Главная / Начальные классы / Урок литературного чтения по теме "В.Гаршин. Лягушка - путешественница" (4 класс)

Урок литературного чтения по теме "В.Гаршин. Лягушка - путешественница" (4 класс)

4



Технологическая карта урока

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 4 «Б»

Учитель: Павлова Ольга Ильинична

УМК: «Начальная школа XXI века»

Тема урока: В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница»

Тип урока: урок построения системы знаний (общеметодологической направленности)

Цель урока:

  1. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

  2. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.


Задачи урока:

1. Познавательные:

- подвести учащихся к пониманию основной мысли произведения, посредством анализа содержания сказки.

-учиться находить информацию в тексте;

-фиксировать ее в виде плана;

-проводить анализ и синтез объектов;

-развитие художественно-творческих и познавательных способностей,

- воспитание интереса к чтению.


2. Коммуникативные:

-учиться четко, правильно высказывать свое мнение, доказывать его,

- выявлять точку зрения автора и выражать свою,

- сотрудничать в паре, группе для решения учебной задачи.


3. Регулятивные:

-учиться выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

-использовать установленные правила в контроле способа решения;

-продолжить работу по формированию умения проводить анализ произведения, определять тему, жанр


4. Личностные:

-учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам;

- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.

-учиться определять свою позицию;

-мотивация к изучению предмета через межпредметную связь окружающего мира и литературного чтения;

-формирование нравственного сознания и эстетического вкуса; понимание духовной сущности произведения

5. Предметные:

-формирование полноценного восприятия художественного произведения – на уровне главной мысли (идеи);

-обучение самостоятельной работе над текстом произведения (самостоятельно читать, выделять художественные детали, раскрывающие образы героев; определять главную мысль)



Оборудование:


Ход урока

(этапы урока)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Методические рекомендации

1.

Самоопределение к деятельности.



Обратите внимание на ваше рабочее место.

Работая в группах, помните, уважение друг к другу - прежде всего. Без уважения друг к другу вы не достигнете положительного результата.

Слушают учителя. Контролируют готовность рабочего места к уроку.

Регулятивные: формирование основ оптимистического восприятия мира;

нацеливание на успешную деятельность.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания

Допустимы вариации, в зависимости от эмоционального состояния детей.

Дети должны настроить сами себя на положительную и продуктивную работу.

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.






В каждой группе есть проектный лист. Ознакомьтесь с ним и скажите, какую работу мы будем сегодня на уроке выполнять.




Знакомятся с проектным листом. Формулируют план работы на урок:

- анализ текста

- составление плана

- характеристика героя

-





Регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:

выдвижение гипотиз, их обсуждение логические – анализ объектов с целью выделения признаков


Для получения новых знаний необходимо вспомнить изученный материал и систематизировать его.

3.

Мотивация учебной деятельности учащихся.


Возьмите пьедесталы и на самой верхней ступеньке запишите тот вид работы, который у вас получается лучше всего, а на самой нижней тот вид работы, который вызывает затруднение.

Постарайтесь поработать так, чтобы этот урок пошёл вам на пользу.

hello_html_6f970050.gif

Дети выполняют инструкцию учителя


Познавательные:

способность анализировать собственные знания

Личностные: положительный настрой на сотрудничество.

Коммуникативные:

использование средств языка и речи для получения и передачи информации

Регулятивные:

Выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения


4.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.


Вчера вы от меня получили письма. Прочитайте мою просьбу:

Приложение 1. (письма)

  1. Прочитай текст.

  2. Выпиши из текста буквы записанные другим шрифтом, не пропуская и не заменяя их.






Дети читают буквы, записанные другим шрифтом.












Личностные:

развитие эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

проявлять желание узнать больше

Регулятивные:

развивать саморегуляцию – способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

5.

Постановка учебной задачи. (тема и цель урока)



Как называется текст?

Пробовали прочитать записанные буквы? Прочитайте. Что у вас получилось?

Почему появилось это имя?

Действительно В.М. Гаршин – автор текста, с которым вы дома знакомились. Более того – это последнее произведение , написанное этим писателем.

Назовите тему урока.

Ответы детей:

- Лягушка – путешественница

- Гаршин Всеволод Михайлович


- автор произведения «Лягушка – путешественница»






Всеволод Михайлович Гаршин «Лягушка – путешественница»

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

Регулятивные:

Выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные:

постановка и решение проблемы

Коммуникативные:

умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникаций

Личностные:

проявлять желание узнать больше

Самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на поиск информации.


6.

Локализация затруднений и первичный анализ текста.

Гаршин Всеволод Михайлович – русский писатель. Он болел неизлечимой болезнью и прожил всего 33 года. Писал он как для взрослых, так и для детей. Произведениям, написанным Гаршиным, давали высокую оценку многие его современники. Среди них были и Л.Н. Толстой, и И.С. Тургенев, и А.П. Чехов.

Перед вами на столах лежат портреты русских писателей. Вы должны определить, на каком из них изображён В.М. Гаршин. Можете воспользоваться интернетом. Если вы внимательно слушали меня, то и без интернета, без проблем справитесь с заданием.

Если бы у вас была возможность встретиться с автором, какой вопрос , связанный с этим произведением вы бы ему задали?

Ответив на вопросы теста, мы увидим, насколько внимательно вы читали сказку. Тест.

Приложение 2.

Проверка теста с выборочным чтением.

1. Кто является главным героем сказки?

2. Где жила лягушка? Найдите в тексте подтверждение этому.

3. Какая мечта была у лягушки?

4.Почему утки сели на болото? Прочитайте, как об этом говорится в тексте.

5. Почему утки не стали есть лягушку? Найдите в тексте причину, по которой утки не стали есть лягушку.

6. Почему лягушка попросила уток лететь пониже? Найдите в тексте предложение, которое подтверждает ваш ответ.

7. Почему лягушка не добралась до юга? Давайте прочитаем по ролям отрывок, где описывается восхищение людей и хвастовство лягушки. Начните со слов «И лягушке ужасно захотелось…» до слов «И с этим криком…»

8. Кто виноват в том, что лягушка не попала в тёплые края?

После урока я соберу тесты и завтра мы проанализируем ошибки, если такие были.

Дети записывают вопрос на листочках и помещают его …..

Дети выбирают портрет автора произведения с опорой на рассказ учителя или средств интернета.























Ответы детей:

- Лягушка – путешественница.


Дети находят ответ в произведении.


- побывать на юге

Дети читают отрывок из произведения.




Лягушка была большой.




Чтобы услышать что о ней говорят другие. Проявляет хвастовство.




Дети читают отрывок по ролям.








Сама лягушка.




Регулятивные:

умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществления предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками

Познавательные:

умение устанавливать причинно – следственные связи.

Применять методы информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные:

управление поведением партнёра(контроль, коррекция, оценка его действий)

Учитель расставляет акценты на затруднения для успешного разрешения трудностей.

7.

Построение проекта выхода из затруднений.

К какому жанру относится это произведение? Попробуйте доказать свою правоту.


Любая литературная сказка строится в определённой композиции.

Я приглашаю по одному человеку от группы к доске, чтобы выстроить эту последовательность на доске.



Для чего нам это надо?




Составьте план к сказке и запишите его на проектных листах. Помните, что важно правильно определить, какой момент в сказке является кульминацией.


Литературная сказка






Дети выставляют карточки

ЭКСПОЗИЦИЯ



ЗАВЯЗКА

КУЛЬМИНАЦИЯ



РАЗВЯЗКА



Это помогает нам правильно составить план.




Личностные: проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой.

Умение распределять роли

Коммуникативные:

умение работать в статичных и мигрирующих группах

участие в продуктивном диалоге;

Регулятивные:

умение действовать по плану и планировать свою деятельность

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации.

При помощи наводящих вопросов и специально построенных заданий строится выход из затруднений













Одна группа составляет картинный план у доски, а остальные – записывают на проектных листах.

8.

Включение в систему знаний и повторение.

Сверка составленных планов.


Давайте посмотрим, какой представляет нам автор лягушку в разных эпизодах сказки. Подберите 3 прилагательных.



Какое чувство испытывает автор по отношению к лягушке, используя такие фразы:

- шлёпнулась с сучка;

- выражение морды было самое сияющее;

- полетела вверх тормашками;

- бултыхнулась в грязный пруд;

- уронить лягушачье достоинство

Каждая группа даёт характеристику главному герою в разных эпизодах сказки. Записывает на карточках и размещает на доске.

Доказывают свой выбор.



Автор относится к лягушке с иронией, слегка улыбается над её хвастовством , поведением.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные:

умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Личностные:

проявлять внимание и положительное отношение к процессу познания, желание узнать больше.

Отработка нового материала

9.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации(проблемные задания)


Составьте синквейн к образу лягушки из сказки «Лягушка – путешественница»

Проверка

Прочитайте, что у вас получилось.



Давайте обратимся к тем вопросам, что вы задавали автору.

( учитель зачитывает вопрсы, придуманные детьми)


Постарайтесь придумать другое завершение сказки.

Дети в группах составляют синквейн.







Дети предполагают, как автор мог бы на них ответить.



Дети в группах придумывают иное окончание сказки.

Регулятивные:

умение действовать по плану

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера;

построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные:

проявлять активность в деятельности.

Личностные: готовность к сотрудничеству и дружбе.


10.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Дома вы напишете в тетрадях по литературе ваше отношение к лягушке – путешественнице, используя форму «считаю _____, потому что______ . Используя слова во – первых, во – вторых.»

Дети слушают инструкцию учителя.

Регулятивные:

Познавательные Коммуникативные

Личностные


11.

Рефлексия (подведение итогов занятия)


Возьмите ваши пьедесталы и обратите внимание на нижнюю ступеньку. Если вам хоть чуть – чуть было легче справиться с той работой, что там вами указана, проведите стрелочку вверх, если вы изменений не почувствовали, то поставьте точку.


А в завершении хочется сказать вам, что в древнеиндийском народном творчестве есть похожий сюжет. Только в роли лягушки выступает черепаха, а вместо уток – гуси.

Дети анализируют свою работу и на пьедесталах фиксируют её результат.

Личностные: оценивать собственную учебную деятельности;

формирование адекватной, позитивной осознанной самооценки и самопринятия; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

Регулятивные:

осуществлять итоговый контроль

Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Коммуникативные:

проявлять активность в деятельности

На данном этапе полученные знания приводятся в систему






Урок литературного чтения по теме "В.Гаршин. Лягушка - путешественница" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Учебный предмет:  литературное чтение

Класс: 4 «Б»

Учитель: Павлова Ольга Ильинична

УМК: «Начальная школа XXI века»

Тема урока: В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница»

Тип урока: урок построения системы знаний (общеметодологической направленности)

Цель урока:

1.                  Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

2.                  Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

 

Задачи урока:

1. Познавательные:

 - подвести учащихся к пониманию основной мысли произведения, посредством анализа содержания сказки.

-учиться находить информацию в тексте;

-фиксировать ее в виде плана;

-проводить анализ и синтез объектов;

-развитие художественно-творческих и познавательных способностей,  

- воспитание интереса к чтению.

 

2. Коммуникативные:

 -учиться четко, правильно высказывать свое мнение, доказывать его,

- выявлять точку зрения автора и выражать свою,

- сотрудничать в паре, группе для решения учебной задачи.

 

3. Регулятивные:

 -учиться выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

-использовать установленные правила в контроле способа решения;

-продолжить работу по формированию умения проводить анализ произведения, определять тему, жанр  

 

4. Личностные:

-учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам;

- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.

-учиться определять свою позицию;

-мотивация к изучению предмета через межпредметную связь окружающего мира и литературного чтения;

-формирование нравственного сознания и эстетического вкуса; понимание духовной сущности произведения

5. Предметные:

-формирование полноценного восприятия художественного произведения – на уровне главной мысли (идеи);

 

-обучение самостоятельной работе над текстом произведения  (самостоятельно читать, выделять художественные детали, раскрывающие образы героев; определять главную мысль)

Автор Павлова Ольга Ильинична
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2308
Номер материала 31251
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓