Главная / Биология / Технологическая карта к уроку биологии "Строение и работа сердца" 8 класс

Технологическая карта к уроку биологии "Строение и работа сердца" 8 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «СТРОЕНИЕ И РАБОТА СЕРДЦА»

Предмет: Биология

Класс: 8

Тип урока: урок усвоения новых знаний и первичного закрепления знаний

Тема

«Строение и работа сердца»

Цели

Образовательные: - Рассмотреть строение сердца и его роль в кровообращении.

-Установить взаимосвязь строения и функций сосудов.

-Сформировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца.

Развивающие: - способствовать созданию условий для развития навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки, развития интеллектуальных качеств: внимания, памяти, умения анализировать, обобщать, выделять главное.

Воспитательные: - способствовать созданию условия для развития познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, формирования положительного мотива учения

- способствовать формированию бережного отношения к своему здоровью

Основные понятия

Перикард – околосердечная сумка;

Эпикард – наружный серозный слой;

Миокард – средний мышечный слой;

Эндокард – внутренний слой;

Клапан (нем) – “клаппе” – “крышка, заслонка, закрывание просвета”;

Сердце – “середина”.

Межпредметные связи

Биология

Ресурсы (основные/дополнительные)

- учебник Биология 8 класс Н.И. Сонин, Н.И. Сапин, «Дрофа»2012г

- презентация к уроку

- индивидуальные тетради

- раздаточный материал к уроку

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах


Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1) Мотивация учебной деятельности

1) Орг.момент

2) Как часто мы оказываемся в ситуации, когда вспоминаем о сердце не как об органе кровообращения, а как о вместилище души. В этот момент бывают так уместны поговорки и пословицы, которыми богата народная мудрость. (сл№1)

3) Сердце, как вместилище души, становится объектом внимания поэтов и писателей.

Какое должно быть сердце по-вашему у людей добрых, открытых и бескорыстных? Послушаем как о таком сердце писал А.М. Горький в сказке «Старуха Изергиль».(сл №2)


Ученики вспоминают пословицы и поговорки о сердце. Например: -С глаз долой, из сердца вон;

-Убежало сердце в пятки;

-Моль одежду ест, а печаль – сердце;

-Что червь в орехе, то печаль в сердце;

-Камень от сердца отвалился;

-Ум истиною просветляется, сердце любовью согревается;

Ученики читают отрывок из сказки «О горящем сердце Данко»

(Приложение 1)

- формирование знаний о сердце как о вместилище души

Личностные: соотносить поступок с моральной нормой

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные: контролировать свое время на выполнение задания

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли

2) Постановка проблемы

Рассказ учителя: Известный врач Андреа Везалий (1514-1564г.г.) вскрывал труп перед своими учениками, и после рассечения грудной клетки все с ужасом увидели, что сердце трупа слабо билось!

(сл №3)

Учащиеся предлагают объяснения почему сокращалось сердце трупа?

Читают соответствующий абзац параграфа учебника

Формирование знаний об автоматизме сердца

Личностные: мотивировать свои действия

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные: контролировать свое время на выполнение задания

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли

3) Открытие нового знания

Учитель: Сердце – удивительный надежный мотор, насос, который работает в течение всей жизни без остановки и «ремонта».

(сл №4)

Выдвижение гипотез – «Почему же сердце неутомимо и работоспособно?»


Объясняют в чем причина неутомимости и работоспособности сердца?

Знакомство с особенностями сердечной деятельности

Личностные: мотивация учебной деятельности

Познавательные: установление причинно-следственных связей

Регулятивные: контролировать свое время на выполнение задания

Коммуникативные: владение диалогической формой речи

4) Формулировка темы, постановка цели урока

Учитель формулирует тему урока, записывает её на доске, озвучивает цель урока – Выяснить строение сердца, выявить причины неутомимости сердечной деятельности (сл №5)

Записывают тему

урока в тетрадь

Осмысление цели урока

Подготовка к восприятию новой информации

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

5) Изучение темы и

Первичное закрепление

(сл №6) – рассказ учителя о строении и кровоснабжении сердца

1)Запись терминов в тетрадь.

2)Работа с муляжами сердца, с текстом учебника

1. Зарисовать строение сердца, подписать его структуры

2. .Рассмотрите на рисунке (Приложение 2) положение клапанов сердца.

Заполните таблицу в тетради.

3. Работа в парах –

Ознакомьтесь с текстом учебника и раздаточным материалом. В процессе работы в парах продолжите предложения (см Приложение 3)

Ознакомление со строением сердца, с клапанным аппаратом сердца, с механизмом работы сердца

Личностные: мотивация учебной деятельности;

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

анализ компонентов с целью выделения особенностей;

Регулятивные: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование умения работать в парах и малых группах; формирование вербальных и невербальных способов коммуникации.

6) Рефлексия

Беседа с классом

(сл №7)






























Оценка ответов с использованием схемы «Рекомендации по оценке устных ответов» (Приложение)

Выставление аргументированных оценок учителем.


Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

-Сегодня я узнал…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Я выполнял задания…

-Я понял, что…

-Теперь я могу…

-Я почувствовал, что…

-Я приобрёл…

-Я научился…

-У меня получилось…

-Я смог…

-Я попробую…

-Меня удивило…

-Урок дал мне для жизни…

-Мне захотелось…

Вопросы

Обобщение и систематизация знаний

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Регулятивные: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух;

Умение четко формулировать свои мысли

7) Домашнее задание

Написать сочинение на тему «Разговор с сердцем»

(сл №8)

Записывают д\з в дневник

Написание сочинения

Обобщение знаний о работе сердца

Личностные: формирование бережного отношения к своему сердцу

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли на бумаге


























Приложение 1

А.М. Горький «Старуха Изергиль».

«…А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья.

Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они – как звери .

Тогда в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня…

    • Что сделаю я для людей?! – сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из него сердце и высоко поднял над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его. Люди же, изумленные, стали как камни.

    • Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящие сердце и освещая им путь людям. Они бросились за ним очарованные…

А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!»

























Приложение 2


Слово "сердце" происходит от слова "середина". Это и понятно, потому что сердце находится в середине между правым и левым легкими и лишь слегка смещено в левую сторону. Верхушка сердца направлена вниз, вперед и немного влево, поэтому удары сердца максимально ощущаются слева от грудины.

Сердце - небольшой полый мышечный орган. У человека оно с кулак и весит всего около 300 г, это примерно 0,4-0,5% веса всего тела.

Сердце человека четырехкамерное. Оно состоит из двух предсердий и двух желудочков. Между предсердиями и желудочками находятся створчатые клапаны. Между правыми предсердием и желудочком - трехстворчатый, а между левыми предсердием и желудочком - двухстворчатый, или митральный. Благодаря им кровь движется только в одном направлении - из предсердий в желудочки.

Строение сердца человека

hello_html_m26869dce.pnghello_html_1cb4b91f.gifhello_html_3ffd6a3f.gif

Задание2


hello_html_m716d5894.jpg

1. Створчатые клапаны сердца:

а - створчатые клапаны открыты;

б - створчатые клапаны закрыты.
2. Полулунные клапаны аорты:

а - полулунные клапаны закрыты;

б - полулунные клапаны открыты.


Стенки предсердий внутри гладкие, и кровь легко стекает из них в желудочки. Предсердия имеют дополнительные емкости - ушки сердца. При интенсивной физической работе они могут наполняться кровью, если ее собирается слишком много.

Стенки желудочков имеют более сложное строение. От дна и боковых стенок отходят сосочковые мышцы. К ним прикрепляются прочные соединительнотканные нити, которые удерживают створки клапана, когда они закрываются. Благодаря этому створчатые клапаны не могут вывернуться в сторону предсердий и пропустить туда кровь.

Мышечные стенки правого и левого желудочков по толщине отличаются друг от друга: стенки левого желудочка намного толще стенок правого. Дело в том, что левому желудочку приходится перегонять кровь через все тело, а это длинный и тяжелый путь, требующий больших усилий. Правый желудочек, перегоняющий кровь только через легкие, выполняет сравнительно небольшую работу. Это один из примеров приспособления органа к условиям его деятельности.

При сокращении сердечной мышцы эти нити натягиваются и препятствуют выворачиванию клапанов в сторону предсердий. Благодаря такому устройству кровь у здорового человека свободно поступает из предсердий в желудочки и ни капли ее не может попасть обратно из желудочков в предсердия.

В стенках желудочков много складок, поперечных перемычек. Кровоток в желудочках приобретает вихреобразный характер, потому что из предсердий в желудочки кровь движется в одном направлении, а из желудочка в артерии в противоположном. Благодаря сложному строению внутренней стенки желудочков кровь лучше перемешивается, и содержащийся в эритроцитах кислород и углекислый газ распределяются более равномерно среди эритроцитов.

На выходе крови из сердца, то есть на границе левого желудочка с аортой и правого желудочка с легочной артерией, находятся кармановидные полулунные клапаны. Они препятствуют возвращению крови из артерий в желудочки. Поэтому кровь движется только в одном направлении





























Приложение 3


1 Заполните таблицу:


клапаны сердца

где располагаются

движение крови

створчатые

между…

из …. в…

полулунные

между…

из …. в…



2

Ознакомьтесь с текстом учебника и раздаточным материалом (Приложение 2). В процессе работы в парах продолжите предложения:


Кровь движется в одном направлении, потому что…_______________________;

Стенки желудочков толще, потому что.._________________________________;

Сначала сокращаются ______________, затем _____________________, а после наступает общая компенсаторная ______________.

























Приложение 4


Тест «Строение и работа сердца»


Вариант 1.

Выберите один правильный ответ.

1. Сердце человека имеет камерное строение. Количество камер:

а) 3
б) 2
в) 4
г) 5

2. Околосердечная сумка называется:

а) эпикард
б) эндокард
в) миокард
г) перикард

3. Клапан сердца, препятствующий движению крови из правого желудочка в правое предсердие, называется:

а) и одного желудочка
б) трёхстворчатый
в) полулунный
г) четырёхстворчатый

4. При спокойном состоянии человека продолжительность диастолы сердца составляет:

а) 0,8 сек
б) 0,4 сек
в) 0,3 сек
г) 0,1 сек

5. Вещество, усиливающее работу сердца:

а) адреналин
б) ацетилхолин
в) соли калия

















Вариант 2.

Выберите один правильный ответ.

1. Сердце человека состоит из:

а) одного предсердия и двух желудочков
б) двух предсердий и одного желудочка
в) двух предсердий и двух желудочков
г) одного предсердия и одного желудочка

2. Средний слой стенки сердца, образованный поперечно-полосатой сердечной мышцей, называется:

а) миокард
б) перикард
в) эпикард
г) эндокард

3. Клапан сердца, обеспечивающий движение крови из правого желудочка:

а) двухстворчатый
б) трёхстворчатый
в) одностворчатый
г) полулунный

4. При спокойном состоянии человека продолжительность первой фазы сердечного цикла составляет:

а) 0,8 сек
б) 0,4 сек
в) 0,1 сек
г) 0,3 сек

5. Вещество, оказывающее тормозящее действие на работу сердца:

а) адреналин
б) ацетилхолин
в) тироксин
г) серотонин





Технологическая карта к уроку биологии "Строение и работа сердца" 8 класс
  • Биология
Описание:

В данном материале представлена разработка технологической карты к уроку биологии в восьмом классе «Строение и работа сердца».     

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Технологическая карта разработана в соответствии со стандартами второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Параметрами технологической карты являются этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

 

 

 

 

 

Автор Грудкова Лидия Александровна
Дата добавления 20.11.2014
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 1617
Номер материала 4152
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓