Главная / Начальные классы / Технологическая карта к уроку развития речи в 4 классе по теме: «Описание, повествование и рассуждение»

Технологическая карта к уроку развития речи в 4 классе по теме: «Описание, повествование и рассуждение»

Технологическая карта к уроку развития речи в 4 классе по теме:

«Описание, повествование и рассуждение»




Тема урока

Описание, повествование и рассуждение

Тип урока

Урок комплексного применения знаний и умений  ( урок закрепления)

Цель

Формировать учебно - познавательный интерес к текстам - описания, текстам- повествования, текстам - рассуждения в ходе совместной деятельности в ходе парной, групповой, коллективной и самостоятельной работы под руководством учителя.. Научить школьников правильно распознавать тексты- описания, тексты – повествования, тексты – рассуждения.


Задачи

1.Совершенствовать умение различать тексты- описания, тексты – повествования, тексты - рассуждения

2. Развивать навыки взаимооценки и самооценки по критериям.

2.Способствовать развитию умения подтверждать свои выводы и ответы цитатами из текста, логики.

3.Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, парной работе, индивидуальной работе, работе в группах.


Планируемый

результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

Знать.

Отличия текста - описания, текста – повествования, текста – рассуждения.

Уметь.

1.Различать тексты- описания, тексты – повествования, тексты - рассуждения;

2. уметь находить в художественном тексте его составляющие: элементы повествования, элементы описания и элементы рассуждения.

3. Делать выводы и обобщения при изучении данной темы.

4. Расширять словарный запас.






Личностные У УД :

- формировать познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- понимать причины успеха в учебной деятельности.

- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные У УД:

Познавательные УУД

- уметь сравнивать;

- делать выводы о результате совместной работы класса и учителя, группы;

- проводить логические операции, делать умозаключения, выводы;

Коммуникативные УУД

- формировать собственное мнение и позицию - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться к одной точке зрения.

Регулятивные УУД

- освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

- формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Предметные УУД

- различать тексты- описания, тексты – повествования, тексты - рассуждения;

- уметь цитировать ответы из художественного текста;

- формировать умения различать и правильно характеризовать описание , повествование и рассуждение

- находить в тексте описание, повествование и рассуждение.


Основные понятия

Текст, текст - описания, текст – повествования, текст – рассуждения, тезис.

Межпредметные связи

развитие речи – чтение- окружающий мир

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

М.Л. Каленчук, Н.А.Чуракова, О.В. Малаховская, «Русский язык», часть 2, учебник для 4 класса.

Мультимедийное оборудование, интерактивная доска, лист самооценки обучающегося, карточки с заданиями, карточки с текстами, презентация, магнитофон, музыкальная композиция в исполнении Людмилы Зыкиной «Течет река Волга», композитор Марк Фрадкин, слова поэта Льва Ошанина..

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа.











ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Формируемые

универсальные учебные действия

1. Мотива-ция к учебной деятель-ности

Включение в деловой ритм

Устное сообщение учителя

Готовятся к работе

-Здравствуйте! Сегодня у нас на уроке много гостей и, как гостеприимные хозяева, окажем им внимание.

Ребята, давайте улыбнёмся им, поздороваемся. Я рада видеть вас и думаю, что сегодняшний урок принесёт не только приятное общение друг с другом, но и новые открытия. Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

Все готовы к уроку. Тогда урок начинается.

Учебно-познавательная, коммуникативная.

ЛУУД:

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Метапредметные:

Проверка готовности к уроку; РУУ:самоконтроль и самооценка; организация рабочего места.

ПУУД:

Предметная готовность.

2. Актуали-зация знаний и выявление индиви-дуальных затруднений

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки

Отгадайте ребус

,,, ,

hello_html_3c856b79.jpghello_html_30849cbe.pnghello_html_4d7e1f5.jpg

- Текст.

- Что такое текст? (Текст- это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу. )

- Какие виды текстов вы знаете? (описание, рассуждение, повествование, научный, художественный).

Работая в парах определите с какими видами нам предстоит работать на сегодняшнем уроке? Почему?

Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

Это текст _______________________. Почему? (повествование)

Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

Это текст _______________________. Почему? (описание)

Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому что дрессировщик заботится о них? А как вы думаете?

Это текст _______________________. Почему? (рассуждение)

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция.

3. Постановка учебной задачи

Анализирует знания учащихся.

Формулируют тему урока и цели. Разрабатывают критерии деятельности на уроке.

-Сформулируйте тему урока, опираясь на это задание. (Тексты: описание, повествование и рассуждения).

- Откройте содержание и скажите, на какой странице мы будем работать? (34)

- Эта тема новая для вас? (Нет)

- Для чего тогда мы сегодня будем ее рассматривать? (Чтобы вспомнить виды текстов и научиться их различать)

- А могут, ли все эти три вида встретится в одном тексте?

- Сформулируйте цель урока. (Учиться находить, различать и цитировать описание, повествование и рассуждение)

-Чтобы приступить к дальнейшей работе мы сформулируем критерии оценки вашей деятельности на уроке. (вывешиваю на доске)

1. Умею подкрепить ответ на вопрос цитированием соответствующих отрывков.

2. Формулировка выводов.

3. Даю полный и правильный ответ.

4. Умение работать с толковым словарем.

5. Умение работать в группе, паре.

- В конце урока вы оцените себя по этим критериям.

+ - у меня все получилось, все задания выполнял без ошибок;

+- - были трудности, нужна была помощь;

- - мне нужно постараться!

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели;

4. Решение учебной задачи

Организуется деятельность учащихся по решению учебной задачи

Работают с толковым словарем, читают текст, отвечают на вопросы цитированием соответствующих отрывков.

- Обратите внимание на то, кто автор этого текста.

Миша говорит, что мы уже читали и обсуждали один текст этого автора. Вы с ним согласны? Докажите. (Василий Песков «Речка моего детства»)

- Какой словарь нам придет на помощь? (Толковый)

- Какие слова нам необходимо до знакомства с текстом растолковать?

Обратить внимание на ударение.

Плёс – (179) Широкий, со спокойным течением участок реки, расположенный между двумя островами.

Откос – (177) 1. Покатый спуск. (Какое значение подходит к нашему слову, посмотрев на иллюстрации в учебнике?).

Полог – (180) 2.(переносное) То, что покрывает, окутывает что-нибудь.

Полотно –(180) Картина (обычно на холсте).

Слобода –(183) (устаревшее) Здесь: посёлок около города, пригород.

Первичное восприятие текста. (Читают ученики) МУЗЫКА (Людмилы Зыкиной «Течет река Волга», композитор Марк Фрадкин, слова поэта Льва Ошанина)..

- Почему городок назвали Плес?

Ответы на вопросы с цитированием соответствующих отрывков.

Каким увидел волжский городок Плес художник Исаак Левитан?

«…взгляд живописца привлек маленький городок, убегавший от воды круто в гору, в зелень берез и елок. На берегу стояла бревенчатая церковка, кругом темнел отражавшийся в Волге лес».

- Как рассказывает о своих впечатлениях о Плесе автор текста – Василий Песков? Он рассматривает городок, стоя на одном месте или видит его с разных сторон? Зачитайте цитаты.

Сначала он смотрит на городок и природу, окружающую его, снизу: «Овраги в Плесе громадные»; «Глиняные дорожки змейками убегают на кручи мимо таинственных, непролазно-зеленых оврагов»; «В пахучем царстве зарослей тут хочется заблудиться». А затем – постепенно поднимаясь на гору: « Дорожки выводят тебя на вершину откоса под полог громадных старых берез. Отсюда Волга как на ладони».

- Откуда открывается самый впечатляющий вид на город?

Самый эффективный вид на город открывается, если переправиться на лодке на левый берег: «Через реку, как бы со стороны, городок виден весь целиком. Видна внизу слева бывшая рыбачья слобода, виден в ней домик, где жил Левитан. И в мелких подробностях видны уступы кружевной зелени леса, уступы домов, садов, паутина желтых дорожек, освещенные солнцем полянки и темные русла оврагов. Светел, зелен, радостен городок! А у ног его – зеркало Волги».

- Поработайте в паре. 1. Найдите в тексте, какие выразительные сравнения использует автор, чтобы дать читателю представление о Плёсе. 2.Найдите какие ещё впечатления, кроме зрительных, описывает автор? Что он почувствовал? Приведите цитаты.

(1.« большой многопаубный пароход, приставший тут и не желающий уплывать- так ему хорошо. Как мачты, белеют церквушки. Нижняя палуба самая оживленная…»;2. «Глиняные дорожки змейками убегают на кручи…»; 3.«…паутина жёлтых дорожек…»; 4.«…чешуйчатой змейкой уползает дорожка, мощенная камнем…»; 5.«А у ног его – зеркало Волги».

- ( запахи оврагов «… тут пахнет нагретыми лопухами, ежевикой, жасмином»; запахи садов и огородов «В огородах возле домов пахнет укропом, нагретой ботвой помидоров. Пахнет яблоками, колотыми дровами, вяленой рыбой, дымком».

Пуза Закройте глаза и представьте город Плёс. (30 сек.)

- Какие строчки передают уютную и спокойную атмосферу городка?

«Плотно друг к другу стоят дома. Почти что двухэтажные, низ – каменный, верх – деревянный. Заборы. Наличники. Двери с коваными запорами. В окнах –герань. У заборов – скамейки с обязательными старушками. Девятнадцатый век!»

-Что особенно в облике Плеса?

«Сто лет почти минуло с той поры, когда по желтым дорожкам в гору ходил Левитан. За сотню лет столько воды унесла в море Волга! Выросли, переменились города на ее берегах. А Плёс остался Плесом. Возможно, овраги и кручи помешали его застроить на современный лад»

- Почему он не изменился? Почему же его так назвали? (Спокойная размеренная жизнь, без автомобилей, без суеты, без многоэтажных домов, а все как в 19 веке.)


Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

5. Обобщение новых знаний


(групповая работа с самопровер-кой в классе).

Устанавливает осознанность восприятия.

Организуется деятельность учащихся в группе

Выполняют задания с объяснением.

Находят в этом тексте описание, рассуждение и повествование

1 группа.

  1. Выбрать капитана.

  2. Вспомнить особенности повествования. (Памятка)

  3. Найти и доказать что этот отрывок повествование.

2 группа.

  1. Выбрать капитана.

  2. Вспомнить особенности описания. (Памятка)

  3. Найти и доказать что этот отрывок описание.


3 группа.

  1. Выбрать капитана.

  2. Вспомнить особенности рассуждения. (Памятка)

  3. Найти и доказать что этот отрывок рассуждение.


- Какая часть текста в большей мере содержит повествование?

(стр. 34-35) « Летом 1888 года еще малоизвестный молодой пейзажист Исаак Левитан плыл по волге из Нижнего Новгорода в поисках «Источника сильных впечатлений» Художник был грустен, даже уныл…Полотна, привезенные с Волги, сразу поставили Левитана в ряд великих художников.»

- Зачитайте описание.

(стр. 36-38) (Весь остальной текст)

- Где же автор рассуждает? Почему городок Плес сейчас выглядит почти также, как и 100 лет назад?

(стр. 35) «Сто лет почти минуло с той поры, когда по желтым дорожкам в гору ходил Левитан. За сотню лет столько воды унесла в море Волга! Выросли, переменились города на ее берегах. А Плёс остался Плесом. Возможно, овраги и кручи помешали его застроить на современный лад»



Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

6. Домашнее задание

Организую домашнее задание по выбору

Выбирают тему для домашнего сочинения.

  1. Почему Иртыш называют «землероем»?

  2. Какой наш Иртыш?

  3. Откуда и куда держит путь Иртыш?


Личностные: смыслообразование.

7. Рефлексия деятельности

Организует рефлексию

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

- Чему научились на уроке?

-Какие типы текста мы сегодня вспомнили?

-Какие типы текста вам больше нравятся? Почему?

-Когда вы будете применять описания?

-Когда вам понадобятся рассуждения?

- Всё ли понравилось на уроке?

- Кого бы вы похвалили?

Проанализируйте свою работу на уроке. У каждого из вас на парте лежит лист самооценки. Оцените свою работу на уроке и покажите товарищу, а он вас оценит.


Я очень довольна вашей работой. Хочу отметить следующих ребят…

Урок окончен. Спасибо всем.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

















Памятка

Текст- это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу.

Текст-повествование. Автор рассказывает о каких-либо событиях.

  • (что? где? когда? с кем? произошло)

  • Начало действия (герой истории, место, время, с чего всё началось)

  • Развитие действия (сообщение о действующем лице, что необычного (интересного, смешного или грустного случилось дальше;глаголы)

  • Далее перечисляются действия, события.

  • К тексту можно нарисовать несколько картинок.

  • Текст заканчивается выводом.

Вопрос «Что произошло?»

Ведущая часть речи: глагол.


Текст-описание. Автор описывает что-либо или кого-либо, чтобы читатель смог это представить. Часто используют приём сравнения. Сравнение помогает лучше представить то, что описывает автор.

  • (какой? какая? какое? какие?)

  • Какой предмет будем описывать (представление предмета)

  • Далее перечисляются признаки предмета описания (эпитеты, сравнения; имена прилагательные).

  • К тексту можно нарисовать только одну картинку.

  • Текст заканчивается выводом.

Вопрос «Какой (описываемый объект)?»

Ведущая часть речи: прилагательное.


Текст-рассуждение. Это стремление человека найти ответ на волнующий его вопрос. В рассуждении всегда виден ход мысли человека

  • (как? зачем? почему?)

  • Тезис. Начало сочинения в котором говорим, что будем доказывать.

  • Доказательства. Аргументы (доказательства: так как; потому что; чтобы; для того чтобы …)

  • Вывод.

Вопрос «Почему?»

Слова, помогающие оформить рассуждение: по-моему, я думаю, убеждён, мне кажется, во-первых, во-вторых, например, значит, следовательно, поэтому, итак, таким образом.














Рефлексия работы в группе:

1. Довольны ли вы результатами своей работы?

2. Что помогло вам справиться с работой?

3. Что нового вы узнали сегодня о своём любимом уголке природы?

4. Чему научились, работая в группе?

5. Кого в группе вы хотели бы поблагодарить и за что?






































Лист самооценки

Я

«+», «+-»,

«-»

Сосед

«+», «+-»,

«-»

Лист самооценки

Я

«+», «+-»,

«-»

Сосед

«+», «+-»,

«-»

Лист самооценки

Я

«+», «+-»,

«-»

Сосед

«+», «+-»,

«-»

Лист самооценки

Я

«+», «+-»,

«-»

Сосед

«+», «+-»,

«-»

Лист самооценки

Я

«+», «+-»,

«-»

Сосед

«+», «+-»,

«-»

Умею подкрепить ответ на вопрос цитированием соответствующих отрывков.



Умею подкрепить ответ на вопрос цитированием соответствующих отрывков.



Умею подкрепить ответ на вопрос цитированием соответствующих отрывков.



Умею подкрепить ответ на вопрос цитированием соответствующих отрывков.



Умею подкрепить ответ на вопрос цитированием соответствующих отрывков.



Формулировка выводов.



Формулировка выводов.



Формулировка выводов.



Формулировка выводов.



Формулировка выводов.



Даю полный и правильный ответ.



Даю полный и правильный ответ.



Даю полный и правильный ответ.



Даю полный и правильный ответ.



Даю полный и правильный ответ.



Умение работать с толковым словарем.



Умение работать с толковым словарем.



Умение работать с толковым словарем.



Умение работать с толковым словарем.



Умение работать с толковым словарем.



Умение работать в группе, паре.



Умение работать в группе, паре.



Умение работать в группе, паре.



Умение работать в группе, паре.



Умение работать в группе, паре.



Лист самооценки

Я

«+», «+-»,

«-»

Сосед

«+», «+-»,

«-»

Лист самооценки

Я

«+», «+-»,

«-»

Сосед

«+», «+-»,

«-»

Лист самооценки

Я

«+», «+-»,

«-»

Сосед

«+», «+-»,

«-»

Лист самооценки

Я

«+», «+-»,

«-»

Сосед

«+», «+-»,

«-»

Лист самооценки

Я

«+», «+-»,

«-»

Сосед

«+», «+-»,

«-»

Умею подкрепить ответ на вопрос цитированием соответствующих отрывков.



Умею подкрепить ответ на вопрос цитированием соответствующих отрывков.



Умею подкрепить ответ на вопрос цитированием соответствующих отрывков.



Умею подкрепить ответ на вопрос цитированием соответствующих отрывков.



Умею подкрепить ответ на вопрос цитированием соответствующих отрывков.



Формулировка выводов.



Формулировка выводов.



Формулировка выводов.



Формулировка выводов.



Формулировка выводов.



Даю полный и правильный ответ.



Даю полный и правильный ответ.



Даю полный и правильный ответ.



Даю полный и правильный ответ.



Даю полный и правильный ответ.



Умение работать с толковым словарем.



Умение работать с толковым словарем.



Умение работать с толковым словарем.



Умение работать с толковым словарем.



Умение работать с толковым словарем.



Умение работать в группе, паре.



Умение работать в группе, паре.



Умение работать в группе, паре.



Умение работать в группе, паре.



Умение работать в группе, паре.










1. Умею подкрепить ответ на вопрос цитированием соответствующих отрывков.

2. Формулировка выводов.

3. Даю полный и правильный ответ.


4. Умение работать с толковым словарем.

5. Умение работать в группе, паре.

















«+» - У меня всё получилось, все задания выполнял без ошибок.

«+-» - Были трудности, нужна была помощь.

«-» - Мне нужно постараться!



  1. Почему Иртыш называют «землероем»?

  2. Какой наш Иртыш?

  3. Откуда и куда держит путь Иртыш?







Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

Это текст _______________________. Почему?





Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

Это текст _______________________. Почему?





Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому что дрессировщик заботится о них? А как вы думаете?

Это текст _______________________. Почему?





  1. группа.

1.Выбрать капитана.

2.Вспомнить особенности повествования. (Памятка)

3.Найти в тексте и доказать -повествование.



  1. группа.

1.Выбрать капитана.

2.Вспомнить особенности описания. (Памятка)

3.Найти в тексте и доказать -описание.



  1. группа.

1.Выбрать капитана.

2.Вспомнить особенности рассуждения. (Памятка)

3. Найти в тексте и доказать -рассуждение.







Помощь


Где же автор рассуждает? Почему городок Плёс сейчас выглядит почти также, как и 100 лет назад?



Помощь

Какой Плёс? Какая в нём жизнь? Как выглядит?



Помощь

С чего всё началось? Что было далее? Что подарил Плёс Исааку Левитану?








ПАМЯТКА №1

КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ

  1. Обсудить полученное задание, определить цель работы.

  2. Распределить задание между членами группы.

  3. Самостоятельно выполнить свое задание.

  4. Обсудить полученные результаты.

  5. Отчитайтесь о выполненном задании.


Технологическая карта к уроку развития речи в 4 классе по теме: «Описание, повествование и рассуждение»
  • Начальные классы
Описание:

Формировать учебно - познавательный интерес к текстам  - описания, текстам- повествования, текстам - рассуждения в ходе совместной деятельности в ходе парной, групповой, коллективной и самостоятельной работы под руководством учителя.. Научить школьников правильно распознавать тексты- описания, тексты – повествования, тексты – рассуждения.

1.Совершенствовать умение различать тексты- описания, тексты – повествования, тексты - рассуждения

2. Развивать навыки взаимооценки и самооценки по критериям.

2.Способствовать развитию умения подтверждать свои выводы и ответы цитатами из текста, логики.

 

3.Воспитыватькультуру поведения при фронтальной работе, парной работе, индивидуальной работе,  работе в группах.

Автор Казанцева Татьяна Геннадьевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2161
Номер материала 38685
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓