед…, в сердц…, о юност…



Название документа приложение 4 смайлы.doc

Я доволен своей работой на уроке

hello_html_3f2cb338.png



У меня не все получалось

hello_html_m3b594050.png


Я не доволен своей работой на уроке

hello_html_m4d88255c.png


Комментарии к смайлам дает учитель, смайлы желательно распечатать на цветной бумаге , флажок на листе А-3 соответствуе цвету смайла

Название документа технологическая карта урока.doc

МАОУ «Лингвистическая гимназия»

Г. Ульяновска











Урок русского языка по теме:

Проверка орфограмм слабых позиций в значимых частях слова



Выполнила

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МАОУ «Лингвистическая гимназия»

Г. Ульяновска

Фалалеева Елена Алексеевна




















Технологическая карта

Учебный предмет

русский язык

Учебник

Учебник. Русский язык. С.В, Ломакович, Л.И. Тимченко. Москва. «Вита-Пресс». 2012

Ресурсы:


ПК учителя, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, орфографический словарь школьника Т.В. Шклярова. Москва. «ВАКО». 2011г, карточки с заданиями для групповой, парной, индивидуальной работы, конверты с ключевыми словами для составления алгоритма, смайлики настроения, листы А-3

Программа

программа для начальной общеобразовательной школы, система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.2010

Класс

3 класс

Тип урока

урок фиксации и систематизации изученного материала

Технология построения урока

проблемно-диалогическая

Тема урока

Проверка орфограмм слабых позиций (ОСП) во всех значимых частях слова ( первый урок по данной теме согласно планированию)

Цель урока

создание условий для обобщения знаний по теме;

для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования интереса к предмету

Основные термины, понятия

часть речи, приставка, суффикс, корень, окончание слова, формы слова, однокоренные слова

Планируемые результаты

Предметные

-обобщить знания по проверки ОСП в значимых частях слова,

-наблюдать за способам проверки ОСП,

-уметь классифицировать способы проверки ОСП в зависимости от ее нахождения в слове

- применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Метапредметные

Личностные УУД:

-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах, в группах;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

- учить планировать свою деятельность на уроке;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в словаре, в интернете;

- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

- моделировать информацию;

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Организация пространства

Формы работы


Средства обучения

Методы обучения

По характеру учебно-познавательной деятельности:

проблемно – поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности:

словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Технологии

исследовательская, технология ТРИЗ, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, развивающая, информационно-коммуникативные

Организация учебного пространства: работа с классом, в малых группах, в парах, индивидуальная.








Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Слайды

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Самоопределение к деятельности

(2 мин)

Метапредметные (УУД)


регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;


коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Слайд 1












































Добрый день, ребята! Сегодня у нас урок русского языка.

- Прочитайте выражение, записанное на доске.


- Объясните его смысл.



- Объяснения детей.


Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности ( 3мин)

Предметные:

- знать названия частей речи

- знать названия значимых частей слова , способы проверки ОСП;



Метапредметные (УУД)


познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь учителя;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- определять общие для всех правила поведения.



- Можем ли мы записать данное высказывание в тетрадь?

Что мешает это сделать?


- Что необходимо сделать?


-Как будем действовать?





- В каких значимых частях слова встретились орфограммы? Все орфограммы проверили с помощью правила?






- В каких еще значимых частях слова можем встретить ОСП? Только ли в правописании окончаний глаголов нас подстерегают трудности?

- Нет.



-Пропущены орфограммы в слове.

- Проверить орфограммы.


-Определим часть слова, в которой пропущена орфограмма, применим изученные способы проверки ( работают по цепочке)

- ОСП встретились в корне слова, в окончаниях глагола, а так же правописание частицы не с глаголом. При проверки ОСП в корне слова «Ошибается» воспользовались орфографическим словарем.



-Нет. ОСП встречаются во всех значимых частях слова, трудности могут нас подстерегать и правописании окончаний имен существительных и прилагательных.


Постановка учебной задачи (2-3 мин)

Предметные:

- уметь формулировать тему урока;

-знать способы проверки ОСП в значимых частях слова;

-

Метапредметные (УУД)


познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Метапредметные(УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность

действий на уроке.










Слайд 2






Слайд 3









- Из всего, что мы сейчас сказали, сформулируйте тему нашего урока.


- Какие задачи стоят перед нами?





- Запишите выражение в тетрадь. Это и будет девиз нашего урока. Подчеркните орфограммы слабых позиций в словах.

- Проверка ОСП в значимых частях слова



- Вспомнить способы проверки орфограмм слабых позиций в слове; применять знания на практике.










Построение проекта действий (10 мин)

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

- моделировать информацию;

Регулятивные: - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.





Слайд 4
















































Слайд 5



- Предлагаю вам составить алгоритм проверки ОСП в значимых частях слова.


- Кто слышал слово « алгоритм»?


- Что оно означает?


- Где мы можем узнать значение слова?

- Посмотрим значение слова в интернете.


- Запишем слово в тетрадь, подчеркнем ОСП в слове алгоритм.



- Предлагаю вам составить алгоритм проверки ОСП в значимых частях слова. Работаем в группах. (Перед работой вспомним правила сотрудничества.)




Дети делятся на 6 групп, каждая группа получает лист с заданием, конверт с вариантами ответов для составления алгоритма

( набор опорных выражений у всех групп одинаковый, дети выбирают только те варианты ответов, которые подходят для проверки ОСП предложенное их группе)








- Оцените свою работу в группах.


- Проверим по образцу.


- С чего начинаем работу над ОСП независимо от части слова?





- Ответы детей.





- В толковом словаре, в интернете.










Затем дети формируют группы, выбирают лидера.


Дети работают






1 группа - проверка ОСП в приставке,

2 группа - проверка ОСП в суффиксе,

3 группа -проверка ОСП в корне слова,

4 группа - проверка ОСП в окончаниях имен существительных,

5 группа – проверка ОСП в окончаниях имен прилагательных,

6 группа – проверка ОСП в окончаниях глаголов.



На доске выстраивается алгоритм проверки ОСП в значимых частях слова


Дети дают оценку работе в своей группе и группам товарищей.



- С постановки ударения, чтобы определить в какой части слова находится ОСП.


Физминутка (1 мин)


Слайд

6-15


-Мы немного устали. Проведем физминутку



Первичное закрепление ( 10 мин)

Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- работать по предложенному алгоритму;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в предложенном материале;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.






Слайд 16-17


Работа в парах над предложенным материалом ( пары слов с пропущенными орфограммами в разных частях слова).


-Ребята, как вы думаете, какое задание вам будет предложено?


- Проверим выполнение задания.








- Дети высказывают свое предположение.



Пары выполняют по очереди правильно задание на доске, комментируя свои действия



Дети дают оценку работе в своей паре и парам товарищей.



Физминутка (1 мин)


Слайд 18


-Мы немного устали. Проведем физминутку для глаз



Самостоятельная работа ( 6 мин)

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;



Слайд 19









- Пришло время проверить свои знания и выполнить самостоятельную работу.

Перед вами карточки с разными заданиями, выберете себе то задание, которое сможете выполнить

Дети выбирают понравившуюся им карточку и выполняют работу.

Карточки сдают учителю, анализ работы на следующем уроке.





Рефлексия ( 4 мин)

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.










Слайд 20




Слайд 21






- Над какой темой работали?


- Где будем использовать полученные знания?




-Продолжите фразу…



- Оцените свою работу на уроке, используя смайлики.







Выставляются оценки. Комментируется дом. задание.

Ответы детей











На доске прикреплены три листа формата А-3 с сигнальным флажком по цвету и «настроению» смайлика . Каждый ребенок выбирает из своего набора смайлов смайл-оценку своей работе на уроке.





















Технологическая карта к уроку русского языка на тему "Правописание орфограмм слабых позиций в значимых частях слова"
  • Начальные классы
Описание:

Материал содержит технологическую карту урока по русскому языку . 3 класс по системе РО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова и приложения для индивидуальной, групповой, парной работы, смайлы - самооценка, презентация к данному уроку размещена на сайте ранее. Данный материал можно использовать на уроке русского языка по любому УМК (3-4 класс), как систематизация знаний и отработке алгоритма  по проверке безударной гласной в разных частях слова. Материал поможет ребенку вспомнить, систематизировать и закрепить изученный материал: работа в группе, в паре и самостоятельно, дать оценку своей работе на уроке. 

Автор Фалалеева Елена Алексеевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 881
Номер материала 50281
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓